Главные вкладки

    Программа кружка "Умелые ручки "
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Анисимова Ирина Михайловна

    Программа расчитана на 2 полуголие   1  и 3 классы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon planirovanie_poanirovanie_moe.doc123 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа курса «Умелые ручки»

    (1-3 классы)

    Пояснительная записка

    Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага. Вырезание из бумаги – очень увлекательное занятие. Иногда красивая вырезка получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно.

    Потребуется время, чтобы научить  детей работе с ножницами. Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как  обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы  способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей  и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.

     Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами  творческой деятельности.

     Творческие способности развиваются от занятия к занятию, от одного года обучения к другому.

     В творческой группе разновозрастной состав, что  имеет много преимуществ. Учащиеся  4-х классов оказывают помощь младшим школьникам и являются для них примером для совершенствования своей работы. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельности привлекает на занятия всех детей.

    Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.

    При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:

    -развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;

    -развивается познавательная активность учащихся;

    -формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.

     Учитель может поставить  те цели, которые считает нужными, применительно к условиям своего класса, кроме того, цели всех занятий-практикумов схожи:

    -учить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие;

    -закрепление правил и приёмов рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);

    -закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда;

    -развитие глазомера, координации движений.

    Ведущие методические принципы:

            1. Принцип деятельности подразумевает активное включение  ребенка в учебно-познавательную  деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

            2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.

            3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта,  способности самостоятельного выбора решений.

            4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

    В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают  различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют  приобретённый  опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю( 1 класс -13 часов) .3 класс – 34 часа

    I. Работа с бумагой и картоном – 11 часовдля 1 класса  и  31 час- 3 класс.

        Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия.

        Аппликация. Аппликация плоская  и объёмная.

        Открытки.

    1. Витраж – 2 часа.- 1 класс, 3 часа 3класс

    Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами.    Техника безопасности. Симметрия.

    В практической  работе дети учатся правильно  держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников. Упражнения можно  выполнять на любой простой  бумаге.

    На втором этапе дети учатся вырезать фигуры для аппликаций с плавными переходами, закруглениями и овалами. Закрепляют эти навыки   при вырезании силуэтов  овощей, и несложных цветов с добавлением к ним листьев.

    Закрепить правильные приемы вырезания можно, подбирая  для работы сначала простые, а затем более сложные объекты  труда.

    Исходными материалами  являются бумага, ножницы, клей.

    Основной материал для работы  -  цветная бумага, можно также  использовать цветные обложки старых журналов, тетрадей, плакатов.

    Ножницы – главный инструмент. Для  вырезания бумаги важно выбрать хорошие острые ножницы. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться. Туго раскрывающиеся ножницы натирают  пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут бумагу.

    Канцелярский (силикатный) клей обесцвечивает бумагу, оставляет на ней  желтые пятна, поэтому его использование нежелательно.

    Очень хорош  в работе клеящий карандаш, не пачкает и не сминает тонкую бумагу, только не забывайте каждый раз закрывать колпачок, клей очень быстро высыхает.

    Поливинил-ацетатный  клей хорошо склеивает большие поверхности. На вид белый, но после высыхания становится прозрачным. Наносите его кисточкой. Избегайте попадания клея на одежду,  работайте   с ним  в переднике или с закатанными рукавами. После работы тщательно промойте кисточки. Его можно использовать не только как клей, но и как лак. Он придаст крепость вашим работам и хорошо предохраняет поверхность.

    Клейстер готовится из муки  размешиванием до однородного раствора. Кипятится  в течение нескольких минут. Используется после охлаждения.

    Не пользуйтесь клеем, содержащим растворитель!

    Скотч незаменим, но это капризный материал. Лучше всего сразу отрезать несколько кусочков и слегка приклеить их за уголок к рабочему столу.

    Для занятий  необходима ветошь - сухая для притирания через  лист и влажная для вытирания рук во время работы.

    Аппликация. Аппликация плоская  и объёмная.

    Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы  способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей  и целого, пониманию цвета и его преобразования. Во время выполнения аппликации воспитывается аккуратность, терпеливость, такие занятия помогают выражению собственной фантазии.

     По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые.

    По виду выполнения аппликации можно подразделить   на плоские и объёмные.

    Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей  из бумаги и наклейки их на основание.

    В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей  получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.

    Объёмная аппликация. Широкое  распространение в практической  деятельности школьников получила объёмная аппликация, создающая некоторую видимость объёма. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения.

    Аппликация на стекле.

    Техника выполнения таких работ очень проста.

    На стекло наносится контур рисунка черной тушью, затем элементы аппликации необходимо залепить разноцветным пластилином. Фоном служит обыкновенная цветная бумага. Законченная работа вставляется в рамку. Хранить вдалеке от источника тепла, избегать попадания прямых солнечных лучей.

    Определяя условия успешности в организации внеучебной деятельности школьников, ученые Российской академии образования считают принципиально важным выделение  результатов и эффектов этой деятельности. Под результатом внеучебной деятельности понимается  то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект же определяется как последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

     При этом, образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

    Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

    Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

    - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

    - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

    При этом, согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения

    Учебно-тематическое планирование 1 класс

    ТЕМА ЗАНЯТИЙ

    Дата

    1 а класс

    Дата

    1 в класс

    Кол-во

    часов

    1.

    Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Аппликация из геометрических фигур

    .Кораблик.

    1час

    2.

    Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. Открытка - Валентинка  

    1 час

    3

    Поздравим папу.  Открытка    (самостоятельная работа)

    1 час

    Проводы зимы. Объемная аппликация «Одуванчик»

    1 час

    4.

    Знакомство с симметрией.. 8 матра- поздравительная открытка.  

    1 час

    5.

    Орнамент. Декорируем тарелочку.

    1 час

    6.

    Симметрично и несимметрично. Бабочки.

    Коллективная работа.

    1 час

    7.

    Мозаика. Работаем в паре.

    1 час

    8.

    Объемная аппликация Ромашка

    Самостоятельное творчество.

    1 час

    9.

    Простое плетение. Декоративное панно.

    1 час

    10.

    Идеи дизайнера. Декоративная ваза.

    1 час

    11.

    Объемная аппликация. Стрекоза.

    1 час

    12.

    Витражи.

    2часа

    Учебно-тематическое планирование 3 класс

    ТЕМА ЗАНЯТИЙ

    Дата

    1 в класс

    Кол-во

    часов

    1.

    Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Аппликация из геометрических фигур.

    Лягушенок

    1час

    2

    Свойство бумаги. Складывание. скручивание.

    Изготовление бус из бумаги.

    3

    Виды бумаги. Изготовление валентинки.

    1 час

    Поздравим папу. Декорируем открытку    (

    1 час

    5

    Проводы зимы. Первоцветы.

    1 час

    6

    Объемная аппликация «Одуванчик»

    1 час

    7.

    Знакомство с симметрией.. 8 марта.

    Поздравительная открытка.  

    1 час

    8.

    Орнамент. Декорируем тарелочку.

    1 час

    9

    Идеи дизайна. Открытка с эффектом 3д.

    1 час

    10-11

    Работа с соленым тестом.

    Изготовление сувенира.

    2 часа

    12

    Симметрично и несимметрично. Бабочки.

    Коллективная работа.

    1 час

    13

    Мозаика. Сказочный гриб.

    Работаем в паре.

    1 час

    Квилинг .Основные элементы квилинга.

    2 часа

    14

    Объемная аппликация Ромашка

    Самостоятельное творчество.

    1 час

    15

    Простое плетение. Декоративное панно.

    1 час

    16.

    Идеи дизайнера. Декоративная ваза.

    1 час

    17

    Объемная аппликация. Стрекоза.

    1 час

    18-20

    Витражи.

    3часа

    Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный  интерьер, внесут в дом  своеобразие и красоту.

    список Литературы

    1. Бугельский Ю. Сделайте для карнавала.
    2. Гернимус Т.М. Комплект учебников – тетрадей по труду для 1 – 4 классов  (« Справочник маленького мастера», «Бумажкино царство», «Учимся мастерить», «Серебряная паутинка» и три альбома инструкционных карточек «Я все умею делать сам»).
    3. Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
    4. Гусакова М.А. Аппликации.— М., 1982.
    5. Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.
    6. Конышева Н.М.  «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
    7. Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
    8. Пономарьков С.И. декоративное и оформительское искусство в школе. —М., 1976.
    9. Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
    10. Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги  (складывание и сгибание) —М.Учпедгиз, 1995.
    11. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. – М., 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

    Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

    Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

    Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

    Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...