Дополнительная образовательная программа (по внеурочной деятельности) «Волшебная бисеринка»
рабочая программа (2 класс) на тему

Погодина Надежда Юрьевна

    Дополнительная образовательная программа «Волшебная бисеринка» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание детей, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

    Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации. Работа с бисером и  проволокой укрепляет мышцы пальцев, одновременная работа обеих рук помогает вырабатывать координацию движений. Создание игрушек своими руками вызывает огромный интерес у детей, простые и понятные схемы, по которым можно сделать игрушку  вырабатывают внимание. Соблюдение цветового рисунка вырабатывает сосредоточенность, изменение предложенной схемы развивает фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnaya_biserinka_13g.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

р.п. Красные Баки  Нижегородской области

Дополнительная  образовательная программа

(по внеурочной деятельности)

«Волшебная бисеринка»

Направленность:

художественная

Возрастной состав: с  7 лет

Срок реализации

программы 1 год

                                                                                                   Автор программы:

                                                                                   Погодина Надежда Юрьевна

                                                                        педагог дополнительного

                                                                                   образования 1категории

р.п. Красные Баки

2013 г

                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ       ЗАПИСКА

    Дополнительная образовательная программа «Волшебная бисеринка» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание детей, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

    Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

    Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту, и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.

    Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

    Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

    Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации. Работа с бисером и  проволокой укрепляет мышцы пальцев, одновременная работа обеих рук помогает вырабатывать координацию движений. Создание игрушек своими руками вызывает огромный интерес у детей, простые и понятные схемы, по которым можно сделать игрушку  вырабатывают внимание. Соблюдение цветового рисунка вырабатывает сосредоточенность, изменение предложенной схемы развивает фантазию.

    Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ, программы образовательной области "Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.

Направленность дополнительной образовательной программы – художественная (декоративно-прикладного творчества).

   Актуальность: 

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия.

Мелкие и крупные детали, композиции, блестящие и матовые поверхности, современный дизайнерский подход к изделию делает нашу идею актуальной.

Новизна.

Новизна в том, что в данную образовательную программу включены новые технологии плетения.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

 Цель программы:  развитие творческих способностей  детей при обучении основам бисероплетения.

     Задачи

1. Обучающие:

  •  углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения,
  • формирование знаний по основам композиции, цветоведения,

     освоение техники бисероплетения.

2. Воспитывающие:

  • привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, 
  • воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам,

 3. Развивающие:

  • развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей,
  • формирование эстетического и художественного вкуса.

  Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.

Данная программа отличается тем, что в нее включены новые технологии  и методы приемов работы с бисером.  

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

Возраст детей с 7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

   Данная программа рассчитана на один  год  обучения.  Обучающиеся знакомятся с историей бисероплетения, инструментами и материалами, основными приемами плетения, цветоведением, зарисовывают простейшие схемы. В воспитательном плане решается задача расширения кругозора обучающихся, пробуждение интереса к культурной традиции бисероплетения, распространенной у разных народов России и народов мира.

   Характер реагирования обучающихся  на успехи и поражения в многочисленных конкурсах и выставках является надежным показателем достигнутого уровня воспитанности личности. Занятия проводятся по учебному плану.

 Формы и режим занятий. 

Занятия проводятся по учебному плану 1 раз в неделю по 1 часу, всего  36 часов   в течение учебного года. 

  Кроме образовательного процесса, на занятиях педагог проводит воспитательную работу: воспитывает у детей дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности. В течение учебного

года педагог проводит работу с родителями через индивидуальные беседы, родительские собрания.

Формы проведения занятий: беседа, конкурс, тестирование, творческое занятие, практическое занятие, массовое мероприятие, участие в выставках, конкурсах.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В конце обучения  дополнительной образовательной программы "Бисероплетение" обучающиеся должны знать:

- правила техники безопасности,

-основы композиции и цветоведения,

- основные приёмы бисероплетения,

- последовательность изготовления изделий из бисера,  

 -  изготавливать украшения,  цветы, плоские   фигурки животных    из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и   сборку изделий, хранить изделия из бисера согласно правилам.

    Подведение итогов проводится в форме тестирования (зачета),  выполнение теоретического и практического задания. Целью этих занятий является проверка знаний и умений, полученных в учебном году. По окончании учебного года организуются итоговые выставки ребят.

Формами  подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)

В конце каждого занятия подводится итог в форме цветопись «Солнышко». Дети выбирают нужную улыбку, понравилось или нет занятие, а также оценивают свою работу на занятии. Педагог в свою очередь оценивает работу детей.

По окончании каждой темы подводятся итоги работы. Наиболее подходящая  форма оценки – это организационный просмотр выполненных изделий. Ребята высказывают мнение о своей работе и работе своих товарищей, это приучает  детей справедливо и объективно оценивать работу своих и других.

Учебно-тематический план

1 год обучения

                 Тема  занятия

        Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж  по

технике безопасности. Знакомство с

инструментами  и материалами.

               

1

   

0,5

0,5

2.

       

Плетение на проволоке. Плоские фигурки.

Змейка

Стрекоза

Мышка

Рыбы

Морской конек

Кораллы морские

Составление панно «Морское»

Дед Мороз

Снегурочка

Елочка пирамидка

Панно «С Новым годом»

16

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

1

5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

11

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1,5

1,5

1,5

1

3.

Цветовидение и композиция хроматический и ахроматический цвета.

1

0,5

0,5

4.

Плетение на проволоке.

Цветы из бисера:

Колокольчики

Лилия

Васильки

Составление панно «Лето»

 

7

2

2

2

1

2

0,5

0,5

0,5

0,5

6

1,5

1,5

1,5

0,5

5.

Основные приемы бисероплетения

фенечка:    

Змейка

В крестик

Цветочная

Выставка

10

3

3

3

1

3

1

1

1

-

7

2

2

2

1

6.

Итоговое занятие.

1

-

1

                  ВСЕГО:

36

11

26

Содержание программы первого года обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами, материалами.

Теория: Знакомство с группой, с режимом работы кружка, с инструментами, материалами, фурнитурой для бисероплетения, с организацией рабочего места. Знакомство с историей бисероплетения.

Практическая работа: учатся правильно пользоваться инструментами и

материалами.

Тема 2._Плетение на проволоке. Плоские фигурки: Змейка; Стрекоза; Мышка;  Рыбы; Морской конек; Кораллы морские; Составление панно «Морское»; Дед Мороз; Снегурочка;  Елочка пирамидка; Панно «С Новым годом». 

Теория: Основные приемы бисеропетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе параллельное плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.. Зарисовка схем.

 Практическая работа: выполнение фигурок животных, насекомых и другое. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приемов. Плетение проволокой по технике параллельного низания. Оформление панно «Морское», «С Новым годом». Дети участвуют в районных конкурсах, выставках по декоративно-прикладному творчеству.

Тема 3. Цветовидение и композиция хроматический и ахроматический цвета.

Теория: Знакомство детей с сочетанием цветов, что такое цветовой тон, насыщенность, сочетаемость цветов, контрастность цветов. Практическая работа: дети различают сочетание цветов хроматические ( цветные, имеющие цветовой оттенок), и ахроматические (бесцветные) цвета. Учащиеся подбирают цветовую гамму для изделия, калибруют бисер.

Тема 4. Плетение на проволоке. Цветы из бисера: Колокольчики; Лилия;

Васильки;  Составление панно «Лето».

Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов, техника параллельного, игольчатого и петельного плетения. Техника выполнения серединки, лепестков, тычинок, листьев. Зарисовка схем.

Практическая работа: выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветов. Подготовка основы: обтягивание картона тканью, бархатной бумагой. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно «Лето».

Тема 5. Основные приемы бисероплетения  фенечка:   Змейка; В крестик; Цветочная.

Теория: Эскизы. Рабочие рисунки. Знакомство детей с основными приемами плетения.  Низание из бисера в одну нить: фенечка змейка, цветочная. Низание из бисера одной и двумя иглами: фенечка в крестик. Условные обозначения. Зарисовка простейших схем. Организация выставки лучших работ обучающихся внутри кружка. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Практическая работа: выполнение основных приемов плетения.  Изготовление фенечек.

Тема 6.  Итоговое занятие.

Тестирование по пройденному теоретическому материалу. Изготовление того или иного элемента пройденным методом плетения.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 1 года обучения

Тема занятия

Форма занятия

Приемы и методы занятия

Методы и

дидактические материалы

Техническое

оснащение

Форма

подведения итогов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами,

материалами

Беседа

Репродуктивный.

Объяснительно-

иллюстративный

Образцы, методические рекомендации

Видеоматериал,

компьютер

Тестирование

2

Плетение на проволоке.

Плоские фигурки:

Змейка; Стрекоза; Мышка;  Рыбы; Морской конек; Кораллы морские; Составление панно «Морское»; Дед Мороз; Снегурочка;  Елочка пирамидка; Панно «С Новым годом». 

Беседа

Творческое

занятие

Массовые мероприятия

Репродуктивный.

Объяснительно-

иллюстративный

Образцы, методические рекомендации, раздаточный материал

Компьютерная презентация,

Мультимедиа

Тестирование

3

Цветоведение и композиция хроматический и ахроматический цвета

Беседа

Репродуктивный.

Объяснительно-

иллюстративный

Образцы, методические рекомендации, сочетание цветов

Видеоматериал,

компьютер

Совместное обсуждение

4

Плетение на проволоке. Цветы из бисера:

Колокольчики; Лилия;

Васильки;

Составление панно «Лето».

 

Беседа

Конкурс

Творческое занятие

Массовые мероприятия

Объяснительно-

Иллюстративный

Эвристический

Поисковый

Образцы, методические рекомендации, раздаточный материал

Готовые изделия, выполненные детьми

Компьютерная презентация,

Мультимедиа

Конкурс

5

Основные приемы бисероплетения фенечки: Змейка;

В крестик;

Цветочная;

Выставка.

Беседа

Конкурс

Творческое занятие

Репродуктивный.

Объяснительно-

Иллюстративный

Эвристический

Образцы, методические рекомендации, раздаточный материал

Компьютерная презентация,

Мультимедиа

Конкурс

6

Итоговое занятие

Тестирование

Проблемный

Стенды,методические рекомендации, раздаточный материал

Компьютер

Тестирование + практическое задание


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

для педагога:

  1. Закон РФ «Об образовании» М.:Творческий центр»,2005  г.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233);
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
  4. Концепция развития системы дополнительного образования в Краснобаковском районе на 2006-2010 годы;
  5. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03г. №4594)
  6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены научно-методическим советом по дополнительному образованию детей министерства образования Российской Федерации 03.06.2003г.)
  7. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006г. №06-1844
  8. Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» р.п. Красные Баки, Нижегородской области(Постановление Администрации Краснобаковского района Нижегородской области от 10.04.2008г №233).
  9. Лазарева А.Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: «Народное образование» 2002
  10. Панков Д.Д. Медицинские и психологические проблемы школьников – подростков. – М.: АПК и ПРО, 2001
  11. Радионова Е.Л. Проблема школьного воспитания. – Н. Новгород.: «Нижегородский гуманитарный центр», № 3 1999


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

для детей:

  1. Алексеева Н.В. Плетение из бисера. Н.Н.:-1998

  1.  Аполозова Л.М. Бисероплетение. М.: 1997.

  1.  Виноградова Е. Браслеты. С.-П. 1999.

  1.  Журналы «Бисероплетение» 2009- 3 шт.

  1. Журналы «Бисероплетение» 2010 – 8 шт.

  1.  Сколотнева Е.И. Бисероплетение. С.-П. 1999. Золотой век.

  1.  Соколова Ю. Азбука бисера. С.-П. 1999. Издательский дом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...

программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир бумаги"

Рабочая программа кружка «Волшебный мир бумаги» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".

Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность  увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...

Программа курса внеурочной деятельности "Волшебная паутинка"

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Волшебная паутинка» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься руко...