ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа по теме

Чаусенко Людмила Андреевна

Программа «Школа развития» направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, она на доступном для детей уровне познакомит дошкольников  с психологией, даст представление об основных психических явлениях: ощущение, восприятие, воображение, внимание, памяти, мышления, воли и эмоций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_predshkolnogo_obrazovaniya_.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель методического совета МБОУ «СОШ №2» п.г.т. Уренгой

_________________/М.А. Гречишникова/

Протокол №____  от «___»_____ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №2» п.г.т. Уренгой

___________________ /Е.В. Крепешева/

Приказ № ____ от «___»________ 20___ г.

ШКОЛА  РАЗВИТИЯ

ПРОГРАММА  

ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» П.Г.Т. УРЕНГОЙ

                                                                                    Рассмотрено на заседании

                                   педагогического совета

                                                                           Протокол №___ от «__»______ 20__ г.

2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             У каждого ребёнка есть способности и талант. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Взаимодействуя с миром, человек строит сам себя, происходит саморазвитие, самоактуализация его личности.

             Намного эффективнее становление сознания и личности в целом происходит в процессе целенаправленного обучения. Обучение деятельности – это делать учение мотивированным, учить ученика ставить перед собой цель, находить пути и средства её осуществления, помогать ребёнку, сформировать у себя действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

             Программа предназначена для дошкольников, посещающих занятия школы будущих первоклассников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уренгой.

             Программа «Школа развития» направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, она на доступном для детей уровне познакомит дошкольников  с психологией, даст представление об основных психических явлениях: ощущение, восприятие, воображение, внимание, памяти, мышления, воли и эмоций.

             Цель программы – развитие познавательных способностей, интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника. Создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий.

             Задачи программы:

  • Развитие у детей познавательных универсальных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Развитие у детей коммуникативных универсальных действий, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  • создание условий для познания учащимися  сильных сторон своей познавательной деятельности, формирование умения опираться на них в процессе учебных занятий («Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?»);
  • развитие сенсорно - перцептивной сферы,  наглядно-образного, словесно-логического мышления,  развитие произвольности,  внимания, памяти младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

             Программа «Школа развития» рассчитана на 6 часов в год. Занятия проводятся с октября по март согласно расписанию.  Продолжительность одного занятия – 20 – 30 минут. Занятия ведут педагогом-психологом  начальной школы. Обучение ведется на русском языке.

             Наполняемость учебных групп будущих первоклассников устанавливается в количестве 10 - 25 обучающихся.

     В  содержании программы «Школа развития» выделяются 4 направления развития:

 «Знакомство»

     Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания памяти.

«Воображение. Фантазия»

     Развитие умения придумывать, создавать в уме новые образы, представлять себе то, что никогда не видел, но о чём слышал или читал.

«Восприятие»

      Обучение дошкольников приёмам выделения и анализа отдельных признаков или свойств воспринимаемых объектов; формирование умения осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.

«Внимание»

    Формирование устойчивости и распределения внимания, т.е. умения контролировать выполнение одновременно двух или более действий.

«Память»

             Формирование у дошкольников опосредованного запоминания, т.е. умения использовать для запоминания вспомогательные средства, в том числе знаки-символы; формирование умения расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства.

«Мышление»

            Развитие операций анализа, синтеза, обобщения, формирование умения устанавливать закономерности.

              Основным содержанием занятий являются игры и тренинговые упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоциональной сферы ребенка. Структура каждого занятия включает ритуалы приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, ритуал прощания. Занятия пострены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных видов универсальных учебных действий: коммкуникативных, познавательных и т.д.

             Содержание занятий может быть упрощено или усложнено в зависимости от конкретного опыта, имеющегося у детей, от их включенности в общение личностного типа, от общего культурного и умственного развития.          Большое внимание уделено формированию коммуникативных навыков младших школьников.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание  работы

1

1

Давайте познакомимся

Дети учатся разным способам приветствия друг друга, с помощью игровых упражнений обучаются оказывать поддержку друг другу и сопереживать.

2

1

Развитие восприятия

Дети выполняют различные упражнения, направленные на развитие восприятия.

3

1

Будь внимательным

Дети выполняют различные упражнения, направленные на развитие различных свойств внимания (объема, концентрации, переключения) и умения действовать по правилу.

4

1

Развитие памяти

Выполнение упражнений на развитие различных свойств памяти (ассоциативной, зрительной, слуховой).

5

1

Развитие мышления

Дети выполняют ряд упражнений на развитие логических операций и понятийного мышления, сообразительности.

6

1

Развитие воображения, фантазии.

Упражнения на развитие умения придумывать, создавать в уме новые образы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Формы организации занятий – фронтальная и групповая.

             Образовательный процесс в рамках курса имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей.

             Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, в качестве основных, предлагаются практические методы, метод дидактических игр. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать познавательный материал, выполняя действия с предметами  и т.п.

            Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям организации учебного процесса:

-    комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях;

-   создания благоприятных социально–психологических условий для свободного

     межличностного общения.

-   моральное поощрение инициативы и творчества.        

Реализация программы «Школа развития» предполагает использование следующих средств обучения:

  • тренинговые упражнения;
  • игры на развития памяти, внимания, восприятия, мышления;
  • рассказы или истории для обсуждения;
  • картинки-раскраски;
  • карточки с заданиями;        
  • наклейки для поощрения детей;
  • логические задачи;
  • музыкальное сопровождение (музыка для релаксации);
  • листы бумаги А 4, фломастеры или цветные карандаши.
  • ТСО:  телевизор, DVD-плеер, компьютер, мультимедиапроектор, музыкальный центр, интерактивная доска;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 К концу обучения дошкольник должен:

знать:

уметь:

- у человека есть потребность в общении;

- простые приёмы осмысленного запоминания;

- простые приёмы развития внимания;

- простые приёмы выполнения мыслительных операций;

- правила построения высказывания

- помогать человеку, сострадать, сочувствовать ему, сопереживать;

- использовать при общении правила общения, нарушение которых мешает полноценному общению;

- находить и различать данные признаки;

- запоминать и воспроизводить увиденное, услышанное;

- логически мыслить;

- строить устные высказывания;

- задавать вопросы;

- видеть проблему.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗНАНИЙ

  • наблюдение;
  • использование апробированных методик диагностики познавательных способностей учащихся:

Предлагались тесты на:

1. Методика 10 слов - развитие слуховой (кратковременной и долговременной) памяти;

2. Методика «Домик» - развитие произвольного внимания;

4. Тест Равена - развитие наглядно – образного мышления;

5. Развитие умения обобщать и классифицировать;

6. Нахождения закономерностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Князева Т.Н. Я учусь учиться. - М.: Аркти, 2004
  2. Клюева Н.В., Ю.В. Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. - Ярославль: «Академия развития», 2001.
  3. Лазунов Д.А. Психология .развивающие занятия. - М.: «СФЕРА», 2008.
  4. Тузова В.Л. Первый класс – день за днём. – Санкт-Петербург «КАРО», 2001.
  5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – ЯР.: Гринго, 1996
  6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  7. Холодова О. Юным умникам и умницам. - М.: «ДРОФА»,  2002.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: «Генезис»,  2004.
  9. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  10. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольное образование

Что такое предшкольное образование?Где осуществляется предшкольное образование? Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?...

Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

Модефицированная программа предшкольного образования  по учебно-методическому комплекту  Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подго­товки к школе дете...

Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

из опыта рвботы "Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»...

Преемственность дошкольного и начального образования по программе «Предшкольная пора»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познав...

Рабочая программа предшкольного образования по развитию речи

Цель программы - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; развитие правильной, грамотной...

УРОКИ ЗДОРОВЬЯ ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Это программа о ЗДОРОВЬЕ. Очень важно знать строение, особенности функционирования и способы повышения работоспособности своего организма. Но здоровье человека зависит не только от нормальной работы е...

Программа дополнительного образования «Предшкольная пора»

Направленность программы: социально - педагогическаяФорма обучения: групповаяГод обучения: 1 год обученияВозраст обучающихся: 5,5-6,5 летЦель: Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной...