Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»
материал по теме

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4  классов

 МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год

Литературно – творческое объединение «Родное слово»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4  классов

 МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год

Литературно – творческое объединение «Родное слово»

Пояснительная записка

         Рабочая программа внеурочной деятельности   литературно- творческого объединения   для 1 - 4 классов  на 2011 -2015 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МОУ Акатьевской  основной общеобразовательной школы.

Цель:  

-  формирование воспитанников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;  

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать  с разными видами текстов;

- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;

- формирование познавательных способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребёнка;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

- развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов России и других стран.

Для достижения данных целей формируются следующие задачи:

Задачи:  

- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, - оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

- формировать потребность в постоянном чтении книг

- развитие эмоционально – чувственной сферы;      

- обучение чтению – рассматриванию;

- формирование навыка чтения;

-развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни ;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Общая характеристика программы литературно – творческого объединения «Родное слово»

      В качестве учебного материала для формирования воспитанников – читателей – школьного объединения  выбраны рассказы , стихи для детей, фольклорная (народная) сказка, былина и авторская сказка. Выбор сделан не случайно. Ученик начальной школы  – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания. Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей 7 -10 лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

    Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс, основы которого закладываются ещё в дошкольном возрасте, но особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми в 6-10 возрасте, когда у ребёнка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорит много и охотно, когда у него пробуждается потребность говорить правильно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.

     В процессе реализации данной программы появляется возможность  игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность детей, вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.

     Отличительная особенность данной программы в том, что она направлена на развитие речи именно младших школьников- как раз детей того возрастного периода, когда они ещё обладают особыми способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи. Система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определённые высказывания и речевые произведения.

    В целях нормализации нагрузки учащихся усиления их познавательного интереса и творческой активности применяются занимательные игры типа кроссвордов, шарад, ребусов, широко практикуется постановка задач проблемного характера, используются игровые приёмы и сюжеты, с помощью которых ученики становятся активными участниками определённо речевой ситуации.

Описание места программы в структуре ООП

             Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 135 часов  и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю). 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования  -  4 года

Класс

Количество часов

1

33

2

34

3

34

4

34

Занятия проводятся во второй половине дня. Место проведения занятий : классная комната, музей школы, сельская библиотека, актовый зал.

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

     Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Дети должны:

знать русские народные сказки, стихи;

знать историю своего народа;

знать  традиции и обычаи своего народа.

уметь самостоятельно читать книги;

уметь пересказывать и инсценировать прочитанные произведения;

уметь характеризовать героев прочитанных произведений;

уметь читать по ролям;

понимать необходимость работы  с толковыми словарями;

уметь иллюстрировать прочитанное.

      Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности  литературно – творческого объединения «Родное слово»

Личностные результаты –готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие и личностные, социальные компетентности, личностные качества;

- воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народов России;

 - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания чувствам других людей;

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  читательской деятельности, поиска средств её осуществления;

- овладения способами решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение навыками смыслового чтения те, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение  и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. Пользоваться справочными источниками;

- использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание  и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлениях , понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.

                  Содержание программы по внеурочной деятельности

литературно – творческого объединения «Родное слово»

                Содержание программы внеурочной деятельности «Родное слово» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, игровая комната, школьные и городские музеи, читальные залы библиотек.

                  Основные разделы программы

№п/п

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Литературно – творческое объединение «Родное слово»

34

1.1

Народные сказки. Фольклор.

11

7

4

1.2

Рассказы для детей.

12

8

4

1.3

Стихи детских поэтов

4

2

2

1.4.

Авторские сказки

7

5

2

Формы внеурочной воспитательной работы  литературно – творческого объединения «Родное слово»

Коллективные  и групповые занятия, викторины, олимпиады, экскурсии, походы, утренники, театрализованные представления.

Методы реализации программы

Для реализации программы предлагаются следующие методы:

-наглядный;

-словесный;

- практический;

- частично – поисковый;

- «мозговой штурм»

- литературные игры;

- диалог;

- практическая работа;

- логические упражнения ( ребусы, кроссворды, шарады, головоломки)

Наглядный метод:

-просмотр фильмов, презентаций;

- экскурсии в картинную галерею, библиотеку; наблюдения.

- целевые прогулки.

Словесный метод:

- чтение сказок, стихотворений, рассказов;

- беседы с элементами диалога;

- ответы на вопросы педагога, детей;

-сообщение дополнительного материала;

- загадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей по иллюстрациям, плану, моделирования сказок;

- разбор житейских ситуаций;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод:

- проведение игр(дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

- постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;

- проведение экскурсий различной направленности;

- организация вечеров с родителями, для родителей.

Содержание программы внеурочной деятельности «Родное слово» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, игровая комната, школьные и городские музеи, читальные залы библиотек.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате работы  литературно – творческого объединения «Родное слово» дети  научатся:

- осознавать значимость  чтения для своего развития;

- бегло, выразительно читать текст;

- полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами, устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

- определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;

- формированию общеучебных умений и навыков, необходимых для работы с текстом, книгой;

- умению точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

- устанавливать причинно – следственные связи определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

- осознавать основные духовно – нравственные ценности человечества;

Воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ, историю;

- проявлять литературно – творческие и актёрские способности учащихся;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт  самостоятельной читательской деятельности;

- уважительному отношению между членами коллектива в процессе совместной творческой деятельности.                            

Тематическое планирование

 3 класс

№п/п

Тема занятия

Основные виды деятельности

Дата проведения

1

Введение. Русские народные сказки «Золотой топор»

Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки.

2

Русская народная сказка «Летучий корабль»

Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки, лепка.

3

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. Чтение по ролям. Анализ прочитанного.

4

Русская народная сказка «Каша из топора»

Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. Характеристика героев.

5

Русская народная сказка «Сказка о золотом петушке»

Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. Иллюстрирование сказки.

6

Русская народная сказка «Баба – Яга и ягоды»

Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки, чтение по ролям. Составление вопросов по содержанию.

7

Осень в произведениях поэтов и художников.

Чтение и анализирование стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине. Прослушивание  композиции П.Чайковского «Времена года»

8

В.Осеева «Синие листья»

Чтение рассказа. Составление вопросов, составление картинного плана, иллюстрирование рассказа. Характеристика героев.

9

Русская народная сказка «Три козлика»

Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки, иллюстрирование сказки.

10

А. Ишимова «История  России в рассказах для детей»

Чтение рассказа, краткий пересказ, ответы на вопросы., выборочное чтение.

11

 В. Астафьев «Бабушка с малиной»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование.

12

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Чтение, пересказ, инсценирование сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

13

Кир Булычёв  «Приключения Алисы»

Чтение, пересказ, инсценирование сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

14

М.Москвина «Увеличительное стекло»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование.

15

Русская народная сказка «Марья Моревна»

Чтение, пересказ, инсценирование сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

16

П.Ершов «Конёк – Горбунок»

Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Лепка.

17

Зима в произведениях поэтов и художников.

Чтение и анализирование стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине. Прослушивание  композиции П.Чайковского «Времена года»

18

Г.Х. Андерсен «Ромашка»

Чтение, пересказ, инсценирование сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Лепка.

19

Б. Житков «Над водой»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование.

20

Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование, характеристика героев.

21

Б. Заходер «Серая звёздочка»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование.

22

Русская народная сказка «Девочка Снегурочка»

Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. Характеристика героев.

23

М. Пришвин «Синичкин календарь»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование

24

Г.Х Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Чтение, пересказ, инсценирование , иллюстрирование сказки, работа с толковым словарём. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Лепка.

25

Г.Хоботов «Заводной мир»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование.

26

Э. Фарджон «Маленькая портниха»

Чтение, пересказ, инсценирование сказки. Анализ прочитанного по вопросам. Характеристика героев. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

27

Н.Носов «Огурцы»

Чтение рассказа по ролям, составление плана, иллюстрирование.

28

Русская народная сказка «Про лягушку, кота и курочку Рябу»

Прослушивание,  чтение, пересказ, иллюстрирование сказки. Характеристика героев. Чтение по ролям

29

Весна  в произведениях поэтов и художников.

Чтение и анализирование стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине. Прослушивание  композиции П.Чайковского «Времена года»

30

Смешные рассказы о школе В.Драгунского.

Чтение рассказа, ответы на вопросы, чтение по ролям, иллюстрирование.

31

Ш.Перро «Хохлик»

Прослушивание,  чтение, краткий пересказ, инсценирование сказки. Анализ содержания. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

32

В.Астафьев «Белогрудка»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, чтение по ролям, иллюстрирование, пересказ.

33

Из сказания о Мамаевом побоище

Чтение рассказа, ответы на вопросы, иллюстрирование, пересказ.

34

Итоговое занятие КВН «Литературная страна»

Разгадывание загадок, ответы на вопросы, тестирование.

Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности литературно – творческого объединения «Родное слово»

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой рабочей программы;

Поэты поэтов и писателей;

Магнитная доска;

Аудиомагнитофон;

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с рабочей программой;

СД /ДVД – проигрыватель;

СД /ДVД – диски;

Видеофильмы, соответствующие содержанию рабочей программы;

Подставки для книг.

Детские книги разных типов в соответствии с рабочей программой;

Толковые словари.

Сборник русского фольклора в обработке Н.Иваницкого. – Стрекоза – Пресс, 2006

Рассказы В.Ю.Драгунского – М. : Астрель , 2009

Русские народные сказки – М.: Нива,2007

Хрестоматия для начальной школы в 2-х частях – М.: Астрель, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности ФГОС по окружающему миру для 1 класса

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам ООП НОО. Рабочая программа кружка "Планета загадок" разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расши...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса

Рабочая  программа кружка  "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4  классов...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4   классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...

Программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (для учащихся с ОВЗ)

Данная программа внеурочной деятельности реализуется для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)...

Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС НОО ОВЗ) «Подвижные игры» для обучающихся 1 - 4 классов на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР)  для 1-4 классов разработана на основе:- федерального гос...