Разработки занятий по ФЭМП
план-конспект занятия по теме

Аракчаа Ольга Викторовна

Разработки занятий по формированию элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_po_femp.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Количество и счет. Фрукты (подг. гр)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели: развивать общее представление о действии вычитания как удалении части из целого, о взаимосвязях и взаимозависимостях целого и частей; закрепить знания состава числа из двух меньших на конкретном материале; учить лепить из глины и пластилина различные овощи и фрукты; формировать умение работать  стекой; учить передавать форму  и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание; уточнить знание форм: шар, цилиндр.

Планируемые результаты: умеет создавать конструкции предмета по образцу; умеет сравнивать предметы по величине; владеет навыкам счета в пределах 10; различает жанры литературных  произведений, умеет отгадывать загадки; владеет навыком лепки различных по форме предметов.

Материалы и оборудование: карточки, геометрический материал и предметы для  счета; груша, банан, яблоко и другие фрукты; глина и пластилин.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Введение игрового момента.

- К слону пришли в гости его друзья. Давайте поможем ему накрыть стол и вылепим из пластилина разные фрукты.

     2. Задания на счет.

- Рассмотрите рисунок. Расскажите, кто сидит за столом. Кто сидит на самом большом стуле,  на самом маленьком? Кто больше: слон или ослик?  Кто из зверей самый большой? Самый маленький? Чего больше: гостей или чашек?

- Возьмите счетные палочки. Составьте из них фигуры по образцу.

Палочками строим фигурки.

- На что похожи  полученные фигуры? Сколько палочек потребовалось для домика? Сколько для жука? Сколько для  рыбки? У какой фигуры палочек больше? У какой фигуры палочек меньше?

    3. Лепка «Фрукты».

- Расскажите о том, как осенью в садах собирают урожай фруктов.

- Рассмотрите разные фрукты и ягоды.

- Как называются  исходные формы для лепки? (Шар, цилиндр)

- Послушайте стихотворения Андрея Богдарина про ягоды.

Кругло пузо у арбуза,

Полосатые рейтузы,

Полосатый пиджачок,

А на  маковке – крючок.

                                                            Слива, слива, моя слива,

        Ты красива и вкусна.

        Много мякоти на диво,

        Ну, а косточка – одна.

У брусники вкус особый:

То ли кислый, то ли нет.

Сколько ты ее ни пробуй,

Не найдешь на то ответ.

- Вспомните и объясните приемы лепки.

- Обратите внимание на необходимость точно передавать цвет, размеры, форму каждой ягоды.

        4. Итог занятия.- Рассмотрите все поделки и выберите наиболее  выразительные. Сравните свою работу с натурой. Что получилось хорошо,  а что не удалось? Слоник благодарит нас за работу.

Тема: Количество и счет. Оригами «Тюльпаны». (подг. гр)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная.

Цели: повторить образование чисел второго пятка; закрепить понятие об образовании последующего числа добавлением единицы к предыдущему, об образовании предыдущего числа удалением единицы из последующего.

Планируемые результаты: определяет и соотносить количество предметов; ориентируется в пространстве, обозначает взаимное расположение предметов на плоскости;  создает декоративную композицию способом оригами; формулирует ответы на вопросы педагога, употребляет в речи сложные  предложения.  

Материалы и оборудование: карточки, геометрический материал и предметы для  счета; на один цветок – квадратный лист красного и зеленого цветов.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Введение игрового момента.

- Удивительная девочка у нас в гостях. Отгадайте, кто это:

                 Живет она в большом цветочке,

                 Жаль, что мала сама росточком,

                 Зато вокруг – душистый дом,

                Из лепестков построен он. (Дюймовочка)    

- Сильный ветер сломал домик-цветок Дюймовочки. Давайте поможем ей и смастерим  красивые тюльпаны.        

     2. Количество и  счет.

- Рассмотрите рисунок на доске.  Чем отличаются все фигуры,  нарисованные слева от всех  фигур справа?

               Рисунок геометрических фигур

-  Сколько фигур справа? А сколько фигур слева? Возьмите набор геометрических фигур. Положите круг правее треугольника. Положите прямоугольник левее треугольника. Какая фигура находится «между» двумя другими? Расскажите, что нарисовано на картинках, сравните предметы по высоте.

     Рисунок матрешек  и деревьев.

- Сколько матрешек  на рисунке? Сколько деревьев? Каких предметов больше? Каких меньше?  На сколько больше  (меньше)?

        Игра «Собери бусы»

        3. Изготовление оригами «Тюльпаны».

- Рассмотрите образец и схему работы. Расскажите об этапах работы.

Описание этапов работы:

  1. Квадратный лист розового (красного) цвета складываем по диагонали  и располагаем вершиной вверх.
  2. Нижние правый и левый углы загибаем в сторону центра внахлеет друг на друга так, чтобы углы выступали  за основой треугольник.
  3. Острый угол, образовавшийся внизу, подгибаем назад. Получился цветок.
  4. Загибаем углы краев вовнутрь.
  5. Зеленый квадратик сгибаем по диагонали и разворачиваем.
  6. Располагаем квадрат  вершиной вверх. Правый и левый углы загибаем от верхнего угла к центральной линии сгиба.
  7. Сворачиваем фигуру пополам по вертикали.
  8. Отворачиваем нижний угол на себя в сторону – получился листик.

        4. Итог занятия.

- Рассмотрите все поделки и выберите наиболее  выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Дюймовочка благодарит вас за работу.

Тема: Количество и счет. Аппликация «Поезд». (подг. гр)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Виды детской деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели: закрепить навыки количественного счета в пределах 10; учить считать в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх и независимо от формы расположения предметов; закреплять умение вырезать части вагона, передавая их форму и пропорции; развивать навыки коллективной деятельности, пространственные представления, умения продумать расположение своей части работы.

Планируемые результаты: различает и называет геометрические фигуры, умеет соотносить их по цвету и форме; определяет количество предметов; эмоционально реагирует на произведения литературы; составляет рассказ  по теме, используя соответствующую лексику; создает изображение поезда способом аппликации.

Материалы и оборудование: карточки, геометрический материал и предметы для  счета; бумага цветная, клей, ножницы; на каждый стол для поезда дать бумагу разного цвета, тогда получится на одном столе синий поезд, на другом-желтый, на третьем-голубой.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Введение игрового момента.

-Кукла Маша должна поехать к бабушке на дачу на поезде. Давайте ей  поможем получить билет на этот поезд.

     2. Игры на задание на количество и счет.

- Рассмотрите рисунок на доске.  

               Рисунок геометрических фигур (треугольник-красный и желтый, круг-красный, желтый , четырехугольник-красный, желтый)

-  Чем отличаются фигуры?  (Цветом и формой)

- Что объединяет эти фигуры (это все плоские геометрические фигуры.)

- Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Сколько кругов?

- Каких фигур больше (меньше)? (Кругов, треугольников, четырехугольников по два.)

-Сколько фигур всего?

        Игра «Веселый художник»

        Помогите художнику дорисовать  картинки. Например: был треугольник -  получилась елочка, был треугольник – получилась пилотка и т.п.

- Доскажи словечко.                                      Две розы Маша сорвала,

                                                                            В подарок маме принесла.

                                                                            Сорви еще и подари

                                                                            Ты мамочке не две, а …. (три)

- Положите на столе три красных круга.

                                       У куклы пять нарядных платьев,

                                       Какое нынче надевать?

                                       Есть у меня для куклы шерсть,

                                       Свяжу, и платьев будет …(шесть)

-Положите под красными кругами шесть синих кругов.

- Каких кругов больше? Каких меньше?

-Как можно уравнять количество кругов в этих группах? (Положить еще 3 красных кругов или убрать 3 синих круга.)

        3. Аппликация «Поезд»                               

     - Вспомните , куда вы ездили с папой и мамой на поезде?

- Что это был за поезд?

- Послушайте отрывок из стихотворения А. Барто «Грибной поезд».

                   

                               Мчится поезд под луной.

                              Он особенный.  Грибной.

                              Хорошо в грибное лето

                              В лес приехать до рассвета.

                              Когда нет еще теней,

                              Гриб заметней. Он видней.

                              Вышел поезд на пригорок,

                              Замелькали огоньки.

                             А в вагонах звон ведерок,

                             А в вагонах – грибники.

- Рассмотрите игрушечный поезд.  Расскажите о форме и пропорции частей. Давайте вырежем и наклеим паровоз на лист ватмана.

Дети по показу воспитателя вырезает части поезда  и наклеивают на ватман.

        4. Итог занятия.

- Посмотрите на поезд, который мы наклеили. Какой он?  (Длинный.)  Кто может ехать в этом поезде? (Ответы детей.)

                           

               

        Игра «Собери бусы»        

        3. Изготовление оригами «Тюльпаны».

- Рассмотрите образец и схему работы. Расскажите об этапах работы.

Описание этапов работы:

  1. Квадратный лист розового (красного) цвета складываем по диагонали  и располагаем вершиной вверх.
  2. Нижние правый и левый углы загибаем в сторону центра внахлеет друг на друга так, чтобы углы выступали  за основой треугольник.
  3. Острый угол, образовавшийся внизу, подгибаем назад. Получился цветок.
  4. Загибаем углы краев вовнутрь.
  5. Зеленый квадратик сгибаем по диагонали и разворачиваем.
  6. Располагаем квадрат  вершиной вверх. Правый и левый углы загибаем от верхнего угла к центральной линии сгиба.
  7. Сворачиваем фигуру пополам по вертикали.
  8. Отворачиваем нижний угол на себя в сторону – получился листик.

        4. Итог занятия.

- Рассмотрите все поделки и выберите наиболее  выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Дюймовочка благодарит вас за работу.

   

Тема: Счет предметов до 6. Конструирование машины  (ст. гр)

Виды детской деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цели: учить считать предметы, строить игрушку накладыванием кубика на кирпичик; закреплять умения сравнивать  свойства предметов; дать понятие о том, что в машине можно возить куклу.

Планируемые результаты: имеет элементарное представление о составе числа; удерживает памяти  при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; работает коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; интересуется конструированием машины из геометрических фигур.

Материалы и оборудование: игрушки и картинки предметов для счета; 1 кубик и 1 кирпичик красного цвета, матрёшка.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент.

-Воспитатель показывает  детям группу, составленную из равных количеств однородных предметов (матрешек, кубиков, конусов, чашек, и т.д.) или моделей геометрических фигур (треугольников, кругов и т.п.). Цветные изображения предметов или геометрических фигур могут размещаться на фланелеграфе.  

          2. Счет предметов.

- Сколько групп….? Сколько … в каждой группе? Сколько всего ….?

Отвечая на последний вопрос, дети пересчитывают предметы по одному.

Педагог использует упражнения:  на фланелеграфе размещает картинки с изображением самолётов и спрашивает: «Сколько  звеньев самолетов? Сколько самолетов в каждом звене? Сколько рядов самолетов? Сколько всего самолетов?» Затем дети закрывают глаза, отгадывают, что изменилось,  и считают, сколько теперь звеньев самолетов, сколько самолтеов в каждом звене и т.п.

Далее детям предлагают отсчитать определенное количество предметов и разложить их группами: по 2, по 4, по 5. Выясняет, сколько групп получилось и сколько предметов в каждой в группе. Вначале можно использовать  сюжетный иллюстративный материал, например, разделить 8 рыбок, поместив их  в 2 (4) аквариума, а затем  предлагается абстрактный геометрические фигуры.

После того как дети выполнят задания и расскажут, сколько получилось групп и по сколько предметов в каждой, им предлагают подумать, сколько станет групп, если в каждой будет не по 3, а по 2 предмета, или на 1 предмет больше, или, наоборот, сколько будет предметов в каждой группе, если групп станет на 1 больше (меньше), или 4 группы вместо 3,2 вместо 3 и т.п.

        3. Подвижная игра «Сова»

         С одной стороны площади – место для «бабочек» и  «жучков». В стороне начерчен круг – «гнездо совы». Выбранный ребенок – «сова» встает в гнездо. Остальные дети – «бабочки»  и «жучки» -  встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя «Ночь» бабочки  и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводить их в гнездо). На слово воспитателя «День» сова возвращается  в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2-3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

        4. Конструирование.

- Мы сегодня построим машину. Берем кирпичики, на кирпичик кладем сверху кубик. Что нужно положить на кирпичик, чтобы получилась машина?  Машина может ездить, и на ней можно покатать куклу. (Ставит куклу на кирпичик рядом с кубиком, толкает машину). А теперь сами постройте машину.

        Воспитатель раздает детям конструкторской материал. Дети строят машину.  Воспитатель исправляет, показывает. Когда ребенок построит машину, ему дают куклу. Дети обыгрывают сюжет «Куклы едут в гости».

        5. Рефлексия.

-До скольки мы считали?

- В какую игру мы играли?

-Что мы строили, как играли с постройкой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП "Колобок в гостях у ребят" (подготовительная группа)

Интересный конспект направленный на закрепление полученных навыков в течении года. Развитие интереса к ФЭМП посредством игры....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Образовательная область — познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) в интеграции с социально-коммуникативным, речевым, художественно-эстетическим и физическим...

Занятия по ФЭМП "Три медведя"

Комплексное занятие по сюжету русской народной сказки «Три медведя» Программное содержание: 1. Занятие на развитие познавательных способностей.·...

Конспект занятия по ФЭМП.

Занятие с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша....

Конспект занятия по ФЭМП

ООД по ФЭМП в средней группе...

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Высокий-низкий».

laquo;Высокий-низкий». Занятие по математике во второй младшей группе...