Главные вкладки

    «Развитие универсальных учебных коммуникативных действий учащихся с задержкой психического развития через взаимодействие учителя начальных классов и логопеда по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в ус
    статья по логопедии (1 класс) на тему

    Романова Татьяна Владимировна

    В классы с ЗПР приходят дети с множественными речевыми нарушениями. В статье описана система работы с таким контингентом учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_kommun._uud.docx20.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие универсальных учебных коммуникативных действий учащихся с задержкой психического развития через  взаимодействие учителя начальных классов и логопеда по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы -интерната».

    Школа - решающий фактор индивидуального успеха и развития страны.

    За 20 лет наша страна изменилась. Предыдущий «Закон об образовании» перестал отвечать требованиям времени. Возникла необходимость в принятии нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который принят 29 декабря 2012 года.

    Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются: 

    • Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
    • Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
    • Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего образования …

    Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

    Одной из категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья являются учащиеся с задержкой психического развития. Контингент классов с задержкой психического развития очень разнообразный: дети с нарушением слуха, зрения, тяжёлыми нарушениями речи, аутизмом, неадекватным  поведением, но общим для большинства из них является неумение общаться, агрессия, неприятие другого мнения, уважения к мнению других людей.

    Задачей школы является развитие, а в некоторых случаях и формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий:

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
    •  управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

    Причинами неадекватного поведения, зачастую, агрессии детей, являются условия воспитания (неблагополучные семьи), физиологические недостатки (тугоухость, моторная алалия, дизартрия), которые привели к серьёзным речевым нарушениям, что создаёт огромные трудности для общения учащихся со сверстниками, взрослыми людьми, для полноценного обучения.

    Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения всех категорий детей.

    Научить правильно говорить, понятно выражать свои мысли, помочь ребёнку овладеть навыками правильного осознанного чтения и грамотного письма, овладеть «родным языком на уровне, необходимом для жизни в современном обществе», а значит создать предпосылки для формирования коммуникативной компетентности – задача современной школы.

    Сформированные коммуникативные действия, которые обеспечат учащимся с особыми возможностями здоровья:

    • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
    • умение слушать и вступать в диалог;
    •  участвовать в коллективном обсуждении проблем;
    • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Система по коррекции речевых нарушений учащихся с ЗПР состоит из нескольких этапов:

    1. Диагностический этап
    2. Коррекционно – педагогический этап
    3. Консультационно – просветительский этап

    На первом этапе в начале каждого учебного года проводится диагностика готовности ребёнка к школе. Учитель-логопед и учитель начальных классов выявляют все речевые нарушения  учащихся и составляют программы речевого развития. Начинается  второй этап совместной напряжённой и длительной работы по коррекции ВПФ, нарушений в речевом развитии ребёнка и усвоении программы  школы  VII вида.

    Одновременно со вторым этапом  организуется работа по третьему этапу, т. к. устранение речевых нарушений у детей с ЗПР процесс длительный и трудоёмкий, поэтому для коррекции всех нарушений необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей. Для этого в классе ведётся тетрадь взаимосвязи учителя и воспитателя класса с логопедом, где специалист записывает основные задания по коррекции звукопроизношения, пальчиковой и дыхательной гимнастики, задания по коррекции ОНР.

    Учитывая особенности учащихся с задержкой психического развития, применяю технологию сотрудничества. Учитель на уроках литературного чтения, русского языка, ознакомления с окружающим миром, математики, технологии выполняет задания логопеда, при необходимости, сообщает логопеду о возникших трудностях у детей.

    Работая в тесной связи с логопедом, я на каждом уроке провожу артикуляционную  и пальчиковую зарядку с применением индивидуальных  зеркал.

    Укрепление мышц языка – процесс длительный, утомительный, не всегда приятный для детей, но необходимый при коррекции звукопроизношения, поэтому эти упражнения облекаются в форму сказки о язычке, проводятся мною в игровой форме. Коррекция нарушений звукопроизношения приводит к речевой активности детей даже с моторной алалией.

    На уроках в целях создания ситуации общения детям предлагается работать в парах на уроках технологии при создании совместных проектов, для прочтения произведений  в лицах (сказка «Лиса и Журавль», «Лиса и тетерев»), в микрогруппах – для прочтения произведений по ролям, для инсценирования отрывков из произведений или разыгрывания с помощью пальчиковых кукол. На уроках использую приём взаимопроверки и взаимооценки знания правил, определений, при выполнении письменных заданий.

    Подготовка руки ребёнка к письму – задача подготовительного периода обучения. Для овладения письмом важны развитые мышцы руки, умение вовремя напрягать и расслаблять кисть. Сделать мышцы сильными могут только тренировки, которые  на уроках в начальных классах очень эффективно проводить в виде пальчиковой гимнастики в игровой форме. Пальчиковые игры существуют очень  давно и  главная их ценность в том, что они способствуют развитию не только мелкой моторики пальцев рук, но и  речи, памяти, внимания, мышления, координации движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Разучивая стихотворные строки  для пальчиковых игр, учитель помогает поддерживать у учащихся с задержкой психического развития интерес к процессу обучения, увеличивать речевую практику, совершенствовать звукопроизношение учащихся, работает над просодической стороной речи. Различные считалки, чистоговорки, потешки  помогают развивать память учащихся.

    Особое внимание я уделяю детям с нарушением звукопроизношения: каждый их ответ на уроке необходимо контролировать, исправлять, добиваться точного произношения слов.

           Образовательный результат – это запланированные позитивные изменения, происходящие в обучающихся и воспитанниках, благодаря специально организованному образовательному процессу….

    Тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда, учителя начальных классов, воспитателя, родителей помогает за 4 года начальной школы значительно скорректировать  или полностью устранить  нарушения речи и повысить уровень развития ВПФ учащихся с задержкой психического развития.

    По итогам обследования выпуска 2008-2012 учебного года  (по диагностической методике Фотековой Т.А.) было выявлено, что у всех учащихся наблюдается положительная динамика в развитии речи по всем показателям. Процент успешности (по методике Фотековой Т.А.) составил в 1  классе 33,1%, а в 4 классе- 77,6% (улучшился на 44,5%) при норме 80 -100%:

    фонематическое восприятие:  1 класс (52,2%), 4 класс (82%), улучшение на 29,8%;

    звукопроизношение и артикуляционная моторика: 1 класс(51,7%), 4 класс (92 %), улучшение на 40,3%;

    слоговая структура: 1 класс (60,8%), 4 класс (88%), улучшение на 27,2%;

     навыки языкового анализа и синтеза: 1 класс (44,1%), 4 класс (69%), улучшение на 24,9%;

    грамматический строй: 1 класс (44,5%), 4 класс (56%), улучшение на 11,5%

     словарь и словообразовательные процессы: 1 класс (30,7%), 4 класс (52%), улучшение на 21,3%;

    понимание логико-грамматических отношений: 1 класс (33,4%), 4 класс (56%), улучшение на 22,6%;

     связная речь: 1 класс (9,8%), 4 класс (55%), улучшение на 45,2%;

     чтение: 1 класс (1,3%), 4 класс (68%) улучшение на 66,7% .

    По окончанию начальной школы решением ПМПК в массовые школы выпущено 4 учащихся, что составляет (21%) обучающихся класса с задержкой психического развития.

    Систему взаимодействия логопеда, учителя начальных классов и родителей по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната можно использовать  не только в начальных классах  общеобразовательных школ, где учатся дети с особыми возможностями здоровья, школах VII  и  VIII вида.

    Романова Татьяна Владимировна,

    учитель ГБСКОУ

    школы-интерната «Перспектива»

    г.о. Новокуйбышевск

    2013г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

    Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

    Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

    Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

    статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется ме...

    выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать н...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

    статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

    Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

    статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

    Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...