Дисграфию можно и нужно предупредить.
статья по логопедии (1 класс) по теме

Глушенкова Нонна Викторовна

В статье дается краткое понятие "дисграфии" и способы ее предупреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiyu_mozhno_i_nuzhno_predupredit.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфию можно и нужно предупредить!

       Научить детей писать и читать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников –  и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но - окно и т.п.

   К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма - дисграфия. 

   Что такое дисграфия?

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленного несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

   Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесто связано с устной речью, степенью её развития. Оно основывается на умении  различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

           Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  • Определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  • Соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  •  Воспроизвести с помощью движений букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова. Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций:

  • слуховой  дифференциации звуков,
  • правильного их произношения,
  • звуковом анализе и синтезе,
  • лексико-грамматической стороне речи,
  • зрительном анализе и синтезе,
  • пространственных представлениях,

 то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать букву. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления:

1.Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

  • Определять место заданного звука в слове ( в начале , середине, конце);                                
  • Делить слова на слоги;
  • Различать твердые и мягкие согласные;
  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Различать слова похожие по звучанию;
  • Различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • Находить слова, в которых нет данного звука;
  • Осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

  1. Формирование правильного звукопроизношения.
  2. Развитие моторики и графических навыков.
  • Развитие ространственного восприятия (справа, слева, внизу, между и т.д.);
  • Развитие общей моторики;
  • Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, штриховки, конструкторы, вышивание и т.д.).

3.Развитие звуко-буквенного анализа.

  • Учить определять наличие и место заданного звука в слове;
  • Вычленять из слова первый и последний звук;
  • Определять последовательность и количество звуков в слове.

4.Расширение словарного запаса.

5.Развитие связной речи.

Формировать умения:

  • Определять кол-во и последовательность слов в предложении;
  • Составлять предложения, рассказ по картинкам;
  • Пересказать текст;
  • Рассказать сказку.

5.Обучение чтению.Чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

     Если вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

Автор: Глушенкова Нонна Викторовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Что нужно знать современному родителю о дисграфии"

В статье даны общие рекомендации родителям по ранней профилактике дислексии и дисграфии. Указаны формы дисграфий и характерные для них ошибки....

Родительское собрание на тему "Дисграфия и дисслексия: как предупредить"

На данном родительском собрании учитель знакомит родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия», а также предложены наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислекси...

Дисграфия и дислексия что нужно знать родителям

информация для родителей, учителей начальной школы...

План действий по проведению родительского собрания "Дисграфия и дислексия: как предупредить?"

Презентация  раскрывает план действий по подготовке и  проведению родительского собрания "Дисграфия и дислексия: как предупредить?"...

Как предупредить дисграфию?

Дисграфия - это серьезное препятствие в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Процесс письма - это сложная речевая деятельность, которая зависит от сформированности высших психических функц...

"Ругать можно, а хвалить нужно"

Консультация для родителей....

Проект "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" (Вадим Шефнер)

В проекте собраны материалы глубокого исследования значения слова в жизни человека. Дан анализ истоков многих пословиц, поговорок. Материал может быть интересен не только педагогам начальной школы, но...