«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией
методическая разработка по теме

Задонская Екатерина Анатольевна

познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и  психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._vystuplenie_zadonskoy_e.a.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Использование кинезиологических упражнений  на коррекционных занятиях

 с детьми, имеющими нарушения речи»

Подготовила:

Задонская Екатерина Анатольевна,

педагог-психолог

В образовательном учреждении я работаю третий год. Мои занятия посещают  дети с нарушениями зрения в возрасте от 5-12 лет, как дошкольники, так и младшего школьники,  всего 29 человек.

Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме на коррекцию и развитие  познавательной, эмоциональной сферы, на профилактику и психокоррекцию трудностей процесса адаптации первоклассников, а так же проводятся занятия с будущими первоклассниками на развитие познавательных процессов и подготовке к школе.

В число этих учащихся входят дети, имеющие нарушения устной и письменной речи. Так как речь является высшей психической функцией человека, и если она подвержена нарушению, у ребенка страдают и психические функции. Поэтому 75% детей составили группу с проблемами речевого и психологического развития – уровень развития познавательных процессов у них был ниже возрастной нормы, и со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Поэтому эти дети оказываются на занятиях, как у учителя-логопеда, так и у педагога-психолога.

Таким образом, ребенок подвергается воздействию с двух сторон.  Вся наша совместная работа, согласованность действий, позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной и школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

В своей коррекционно-развивающей  работе с детьми я использую нетрадиционные методы и приёмы терапии, которые на фоне комплексной логопедической помощи  являются эффективными средствами коррекции и помогают достичь максимальных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эти методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов,  помогают сделать занятия интереснее и разнообразнее и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-,  арома, музыка, хромотерапия, су – джок и пескотерапия - и др). Но мне хочется остановиться на том, который, является наиболее результативным и эффективным: кинезиологические упражнения.

Целью моей презентации: познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и  психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе.

Слайд 1.    «Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи».

Слайд 2.     Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель, Клеопатра.

Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Слайд 3.  По словам немецкого философа И. Канта - «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». 

         

 Слайд 4. В. А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» 

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению).

Слайд 5. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья. 

 Слайд 6.

Известно, что мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе необходимы оба полушария. Так например:

Слайд 7.

Правое полушарие 

  • гуманитарное;
  • творческое;
  • отвечает за образное мышление;
  • отвечает за интуицию;
  • отвечает за координацию движений;
  • контролирует движения левой половины тела;
  • пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга

  • отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами;
  • отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму;
  •  отвечает за логически-аналитическое мышление;
  • отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ;
  • отвечает за планирование.

Слайд 8.    Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.   

Слайд  9. 

В результате  Нарушаются:

  • пространственная ориентация,
  • адекватное эмоциональное реагирование,
  • координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.
  • ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Слайд 10.

Кинезиологические упражнения способствуют:

  • Развитию межполушарной специализации;
  • развитию межполушарного взаимодействия;
  • развитию межполушарных связей;
  • синхронизируют  работу полушарий;
  • повышают стрессоустойчивость;
  • снижают утомляемость;
  • повышают способность к произвольному контролю;
  • улучшают мыслительную деятельность;
  • развивают мелкую и крупную моторику;
  • формируют пространственные представления;
  • развитие способностей;
  • способствуют улучшению памяти, внимания;
  • развитие мышления;
  • развитие речи;
  • устранение дислексии, дисграфии.

Слайд 11. 

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия.

Условия:

  • Занятия проводятся утром.
  • Занятия проводятся ежедневно.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

Слайд 12.

Что включают в себя  комплексы упражнений?

Методы и приёмы:

  • ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

 Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.

  • ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. 

Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).

  • УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, а также помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
  • УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ способствуют расслаблению, снятию напряжения.
  • САМОМАССАЖ. (Лица) направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи, тонкой моторики.

Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей.

Кинезиологические  упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Слайд 13.                                     Мастер-класс

Слайд 14.                            ДЛЯ  НАЧАЛА УРОКА:

1.ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Слайд 15.   «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Слайд 16.   «Восьмерка». Упражнение для оптимизации навыков письма.

Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза.

Слайд 17.        2.ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. 

«Кулак - ребро – ладонь». Три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок повторяет 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно.

Слайд 18.   «Лягушка».  Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8-10 повторений. 

Слайд 19.        3. УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

«Ныряльщик» Исходное положение - стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть - открыть нос и сделать выдох. 

Слайд 20. Игра «Автомобили».

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться в перед.

Как надо ездить покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

Слайд 21.  Игра «Футбол».

Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

Слайд 22.     ДЛЯ СЕРЕДИНЫ УРОКА:

Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. 

Слайд 23.    «Поглаживание – похлопывание»

Правой рукой поглаживаем себя по голове: «Молодец!», левой – постукиваем по животу: «Как я наелся!». Затем – смена рук (2-3 раза). 

Слайд  24.   ДЛЯ КОНЦА УРОКА:

  1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ

«Путешествие на облаке» Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Слайд 25.       5.  САМОМАССАЖ

«Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора,

Вот и кончилась игра.

Слайд  26.   Упражнение для развития памяти

Открывайся, третий глаз,

Научи скорее нас. массажируем точку на переносице

Лучше станет наша память.

Вы проверьте это сами. массажируем точки на висках

Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.

Слайд 27. Творческих успехов!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу...

Презентация-доклад "Использование кинезиологических упражнений с детьми, имеющими нарушения речи"

В презентации-докладе рассказывается об использовании кинезиологических упражений с детьми, которые имеют нарушения речи...

Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи

Полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не возможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у ребенка, тем больше внимания и врем...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими нарушения речи в рамках ФГОС.

В последнее время в общеобразовательной школе значительно возросло количество учащихся, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности овладении грамотой, а затем чтения и письма ...

«Использование метода образовательной кинезиологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

  Развитие мозга -  это увлекательнейший детектив. Написанный природой и неразгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исс...

Использование речевых физминуток при работе с детьми, имеющими нарушения речи.

При систематическом использовании речевых физминуток на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, поставленные звуки быстрее автоматизируются , прочнее входят в речь ребенка и легче используются ...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Известно, что ребёнку, имеющему нарушение речи, труднее осваивать программу русского языка, чем его сверстникам. Нарушения речи, как устной, так и письменной, требуют, прежде всего, своевременной корр...