Рабочая программа курса "Экономика для малышей"
календарно-тематическое планирование по теме

Правшина Любовь Алексеевна

Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет и рассчитана на 2 года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgramma_kursa_ekonomika_dlya_malvshey.rar76.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом» (1-й год обучения)

        Цели: учить понимать смысл экономических явлений, ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от  его качества»; вести себя правильно  в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

Формы работы

1

2

3

4

ОКТЯБРЬ

I. Что такое товар, продавцы товара.

1. В гости к Гному Эконому и Фее Экологии

Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видам товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

Диалог. Организованное обучение. Познавательное занятие

1. Как Миша из покупателя превратился в продавца

Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес

Совместная деятельность – чтение художественной литературы

3. Какие бывают товары?

а) Уроки Гнома Эконома;

б) Учебные путешествия

Учить детей решать проблемную ситуацию.

Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам

Игра

4. а) Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка.

б) Магазин «Катюша»

Формировать умение анализировать и умозаключать.

Развивать умение производить операции купли - продажи

Выполнение задания по рисунку.

Сюжетная дидактическая игра

Сюжетная дидактическая игра

1

2

3

4

НОЯБРЬ

II. Производство товара и его цена

1. О том, как непросто дело делается  и от чего зависит, много ли товаров в магазине

Дать понятие зависимости процесса производства от времени;

- прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом

Совместная деятельность. Чтение художественной литературы

2.   Заводы нашего города.

- «Задай вопрос» - игровая ситуация;

- «Внимательно посмотри» - игровое задание

Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров.

Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков

Игра – занятие по ознакомлению с окружающим миром

3. Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения»

Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга

Занятие по ручному труду.

Игровая ситуация

4. Маленькие покупки

Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися в наличными деньгами

Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков

Игра – занятие по математике

1

2

3

4

ДЕКАБРЬ

III. Реклама

1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки

Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность

Решение проблемной ситуации

2. Как Сорока Мишин товар хвалила

Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.

Чтение художественной литературы. Экономическая игра с решением проблемной ситуации

3. Угадай, какая это профессия

Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве

Игра

4. Рекламное агентство

Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность

Сюжетно – ролевая игра

ЯНВАРЬ

IV. Деньги и цена

1. Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать

Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы

Совместная деятельность, чтение художественной литературы

2. «Как у Миши появился помощник дятел»

Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата

Совместная деятельность, чтение художественной литературы

3. Поможем Мише

Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин»)

Решение проблемной ситуации. Занятие по ручному труду

4. Уроки Гнома Эконома.

«Домино» - игра.

«Назови монету» - игра

Стимулировать творческую активность детей. Развивать способность к совместному труду. Использование рациональных способов, экономящих силы и время

Совместная деятельность по ручному труду

1

2

3

4

ФЕВРАЛЬ

V. Покупательная сила денежных знаков

1. Интересные покупки

Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков

Игра – занятие по математике

2. а) Кто купит больше? Решение проблемы.

б) Продолжи предложение

Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости

Игровая ситуация. Совместная деятельность – игра

3. Супермаркет.

«Как поступить» - проблемная ситуация

Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения

Сюжетно-дидактическая игра

4. Как Миша понял, что деньги счет любят

Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы

Совместная деятельность, чтение художественной литературы. Игровые упражнения

МАРТ

VI. Бюджет, доходы, накопления и расходы

1. Как Миша учился деньги делить

Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение).

Закрепить представление о расходах и доходах

Совместная деятельность, чтение художественной литературы.

2. Знакомимся с новой профессией: «Миша – брокер»

Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается

Совместная деятельность, чтении художественной литературы

3. а) Биржа – брокер

б) «Что дешевле»

в) Хозяин товара – брокер - покупатель

Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе  решения

Дидактическая игра.

Ролевая инсценировка

2

3

4

4. Как у Миши малина испортилась

Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование

Совместная деятельность, чтение художественной литературы

АПРЕЛЬ

IX. Копейка. Монета. Деньги

1. «Муха по полю пошла,

   Муха денежку нашла…»

Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек)

Занятие по математике

2. а) Магазин «Игрушки», «Канцтовары», «Промышленные товары»;

б) Что дешевле

Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек)

Совместная деятельность, чтение, дидактические игры

3. «Поможем Буратино…»

Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать

Игровое упражнение. Совместная деятельность

4. Уроки Миши – бизнесмена

«На монетном дворе»

Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет)

Занятие по математике

 

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:

Дети должны иметь представление: о товаре и многообразии товаров; о производстве товаров; о цене товара и ее зависимости от качества товара; о цене оптовой; о цене розничной;  о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли;  о форах торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом» (2-й год обучения)

        Цели: развивать способность выполнять действия по решению задач с экономическим содержанием; формировать практические навыки выполнения арифметических действий; воспитывать интерес к ролевым взаимоотношениям.

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

Формы работы

1

2

3

4

ОКТЯБРЬ

  1. Наши семьи

1.Экономика, как наука о домашнем хозяйстве

Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности

Вводное занятие познавательного развития

2. а) Слова «хочу» и    «надо».

    б) «Хочу» - «надо» - делаю выбор

Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо».

Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека  

Совместная деятельность.

Сюжетно-дидактическая игра

3.Откуда берутся товары и услуги

Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг

Совместно - самостоятельная деятельность. Чтение художественной литературы

4.Что мы знаем о наших семьях?

Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи.

Ролевая игра. Чтение художественных произведений

1

2

3

4

НОЯБРЬ

II. Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия.

1. Кому что нужно для работы

Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника-оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал

Игра – занятие по познавательному развитию

2. Труд, его виды.

  Профессии людей

Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий.

Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества.

Чтение и обсуждение сказок о труде с использованием проблемных ситуаций. Сюжетно-дидактическая игра

3. Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд

Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда

Занятие по ручному труду.

Игровая ситуация

4. Как сделать быстрее

Чего один не сделает – сделаем вместе

Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий

Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека

Игровая ситуация

Игра – занятие по труду

1

2

3

4

ДЕКАБРЬ

III. Экономические явления: выставка – реклама - обмен

1. Встреча товаров у Гнома Эконома

Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией; расширять представления о назначении рекламы и ее видах, воспитывать уважение к труду рекламных агентов

Игра – занятие по познавательному развитию

2. Как Миша решил фабрику построить

Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи.

Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда

Совместно-самостоятельная деятельность: чтение худ. литературы

3.  Кто чем занят на Мишиной фабрике?

Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по-разному

Игровая инсценировка (использование масок) – театрализованная деятельность

4. Как на Мишиной фабрике деньги потерялись

Рассказать детям о том, что такое издержки производства и зачем их нужно подсчитывать

Чтение

1

2

3

4

ЯНВАРЬ

IV. Сбережения (накопления)

1. Домик - копилка

Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения

Совместно-самостоятельная деятельность: игра

2. Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать

Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления»

Чтение художественной литературы

3. «Как три поросенка хотели стать экономистами»

Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы

Математическое развлечение

4. Миша – банкир

Путешествие в сказку

Закрепить понятия накопление, выгода

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев

Игра – занятие по художественной литературе

1

2

3

4

ФЕВАРЬ

V. Экономические явления

1. На острове Заплуталия

Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

Игра – занятие по познавательному развитию

2. Интересный обмен

Раскрыть сущность операции натурального обмена

Игра – инсценировка

3. Экономическая минутка

Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен».

Анализировать мыслительную деятельность детей

Игра

4. Рынок

Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью

Занятие по ИЗО

МАРТ

VII. Количество и качество результатов труда

1. Мебельная мастерская

Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки

Комплексное занятие по изодеятельности и конструированию

2. Фирма «Строитель»

Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям

Досуг «Живая картинка»

3. В кафе «Лакомка»

Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь

Дидактическая (ролевая) игра

4. «Королевство Мудрецов»

Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности

Развлечение по математике

1

2

3

4

АПРЕЛЬ

VIII. Валюта

1. Волшебное превращение денежки.

Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран.

Игра – занятие по познавательному развитию

2. Путешествие рубля;

Игра «Турагентство»

Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления

Игра – занятие по математике

3. Игра "МУЗЕЙ средств".

Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах

Игра – занятие по познавательному развитию

4. а) Бартер

б) Путешествие товара в разные страны

Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми

Игровая ситуация

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:

Дети должны иметь представление:  о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли производителя; о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о качестве производимого товара; о потребителе; о товарах и услугах; о различных видах ресурсов (природных, экономических, трудовых);  о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; об обмене (бартере).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Школа для малышей"

Программа разработана для проведения подготовительных занятий с будущими первоклассниками....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия для малышей"

Курс «Геометрия для малышей» играет особую  роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой...

Фрагмент Рабочей программы " Малыш и мама"

Предлагаемый фрагмент содержит 10 тем, составляющих начало занятий в группе " Малыш и мама"...

Программа "Информатика для малышей"

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми 5-7 годами. Программа включает в себя 2 ступени.  Разделы 1 ступени:применение компьютеров; основные ...

Рабочая программа "Экономика для малышей"

Рабочая программа "Экономика для малышей"...

Рабочая программа по плаванию "Будь здоров малыш!"

В региональной программе оздоровительной направленности «Будь здоров, малыш!» представлено содержание  развития детей раннего возраста     с 1 года до 3 лет (жител...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности «Духовное краеведение для малышей» для учащихся 4 класса

Календарно – тематическое планированиек рабочей программепо внеурочной деятельности«Духовное краеведение для малышей»для учащихся  4 класса...