Программа по нравственному воспитанию детей семьи №2 на 2012-2015 годы "Дружок".
рабочая программа на тему

Шугурова Татьяна Петровна
В своей работе я использую программу  «Дружок» по нравственному воспитанию детей во внеурочное время, утвержденную на заседании МО воспитателей 12.09.2012. .
1. Пояснительная записка.
 Мы вступили в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в судьбе человека. Постоянное накопление знаний не прихоть за внешней эрудицией и образованностью. Это необходимость, продиктованная всем укладом нашей жизни, уровнем развития науки и техники, стремлением к всестороннему и гармоническому развитию каждой личности.
 
Новое качественное состояние нашего общества может быть достигнуто только при самой широкой, всесторонней нравственной подготовке будущих рабочих, инженеров, врачей, работников сферы обслуживания, ученых, да и всех людей. Это предполагает воспитание ребенка как члена общества, разделяющего общее человеческие ценности добра, свободы, уважение к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося вступить в сотрудничество с другими людьми, оказать помощь и поддержку, толерантного в общении.
2. Актуальность программы.
 Об актуальности программы нравственного воспитания детей в нашем детском доме-школе свидетельствует большое количество кружков, секций, на которых каждый воспитанник занимается тем, что ему интересно. В нашей семье ведется большая работа по формированию общественно значимых мотивов выбора профессии, формирование нравственности, обращается серьёзное внимание на эстетику повседневного поведения воспитанников.
3. Назначение программы.
Нравственное воспитание – это целенаправленный двух сторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Включать детей в разные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
4. Цели и задачи программы.
Цель: Формирование нравственного сознания. Выработка умений и навыков. Воспитание и развитие нравственных чувств.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Рузаевский детский дом-школа№1»

                                                                          Разработала:

Воспитатель семьи №2

                                                                             Шугурова Т.П.

Рузаевка

2012

  1. Пояснительная записка.

Мы вступили в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в судьбе человека. Постоянное накопление знаний не прихоть за внешней эрудицией и образованностью. Это необходимость, продиктованная всем укладом нашей жизни, уровнем развития науки и техники, стремлением к всестороннему и гармоническому развитию каждой личности.

 Еще В.А.Сухомлинский писал, что одной из очень тонких и важных проблем воспитания - добиваться того, чтобы человек видел, чувствовал        людскую красоту, людской труд, людское достоинство в вещах, предметах,

ценностях, созданных человеком для человека.

 Новое качественное состояние нашего общества может быть достигнуто только при самой широкой, всесторонней нравственной подготовке будущих рабочих, инженеров, врачей, работников сферы обслуживания, ученых, да и всех людей. Это предполагает не только внедрение красоты во все сферы нашей жизни – в труд, быт досуг, отношения между людьми и т.п., но и реализацию важнейшей общечеловеческой задачи: сохранить культуру, защитить её от «разложения», от вандализма.

«Уважайте в себе и других человеческую личность».

Дмитрий Писарев

2.        Актуальность программы.

Об актуальности программы нравственного воспитания детей в нашем детском доме-школе свидетельствует большое количество кружков, секций, на которых каждый воспитанник занимается тем, что ему интересно. В нашей семье ведется большая работа по формированию общественно значимых мотивов выбора профессии, формирование нравственности, обращается серьёзное внимание на эстетику повседневного поведения воспитанников. Это культура соблюдения тишины и порядка, бережного отношения к книгам и тетрадям, к имуществу, благожелательному отношению и вежливости между воспитанниками, взрослыми, взаимопомощь, взаимовыручка.

  1.   Назначение программы.

Нравственное воспитание – это целенаправленный двухсторонний процесс  формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Ребенок способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда - это говорит о его высоком нравственном развитии. Есть своя эстетика в искренних, здоровых отношениях между воспитанником и воспитателем, между воспитанниками.

Важно пробудить у детей стремление утверждать красоту - всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Включать детей в разные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Цели и задачи программы.

Цель: выявление и развитие творческого потенциала и повышение уровня

досуговой деятельности воспитанников.

Задачи:

  1. Формирование нравственного сознания
  2. Выработка умений и навыков
  3. Воспитание и развитие нравственных чувств

5.Основные этапы реализации программы.

  1 этап: проектный

Цель: подготовка условий для создания системы нравственного воспитания во внеурочное время.

Задачи:

- изучить и разработать нормативную базу, обеспечивающую нравственное воспитание детей.

- обсудить и утвердить программу по нравственному воспитанию.

- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

- подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

2 этап: практический

Цель: реализация программы по нравственному воспитанию «Дружок».

Задачи:

- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

- разработать методические рекомендации по нравственному воспитанию. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования, спортивными школами города.

- вовлекать в систему нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

- проводить мониторинг реализации программы.

- принимать участие в конкурсах по эстетическому воспитанию.

3 этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

- обобщить результаты работы.

- провести коррекцию затруднений в реализации программы.

спланировать работу на следующий период.

Организация деятельности.

Данная программа рассчитана на 3 года. Программа реализуется интегративно с уроками технологии и через участие воспитанников в школьных и во внешкольных мероприятиях.

Содержание деятельности. Внеурочная деятельность.

- нравственное воспитание через участие в беседах, праздниках, экскурсиях, мероприятиях, направленных на нравственное воспитание детей.

Задачи:

формирование у воспитанников познавательных интересов, оптимально организуя свою деятельность.

научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия.

воспитывать коммуникативные качества личности.

формирование самосознания воспитанников как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки.

Внешкольная деятельность.

Участие в мероприятиях и конкурсах на федеральном, региональном,

муниципальном, школьном уровне.

Задачи:

воспитание ребенка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося вступить в сотрудничество с другими людьми, оказать помощь и поддержку, толерантного в общении.

Воспитанники семьи №2 Канайкин К, Азарова Л, приняли участие в Республиканском конкурсе «Защитим лес».

Рузманова Нина приняла участие в Международном фестивале «Подводный мир глазами детей».

Год 2012-2013

Наименование разделов

Тема

вид занятия

Количество часов

1.

Природа и человек

  1. Красота родного края
  2. Поделки из природного материала «Природа-кудесница»
  3. Подбор пословиц, поговорок о дружбе. Беседа «Знаешь ли ты себя»
  4. Игра «Уважаем ли мы друг друга»
  5. «Мой веселый звонкий мяч»
  6. Сезонные игры на природе

Экскурсии

Конкурсы

Практические занятия

Экскурсии

Беседа

Игры на воздухе

Игры

36

2.

Православный календарь

  1. Рождественская ёлка
  2. Изготовление рождественских игрушек
  3. Детские игры и развлечения на святках
  4. Зимний праздник в России. Масленица
  5. Присутствие на церковных службах

Праздник

Практические занятия

Игра с элементами театрализации

Праздник- Масленица

9

3.

  1. Поведение за столом
  2. У тебя в гостях друзья
  3. Поведение в театре, кино, в поликлинике, детской

Практическое занятие

Игра

Год 2012-2013

Наименование разделов

Тема

Вид занятия

Колич ество часов

Речевой этикет

Библиотеке

  1. Поздравления и пожелания
  2. Игра «Советы мудрецов»
  3. Игра «Сердечко честности»
  4. Творческое задание « Мудрая книга»
  5. Обращение к взрослому знакомому

Игра с элементами театрализации

9

4.

Искусство

Живопись

  1. Что такое живопись? Как художник создает картину?

  1. Учимся рассматривать картину

Познавательная беседа

18

Декоративно-прикладное искусство

  1. Работа с песком
  2. Лепка из теста
  3. Работа с тканью
  4. Бисероплетение

Практические занятия

12

Год 2012-2013

Наименование разделов

Тема

Вид занятия

Колич

ество

часов

Литература

  1. Литературная гостиная, посвященная творчеству детских писателей и поэтов. (М. Скребцова, А.Лопатина, Вересаева)
  2. М. Скребцова «Мой лучший друг»
  3. Книга — наш лучший друг, чтение и обсуждение курдской сказки «Три товарища».

Игра с элементами театрализации

Литературное лото

Беседа

5.

Истоки

  1. Знакомство с краеведческим музеем
  2. Из глубины веков. Как произошли названия: «Русь», «Россия. За далью лет
  3. Театры Саранска (драматический, музыкальный, национальный, кукольный)

     4.  1000-летие единения мордовского и русского народов

     5. С.Д. Эрьзя — великий скульптор

Беседа

Экскурсия

беседа

9

6.

Эстетическая грамматика

  1. « Порядок в доме»
  2. Добрым жить на белом свете веселей
  3. «Беседа о доброте и жадности»
  4. Мальчики и девочки (Дать представление почему мальчику нужно проявлять уважение к девочке)
  5. Простые правила

«Что значит, быть добрым и заботливым»

Игра

мероприятие

Учимся писать текст поздравления

Игра «Ручеёк»

18

Год 2012-2013

Наименование разделов

Тема

Вид занятия

Количество часов

6. «Моё хочу и моё не надо»

7. Спешите делать добро

Правильно войти в школу, класс.

Столовую, библиотеку

Час доверительного разговора

Беседа

Год 2013-2014

Наименование разделов

Тема

Вид занятия

Количество часов

1.

Искусство

Декоративно-прикладное искусство

  1. Знакомство с приемами создания лоскутной куклы
  2. Вязание крючком
  3. Работа с тканью
  4. Бисероплетение
  5. Лепка из теста

Познавательная беседа с элементами художественного труда

Практические занятия

         18

Музыка

«Музыкальная гостиная». Песни о дружбе, улыбке, доброте…

Знакомство с народными песнями Мордовии, России.

Живопись

  1. Идеал в жизни и искусстве. Портрет
  2. «Святая Пасха»
  3. Творчество Ивана Левитана. Знакомство с картинами «Золотая осень», «Март», «Весна», «Большая вода»

Экскурсия на выставку картин в выставочный зал

Конкурс детского творчества

Познавательная беседа-знакомство

2.

1.

9

Год 2013-2014

Наименование разделов

Тема

Вид занятия

Количество часов

календарь

       2. Присутствие на церковных службах

       3. Храм Покрова на Нерли

       4. Свято-Федоровский Кафедральный собор.г. Саранск

       5. «Боги мордвы»

Познавательная беседа

Познавательная беседа

Экскурсия

Познавательная беседа

3.

Природа и человек

  1. Праздник «В дружбе сила»

  1. Моя Мордовия. Красота родного края
  2. Игра «В каждом хорошее»
  3. Самоделки из природных материалов
  4. «Достойные поступки»
  5. Творческое задание: «Молодые и старые»
  6. «Умеем ли мы прощать?»
  7. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Заочные путешествия

Игры

Практические занятия

Рисунки

Беседа

Беседа

Беседа

36

4.

Эстетическая грамматика

  1. «От чего зависит настроение»
  2. Мой класс- мои друзья
  3. Повседневный этикет

Игра «Волшебное зеркало»

Беседы

18

Год 2013-2014

Наименование разделов

Тема

Вид занятия

Количество часов

4. Сказки об этике. Китайская сказка.

5. Развивать навыки культурного поведения в театре (и других культурных местах)

6. «Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались!»

7. «Добрым жить на белом свете веселей»

8. «Считаете ли Вы себя культурным человеком». Игра «Колечко дружелюбия».

9. «Мои мечты, мои желания»

Игра «Можно-Нельзя»

Правильно разложить приборы на столе

Практическая работа

Игра «Настроение»

Игра- инсценировка о добрых делах и о людях

Часы откровенного разговора

Доверительная беседа

5.

Истоки

  1. Символы Российского государства. «Флаг и герб Мордовии»
  2. «Как жила древняя мордва. Мордовские племена»
  3. «Федот Сычков- мордовский художник»
  4. «Пугачев в мордовском крае»
  5. «Православленные полководцы советской армии- уроженцы Мордовии»

Познавательные беседы

9

Год 2014-2015

Наименование разделов

Тема

Вид занятия

Количество часов

1.

Эстетическая грамматика

Эстетические

беседы

  1. «Ежели ли Вы вежливы»
  2. «Служим друг другу»
  3. «Учимся делать покупки»
  4. «Умею дарить радость»
  5. Чего в другом не любишь, того не делай сам
  6. Азбука поведения
  7. «Друг в моей жизни»
  8. «Жизненные пути»
  9. «Умеете ли Вы общаться»
  10. «Моя семья»
  11. «Путь, к счастью в личной жизни»

Практическая работа

Практическое занятие

Сценка.

Игра: «В магазин»

Игра «Учимся делать комплименты»

Практическое занятие

Беседы

Доверительная беседа

Беседа. Практическое занятие

Беседа

18

2.

Исскуство

Декоративно прикладное искусство

  1. Работа с картоном
  2. Работа с витражными красками
  3. Поделки из ниток, бересты
  4. Использование цветного бисера

Практические занятия

18

Год 2014-2015

Наименование разделов

Тема

Вид занятия

Количество часов

5. Лепка из теста

6. Вязание крючком

Живопись

  1. Знакомство с художником В.М. Васнецовым (1848-1926 гг) и его картиной «Аленушка» (1881 г.) (Беседа)
  2. Экскурсия на выставку картин в выставочный зал
  3. Разноцветные краски. Рисунок «Веселая песочница» ( песочница в форме гриба)

Практическое занятие

Экскурсия

Практическое занятие

Литература

  1. Литературный ринг. А. Лопатина «Красивый мухомор»
  2. Книга- наш лучший друг
  3. А. Куприн «Звериный урок».

Викторина

Мероприятие, посвященное книге

Викторина

3.

Православный календарь

  1. Поездка в монастырь (Рузаевский р-н, с Пайгарма)
  2. Детские игры и развлечения на святках
  3. Игра «Щедрые подарки»
  4. Рождественская елка
  5. Присутствие на церковных службах

Экскурсия

Практическое занятие

С элементами

Театрализации

Праздник

9

4.

Природа и человек

  1. Игра «Верные друзья»

Экскурсия

Игра

36

Год 2014-2015

Наименование разделов

Тема

Вид занятия

Количество часов

3. Творческое задание «Добрые чувства»

4. «Чем богат наш край?»

5. «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».

6. «Строим домик»

7. «Дружелюбные звери», «Трудимся с любовью».

Практические работы

Заочное путешествие

беседа

Рисунки

Игра

5.

Истоки

  1. «Чем и кем славен мой город?»
  2. «Ко Дню Победы. Боец, спасаю всю страну, ты отстоял Мордовию»
  3. «Заповедные места Мордовии»
  4. «Боги мордвы (Нишкепаз, верепаз, Инешкай, Оцю Шкай)»
  5. «Патриарх Никон» (Вышел из мордовского народа, родился в эрзянском селе Вильдеманово под Нижним Новгородом)
  6. «Макаровский монастырь»

Беседа. Экскурсия

Беседа

Заочная экскурсия

Познавательные беседы

Познавательные беседы

Заочная экскурсия

9

  1. Ожидаемый результат воспитания.

В целом программа представлена как система воспитания нравственности вкуса и чувства прекрасного, а также формирование умений и качеств личности воспитанников, основанных на творческой деятельности. Программа обеспечивает результаты, необходимые для усвоения социального опыта нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

4.1. Уровень. Формирование внутренних стимулов.

 Научить в повседневных вещах и эмоционально воспринимать произведения народного творчества и искусства.

Личности ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

4.2. Уровень.

Нравственные и моральные истины стали ли бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.

4.3. Уровень.

Включить детей в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Изучение и анализ методической литературы:

Буянов Н. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Медицина. М: ТКО ACT, 2004.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца/ Сост. В.И.Викторов. - М., 1984. Клюева Н.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997. Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль, 1997. Неменский Б.М.

Основы эстетического воспитания./Под ред. Н.А.Кушаева.- М., 1986. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.- Москва, 1981. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой.-1987.

Нравственное воспитание В.В. Паскал 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания "Разные семья-общие ценности"

    Актуальность работы по данной программе диктовалась сложившийся в современном обществе ситуацией упадка духовных и семейных ценностей.  Базовые семейные ценности -...

Программа духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ

Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного  воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный ми...

Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи

Программа предназначена для заместителя директора по воспитательной работе...

«Нравственное воспитание детей в семье». Родительское собрание 2 класс.

Воспитать человека интеллектуально,не воспитав его нравственно-  значит, вырастить угрозу для общества.Теодор РузвельтХарактер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родите...

Нравственное воспитание детей в семье

Родительское собрание «Нравственное воспитание детей в семье»Цель собрания: помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей;   помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитани...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.  А потому от их ...

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей 7 - 8 лет "Мой дом - моя крепость"

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются друг с другом не только дальние, но и близкие родственники. Изучени...