ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС) УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ "РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество"
учебно-методический материал
Универсальный курс внеурочной деятельности "РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1-й класс" разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС)
УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
"РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество"
(Развивающий комплекс, Математика, Логика, Исследование)
1 класс, 33 часа
Учителя начальных классов
Соловьёвой Оксаны Александровны
Универсальный курс внеурочной деятельности "РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1-й класс" разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Цель курса - всестороннее развитие первоклассника и формирование разнообразных компетенций в процессе выполнения интересных творческих заданий - иногда простых, а порой требующих размышления.
Задания каждого занятия развивают логику, мелкую моторику, коммуникативные умения, творческие способности, формируют самооценку, познавательную активность, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе.
Курс разделён на 33 дня (по одному занятию в неделю), не требует наличия дополнительного оборудования и материалов (кроме самых простых - цветная и белая бумага, клей, карандаши и т.п.).
2.Пояснительная записка
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
- Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
- Формирование положительной «Я - концепции».
- Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
- Развитие навыков рефлексивных действий.
- Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
- Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
- развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
- укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
3. Учебно-тематический план
№ занятия | Количество часов | Содержание занятия и развиваемые способности |
1 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. |
2 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
3 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
4 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
5 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
6 | 1 | Изготовление работ в технике рваной аппликации. |
7 | 1 | Творческая работа в технике рваной аппликации. |
8 | 1 | Совершенствование воображения. |
9 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
10 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
11 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
12 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
13 | 1 | Изготовление объёмных поделок из бумаги. |
14 | 1 | Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. |
15 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
16 | 1 | Совершенствование воображения. |
17 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
18 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
19 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
20 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
21 | 1 | Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток. |
22 | 1 | Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги. |
23 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
24 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
25 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
26 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
27 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
28 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения. |
29 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
30 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
31 | 1 | Конструирование. Изготовление простейших многогранников. |
32 | 1 | Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур. |
33 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. |
Итого: 33 часа | ||
4. Содержание учебной программы
В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
- динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
5. Методическое обеспечение
- примерная рабочая программа курса;
- поурочные разработки для учителя;
- рабочие тетради для ученика.
6. Материально-техническое обеспечение
- материалы для оформления и детского творчества;
- наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
7. Список литературы
- Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011.
- Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. – М.: Ридерз Дайджест, 2006.
- Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.
- Перельман Я. И. Веселые задачки и головоломки. – М.: АСТ, 2010.
- Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М., 2012.
- Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса
Рабочая программа кружка "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС) УЧAIЦИХСЯ З-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «РОСТ: РАЗВИТИЕ, ОБЩЕНИЕ, САМООЦЕНКА,ТВОРЧЕСТВО"
Создание ПРОГРАММы по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС) УЧAIЦИХСЯ З-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(ФГОС) УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
