Дополнительная образовательная программа (по внеурочной деятельности) «Волшебная бисеринка»
рабочая программа (2 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа «Волшебная бисеринка» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание детей, на развитие художественно-творческого потенциала личности.
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.
Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации. Работа с бисером и проволокой укрепляет мышцы пальцев, одновременная работа обеих рук помогает вырабатывать координацию движений. Создание игрушек своими руками вызывает огромный интерес у детей, простые и понятные схемы, по которым можно сделать игрушку вырабатывают внимание. Соблюдение цветового рисунка вырабатывает сосредоточенность, изменение предложенной схемы развивает фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
р.п. Красные Баки Нижегородской области
Дополнительная образовательная программа
(по внеурочной деятельности)
«Волшебная бисеринка»
Направленность:
художественная
Возрастной состав: с 7 лет
Срок реализации
программы 1 год
Автор программы:
Погодина Надежда Юрьевна
педагог дополнительного
образования 1категории
р.п. Красные Баки
2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Волшебная бисеринка» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание детей, на развитие художественно-творческого потенциала личности.
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.
Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту, и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.
Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.
Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации. Работа с бисером и проволокой укрепляет мышцы пальцев, одновременная работа обеих рук помогает вырабатывать координацию движений. Создание игрушек своими руками вызывает огромный интерес у детей, простые и понятные схемы, по которым можно сделать игрушку вырабатывают внимание. Соблюдение цветового рисунка вырабатывает сосредоточенность, изменение предложенной схемы развивает фантазию.
Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ, программы образовательной области "Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.
Направленность дополнительной образовательной программы – художественная (декоративно-прикладного творчества).
Актуальность:
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия.
Мелкие и крупные детали, композиции, блестящие и матовые поверхности, современный дизайнерский подход к изделию делает нашу идею актуальной.
Новизна.
Новизна в том, что в данную образовательную программу включены новые технологии плетения.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель программы: развитие творческих способностей детей при обучении основам бисероплетения.
Задачи
1. Обучающие:
- углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения,
- формирование знаний по основам композиции, цветоведения,
освоение техники бисероплетения.
2. Воспитывающие:
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества,
- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам,
3. Развивающие:
- развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей,
- формирование эстетического и художественного вкуса.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Данная программа отличается тем, что в нее включены новые технологии и методы приемов работы с бисером.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Возраст детей с 7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Данная программа рассчитана на один год обучения. Обучающиеся знакомятся с историей бисероплетения, инструментами и материалами, основными приемами плетения, цветоведением, зарисовывают простейшие схемы. В воспитательном плане решается задача расширения кругозора обучающихся, пробуждение интереса к культурной традиции бисероплетения, распространенной у разных народов России и народов мира.
Характер реагирования обучающихся на успехи и поражения в многочисленных конкурсах и выставках является надежным показателем достигнутого уровня воспитанности личности. Занятия проводятся по учебному плану.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся по учебному плану 1 раз в неделю по 1 часу, всего 36 часов в течение учебного года.
Кроме образовательного процесса, на занятиях педагог проводит воспитательную работу: воспитывает у детей дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности. В течение учебного
года педагог проводит работу с родителями через индивидуальные беседы, родительские собрания.
Формы проведения занятий: беседа, конкурс, тестирование, творческое занятие, практическое занятие, массовое мероприятие, участие в выставках, конкурсах.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В конце обучения дополнительной образовательной программы "Бисероплетение" обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности,
-основы композиции и цветоведения,
- основные приёмы бисероплетения,
- последовательность изготовления изделий из бисера,
- изготавливать украшения, цветы, плоские фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Подведение итогов проводится в форме тестирования (зачета), выполнение теоретического и практического задания. Целью этих занятий является проверка знаний и умений, полученных в учебном году. По окончании учебного года организуются итоговые выставки ребят.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
В конце каждого занятия подводится итог в форме цветопись «Солнышко». Дети выбирают нужную улыбку, понравилось или нет занятие, а также оценивают свою работу на занятии. Педагог в свою очередь оценивает работу детей.
По окончании каждой темы подводятся итоги работы. Наиболее подходящая форма оценки – это организационный просмотр выполненных изделий. Ребята высказывают мнение о своей работе и работе своих товарищей, это приучает детей справедливо и объективно оценивать работу своих и других.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и материалами. |
1
| 0,5 | 0,5 |
2.
| Плетение на проволоке. Плоские фигурки. Змейка Стрекоза Мышка Рыбы Морской конек Кораллы морские Составление панно «Морское» Дед Мороз Снегурочка Елочка пирамидка Панно «С Новым годом» | 16 1 2 1 2 1 1 1 2 2 2 1 | 5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - | 11 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1 |
3. | Цветовидение и композиция хроматический и ахроматический цвета. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Плетение на проволоке. Цветы из бисера: Колокольчики Лилия Васильки Составление панно «Лето»
| 7 2 2 2 1 | 2 0,5 0,5 0,5 0,5 | 6 1,5 1,5 1,5 0,5 |
5. | Основные приемы бисероплетения фенечка: Змейка В крестик Цветочная Выставка | 10 3 3 3 1 | 3 1 1 1 - | 7 2 2 2 1 |
6. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
ВСЕГО: | 36 | 11 | 26 |
Содержание программы первого года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами, материалами.
Теория: Знакомство с группой, с режимом работы кружка, с инструментами, материалами, фурнитурой для бисероплетения, с организацией рабочего места. Знакомство с историей бисероплетения.
Практическая работа: учатся правильно пользоваться инструментами и
материалами.
Тема 2._Плетение на проволоке. Плоские фигурки: Змейка; Стрекоза; Мышка; Рыбы; Морской конек; Кораллы морские; Составление панно «Морское»; Дед Мороз; Снегурочка; Елочка пирамидка; Панно «С Новым годом».
Теория: Основные приемы бисеропетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе параллельное плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.. Зарисовка схем.
Практическая работа: выполнение фигурок животных, насекомых и другое. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приемов. Плетение проволокой по технике параллельного низания. Оформление панно «Морское», «С Новым годом». Дети участвуют в районных конкурсах, выставках по декоративно-прикладному творчеству.
Тема 3. Цветовидение и композиция хроматический и ахроматический цвета.
Теория: Знакомство детей с сочетанием цветов, что такое цветовой тон, насыщенность, сочетаемость цветов, контрастность цветов. Практическая работа: дети различают сочетание цветов хроматические ( цветные, имеющие цветовой оттенок), и ахроматические (бесцветные) цвета. Учащиеся подбирают цветовую гамму для изделия, калибруют бисер.
Тема 4. Плетение на проволоке. Цветы из бисера: Колокольчики; Лилия;
Васильки; Составление панно «Лето».
Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов, техника параллельного, игольчатого и петельного плетения. Техника выполнения серединки, лепестков, тычинок, листьев. Зарисовка схем.
Практическая работа: выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветов. Подготовка основы: обтягивание картона тканью, бархатной бумагой. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно «Лето».
Тема 5. Основные приемы бисероплетения фенечка: Змейка; В крестик; Цветочная.
Теория: Эскизы. Рабочие рисунки. Знакомство детей с основными приемами плетения. Низание из бисера в одну нить: фенечка змейка, цветочная. Низание из бисера одной и двумя иглами: фенечка в крестик. Условные обозначения. Зарисовка простейших схем. Организация выставки лучших работ обучающихся внутри кружка. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Практическая работа: выполнение основных приемов плетения. Изготовление фенечек.
Тема 6. Итоговое занятие.
Тестирование по пройденному теоретическому материалу. Изготовление того или иного элемента пройденным методом плетения.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 1 года обучения
№ | Тема занятия | Форма занятия | Приемы и методы занятия | Методы и дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами, материалами | Беседа | Репродуктивный. Объяснительно- иллюстративный | Образцы, методические рекомендации | Видеоматериал, компьютер | Тестирование |
2 | Плетение на проволоке. Плоские фигурки: Змейка; Стрекоза; Мышка; Рыбы; Морской конек; Кораллы морские; Составление панно «Морское»; Дед Мороз; Снегурочка; Елочка пирамидка; Панно «С Новым годом». | Беседа Творческое занятие Массовые мероприятия | Репродуктивный. Объяснительно- иллюстративный | Образцы, методические рекомендации, раздаточный материал | Компьютерная презентация, Мультимедиа | Тестирование |
3 | Цветоведение и композиция хроматический и ахроматический цвета | Беседа | Репродуктивный. Объяснительно- иллюстративный | Образцы, методические рекомендации, сочетание цветов | Видеоматериал, компьютер | Совместное обсуждение |
4 | Плетение на проволоке. Цветы из бисера: Колокольчики; Лилия; Васильки; Составление панно «Лето».
| Беседа Конкурс Творческое занятие Массовые мероприятия | Объяснительно- Иллюстративный Эвристический Поисковый | Образцы, методические рекомендации, раздаточный материал Готовые изделия, выполненные детьми | Компьютерная презентация, Мультимедиа | Конкурс |
5 | Основные приемы бисероплетения фенечки: Змейка; В крестик; Цветочная; Выставка. | Беседа Конкурс Творческое занятие | Репродуктивный. Объяснительно- Иллюстративный Эвристический | Образцы, методические рекомендации, раздаточный материал | Компьютерная презентация, Мультимедиа | Конкурс |
6 | Итоговое занятие | Тестирование | Проблемный | Стенды,методические рекомендации, раздаточный материал | Компьютер | Тестирование + практическое задание |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
для педагога:
- Закон РФ «Об образовании» М.:Творческий центр»,2005 г.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233);
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
- Концепция развития системы дополнительного образования в Краснобаковском районе на 2006-2010 годы;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03г. №4594)
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены научно-методическим советом по дополнительному образованию детей министерства образования Российской Федерации 03.06.2003г.)
- О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006г. №06-1844
- Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» р.п. Красные Баки, Нижегородской области(Постановление Администрации Краснобаковского района Нижегородской области от 10.04.2008г №233).
- Лазарева А.Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: «Народное образование» 2002
- Панков Д.Д. Медицинские и психологические проблемы школьников – подростков. – М.: АПК и ПРО, 2001
- Радионова Е.Л. Проблема школьного воспитания. – Н. Новгород.: «Нижегородский гуманитарный центр», № 3 1999
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
для детей:
- Алексеева Н.В. Плетение из бисера. Н.Н.:-1998
- Аполозова Л.М. Бисероплетение. М.: 1997.
- Виноградова Е. Браслеты. С.-П. 1999.
- Журналы «Бисероплетение» 2009- 3 шт.
- Журналы «Бисероплетение» 2010 – 8 шт.
- Сколотнева Е.И. Бисероплетение. С.-П. 1999. Золотой век.
- Соколова Ю. Азбука бисера. С.-П. 1999. Издательский дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...
программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир бумаги"
Рабочая программа кружка «Волшебный мир бумаги» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/04/picture-55780.jpg)
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".
Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-206563-1361191123.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс
Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-32301-1363769141.png)
Программа курса внеурочной деятельности "Волшебная паутинка"
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Волшебная паутинка» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься руко...