Программа курса внеурочной деятельности "Волшебная паутинка"
материал по технологии (1 класс) по теме

Огнева    Екатерина    Владимировна

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Волшебная паутинка» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.
    Педагогическая целесообразность: занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
Целью программы является формирование практических умений работы в разнообразной технике (аппликация, изонить, рукоделие, оригами) и развитие у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon volshebnaya_pautinka.zip75.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Фёдоровская основная общеобразовательная школа»

   «Согласовано»                                                         «Утверждаю»

                                               

   Протокол ПС № __ от 17.04.2012                                Директор школы _______/О.В.Макарова/

 Зам. директора по УВР_______Л.Г.Мягкова          Приказ № 136 от  «1» сентября 2012  г.                                                                                

   

                       

Программа курса внеурочной деятельности

«Волшебная паутинка»

Автор-составитель:

Огнева Е.В.,

учитель начальных классов

с. Фёдоровское 2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно-нравственном становлении, приобщения к истокам и традициям его Родины. С давних времён вся передача проходит через творчество и искусство. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира. Поэтому одной из главных задач стоящих перед педагогами декоративно-прикладного творчества в условиях внеурочной деятельности является обучение и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.

Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем и многими другими инструментами и материалами. Достоинство в том, что изображение выполняется довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Этот увлекательный вид рукоделия доступен и интересен детям любого возраста.  

Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Работа в разнообразной технике развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Программа расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков. Каждая техника требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

Работы в данных техниках способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка. Работы привлекают детей своими результатами. Школьники испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Таким образом, декоративно-прикладное творчество является эффективным средством трудового и эстетического воспитания, что не менее важно для школьников.

Программа «Волшебная паутинка» имеет художественно - эстетическую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения.

Программа знакомит с основными приёмами, последовательностью и различными способами работы.  При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новые оригинальные изделия, которые будут радовать глаз и вызовут чувство удовлетворения раскрывшимся творческим возможностям.

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Волшебная паутинка» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

        Педагогическая целесообразность: занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.

Целью программы является формирование практических умений работы в разнообразной технике (аппликация, изонить, рукоделие, оригами) и развитие у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения техники.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Расширить знания учащихся о геометрических фигурах, используемых в работе
  2. Научить владеть иголкой, ниткой, шилом
  3. Научить работе с трафаретом
  4. Научить технике работы «Аппликация», «Изонить», «Рукоделие», «Оригами».
  5. Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия
  6. Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций
  7. Освоить понятие «зеркальное изображение»

Развивающие:

  1. Развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону; подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга
  2. Развить глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз
  3. Развить активный и пассивный словарь детей
  4. Развить объяснительную и доказательную речь
  5. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов

Воспитательные:

  1. Воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность
  1. Привить эстетический вкус
  2. Привить умение использовать полученные ранее знания (на других видах изобразительной деятельности, на уроках в школе, из различных информационных источников)
  3. Способствовать формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного творчества

Возраст детей: 6-10 лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года

Отличительные особенности программы: программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей. Важно, чтобы эскизы, которые выбирает обучающийся, нравились ребёнку, а изготовление поделки было ему по силам. И тогда сделанная ребёнком вещь доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.

Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление определённого изделия.

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Условия для реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Привлечение к работе старшего поколения.
  2. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактический материал.

Программа будет успешно реализована, если:

  1. будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  2. будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
  3. будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Принципы организации деятельности:

  1. гуманизации;
  2. личностно-ориентированный подход;
  3. научность;
  4. доступность;
  5. дифференцированный подход;
  6. практическая направленность.

        Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  1. Групповая
  2. Коллективная
  3. Индивидуальная

        Форма занятий

  1. Практические занятия
  2. Открытые занятия для родителей
  3. Экскурсии
  4. Выставки
  5. Конкурсы

        Методы проведения занятий

  1. Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
  2. Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
  3. Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся.
  4. Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
  5. Репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  6. Частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.

Формы подведения итогов: составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, по окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют зачётную работу. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы. Также учащиеся могут принимать участие в различных конкурсах.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы делятся на три группы:

  1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
  2. Практические умения и навыки.
  3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности “Волшебная паутинка” будут трех уровней.

Первый уровень результатов:
– знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
– личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.

Второй уровень результатов:
– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
– личностное развитие – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.

Третий уровень результатов:
– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
– умения – самостоятельное моделирование; составление алгоритма деятельности;
– личностное развитие – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Формы работы: посещение детских садов и вручение подарков, сувениры семье.

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать:

- внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты.

Создание условий для формирования следующих умений:

  1. объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека- мастера;
  2. уважительное относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  3. понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности;
  2. учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  3. учиться планировать практическую деятельность;
  4. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  5. учиться предлагать конструкторско- технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  6. работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправельной формы, чертёжных инструментов);
  7. определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД

  1. наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  2. сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративно- прикладного искусства, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  3. учиться понимать необходимость использования пробно- поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
  4. находить необходимую информацию, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  5. с помощью учителя исследовать конструкторско- технологические и декоративно- художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  6. самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД

  1. уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
  2. уметь вести небольшой познавательный диалог по теме занятия, коллективно анализировать изделия;
  3. вступать в беседу и обсуждение на занятиях;
  4. учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты.

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать (на уровне представлений):

  1. об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность- симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
  2. о гармонии предметов и окружающей среде;
  3. профессиях мастеров родного края;
  4. характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

  1. самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
  2. готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
  3. выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно- творческой деятельности;
  4. самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения- своё или высказанное другими;
  5. применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Знать:

  1. обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
  2. названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
  3. происхождение натуральных тканей и их виды;
  4. способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
  5. основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
  6. линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно- измерительных инструментов;
  7. названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

  1. читать простейшие чертежи (эскизы);
  2. выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
  3. оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
  4. решать несложные конструкторско- технологические задачи;
  5. справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образце и инструкционную карту.

3.Конструирование и моделирование

Знать:

  1. неподвижный и подвижный способ соединения деталей;
  2. отличия макета от модели.

Уметь:

  1. конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
  2. определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

1 год обучения - АППЛИКАЦИЯ

Тематический план

№/п

Тема занятия

Количество

часов

Всего часов

теория

практика

Аппликация из подручных средств

5

  1. 2

Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами

1

1

  1. 3

Аппликация из подручных средств. Цветы

 

1

1

  1. 4

Аппликация из подручных средств. Солнечная поляна.

1

1

  1. 5

Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей)

1

1

  1. 6

Аппликация из пластилина. Овощи (по выбору детей)

1

1

Аппликация из природных материалов

5

  1. 8

Аппликация из природных материалов (сухие листья). Птица

1

1

  1. 9

Аппликация из природных материалов (сухие листья). Животные

1

1

  1. 10

Аппликация из природного материала (яичная скорлупа). Лебедь

1

1

  1. 11

Аппликация из природных материалов (сухие листья).. Осенний лес.

1

1

  1. 12

Аппликация из природных материалов (сухие листья).. На озере.

1

1

Аппликация из бумаги

9

  1. 14

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры.

1

1

  1. 15

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Машина.

1

1

  1. 16

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц.

1

1

  1. 17

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Лисица

1

1

  1. 18

Аппликация из бумаги (рваная бумага). Котенок

1

1

  1. 19

Аппликация из бумаги. Снеговик

1

1

17-18

Аппликация из бумаги. Цветы (объемные)

2

2

19

Аппликация из бумаги. Украшение карандашницы

1

1

Аппликация из текстильных материалов

6

20-21

Аппликация из нарезанных ниток. Собачка

2

2

22-23

Аппликация из ткани. Колобок

2

2

24-25

Аппликация из связанной нити (по выбору детей).

2

2

Коллаж

8

26-27

Коллаж из бумаги, подручных средств. В лесу.

1

1

2

28-29

Коллаж из бумаги и крупы. Мой дом

1

1

2

30-31

Коллаж из бумаги и ткани. Весенние цветы.

2

2

32-33

Коллаж из бумаги, ткани, природного материала. Летние каникулы.

2

2

Итого:

    4

    29

    33

Календарно-тематическое планирование

№/п

Тема занятия

Всего часов

Дата

Аппликация из подручных средств

5

-

  1. 2

Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами

1

  1. 3

Аппликация из подручных средств. Цветы

1

  1. 4

Аппликация из подручных средств. Солнечная поляна.

1

  1. 5

Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей)

1

  1. 6

Аппликация из пластилина. Овощи (по выбору детей)

1

Аппликация из природных материалов

5

-

  1. 8

Аппликация из природных материалов (сухие листья). Птица

1

  1. 9

Аппликация из природных материалов (сухие листья). Животные

1

  1. 10

Аппликация из природного материала (яичная скорлупа). Лебедь

1

  1. 11

Аппликация из природных материалов (сухие листья).. Осенний лес.

1

  1. 12

Аппликация из природных материалов (сухие листья).. На озере.

1

Аппликация из бумаги

9

-

  1. 14

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры.

1

  1. 15

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Машина.

1

  1. 16

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц.

1

  1. 17

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Лисица

1

  1. 18

Аппликация из бумаги (рваная бумага). Котенок

1

  1. 19

Аппликация из бумаги. Снеговик

1

17-18

Аппликация из бумаги. Цветы (объемные)

2

19

Аппликация из бумаги. Украшение карандашницы

1

Аппликация из текстильных материалов

6

-

20-21

Аппликация из нарезанных ниток. Собачка

2

22-23

Аппликация из ткани. Колобок

2

24-25

Аппликация из связанной нити (по выбору детей).

2

Коллаж

8

-

26-27

Коллаж из бумаги, подручных средств. В лесу.

2

28-29

Коллаж из бумаги и крупы. Мой дом

2

30-31

Коллаж из бумаги и ткани. Весенние цветы.

2

32-33

Коллаж из бумаги, ткани, природного материала. Летние каникулы.

2

        

Содержание программы

Тема занятия

Содержание занятий

1

Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами

Знакомство с инструментами. Инструктаж по тб.

2

Аппликация из подручных средств. Цветы

Знакомство с техникой вырезания по кругу

3

Аппликация из подручных средств. Солнечная поляна.

Знакомство с понятием дизайн. Работа с природными материалами.

4

Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей)

Беседа об осени. Составление композиции и пластилина.

5

Аппликация из пластилина. Овощи (по выбору детей)

Беседа об овощах. Работа в паре.

6

Аппликация из природных материалов (сухие листья). Птица

Изготовление из листьев панно «Птица»

7

Аппликация из природных материалов (сухие листья). Животные

Изготовление из шишек и природного материала различных животных

8

Аппликация из природного материала (яичная скорлупа). Лебедь

Использование яичной скорлупы и куриных перьев в аппликации.

9

Аппликация из природных материалов (сухие листья).. Осенний лес.

Изготовление аппликации из осенних листьев

10

Аппликация из природных материалов (сухие листья).. На озере.

Использование зеркала и природный материал в аппликации «На озере»

11

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры.

Использование  геометрических фигур в аппликации.

12

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Машина.

Использование  геометрических фигур в аппликации

13

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц.

Использование  геометрических фигур в аппликации

14

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Лисица

Использование  геометрических фигур в аппликации

15

Аппликация из бумаги (рваная бумага). Котенок

Знакомство с аппликацией из рваной бумаги.

16

Аппликация из бумаги. Снеговик

Изготовление открытки из цв. Бумаги.

17

Аппликация из бумаги. Цветы (объемные)

Понятие объёмная аппликация

18

Аппликация из бумаги. Украшение карандашницы

Изготовление карандашницы из картона.

19

Аппликация из нарезанных ниток. Собачка

Аппликация из цветных шерстяных ниток.

20

Аппликация из ткани. Колобок

Презентация сказки «Колобок»

21

Аппликация из связанной нити (по выбору детей).

Аппликация из цветных нитей

22

Коллаж из бумаги, подручных средств. В лесу.

Коллаж из салфеток, цв. бумаги, веточек

23

Коллаж из бумаги и крупы. Мой дом

Коллаж из манной крупы

24

Коллаж из бумаги и ткани. Весенние цветы.

Коллективная работа

25

Коллаж из бумаги, ткани, природного материала. Летние каникулы.

Коллективная работа из разных материалов.

Литература для педагогов.

1.    Бугельский Ю. Сделайте для карнавала.

2.   Геронимус Т.М. Комплект учебников – тетрадей по труду для 1 – 4 классов      

    (« Справочник маленького мастера», «Бумажкино царство», «Учимся    мастерить», «Серебряная паутинка» и три альбома инструкционных карточек «Я все умею делать сам»).

3.  Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).

4.   Гусакова М.А. Аппликации.— М., 1982.

Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.

5.  Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».

Пономарьков С.И. декоративное и оформительское искусство в школе.—М., 1976.

6.   Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.

Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги  (складывание и сгибание) —М.Учпедгиз, 1995.

7.   Шафрановский И.И. Симметрия в природе. – М., 1998.

 8. Щеблыкин И.К. Романина В.И. КагаковаИ.И.  Аппликационные работы в   начальных классах.                   

 

Литература для детей.

  1. Конышева Н.М.  «Умелые руки»;
  2. «Чудесная мастерская»;
  3. «Наш рукотворный мир»;
  4. «Секреты мастеров».

2 год обучения - ИЗОНИТЬ

Тематический план

п/п

Разделы и темы

Общее кол-во

уч.часов

В том числе

теоретич.

практич.

1

Введение

2 (2/0)

2

-

1.1.

Знакомство с историей появления и развития техники изонити. Применение в жизни.

1 (1/0)

1

-

1.2.

Инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Техника безопасности.

1 (1/0)

1

-

2

Основные элементы изонити

7 (4/3)

4

3

2.1.

 Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

1 (1/0)

1

2.2.

Способ расчерчивания фигуры «Угол». Прошивание фигуры «Угол».

2 (1/1)

1

1

2.3.

Способ расчерчивания фигуры «Дуга». Прошивание фигуры «Дуга».

2 (1/1)

1

1

2.4.

Способ расчерчивания фигуры «Круг». Прошивание фигуры «Круг».

2 (1/1)

1

1

3

Геометрические композиции

9 (2/7)

2

7

3.1.

Понятие о композиции и цвете.

1 (1/0)

1

-

3.2.

Изготовление композиции «Геометрический орнамент».

3 (0/3)

-

3

3.3.

Изготовление композиции «Кленовый лист».

2 (0/2)

-

2

3.4.

Изготовление композиции «Цыпленок».

2 (0/2)

-

2

3.5.

Выставка работ.

1 (1/0)

1

-

4.

Сюжетные рисунки из основных элементов

15 (2/13)

2

13

4.1.

Технология изготовления сюжетных композиций.

1 (1/0)

1

-

4.2.

Изготовление сюжетной композиции «Кораблик в море»

4 (0/4)

-

4

4.3.

Изготовление сюжетной композиции «Бабочка над цветами »

3 (0/3)

-

3

4.4

Изготовление сюжетной композиции «Полёт на луну»

3 (0/3)

-

3

4.5.

Изготовление сюжетной композиции «Летняя поляна»

3 (0/3)

-

3

4.6.

Выставка работ

1 (1/1)

1

1

ИТОГО

34 (10/24)

10

24

Календарно-тематическое планирование

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Дата

Введение (2ч.)

1.1.

Знакомство с историей появления и развития техники изонити. Применение в жизни.

1

1.2.

Инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Техника безопасности.

1

Основные элементы изонити (7ч.)

2.1.

 Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

1

2.2.

Способ расчерчивания фигуры «Угол». Прошивание фигуры «Угол».

2

2.3.

Способ расчерчивания фигуры «Дуга». Прошивание фигуры «Дуга».

2

2.4.

Способ расчерчивания фигуры «Круг». Прошивание фигуры «Круг».

2

Геометрические композиции (9ч.)

3.1.

Понятие о композиции и цвете.

1

3.2.

Изготовление композиции «Геометрический орнамент».

3

3.3.

Изготовление композиции «Кленовый лист».

2

3.4.

Изготовление композиции «Цыпленок».

2

3.5.

Выставка работ.

1

Сюжетные рисунки из основных элементов (15ч.)

4.1.

Технология изготовления сюжетных композиций.

1

4.2.

Изготовление сюжетной композиции «Кораблик в море»

4

4.3.

Изготовление сюжетной композиции «Бабочка над цветами »

3

4.4

Изготовление сюжетной композиции «Полёт на луну»

3

4.5.

Изготовление сюжетной композиции «Летняя поляна»

3

4.6.

Выставка работ

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение (2 часа)

Теоретическое занятие: Знакомство с историей предмета. Техника безопасности.

Подготовка к работе: инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Применение в жизни.

Раздел 2. Основные элементы изонити (7 часов)

Теоретическое занятие: Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

Практическое занятие: Составление в технике изонить основных элементов: угол, дуга, окружность. Способы расчерчивания фигур. Способы заполнения углов, дуги и окружностей.

Раздел 3. Геометрические композиции (9 часов)

Теоретическое занятие: Технология изготовления узоров. Понятие о композиции и цвете. Углы, имеющие общую сторону.

Практическое занятие: Изготовление композиции «Геометрический орнамент». Изготовление композиции «Кленовый лист», «Цыпленок». Способы вышивания без наложения и с наложением углов друг на друга. Выставка работ.

Раздел 4. Сюжетные рисунки из основных элементов.

Теоретическое занятие: Технология изготовления сюжетных композиций.

Практическое занятие:  Изготовление сюжетных рисунков: «Кораблик в море», «Бабочка над цветами», «Полёт на луну», «Летняя поляна». Подготовка к выставке. Выставка работ.

Литература для педагога

  1. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство 1998 № 4 с. 62.
  2. Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58.
  3. Бурундукова Л. Волшебная изонить. – АСТ-Пресс, 2010.
  4. Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58.
  5. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.
  6. Леонова О. В. Рисуем нитью, М. 2004.

Литература для детей

Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.

Использованные источники информации

  1. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство.-  1998. № 4. -С. 62.
  2. Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство. 1996г. № 3.-С. 58.
  3. Браницкий Г.А. Живые картины. –ООО «Баро-ПРЕСС. 2005
  4. Браницкий Г.А.. "Рукоделие. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток", 2005
  5. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития, 1997
  6. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.
  7. Петрова О.Н. Образовательная программа «Изонить». – СПб. 2009.
  8. Симакова Е.В., Уварова О.В. Изонить /Школа и производство. -1995. №6.-С. 58.
  9. Собещук Н.И. Волшебная нитка (ниткография). – СПб.: СПбГУПМ,2001
  10. Методическая литература (см. выше).

3 год обучения - РУКОДЕЛИЕ

Тематический план

№ п/п

Тема

Подтемы

Общее

кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

Бисероплетение

Введение в технику;

обучение и отработка навыков работы с бисером;

плетение сувениров

9

1

3

5

2

Вышивка крестом

 

Введение в технику;

обучение и отработка навыков вышивания простейших декоративных швов;

вышивание изделий;

итоговое занятие

12

1

1

2

8

3

Вязание крючком

Основные приемы вязания крючком;

 выполнение образцов:

шарф;

ажурная салфетка;

итоговое занятие

13

1

1

1

5

5

ИТОГО

34

5

29

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы и темы

Общее

кол-во

часов

Дата

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

1

Введение в технику;

обучение и отработка навыков работы с бисером;

плетение сувениров

9

ВЫШИВКА КРЕСТОМ

2

Введение в технику;

обучение и отработка навыков вышивания простейших декоративных швов;

вышивание изделий;

итоговое занятие

12

ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

3

Основные приемы вязания крючком;

 выполнение образцов:

шарф;

ажурная салфетка;

итоговое занятие

13

Содержание программы

«Бисероплетение»

1. Введение в технику – 1 ч.

Занятие 1. Из истории рукоделия. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Элементарный прием «низание на нить».

Практическая работа: браслет или цепочка.

2. Обучение и отработка навыков плетения простейших узлов –3 ч.

Занятие 2. Прием «скручивание» проволоки; нанизывание бисера на проволоку. Скручивание деталей, соединение отдельных элементов в ветку. Добавление листьев из фольги. Сборка всех деталей в готовое изделие.

Практическая работа: декоративная веточка.

Занятия 3–4. Прием «простое параллельное плетение»: нанизывание бисера на проволоку, параллельное переплетение в рядах. Дополнительные приемы (плетение «рыбка», «в замок» и т. д.). Скручивание отдельных деталей. Окончательное оформление готового изделия.

Практическая работа: сувенир «Букашка» (стрекоза, паук, божья коровка).

3. Плетение сувениров – 5 ч.

Занятия 5–9. Работа на применение приемов «скручивания» и «параллельного плетения» с элементами усложнения. Плетение сюжетной картинки. Выбор сюжета. Плетение отдельных деталей.

Практическая работа: панно «Морское дно». Элементы: водоросли, морская звезда, рыбка.

«Вышивка крестом»

1. Введение в технику – 1 ч.

Занятие 1. Из истории рукоделия. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Подготовка к вышивке.

Практическая работа: учимся правильно вдевать нитку в иголку; завязывать закрепляющий узелок; готовить пяльцы к работе.

2. Обучение и отработка навыков вышивания простейших декоративных швов – 2 ч.

Занятие 2. Счетные швы. Основные правила вышивания крестом. Вышивание крестиков по вертикали и горизонтали.

Практическая работа: выполнение образцов.

Занятие 3. Расположение крестиков через один и по диагонали.

Практическая работа: выполнение образцов.

3. Вышивание изделий – 8 ч.

Занятия 4-7.Схематическое изображение узора. Вышивание рисунка по схеме.

Практическая работа: полотенце с вышивкой

Занятия 8-11. Вышивание салфетки крестиком по диагонали. Оформление края салфетки бахромой. Правила ухода за вышитыми изделиями.

Практическая работа: салфетка с вышивкой.

4. Итоговое занятие – 1 ч.

Занятие 12. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения. Подготовка работ к выставке.

«Вязание крючком»

Занятия 1-2. Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Правила и приемы вязания крючком. Начало вязания, цепочки из в. п., ст. б/н, ст. с/н. Схематическое изображение узора. Кромка, петли для подъема.

Практическая работа: выполнение образцов.

Занятия 3-7. Правила вязания прямого полотна. Определение нужного размера изделия. Подбор нитки и крючка. Вязание узора по выбранной схеме. Выполнение бахромы.

Практическая работа: шарф.

Занятия 8-12. Ажурное вязание по кругу по схеме. Техника выполнения ст. с 2/н., пышного ст., пико. Знакомство с правилами ухода за вязаными изделиями.

Практическая работа:  круглая ажурная салфетка.

Занятие 13. Подведение итогов, анализ изготовленных работ.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА:
http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621
http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files853/files856/docs/kb.ppt
http://ketiilina.narod.ru/index.html
http://biserinki.ru/
http://bicer.ru/
http://www.danilova.ru/master/kids_prirodn_mat_tehnika.htm
http://lib.rus.ec/b/112411/read
http://www.keramart.com/glina-vidy-gliny-c-110_116.html
http://expert.urc.ac.ru/polza/262.htm
http://www.pavoloka.ru/wanted/
http://festival.1september.ru/articles/419340/
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00045238_0.html
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2082/Itemid,118/

4 год обучения - ОРИГАМИ

Тематический план

Наименование разделов плана.

Название тем

Общее

количество

часов

В том числе

теория

практика

1

Беседа по охране труда  Знакомство с оригами

1

1

2

Базовые формы

3

3

3

Новогодние украшения: 

  1. Звезда из 8 модулей.
  2. Двухцветная звезда из 8 модулей.
  3. Объемная ёлка.
  4. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

12

1

2

2

2

5

4

Цветы к празднику 8 марта:

  1. 8 марта – международный женский праздник.
  2. Складывание цветов на основе изученных базовых форм и модулей.
  3. Моделирование ваз для цветов.
  4. Оформление композиций и поздравительных открыток.

8

1

3

3

1

5

Летние композиции:

Цветочные композиции на основе простых базовых форм и модулей. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника и другие).

Складывание цветов.

Оформление композиций.

 Оформление выставки работ учащихся.

4

1

1

1

1

6

Творческие работы:

Композиции на свободную тему.

Защита своих работ.

Оформление выставок работ учащихся (итоговое занятие)

6

2

3

1

ИТОГО

34

6

28

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов плана.

Название тем

Общее

количество

часов

Дата

1

Беседа по охране труда  Знакомство с оригами

1

2

Базовые формы

3

3

Новогодние украшения: 

  1. Звезда из 8 модулей.
  2. Двухцветная звезда из 8 модулей.
  3. Объемная ёлка.
  4. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

12

4

Цветы к празднику 8 марта:

  1. 8 марта – международный женский праздник.
  2. Складывание цветов на основе изученных базовых форм и модулей.
  3. Моделирование ваз для цветов.
  4. Оформление композиций и поздравительных открыток.

8

5

Летние композиции:

Цветочные композиции на основе простых базовых форм и модулей. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника и другие).

Складывание цветов.

Оформление композиций.

 Оформление выставки работ учащихся.

4

6

Творческие работы:

Композиции на свободную тему.

Защита своих работ.

Оформление выставок работ учащихся (итоговое занятие)

6

Содержание программы

Беседа по охране труда  Знакомство с оригами (1 час)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы (3 часа)
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

Новогодние украшения (12 часов)
Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей. Оформление выставок работ учащихся.
Цветы к празднику 8 марта (8 часов)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм и модулей. Моделирование ваз для цветов. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции (4 часа)
Цветочные композиции на основе простых базовых форм и модулей. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника и другие). Складывание цветов. Оформление композиций. Оформление выставок работ учащихся.

Творческие работы (6 часов).

Композиции на свободную тему. Защита своих работ. Оформление выставок работ учащихся.

Список литературы:

  1. Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  http://stranamasterov.ru
  2. Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
  3. Проснякова  Т. Н  Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА

                       Интернет ресурсы:

http://stranamasterov.ru

 http://www.encyclopedia.ru/

 http://www.nachalka.ru/

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 2005

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 2006

3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2004

4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 2005


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материально – техническое обеспечение

  1. Хорошо проветриваемое помещение.
  2. Комплект мебели.
  3. Школьная доска.
  4. Выставочные стенды.
  5. Компьютер.
  6. Принтер.
  7. Сканер.

Методическое обеспечение

  1. Инструкционные карты.
  2. Таблицы.
  3. Графические изображения.
  4. Схемы.
  5. Образцы поэтапного выполнения работы.
  6. Готовые работы.
  7. Компьютерные разработки (знаки зодиака, рождество, пасха, день рождения,                          поздравительные открытки).
  8.  Фотоальбомы готовых работ и выставок.

        Материалы, инструменты и приспособления

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

Материалы: 

  1. Картон различных цветов и фактур, цветная бархатная бумага, тарелочки и подносы из плотного белого картона.

        3. Нитки различных цветов и фактур (швейные, мулине, ирис и т.п.).

Инструменты: 

  1. Швейные иглы №1, №3.
  2. Шило короткое.
  3. Ножницы.
  4. Циркуль, угольник, линейка, ластик.
  5. Простые и цветные карандаши.  
  6. Фломастеры.
  7. Клей ПВА.
  8. Копировальная бумага или калька.

Приспособления:

  1. Специальная подставка для накалывания рисунка.
  2. Наперсток для защиты пальца при вышивании.
  3. Подставка и коробка для хранения инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...