Озеро Байкал
план-конспект занятия по теме

Шелковникова Татьяна Георгиевна

    Мы живём в Бурятии, в Баргузинском районе. Он богат своими традициями,  обычаями, его населяет интересный и многонациональный народ, рядом чудо природы – озеро Байкал, гордость, достопримечательность края, уникальное явление на нашей планете. Озеро Байкал – удивительный природный объект, имеющий научно-эстетическое значение, необычайно притягателен для изучения с раннего детства. И наша задача помочь детям узнать,  чем красив и духовно богат наш край. Тема данного занятия в предшкольной группе:  «Озеро Байкал». Задачи данного мероприятия:

1.     Учить детей находить Байкал на карте. Продолжать знакомить детей с обитателями Байкала. Закреплять у детей понятие, что природа - это наш общий дом. Познакомить с некоторыми видами рыб Байкала (внешним видом).

2.     Развивать у детей мышление, память, коммуникативные навыки, мелкую моторику руки.

3.     Воспитывать любовь к Байкалу через художественное слово, желание беречь Байкал и его обитателей.

4.     Обогащение словаря детей новыми словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие в предшкольной группе448.35 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной к школе группе (5-6 лет)

Учитель начальных классов МБОУ «Баргузинская СОШ»

Шелковникова Татьяна Георгиевна

 Тема: «Озеро Байкал»

Задачи:

  1. Учить детей находить Байкал на карте. Продолжать знакомить детей с обитателями Байкала. Закреплять у детей понятие, что природа - это наш общий дом. Познакомить с некоторыми видами рыб Байкала (внешним видом).
  2. Развивать у детей мышление, память, коммуникативные навыки, мелкую моторику руки.
  3. Воспитывать любовь к Байкалу через художественное слово, желание беречь Байкал и его обитателей.
  4. Обогащение словаря детей новыми словами.

Предварительная работа:

Рассматривание карты мира, чтение рассказов о Сибири, Бурятии.

Материал:

  • Карта мира, материалы комплекта «Байкальский сундучок», игра «Рыболов», макет Байкала, предметные картинки (рыбы, оз. Байкал), «разрезной» Байкал, раскраски с изображением озера, цветные карандаши, аудио запись «Славное море – священный Байкал».

Ход занятия:

1)Организационный момент.

-Сегодня мы продолжим разговор о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки).

-Ребята, послушайте загадку.

Есть в Сибири озеро такое,

Где вода в нём  прозрачна, чиста.

Называем мы озеро - море,

И мимо проезжая, любуется мы им издалека.

-О каком озере говорится в загадке? (Байкале)

-Как вы догадались, что это Байкал? (Самое большое, вода в нём прозрачная, чистая)

2) Прослушивание фрагмента песни «Славное море – священный Байкал».

- В песне поётся «Славное море, священный Байкал». Как вы думаете почему?

- Байкал – это очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т.е. не солёная, очень чистая и вкусная, что её можно пить. Кто из вас был на Байкале?

-А вот как он выглядит высоко из космоса (дети рассматривают макет озера, выполненного из солёного теста)

-Давайте посмотрим Байкал на карте. (находим вместе с детьми)

-Вы запомнили, как выглядит Байкал на карте?

-Сейчас мы это проверим, вам нужно будет сложить из частей Байкал. (дети складывают из частей модель Байкала)

Моделирование «Сложи из частей Байкал»

-Молодцы! Вы все справились с заданием.

3)-Ребята, вы много уже знаете о Байкале, его обитателях, а хотите узнать о Байкале больше, как он появился?

-Давайте с вами совершим путешествие по Байкалу, на чём можно путешествовать?

(на лодке, катере, корабле)

-Но у нас нет такого транспорта, что же нам делать?

(построить корабль из модулей, дети строят корабль)

-Капитаном будет у нас Владик.

А я гидом - буду рассказывать вам обо всём.

Отправляемся в плавание - путешествие.

-Смотрите, чайки кружат, охотятся на рыбу. Что ещё видите, кого?

(дети описывают воображаемые: горы, леса, рыбу)

- Смотрите, вот плывёт осётр (на стене, доске картинки с изображением рыб), какой он большой, цвет светло – коричневый, брюшко светлое, рот находится внизу, перед ним расположены усики. Питается осётр мальками разных рыб, бычки – широколобки, а так же личинками комаров и других насекомых.

- А, это кто прячется за корягу? Это сом, голова у него очень большая, тело без чешуи, хвост длинный, глаза маленькие, рот большой с мелкими острыми зубами. Днём сом спит, а ночью охотится, ведь сом – хищник он питается мелкими рыбами, червями, пищевыми отходами. Его называют санитаром рек и озер.

- Ну вот мы причалили на берег. (дети садятся на стулья)

4) -Сейчас я расскажу вам как появился Байкал (рассказ легенды).

- Ну что ж проверим, узнаете ли вы рыб о которых я загадаю загадки.

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на О (омуль)

 

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка) 

Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна

Притом такая злюка

Конечно это. (щука)

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название- вопрос!

(бычок- широколобка)

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Даёт ухе особый вкус

Байкальский (хариус)

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)  

- А нерпа это рыба? (ответы детей)

-Конечно, это животное которое живёт в Байкале.

- Молодцы, ребята, всех рыб отгадали!

5) -А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Рыболов».

-Кто любит рыбачить на удочку? (Дети «ловят» рыбу, вспоминая её название).

6) Физкультурная минутка

 «Рыбки весело плескались

 В тёплой чистенькой воде,

То сомкнутся, разомкнутся,

То зароются в песке».

7) Раскраска «Мой Байкал».

-Ребята, что нужно делать, чтобы вода в Байкале всегда была чистой, прозрачной и было много - много рыбы?

Чтение стихотворения

Давайте будем его беречь

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой

Наше богатство -  Байкал родной!

8) Итог занятия

-Что понравилось в нашем путешествии?

- Хотелось бы вам продолжить путешествие по Байкалу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

озеро Байкал наскальная живопись

Презентация составлена совместно с детьми. Очень красивые надписи на скалах....

Урок окружающего мира по теме" Озеро Байкал"

Урок посвящен изучению объекта Всемирного природного наследства - озеру Байкалу.На уроке рассматривается фауна ,  экологические проблемы Байкала.К уроку прилагается презентация....

озеро Байкал

В презентации опубликованы фотографии озера Байкал. Глядя на эти фотографии возникает чувство гордости за красоту, уникальность, не повторимость этого озеро. Появляется желание беречь  природу и ...

Чудо света-озеро Байкал

Исследовательская работа...

Урок Окружающий мир."Озеро Байкал"

Живописные картины природы у озера Байкал. Фото из космоса. Изображение озера на картах мира....

День озера Байкал

Презентация о Байкале для 2 класса: ёмкая информация, красивые пейзажи, затрагивание экологических проблем, знакомство с новыми словами (флора, фауна, эндемики). Ссылка для скачивания: http://de...

Презентация "Озеро Байкал"

Презентация "Озеро Байкал"...