Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей 7 - 8 лет "Мой дом - моя крепость"
рабочая программа (2 класс) на тему

Кадыжева Лариса Лаврентьевна

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются друг с другом не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_dom-_moya_krepost.doc516.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой дом – моя крепость»

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания

 детей 7-8 лет

Авторы:

 Л.Л .Кадыжева,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 14 г.Невинномысска,

Е.В.Гальцина,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г.Кисловодска,

О.Г. Коновалова,

 учитель начальных классов МБОУ лицей № 6 г.Пятигорска,

Ю.А. Сорокина,

 учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 г.Кисловодска

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются друг с другом не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки.

В основе программы лежат следующие направления: нравственное (раздел «Семейные обязанности и традиции»,  «История моей семьи», «Я и моё имя») и гражданско-правовое (раздел «Я – маленький гражданин России»).

Нравственный аспект способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств, как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, усвоению принятых в обществе правил поведения в семье и т. д.

Гражданско – правовое направление позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.

В качестве организационно – методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:

  • системность;
  • единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
  • стимулирование познавательной активности младших школьников, использование разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
  • постоянный контроль достигаемых результатов для корректировки дальнейшей работы.

Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основные задачи: 

  • формировать умение применять знания о нравственной и правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях, используя возможности самого ребёнка;
  • способствовать правильному отношению ребёнка к миру, окружающим людям и самому себе;
  • научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
  • помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций;
  • превратить социально необходимые требования общества в высокие  нравственные внутренние стимулы каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство;
  • пробудить интерес к истории своей семьи, Отечества, способствовать более близкому общению членов семьи;
  • развивать способность школьников адекватно проявлять основные нравственные  качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм)

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- общечеловеческие ценности;

- права человека на образование в РФ;

- государственные символы России, региона;

- права и обязанности обучающихся;

- конкретные правила поведения в семье, в своём доме, гостях,     общественных местах, транспорте;

- историю возникновения имён и фамилий;

- степени родства в семье;

- о профессиях предков;

- о семейных увлечениях и традициях;

- домашний адрес  и телефон;

- адрес школы;

- название улиц в микрорайоне школы и дома;

- основные памятные места микрорайона;

- название главной площади города;

- дату основания города;

- основные улицы города;

- памятные и исторические места.

В результате изучения курса учащиеся составят:

- «ленту времени» своей жизни;

- родословное древо;

- вместе с родителями разработают свой фамильный герб;

- подберут семейный девиз.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- выполнять правила поведения,  разъяснять их другим детям;

- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы.

В результате изучения курса учащиеся должны проявлять личностные свойства и  качества в решении жизненно важных задач:

 -  чувство собственного достоинства в различных ситуациях;

-   человечность к окружающим людям;

-   честность;

-   трудолюбие.

Формой подведения итогов реализации данной программы является выставка «История моей семьи в истории моей страны».

Организация занятий

Программа предусматривает 1 год обучения, 33 учебных часа.

Для реализации программы в полном объёме возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с освоением учащимися пройденных тем.

Форма занятий: беседа, конкурс, ролевая игра, викторина, турнир, экскурсия, выставка.

Методическое обеспечение программы:

Изучение материала идёт с помощью словесных, наглядных, практических методов обучения, методов стимулирования и методов создания положительной мотивации. Формой проведения становятся беседы, игры, экскурсии, заочные путешествия, викторины, ролевые игры, турниры, выставки.

Учебно – тематический план:

Тема

Общее

кол-во часов

В том числе

 теория

практика

1

Моя родословная

6

4

2

2

Я и моё имя

10

8

2

3

Истрия моей семьи

6

4

2

4

Семейные обязанности и традиции

6

3

2

5

Я – маленький гражданин России

5

3

2

ИТОГО

33

22

11

Содержание программы:

Тема

Теория

Практика

МОЯ  РОДОСЛОВНАЯ

1

Вводное занятие. Понятие о родословной

У меня есть своя история. Понятие родословной.

2

Моя семья

Выпуск стенной газеты «Моя семья»

3

Поколение, потомки, предки

Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки»

4

Родословное древо

Родословное древо

5

Практическое значение родословных в прошлом

Нужно ли знать свою родословную?

6

Составление родословного древа семьи

Составление родословного древа семьи

Я И МОЁ ИМЯ

7

«Кто я?», «Где живу?»

Географические названия – свидетели прошлого

8

Что означают наши имена?

Знакомство с историей возникновения имён

9

Как родители выбирают имя ребёнку?

Происхождение современных имён

10

Имена и прозвища в Древней Руси

Экскурсия в музей

11

Откуда к нам пришли наши имена?

Влияние различных культур на происхождение имён

12

Тайны наших имён

Изготовление книжек – самоделок

13

Имя  и ангел - хранитель

Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины

14

Моя фамилия. Моё отчество.

История возникновения фамилий и отчеств

15

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом?

Историческое прошлое семьи

16

«Говорящие» фамилии

Что могут рассказать фамилии о прошлом

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ

17

Профессии моих родителей

Профессии

18

Мои братья и сёстры. Степени родства  в семье

Ролевая  игра «Все мы – дружная семья»

19

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники

Степени родства в семье

20

Кто  кому и кем доводится?

Выставка детских работ «Улыбка мамочки моей»

21

Мои прабабушка и прадедушка

Связь поколений

22

Профессии моих предков

Профессии предков

СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ТРАДИЦИИ

23

Что мы знаем о традициях?

Знакомство с понятием «традиции»

24

Мир семейных увлечений

Фотогазета «Счастливые мгновения»

25

Семейные обязанности

Ролевая игра «Хочу и надо- трудный выбор»

26

Семейные традиции

Какие традиции в моей семье?

27

Фамильный герб и фамильный девиз

Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов

28

«Мы не свалились с Луны». Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи

Викторина «Колесо истории»

Я – МАЛЕНЬКИЙ ГРАЖДАНИН РОССИИ

29

Государственные символы России

Знакомство с символами России: гербом, флагом, гимном.

30

Ты  и твоё право

Знакомство с основными правами ребёнка

31

Ты и твоя ответственность

Ролевая игра «Учись учиться»

32

Знатоки родного города

Турнир для любознательных «Любимый город в вопросах и ответах»

C:\Users\Лариса\Desktop\фото 4 б\IMG-20151123-WA0009.jpg

C:\Users\Лариса\Desktop\фото 4 б\IMG-20151123-WA0007 (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

рабочая программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 1 класса

рабочая программа духовно-нравственного воспитания...

Адаптированная рабочая программа: "Духовно-нравственное воспитание", 1-4 класс

Рабочая программа: "Духовно-нравственное воспитание", 1-4 класс...