" Новые подходы к преподаванию русского языка в начальной школе"
методическая разработка по теме

Новый подход к обучению русскому языку - попытка гуманизации обучения, преодоления формализма, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, поиск условий для раскрытия его творческого потенциала. Как показывает анализ, сложившуюся практику преподавания русского языка характеризуют традиционное изучение уровневых единиц языка, абстрактность языкового материала, который обычно запоминается механически, недостаточная коммуникативность обучения, отсутствие технологий, учитывающих важность и роль эмоционального компонента в учебной деятельности.     

Использование новых подходов к преподаванию русского  языка, соединённых с опытом, позволяют достичь оптимально высоких результатов обучения. Мои ученики становятся призёрами городских олимпиад, лауреатами конкурсов. Я считаю, что настал момент, когда  каждый учитель должен пересмотреть свой подход к преподаванию предмета и преодолеть страх перед внедрением новых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа № 6 города Георгиевска

   

" Новые подходы к преподаванию

русского языка в начальной школе"

Тишина Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6

 города Георгиевска

2013 год

Новый подход к обучению русскому языку - попытка гуманизации обучения, преодоления формализма, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, поиск условий для раскрытия его творческого потенциала. Как показывает анализ, сложившуюся практику преподавания русского языка характеризуют традиционное изучение уровневых единиц языка, абстрактность языкового материала, который обычно запоминается механически, недостаточная коммуникативность обучения, отсутствие технологий, учитывающих важность и роль эмоционального компонента в учебной деятельности. Нуждается в изменении стиль обучения и общения. На уроках превалирует стиль напряженного ожидания (спросят - не спросят), дети пассивны, им не хватает элемента новизны. Анализ учебного процесса в современной школе обнаруживает недооценку того факта, что в ситуации обучения взаимодействуют два фактора - собственно деятельность учителя (процесс организации, предмет освоения, учитель с его методикой, опытом и др.) и личность ученика (запросы, интересы, потребности, цели). Особая форма предъявления изучаемого материала, его содержательной стороны, влечет за собой не только усвоение знаний и умений по предмету, но и выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и обеспечивающих ее перевод на уровень продуктивного творчества. На смену передаче и приобретению знаний приходят модели обучения, где характер деятельности учащихся при осуществлении учебного процесса протекает по схеме, заданной, выстроенной учителем, и может быть технологическим или поисковым.

     Новый стиль обучения русскому языку реализуется при решении следующих задач: 

-  изучать язык как культурно-исторический  процесс, проходящий в своём развитии несколько этапов: от устных форм обучения к  письменным, от рисунков к алфавитному письму;

 - развивать все виды речевой деятельности школьников: умения писать и читать, слушать и говорить;

- развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа;

-формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой;

 - развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части  общей культуры человека;

- формировать языковое мышление детей, опирающееся на образное и логическое мышление, сознательное отношение к языку как к ценности;

- воспитывать бережное отношение к родному  языку, показывать значение русского языка как средства межнационального общения.

      С точки зрения структурной в содержании языкового образования можно вычленить следующие компоненты: знаниевый,  деятельностный, социальный, культурологический.

     Знаниевый состоит из сведений по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, об ударении и безударных гласных. Звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных.  Школьники узнают основные правила графики (обозначение мягкости согласных, своеобразие сочетаний жи, ши, ча, ща, чу,щу, особенности йотированных букв). Из морфемики учащиеся усваивают элементарные понятия о значащих частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Они получают важнейшие данные о таких частях речи, как имя существительное, прилагательное, глагол, об их значениях и способах изменения. Из курса синтаксиса у учащихся будет информация  о  связях слов, о предложении и его основных видах, о главных и второстепенных членах предложения. Школьники практически овладевают лексикой русского языка: они выясняют значения слов, их многозначность, упражняются в точном употреблении слов. Главной особенностью научного знания является системный характер изучаемых понятий. Это ставит школьников в ситуацию понимания того, что знаю  и  что ещё предстоит узнать. Работая над существительными, они начинают догадываться о существовании «несуществительных». Такое состояние вызывает потребность завершить цепь сведений недостающим звеном.

      Выбор исходных понятий – важнейшее условие открытости понятийной системы до детального знакомства с ней. В начале обучения должны быть положены предельно общие понятия, центральные для данной системы, те, из которых система может быть выведена.

     Таким образом,  основными разделами курса «Русский язык» вне зависимости от  УМК  являются: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание».

      Деятельностный компонент нацеливает учащихся на приобретение умений, навыков в области слушания, говорения, чтения, письма.

    Слушание как вид речевой деятельности включает в себя способы своего осуществления, ведущие к переводу звукового кода речи на код внутренней речи. Говорение  как вид речевой деятельности выступает в роли процесса, обратного слушанию. При говорении происходит перевод кода внутренней речи на код звучащей речи. Речь приобретает план выражения. Умения,  навыки в области чтения, письма приобретаются учащимися в условиях школьного обучения. Чтение как вид речевой деятельности требует знания графического обозначения звуков. Назначение письма  как вида речевой деятельности заключается в буквенном оформлении выражаемых мыслей. Это требует также овладения его техникой на основе знания буквенного шрифта. В процессе изучения языковой теории школьники совершенствуют каллиграфические умения. Они учатся списывать и записывать под диктовку слова, тексты. Помимо этого пересказывают и создают собственные тексты. Причём их произведения небольшие по объёму, на темы, вызывающие интерес.      

    Социальный компонент в содержании языкового образования имеет не явно выраженный характер, ориентированный на подсознательное воздействие. Основным носителем этого компонента выступают тексты о родине, государстве, школе и т.д.

   Культурологический компонент  занимает информационную нишу, в котором преобладают сведения, расширяющие знания детей о природе, животном мире. Важнейшей дидактической единицей этого компонента выступает текст.  Через его содержание усваиваются качества личности: эрудиция, нравственность, ценностный потенциал.

   Таким образом, обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения.  Главными признаками этих технологий является направленность на самостоятельную деятельность и здоровьесбережение. Современный методический стандарт  в  преподавании русского языка  предполагает использование соответствующих технологий. В  таблице  представлены те педагогические технологии, развивающая эффективность которых подтверждена моей педагогической практикой.

Современные  образовательные технологии:

  •  развития критического мышления;
  •  проблемно-диалоговое обучение;
  •  проектная и исследовательская деятельность;
  •  письменная дискуссия;
  •  игровые технологии;
  •  ориентированно-личностное обучение;
  •  здоровьесберегающие технологии;
  • информационные технологии

(приложение: сценарий урока с  использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

       При использовании данных технологий урок проходит в оптимальном темпе, части логически связаны, сочетаются различные виды учебной деятельности; материал урока усваивается всеми учащимися в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся; на уроках преобладает атмосфера сотрудничества и сотворчества.

Дидактические требования к современному уроку русского языка:

- чёткое формулирование образовательных задач в целом  и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

 -  определение  оптимального содержания урока  в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения научных знаний,  умений и навыков как

 на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к современному уроку русского языка:

  • проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного урока;
  • учёт в целевой установке урока психологической  задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  • предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

Требования к технике проведения современного урока русского языка :

  • урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность к знаниям;
  • темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершёнными;
  •  необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, должен соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  •  доминировать должна атмосфера доброжелательности  и творческого труда;
  • следует менять виды деятельности, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения, активное учение каждого школьника.    

Типология уроков русского языка в современной школе

Классические типы

Нетрадиционные типы

Вводный урок

Урок – турнир

Тренировочный урок

Урок – диспут

Контрольный урок

Урок – эврика

Урок закрепления ЗУН

Урок - творчества

Урок самостоятельной работы

Урок – конференция

Урок с использованием ИКТ

Урок - сказка

Урок практической работы

Урок взаимного обучения

Комбинированный урок

Урок – КВН

Повторительно- обобщающий урок

Интегрированный урок

Особенности контроля и оценки знаний по русскому языку

     Контроль   уровня  достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, списываний, изложений, тестовых заданий.

      Диктант и контрольное списывание  служат средством проверки орфографических и пунктуационных  умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Изложение – проверка, как идёт формирование навыка письменной речи; умения передавать и понимать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

    ( Приложение «Новая форма проведения итогового контроля»)

     Использование новых подходов к преподаванию русского  языка, соединённых с опытом, позволяют достичь оптимально высоких результатов обучения. Мои ученики становятся призёрами городских олимпиад, лауреатами конкурсов. Я считаю, что настал момент, когда  каждый учитель должен пересмотреть свой подход к преподаванию предмета и преодолеть страх перед внедрением новых технологий.

 

Новые подходы к преподаванию русского языка в начальной школе

                                      Сегодня образование должно давать НЕЧТО ИНОЕ.

                                   Сегодня очень важно знать, ГДЕ и КАК добывать знания

Деятельностная личностно-ориентированная

парадигма обучения и воспитания

                                                                       

                                     

Субьектно - субъектные отношения

                                                                 

Список используемой литературы

  • Амонашвили Ш.А., Лысенкова С.Н. и др. Педагогический поиск. М., 2001
  • Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Требования к современному уроку. М., 2001
  • Авраменко Н.Н.,  Барковец Н.К.,  Юлкина Е.А. и др. Сборник практических материалов. Начальные классы. Педагогическе общество России, М., 2003
  • С. В.Юртаев. Содержание языкового образования и речевого развития учащихся. Журнал «Начальная школа» №10, 2009
  • Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся. «ВАКО» М., 2005
  • Волошина О.И. Тесты по русскому языку. Начальная школа. М., «Дрофа», 2001
  • Иванова В.А., Потиха З.А. и др.Занимательно о русском языке. Санкт-Петербург, 1999
  •  Палат К.С., Петров А.Е. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. М., 2001
  • Зиновьев Т. И., Курлыгина О.Е. и др. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М., 2007
  • Тарабарина Т. И. и др. И учёба, и игра: русский язык.  Ярославль: Академия развития, 2003  

             

Е.А.Тишина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые подходы к организации и содержанию начального обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для успешного обучения и воспитания умственно отсталых школьников необходимо в первые же годы школьного обучения пробудить в них интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность.Именно...

Педагогический проект на тему: "Дифференцированный подход на уроках русского языка в начальной школе"

Педагогический проект представляет дифференцированные задания по русскому языку в начальной школе....

Новые подходы к литературному чтению в начальной школе.

Роль учителя на формированиетуниверсальных учебных действий....

Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

Методическая работа содержит теоретический и практический материал  по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...

Новые подходы в обучении иностранному языку в начальной школе

Содержание  Введение………………………………………………………&h...

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»...

«Новый подход в системе оценивания в начальной школе по ФГОС»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образоват...