Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Рабочая  программа кружка  "Художественное слово" (34 часа) 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Старая Порубёжка»

Рабочая

образовательная программа

внеурочной деятельности (ФГОС)

учащихся 1 класса

МОУ «СОШ села Старая Порубёжка»

на 2012 – 2013 учебный год

ЛИТЕРАТУРНЫЙ    КРУЖОК

«Художественное слово»

                                                                           Учитель:  Филиппова Т.В.

                                                             

 2012 – 2013 уч. г.

Литературный кружок «В гостях у сказки»                                 (художественно – эстетическая деятельность)

   Цель: обучение  выразительному чтению,   развитие интеллектуальной и психоэмоциональной сферы личности средствами театрального искусства, развитие творческих способностей.

    Задачи:  

  • комплексное воздействие на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства;
  • создание  благоприятных условий для коммуникаций «ученик – учитель»,  «ученик – ученик»;
  • обеспечение ситуаций успеха для каждого ребёнка;
  • развивитие познавательной сферы и произвольных психических процессов;
  • повышение стрессоустойчивости и адаптивных возможностей учащихся.

Пояснительная записка.

    В качестве учебного материала для формирования первоклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

    Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

    Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д.

    Некоторые области актерского тренинга подвластны только профессионалам, но многие упражнения можно использовать с учащимися начальной школы.

    На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

    Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).

    Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.  Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.

    Во втором полугодии первого класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре.  Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика и т. д.

Тематическое планирование:

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

Проведения

1

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»

Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». Работа над выразительностью речи.

2

Украинская народная сказка «Колосок».

Прослушивание и выразительное чтение сказки. Анализ содержания.

3

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.

4

Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

5

Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица.

6

Сказки про зайцев.

Подбор сказок про эайцев. Викторина.

7

Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.

8

Чукотская сказка «Хвост».

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

9

Удмуртская сказка «Как произошли медведи»

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.

10

Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе.

Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина.

11

Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»

Чтение сказки. Работа над пересказом.

12

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки.

13

Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка».

Чтение сказки. Иллюстрирование.

14

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту.

15

Сказки про лису. Русская сказка «Думы».

Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.

16

Сказки про зайца, лису и медведя.

Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.

17

Мордовская сказка «Разудалый петушок».

Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ.

18

Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей»

Чтение. Сравнение с мордовской сказкой.

19

Удмуртская сказка «Синица и старый воробей»

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки.

20

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

Чтение сказки. Анализ прочитанного.

21

Праздник «В гостях у сказки»

Литературный праздник

22

Ингушская сказка «Сокол и ворона»

Чтение сказки. Работа над текстом.

23

Русская народная сказка «Байка про тетерева»

Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.

24

Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».

Чтение и инсценирование сказки.

25

Русская сказка «Лиса и тетерев».

Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки.

26

Сказки про птиц.

Выставка книг. Чтение. Сравнение.

27

Моя любимая сказка о животных.

Чтение и пересказ любимых сказок.

28

Итоговое занятие

Литературная викторина

29-33

Проект: Спектакля «Теремок» Показ спектакля.

   Планированные результаты реализации программы:

Результаты первого уровня.

 Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

У ученика будут сформированы:

-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

-эмпатия, как понимание чувств  других людей и сопереживание им ; --  строить речевое высказывание в устной форме;

Результаты второго уровня.

 Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

У ученика будут сформированы:

- познавательные интересы, учебные мотивы

-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для: 

-формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

Результаты третьего уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

У ученика будут сформированы:

- умения вносить  необходимые коррективы;

-умения планировать работу и определять последовательность действий.

Ученик получит возможность для: 

-адекватного использования речи для планирования и регуляции своей деятельности;

- активизации сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта

Результаты четвёртого  уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

У ученика будут сформированы:

-  умение оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ученик получит возможность для формирования:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

                       

Литература.

   1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

    2.  Волина В.В. «Занимательное  азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.

    3.  Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.

   4.  Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» [http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10]

   5.  Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997

   6.  Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993

   7.  Сборник сценариев для театрального кружка  Олеси Емельяновой.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4  классов...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4   классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4  классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»...

Программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (для учащихся с ОВЗ)

Данная программа внеурочной деятельности реализуется для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...