Формы взаимодействия педагога и семьи
статья на тему

Калинина Ирина Равильевна

В статье говориться о формах взаимодействия  педагога  и семьи для достижения воспитательных результатов и раскрытия общего потенциала, который несет собой сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_nsportal.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия педагога и семьи

В педагогике предлагается оценивать семью как активный субъект педагогического процесса, что абсолютно правильно. Через какие формы работы педагога возможно добиться использования всего воспитательного потенциала семьи, изменения ее воспитательной среды, предупреждения родительских ошибок? Когда в классе больше половины учащихся растут в социально-проблемной среде, на чем нужно строить так необходимое сотрудничество?

Педагогу следует пересмотреть арсенал своих профессиональных средств в русле основных значимых идей. Необходимо отказаться от традиционного подхода в работе с родителями, выработать новую стратегию взаимодействия, найти пути включения в родителей в жизнь школы и класса в соответствии с их личностными возможностями. Ведущим принципом в отношениях между педагогом и родителями должно стать согласие и стремление достичь договоренностей в решении воспитательных задач. Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение. доминанта которого - гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.
Главное направление в сотрудничестве - развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений, акцент на это нужно делать при общении с родителями.
Учитель должен владеть диагностикой воспитательных отношений в семье, «родительской педагогикой», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально-личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.

Сотрудничество педагога и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.  В процессе этого изучения выясняются основные аспекты неблагополучия, основываясь на полученной информации, следует разбить семьи  на группы по схожими проблемам

Содержание работы педагога с семьей включает четыре основных блока: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-познавательного процесса, обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой – это идеальный вариант. Понятно, что при работе с неблагополучной семьей успехом будет включение их хотя бы в один блок. Выбор блока будет зависеть от специфики семьи.

Вспомним, через какие практические инструменты возможно влиять на включение законных представителей детей в воспитательный процесс. Нам известны массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями.

КРК – клуб родителей класса как форма психолого-педагогического просвещения. Она обогащает родителей основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом интересов и запросов родителей. Тематика встреч для родителей планируется на целый год. Клуб организуется на основе дифференцированного подхода, чаще всего с. учетом возраста детей. К его проведению могут быть привлечены психологи, медики, ученые, работники органов внутренних дел, а также педагоги. Тематика занятий в клубе может быть, посвящена решению одной проблемы в течение учебного года..

Задача любого педагога - придать теоретическим знаниям прикладной характер. Необходимо привлекать родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом с другими семьями, изучению публикаций и др., что, в свою очередь, требует поиска новых форм организации педагогического просвещения.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - научно-педагогический анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлении, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Одно из необходимых условий лекций – опора на опыт семейного воспитания. Лекция предполагает включение родителей в обсуждение проблемы. Она может быть проведена не только педагогом, но и другими специалистами. Тематику лекций следует делать проблемной, например: «Как помочь ребенку преодолеть конфликты в общении с одноклассниками (родителями, учителями ...)?»
Конференция - форма психолого-педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции отцов, конференции матерей.
Прaтикум-тренинг - это форма отработки педагогических умений родителей, эффективного решения возникающих ситуаций. К его проведению нужно подключать школьного психолога.
Родители сообща анализируют и ищут выход из сложившейся ситуации, объясняют свою позицию. На практикуме родителям можно предложить тесты, а затем совместно проанализировать его результаты, задать волнующие вопросы и поискать на них ответы. Тренинг позволяет более глубоко проникнуть в решаемую проблему, понять ее «изнутри».
Педагогическая дискуссия или диспут - это форма совместного обсуждения наиболее актуальных проблем воспитания ребенка. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы. Дискуссия требует подготовки, знакомства с основными вопросами, литературой. От педагога требуется владение технологией организации и проведение дискуссии.
Темой дискуссии может быть любая спорная проблема. В ней могут принимать участие дети.
Например, «выбор профессии - чье это дело?», « Мы и родители» и др.
Ролевые игры - это форма коллективной творческой деятельности родителей, позволяющая изучить уровень сформированности их педагогических умений. Например, темы ролевых игр: «Ребенок получил двойку...» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей, обсуждение участников.
Проигрываться может несколько вариантов, важно путем совместного обсуждения выбрать оптимальный.
Консультации - форма взаимодействия педагога и родителей, предполагающая обмен информацией и поиск оптимального решения в сложившейся ситуации, взаимного согласия. Принципы успешного консультирования, доверительные отношения, взаимоуважение, компетентность, их включенность в обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Педагог может дать совет побывать у психолога с целью дальнейшего решения проблемы.
Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, новыми технологиями обучения, требованиями учителя и др. Присутствие родителей на открытых уроках позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе. Во многих школах родители – гости и участники внеклассных дел и праздников. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть неизвестные стороны их интересов, увлечений, способностей.
Переписка с родителями, создание группы в соц.сетях - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Возможно извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
Посещение семьи - форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.

Родительское собрание - бывают школьные, которые проводятся 2 раза в год, и классные, которые проводятся не менее 5-6 раз в год. На школьных родительских собраниях родителей знакомят с документами о школе, основными направлениями, задачами и итогами ее работы. На классных родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирования, пути сотрудничества, подводятся итоги работы.
По виду родительские собрания бывают информационными, инструментальными, аналитическими, консультативными, дискуссионными, на собраниях может состояться творческий отчет детей.
Тематика родительских собраний обсуждается с родителями.

Главными показателями эффективности родительского собрания является активное участие в них родителей. Любая форма обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями предполагает получение от


Родители - своего рода социальные заказчики школы, поэтому они вправе влиять на ее деятельность, участвовать в организации школьной жизни. Родители юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они заинтересованы в успешной деятельности школы. Образуя ассоциации, родители вправе создать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы школьной жизни самостоятельно. Этим целям могут служить школьные собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет. Одной из форм сотрудничества родителей и школы является
классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем на основе положения о родительском комитете школы готовит и проводит совместную работу по педагогическому образованию родителей, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, оценивает и проводит итоги сотрудничества школы и семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагога и родителей.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребенка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительную значимость. Увы, не все родители это ...

Статья. Тема:Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков).

Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков....

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями и детьми

 Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Это социальная проб...

«Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения»

laquo;Будьте здоровы!», «На здоровье!», «Здоровье – главное богатство нации» – эти фразы звучат дома, на работе, в СМИ. Рейтинги телепередач о здоровом образ...

Формы взаимодействия школы и семьи

Процессы гуманизации и демократизации образования обусловили необходимость активизации взаимодействия образовательного учреждения с семьей.Семья – первичный социум, дающий ребенку ощущение психо...

Методы и формы взаимодействия педагогов и родителей

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются комплексные...