Образовательная программа внеурочной деятельности "Мы создаем проект" 1-2 классы
рабочая программа (1 класс) на тему


Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_my_sozdaem_proekt_konkurs.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 21

города Южно-Сахалинска

Утверждаю:

Директор МБОУ НОШ №21

_______________Павлов А.Г.

«___» _______________2013 г

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени обучения

«Мы создаем проект»

общеинтеллектуальное направление

Автор-составитель:

Прощенко Наталья Анатольевна

Учитель начальных классов

г. Южно-Сахалинск, 2013

Пояснительная записка

      Образовательная  программа  внеурочной деятельности  «Мы создаем проект»  составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./, программы А.И.Савенкова «Я исследователь».
           Актуальность программы обусловлена  ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:
-организационных (регулятивных),
- интеллектуальных (познавательных),
-оценочных (личностных),
- коммуникативных.
Кроме того, работа над проектами позволяет:
-обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Направление программы: общеинтеллектуальное.

Тип программы: программа внеурочной деятельности.

Возраст детей участвующих в реализации программы: учащиеся 1-2 класса.

Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).


Виды внеурочной деятельности – познавательная.

Формы внеурочной деятельности-

  1. Игры, опыты;
  2. Работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
  3. Интеллектуальные головоломки;
  4. Практические занятия;
  5. Работа в компьютерном классе;
  6. Дискуссии, беседы.
  7. Участие в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов.

Психолого-педагогические принципы реализации программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Сроки реализации программы – 1 год

Режим занятий- 1 раз в неделю


Планируемые результаты внеурочной деятельности

Ученик получит возможность научиться: 

- видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-Целеполагать (ставить и удерживать цели);

-Планировать (составлять план своей деятельности);

-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

-способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности

         Результативность и целесообразность  выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. А в конце каждого  года  обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности для учащихся.

Критерии и нормы их оценки:

       Критерии:

1.     Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт,  вывод, способ, метод

2.     Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость

3.     Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности:  видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы

4.     Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей

Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:

3-     умение полностью сформировано (высокий уровень)

2-     умение сформировано частично (средний уровень)

1-     умение сформировано частично (ниже среднего уровня)

0-     умение не сформировано

Требования к оценке видов деятельностей (компетенций)

3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.

2- ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.

1-   ученик  знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.

0-   ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.

Формами  подведения итогов реализации программы являются ежегодные конкурсы исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» проходящие в школе,  в городе, в области (заочные).

3. Учебно–тематический план:

1 класс

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Кто  я? Моя семья

1

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби

1

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

1

1

4

Как собирать материал? Твои помощники

1

1

5

Проблема.

1

1

6

Проблема. Решение проблемы

1

1

7

Гипотеза. Предположение

1

1

8

Гипотеза. Играем в предположения

1

1

9

Цель проекта

1

1

10

Задача проекта

1

1

11

Выбор нужной информации

1

1

12

Выбор нужной информации

1

1

13

Интересные люди – твои помощники

1

1

14

Продукт проекта

1

1

15

Виды продукта. Макет

1

1

16

Визитка

1

1

17

Как правильно составить визитку к проекту

1

1

18

Как правильно составить визитку к проекту

1

1

19

Мини-сообщение.

1

1

20

Выступление перед знакомой аудиторией

1

1

21

Выступление перед знакомой аудиторией

1

1

22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

1

1

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

1

1

24

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1

1

25

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1

1

26

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

1

1

27

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

1

1

28

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

1

1

29

Тест «Чему я научился?»

1

1

30

Памятка для учащегося-проектанта

1

1

31

Памятка для учащегося-проектанта

1

1

32

Твои впечатления от работы над проектами

1

1

33

Ярмарка достижений

1

1

Всего

33

26

7

2 класс

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

1

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

1

1

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

1

1

4

Выбор помощников в работе над проектом

1

1

5

Этапы работы над проектом

1

1

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

1

7

Проблема. Решение проблемы

1

1

8

Выработка гипотезы-предположения

1

1

9

Цель проекта

1

1

10

Задачи проекта

1

1

11

Сбор информации для проекта

1

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

1

1

13

Обработка информации. Отбор значимой информации

1

1

14

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

1

15

Играем в ученых. Это интересно

1

1

16

Тест «Чему ты научился?»

1

1

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

1

18

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

1

1

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

1

1

20

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

1

1

21

Программа МРР

1

1

22

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

1

23

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

1

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

1

25

Тест «Советы проектанту»

1

1

26

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

1

27

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

1

1

28

Играем в ученых. Это интересно

1

1

29

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

1

30

Памятка жюри конкурсов

1

1

31

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

1

32

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

1

33

Играем в ученых. Это интересно

1

1

34

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

1

1

Всего

34

21

13

4. Содержание учебного материала

Первый класс (33 часа)

Кто  я? Моя семья. Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Проблема. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Гипотеза. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди – твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Выступление перед знакомой аудиторией. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта. Твои впечатления от работы над проектами. Ярмарка достижений.

Второй класс (34 часа)

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы . Выработка гипотезы-предположения. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка». Играем в ученых. Это интересно. Тест «Чему ты научился?» Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение). Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация». Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР. Программа МРР. Совмещение текста выступления с показом презентации. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Тест «Советы проектанту». Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». Играем в ученых. Это интересно. Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. Это интересно. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта.
         Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика
«Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия
«Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика
«Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.


5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

5. Учебно-методический комплекс программы

 Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методические пособия для 1-4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4-х классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём

6. Список литературы

1. Белова,Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.-3-е изд./

2. Белых,С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [текст]/С.Л.Белых//Исследовательская работа школьников.-2006.-№18.-с.68-74

3.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

4.Савенков, А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст]/ А.И.Савенков//Одаренный ребёнок.-2005.-№1.-с.30-33.

5.Савенков, А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование [Текст] /А.И.Савенков// Школьные технлогии.-1998.-№4.-с.144-148.

 6.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»

Возрастная категория: 6-10 лет. 2 года обучения. Программа с тематическим планированием...

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кружевница» для 1 класса

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество ...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса

Рабочая  программа кружка  "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...

Образовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Разговор о правильном питании" для учащихся 1-4 классов

Авторская образовательная программа "Разговор о правильном питании" позволяет координировать усилия семьи, школы, медицинских учреждений и общественных организаций по формированию у детей здорового об...

Образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов

Данная образовательная программа рассчитана на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка  путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Образовательная программа внеурочной деятельности для 1 класса "Сказочный мир Кореи"

Данная рабочая программа является своеобразным предкурсом перед изучением корейского языка, которая знакомит первоклашек с особенностями фольклорного жанра в Республике Корея. В рамках данного курса р...