Программа по правовому воспитанию детей "Я- человек, я имею право!"
проект на тему

Крюкова Елена Александровна

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 

Введение.

  Положение детей в России в начале XXI  вызывает  большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих школу в связи с тяжёлым материальным положением в семье; выросло число несовершеннолетних преступников; повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет.

       Зачастую, права ребёнка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат тело ребёнка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения внимания, ласки, тепла. Такое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями.  Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально – экономических условиях, не оставаться равнодушными, а усилить работу по правовому воспитанию детей.

     Неуверенные в себе дети, лишённые родительской любви, ласки и страдающие от этого находятся у нас в отделении социальной реабилитации. Поэтому

 

очень важно защищать детей! 

ü  Защищать от того, что в философии зовётся «безобразием»: от грязных улиц, обшарпанных домов, неряшливой одежды, нечистых помыслов, слов, дел. Создавая для детей уютную атмосферу, мы не только приучаем  их к порядку, но и помогаем, иметь добрые и созидательные мысли.

ü  Защищать детей надо и от авторитаризма взрослых. Уважая детей, поддерживая их первые самостоятельные шаги по пути, который нужен им, мы укрепляем в них личность. Поощряя в них доброе, мы помогаем проявлению индивидуального потенциала, поиску своего пути, обретая который, человек становится счастливее.

       Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

    Чувство доверия у ребёнка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек ещё ничего не помнит. Но именно в дошкольном возрасте у ребёнка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства. Поэтому  именно с дошкольного возраста необходимо детям дать элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребёнка.  В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания детей. Ребёнок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

  Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того как государство заботится о своём подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети не будущие личности: они уже личности. Дети – существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью»  Януш Корчак.

 Программа построена с учётом возрастных особенностей воспитанников.

        Главными путями реализации программы являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы; познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

       Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно – игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Воспитанники осваивают нравственные нормы через поисково – экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение  простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

       В рамках досуговой деятельности по повышению уровня правовой культуры  проводятся занятия в кружках: «Основы православной культуры», «Юный эколог», «Умники и умницы», «Бумафоксы», «Непоседы»

       В рамках социальной реабилитации и коррекции дети получают основные знания,  способствующие нравственному становлению личности ребёнка, формирующие этические представления, гуманные чувства и взаимоотношения, помогающие привить уважение к себе и другим людям. В процессе коррекционно –развивающей деятельности дети учатся считаться с мнением и интересами других людей, защищать слабых, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Целевое назначение программы

Цель программы:

v  формирование основ правового сознания детей.

Задачи:

v  создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;

v  формировать  у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений);

v  способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

v  воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

v  разъяснять общественные нормы и правила поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

v  познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

v  обеспечить комплексный подход при знакомстве детей с правами.

Этапы реализации программы:

подготовительный:

Ø  повысить личностно – профессиональный уровень по правовому воспитанию и проектной деятельности;

Ø  создание развивающей среды и методического обеспечения;

Ø  построить учебный материал в соответствии с возрастными возможностями детей;

Ø  определить формы работы с детьми

основной:

*       предварительная работа:

Ø  формировать у детей представления о себе; о людях, живущих на земле, об их правах и обязанностях;

*      моделирование проблемной ситуации:

Ø  решение ситуаций из жизни и сказок;

*      реализация программы:

Ø  создание альбома с детскими рисунками, фотографиями и рассказами о себе, своих друзьях, семье;

заключительный:

*      презентация программы:

Ø  проведение итогового занятия и анализ результатов

Программа охватывает детей двух возрастных категорий:

старшие дошкольники (6 -7 лет);

младшие школьники (7- 10 лет)

Сроки реализации программы

6 месяцев

Формы реализации программы:

беседы; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; театрализованная деятельность; экскурсии; встречи с людьми интересных профессий; обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций; ролевые игры; дискуссии; викторины; морально – правовые беседы с опорой на художественные образы; дидактические игры, сюжетно –ролевые игры, праздники и развлечения, досуги.

Принципы построения программы:

принцип системно – организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу и её системный характер;

принцип адресного подхода в формировании права – предполагает особых форм и методов работы, с учётом каждой возрастной группы;

принцип комплексностиобеспечения  соблюдения принципа комплексности направлений развития ребёнка таких, как познавательное, художественно – эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т. д.

Нормативно – правовое обеспечение: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав ребёнка, Международная Конвенция ООН о правах ребёнка ,                         Декларация   прав ребёнка,  Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей,  Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Гражданский  кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Жилищный кодекс РСФСР, Федеральный закон РФ  «Об образовании», Кодекс РФ об административных правоотношениях, Основы законодательства об охране здоровья граждан, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно – процессуальный кодекс РФ, Правительства РФ. Закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон  №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Федеральный закон №62 от 31.05.2002 «О гражданстве РФ», Федеральный закон №134 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», Федеральный закон №159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Ожидаемые результаты:

Рост правовой культуры, правосознания детей, обеспечивающих надёжное будущее государству и обществу.

Формирует высокие нравственные личностные качества: активность;  инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.

Позволит ребёнку правильно вести себя в природе и обществе  (ребёнок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им).

Обеспечит ответственное отношение к себе и окружающим, к природе.

Позволит сформировать гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность.

Усвоение ключевых понятий: закон, право, правонарушения, свобода,  ответственность.

Социально – психологический климат в коллективе

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

       Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционнойй и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с семьёй

 

   Семья является институтом первоначальной социализации личности.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует "установка на агрессию". Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
       Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
      Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми.
       В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.
    Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня правовых знаний, умений, навыков родителей; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение защиты прав,  помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

     Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями.

Затем я провела  анкетирование, которое позволило выявить их отношение к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность.

 

Перспективный план работы по формированию основ правового сознания детей

 

Мероприятия

Категория

участников(дети)

1 –ый месяц

I

1.      Занятие «Конвенция о правах ребёнка»

2.      Дискуссия «Что такое право»  (изготовление карточек, памяток)

6 -10 лет

6 -10 лет

II

1.      Занятие «Имею право жить!» (право на жизнь)

6 -10 лет

III

1.      Чтение и обсуждение сказок: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин,  «Спящая красавица»  Ш. Перро, «3 поросёнка»

6 – 10 лет

IV

1.      Обсуждение пословиц.

2.      Придумывание творческих рассказов о своей будущей жизни.

6 - 10 лет

7 – 10 лет

2 -  ой месяц

 I

1.      Занятие «По – разному зовутся дети» (право на имя)

6 – 10 лет

II

1.      Беседа «Что означает твоё имя»

2.      Игры «Узнай по голосу», «Назови ласково»

3.      Творческая работа «Выложи своё имя»

 

6 – 10 лет

III

1.      Занятие «Моя семья» (право знать своих родителей и право на их заботу)

2.      Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»

6- 10 лет

 

6 -8 лет

IV

1.      Чтение и обсуждение сказок: «Добрый волшебник», «12 месяцев» С. Я. Маршака

2.      Беседа «Расскажи о своей семье»

3.      Отгадывание загадок, заучивание стихов о членах семьи

4.      Запись рассказов детей «Семья глазами ребёнка»

7 – 10 лет

 

6 -10 лет

6 – 10 лет

 

8 – 10 лет

3 – ий месяц

I

1.      Занятие «Мой дом – моя крепость» (право на жильё и его неприкосновенность)

2.      Просмотр мультфильма «Винни – Пух в гостях у Кролика»

6 – 10 лет

 

6 – 10 лет

II

1.      Чтение и  обсуждение  художественных произведений: «Три поросёнка», «Кошкин дом» С. Я. Маршака

2.      Театрализованная постановка по сказке «Теремок»

3.      Рисование «Дом моей мечты»

6 -10 лет

 

 

6 – 10 лет

 

6 – 10 лет

III

1.      Занятие «Я самый – самый» (право на сохранение своей индивидуальности)

2.      Просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый»

3.      Игра – конкурс «Кто больше знает о себе»

6 – 10 лет

 

6 – 10 лет

 

6 – 10 лет

IV

1.      Оформление стенда «Законы дружбы»

2.      Игра – интервью «Опиши своего товарища, какой он»

3.      Рассказы воспитателя о знаменитых людях: Г. Х. Андерсен, А. В. Суворов, А. С. Пушкин

8 – 10 лет

8 – 10 лет

 

6 – 10 лет

4 – ый месяц

 I

1.      Занятие «Не обижай меня» (право на жизнь без насилия)

6 – 10 лет

II

1.      Чтение и осуждение:  «Красная шапочка» Ш. Перро, «Серая шейка», «Приключения Буратино» А. Толстого

2.      Изготовление волшебного сундучка «вежливых слов и добрых дел»

6 -10 лет

 

 

6- 10 лет

III

1.      Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»

2.      Разгадывание кроссвордов по любимым сказкам

6 – 10 лет

 

7 -10 лет

 

IV

1.      Занятие «Грамоте учиться - всегда пригодится» (право на образование)

2.      Экскурсия в школу

6 – 10 лет

 

6 – 10 лет

5 – ый месяц

I

1.      Чтение сборников «Я познаю мир»

2.      Игры «Восстанови пословицу», «Кто быстрее соберётся в школу»

3.      Вечер загадок на школьную тему

7 – 10 лет

6 – 10 лет

 

6 – 10 лет

II

1.      Составление стенгазеты «Правила этикета школьника»

2.      Экскурсия в библиотеку

3.      Развлечение «АБВГДейка – волшебная страна»

7 – 10 лет

 

6 – 10 лет

III

1.      Занятие «Расти здоровым» (право на охрану здоровья и медицинское обслуживание)

2.      Чтение «Айболит» К. И. Чуковского, «Человек заболел» Михалкова

6 – 10 лет

 

 

6 – 10 лет

IV

1.    Составление и соблюдение правил: «Я не буду болеть, если…»

2.    Игра – импровизация «Вызов врача»

3.    Сюжетно – ролевая игра «Больница»

4.    Проведение спортивного праздника «Весёлые старты

6 – 10 лет

 

7 – 10 лет

6 – 7 лет

6 – 10 лет

6 – ой месяц

 I

1.    Занятие «Моя Родина – Россия» (право на гражданство)

2.    Рассматривание карты мира

3.    Экскурсия по городу

6 – 10 лет

 

6 – 10 лет

6 – 10 лет

II

1.    Оформление альбома «Символика городов России»

2.    Беседа «Три цвета российского флага»

8 – 10 лет

 

6 – 10 лет

III

1.    Занятие «Игры, отдых, развлечения» (право на отдых)

2.    Драматизация любимых сказок

3.    Праздник – развлечение «Наши именинники»

4.    Посещение кружков по интересам и потребностям

6 – 10 лет

 

6 – 10 лет

Дети

6 – 10 лет

IV

1.    Викторина «Права литературных героев»

2.    Вечер – развлечение «В стране детства»

7 – 10 лет

6 – 10 лет

 

Блок «Родители»

Анкетирование:

v  «Мой ребёнок»

v  «Причины и характер нарушений прав ребёнка»

v  «Оценка родителями своей компетентности»

v  «Оценка наказания ребёнка»

 

Оформление наглядного материала в родительском уголке:

v  «Конвенция о правах ребёнка»

v  «Декларация прав ребёнка»

v  рубрика «Сегодня на занятии», «Что я думаю о правах» (высказывания детей), выставка детских работ «Я рисую мои права»

v  «Четыре заповеди мудрого родителя»

v  «Способы открыть ребёнку свою любовь»

v  «Искусство быть родителем»

v  «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)

v  «Защити меня» (проблемы жестокого обращения с детьми)

 

Индивидуальные консультации по вопросам  правовой культуры в клубе «Семейный очаг»:

:

v  право на жизнь без насилия (о недопустимости физических наказаний в семье)

v  родительские обязанности (о том, что оба родителя несут общую и одинаковую  ответственность перед государством за воспитание ребёнка)

v  права ребёнка – соблюдение их в семье

Список  методической литературы:

1.      Астапенко М. П. Природа и история родного края. – 2004.

2.      Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду.2002, №4//

  1. Голицына Н. С. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка». - М.,  2006 г.
  2. Гринь И. «Правовое воспитание несовершеннолетних» //Беспризорник 2012, №2//
  3. Давыдова О. И. Беседы об ответственности и правах ребёнка. – М., 2008.
  4. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства ребёнка в дошкольном образовательном учреждении и семье//Дошкольное воспитание 2001.
  5. «Дошкольное образование»  2004,  №  20.
  6. Жукова Р. А. Правовое воспитание. – В., 2011.
  7. Зеленова Н. Г. «Я – ребёнок, и я… и я имею право!..» - М., 2007.

10.  Козлова С. Мы имеем право. – М., 2010.

11.  Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М., 2006.

  1. Кочергина В.  Правовое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание 2004, №6//
  2. «Мои права». Информационно – деловое оснащение. С. – П.
  3. Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М., 2004.
  4. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права. – С.-П., 2007.
  5. Мячина Л. К. Мои права. Рабочая тетрадь. – М., 2006.
  6. Права ребёнка. Нормативные правовые документы. М., 2007.
  7. Сто кроссвордов по любимым сказкам – Яр., 1999.
  8. Фесенко Г. «Что такое дружба» // Дошкольное воспитание 2008, №8//

20.              Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка.- М., 2007.  
 
 
 

 

 

 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел сайта: проекты

Личные данные: Крюкова Елена Александровна, воспитатель ГБУ СОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Пролетарского района», отделение социальной реабилитации

Программа по правовому воспитанию детей: «Я человек, и я имею право»

Введение.

  Положение детей в России в начале XXI  вызывает  большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих школу в связи с тяжёлым материальным положением в семье; выросло число несовершеннолетних преступников; повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет.

       Зачастую, права ребёнка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат тело ребёнка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения внимания, ласки, тепла. Такое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями.  Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально – экономических условиях, не оставаться равнодушными, а усилить работу по правовому воспитанию детей.

     Неуверенные в себе дети, лишённые родительской любви, ласки и страдающие от этого находятся у нас в отделении социальной реабилитации. Поэтому

очень важно защищать детей! 

  • Защищать от того, что в философии зовётся «безобразием»: от грязных улиц, обшарпанных домов, неряшливой одежды, нечистых помыслов, слов, дел. Создавая для детей уютную атмосферу, мы не только приучаем  их к порядку, но и помогаем, иметь добрые и созидательные мысли.
  • Защищать детей надо и от авторитаризма взрослых. Уважая детей, поддерживая их первые самостоятельные шаги по пути, который нужен им, мы укрепляем в них личность. Поощряя в них доброе, мы помогаем проявлению индивидуального потенциала, поиску своего пути, обретая который, человек становится счастливее.

       Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

    Чувство доверия у ребёнка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек ещё ничего не помнит. Но именно в дошкольном возрасте у ребёнка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства. Поэтому  именно с дошкольного возраста необходимо детям дать элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребёнка.  В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания детей. Ребёнок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

  Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того как государство заботится о своём подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети не будущие личности: они уже личности. Дети – существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью»  Януш Корчак.

 Программа построена с учётом возрастных особенностей воспитанников.

        Главными путями реализации программы являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы; познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

       Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно – игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Воспитанники осваивают нравственные нормы через поисково – экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение  простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

       В рамках досуговой деятельности по повышению уровня правовой культуры  проводятся занятия в кружках: «Основы православной культуры», «Юный эколог», «Умники и умницы», «Бумафоксы», «Непоседы»

       В рамках социальной реабилитации и коррекции дети получают основные знания,  способствующие нравственному становлению личности ребёнка, формирующие этические представления, гуманные чувства и взаимоотношения, помогающие привить уважение к себе и другим людям. В процессе коррекционно –развивающей деятельности дети учатся считаться с мнением и интересами других людей, защищать слабых, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Целевое назначение программы

Цель программы:

  • формирование основ правового сознания детей.

Задачи:

  • создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;
  • формировать  у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений);
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
  • воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
  • разъяснять общественные нормы и правила поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • обеспечить комплексный подход при знакомстве детей с правами.

Этапы реализации программы:

подготовительный:

  • повысить личностно – профессиональный уровень по правовому воспитанию и проектной деятельности;
  • создание развивающей среды и методического обеспечения;
  • построить учебный материал в соответствии с возрастными возможностями детей;
  • определить формы работы с детьми

основной:

  •  предварительная работа:
  • формировать у детей представления о себе; о людях, живущих на земле, об их правах и обязанностях;
  • моделирование проблемной ситуации:
  • решение ситуаций из жизни и сказок;
  • реализация программы:
  • создание альбома с детскими рисунками, фотографиями и рассказами о себе, своих друзьях, семье;

заключительный:

  • презентация программы:
  • проведение итогового занятия и анализ результатов

Программа охватывает детей двух возрастных категорий:

  • старшие дошкольники (6 -7 лет);
  • младшие школьники (7- 10 лет)

Сроки реализации программы

  • 6 месяцев

Формы реализации программы:

беседы; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; театрализованная деятельность; экскурсии; встречи с людьми интересных профессий; обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций; ролевые игры; дискуссии; викторины; морально – правовые беседы с опорой на художественные образы; дидактические игры, сюжетно –ролевые игры, праздники и развлечения, досуги.

Принципы построения программы:

принцип системно – организованного подхода – предполагает скоординированную, целенаправленную работу и её системный характер;

принцип адресного подхода в формировании права – предполагает особых форм и методов работы, с учётом каждой возрастной группы;

принцип комплексности – обеспечения  соблюдения принципа комплексности направлений развития ребёнка таких, как познавательное, художественно – эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т. д.

Нормативно – правовое обеспечение: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав ребёнка, Международная Конвенция ООН о правах ребёнка ,                         Декларация   прав ребёнка,  Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей,  Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Гражданский  кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Жилищный кодекс РСФСР, Федеральный закон РФ  «Об образовании», Кодекс РФ об административных правоотношениях, Основы законодательства об охране здоровья граждан, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно – процессуальный кодекс РФ, Правительства РФ. Закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон  №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Федеральный закон №62 от 31.05.2002 «О гражданстве РФ», Федеральный закон №134 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», Федеральный закон №159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Ожидаемые результаты:

Рост правовой культуры, правосознания детей, обеспечивающих надёжное будущее государству и обществу.

Формирует высокие нравственные личностные качества: активность;  инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.

Позволит ребёнку правильно вести себя в природе и обществе  (ребёнок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им).

Обеспечит ответственное отношение к себе и окружающим, к природе.

Позволит сформировать гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность.

Усвоение ключевых понятий: закон, право, правонарушения, свобода,  ответственность.

Социально – психологический климат в коллективе

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

       Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционнойй и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

18

Взаимодействие с семьёй

   Семья является институтом первоначальной социализации личности.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует "установка на агрессию". Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
      Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
     Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми.
      В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.
    Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня правовых знаний, умений, навыков родителей; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение защиты прав,  помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

     Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями.

Затем я провела  анкетирование, которое позволило выявить их отношение к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность.

Перспективный план работы по формированию основ правового сознания детей

Мероприятия

Категория

участников(дети)

1 –ый месяц

I

  1. Занятие «Конвенция о правах ребёнка»
  2. Дискуссия «Что такое право»  (изготовление карточек, памяток)

6 -10 лет

6 -10 лет

II

  1. Занятие «Имею право жить!» (право на жизнь)

6 -10 лет

III

  1. Чтение и обсуждение сказок: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин,  «Спящая красавица»  Ш. Перро, «3 поросёнка»

6 – 10 лет

IV

  1. Обсуждение пословиц.
  2. Придумывание творческих рассказов о своей будущей жизни.

6 - 10 лет

7 – 10 лет

2 -  ой месяц

 I

  1. Занятие «По – разному зовутся дети» (право на имя)

6 – 10 лет

II

  1. Беседа «Что означает твоё имя»
  2. Игры «Узнай по голосу», «Назови ласково»
  3. Творческая работа «Выложи своё имя»

6 – 10 лет

III

  1. Занятие «Моя семья» (право знать своих родителей и право на их заботу)
  2. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»

6- 10 лет

6 -8 лет

IV

  1. Чтение и обсуждение сказок: «Добрый волшебник», «12 месяцев» С. Я. Маршака
  2. Беседа «Расскажи о своей семье»
  3. Отгадывание загадок, заучивание стихов о членах семьи
  4. Запись рассказов детей «Семья глазами ребёнка»

7 – 10 лет

6 -10 лет

6 – 10 лет

8 – 10 лет

3 – ий месяц

I

  1. Занятие «Мой дом – моя крепость» (право на жильё и его неприкосновенность)
  2. Просмотр мультфильма «Винни – Пух в гостях у Кролика»

6 – 10 лет

6 – 10 лет

II

  1. Чтение и  обсуждение  художественных произведений: «Три поросёнка», «Кошкин дом» С. Я. Маршака
  2. Театрализованная постановка по сказке «Теремок»
  3. Рисование «Дом моей мечты»

6 -10 лет

6 – 10 лет

6 – 10 лет

III

  1. Занятие «Я самый – самый» (право на сохранение своей индивидуальности)
  2. Просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый»
  3. Игра – конкурс «Кто больше знает о себе»

6 – 10 лет

6 – 10 лет

6 – 10 лет

IV

  1. Оформление стенда «Законы дружбы»
  2. Игра – интервью «Опиши своего товарища, какой он»
  3. Рассказы воспитателя о знаменитых людях: Г. Х. Андерсен, А. В. Суворов, А. С. Пушкин

8 – 10 лет

8 – 10 лет

6 – 10 лет

4 – ый месяц

 I

  1. Занятие «Не обижай меня» (право на жизнь без насилия)

6 – 10 лет

II

  1. Чтение и осуждение:  «Красная шапочка» Ш. Перро, «Серая шейка», «Приключения Буратино» А. Толстого
  2. Изготовление волшебного сундучка «вежливых слов и добрых дел»

6 -10 лет

6- 10 лет

III

  1. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»
  2. Разгадывание кроссвордов по любимым сказкам

6 – 10 лет

7 -10 лет

IV

  1. Занятие «Грамоте учиться - всегда пригодится» (право на образование)
  2. Экскурсия в школу

6 – 10 лет

6 – 10 лет

5 – ый месяц

I

  1. Чтение сборников «Я познаю мир»
  2. Игры «Восстанови пословицу», «Кто быстрее соберётся в школу»
  3. Вечер загадок на школьную тему

7 – 10 лет

6 – 10 лет

6 – 10 лет

II

  1. Составление стенгазеты «Правила этикета школьника»
  2. Экскурсия в библиотеку
  3. Развлечение «АБВГДейка – волшебная страна»

7 – 10 лет

6 – 10 лет

III

  1. Занятие «Расти здоровым» (право на охрану здоровья и медицинское обслуживание)
  2. Чтение «Айболит» К. И. Чуковского, «Человек заболел» Михалкова

6 – 10 лет

6 – 10 лет

IV

  1. Составление и соблюдение правил: «Я не буду болеть, если…»
  2. Игра – импровизация «Вызов врача»
  3. Сюжетно – ролевая игра «Больница»
  4. Проведение спортивного праздника «Весёлые старты

6 – 10 лет

7 – 10 лет

6 – 7 лет

6 – 10 лет

6 – ой месяц

 I

  1. Занятие «Моя Родина – Россия» (право на гражданство)
  2. Рассматривание карты мира
  3. Экскурсия по городу

6 – 10 лет

6 – 10 лет

6 – 10 лет

II

  1. Оформление альбома «Символика городов России»
  2. Беседа «Три цвета российского флага»

8 – 10 лет

6 – 10 лет

III

  1. Занятие «Игры, отдых, развлечения» (право на отдых)
  2. Драматизация любимых сказок
  3. Праздник – развлечение «Наши именинники»
  4. Посещение кружков по интересам и потребностям

6 – 10 лет

6 – 10 лет

Дети

6 – 10 лет

IV

  1. Викторина «Права литературных героев»
  2. Вечер – развлечение «В стране детства»

7 – 10 лет

6 – 10 лет

Блок «Родители»

Анкетирование:

  • «Мой ребёнок»
  • «Причины и характер нарушений прав ребёнка»
  • «Оценка родителями своей компетентности»
  • «Оценка наказания ребёнка»

Оформление наглядного материала в родительском уголке:

  • «Конвенция о правах ребёнка»
  • «Декларация прав ребёнка»
  • рубрика «Сегодня на занятии», «Что я думаю о правах» (высказывания детей), выставка детских работ «Я рисую мои права»
  • «Четыре заповеди мудрого родителя»
  • «Способы открыть ребёнку свою любовь»
  • «Искусство быть родителем»
  • «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)
  • «Защити меня» (проблемы жестокого обращения с детьми)

Индивидуальные консультации по вопросам  правовой культуры в клубе «Семейный очаг»:

:

  • право на жизнь без насилия (о недопустимости физических наказаний в семье)
  • родительские обязанности (о том, что оба родителя несут общую и одинаковую  ответственность перед государством за воспитание ребёнка)
  • права ребёнка – соблюдение их в семье

Список  методической литературы:

  1. Астапенко М. П. Природа и история родного края. – 2004.
  2. Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду.2002, №4//
  3. Голицына Н. С. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка». - М.,  2006 г.
  4. Гринь И. «Правовое воспитание несовершеннолетних» //Беспризорник 2012, №2//
  5. Давыдова О. И. Беседы об ответственности и правах ребёнка. – М., 2008.
  6. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства ребёнка в дошкольном образовательном учреждении и семье//Дошкольное воспитание 2001.
  7. «Дошкольное образование»  2004,  №  20.
  8. Жукова Р. А. Правовое воспитание. – В., 2011.
  9. Зеленова Н. Г. «Я – ребёнок, и я… и я имею право!..» - М., 2007.
  1. Козлова С. Мы имеем право. – М., 2010.
  2. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М., 2006.
  3. Кочергина В.  Правовое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание 2004, №6//
  4. «Мои права». Информационно – деловое оснащение. С. – П.
  5. Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М., 2004.
  6. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права. – С.-П., 2007.
  7. Мячина Л. К. Мои права. Рабочая тетрадь. – М., 2006.
  8. Права ребёнка. Нормативные правовые документы. М., 2007.
  9. Сто кроссвордов по любимым сказкам – Яр., 1999.
  10. Фесенко Г. «Что такое дружба» // Дошкольное воспитание 2008, №8//
  11. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка.- М., 2007.  
     
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственному воспитанию детей семьи №2 на 2012-2015 годы "Дружок".

В своей работе я использую программу  «Дружок» по нравственному воспитанию детей во внеурочное время, утвержденную на заседании МО воспитателей 12.09.2012. .1. Пояснительная записка.  Мы вст...

Методическая разработка "Правовое воспитание". Беседа: "Горячий человек, как кипяток опасен".

Методическая разработка " Правовое воспитание". Беседа: "Горячий человек, как кипяток опасен"....

Программа гражданско-правового воспитания на 2014-2015 учебный год

Гражданско-правовое воспитание учащихся – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражд...

"Образовательная программа по правовому всеобучу детей-инвалидов и их родителей"

Данные методические разработки представляют собой учебно-методический комплект из "Программы по материалы направлены правовому всеобучу детей-инвалидов и их родителей", "Рабочей тетради" и "Словарика"...

Классный час по правовому воспитанию в 1 классе Тема: "Мои права и обязанности"

Классный час по правовому воспитанию в 1 классе  Тема: "Мои права и обязанности"Цель:формировать правовую культуру и правовое сознание детей .Задачи:1. Расширять и закреплять ...

"Роль семьи в правовом воспитании детей"

Статья поможет родителям по-другому взглянуть на  собственную роль и роль  школы в воспитании  детей....

Рабочая программа по правовому воспитанию "Юный гражданин"

Правовое воспитание является одним из главных условий для формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Чтобы воспитать правовую культуру и получить законопос...