Как предупредить дисграфию?
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Фадеева Елена Алесандровна

Дисграфия - это серьезное препятствие в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Процесс письма - это сложная речевая деятельность, которая зависит от сформированности высших психических функций, поэтому профилактику речевых нарушений необходимо делать как можно раньше. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

                        Как предупредить  дисграфию



 «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма»

                               Л.С. Выготский

 

Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.

Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.

Нарушение письма у ребенка при дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Главные задачи в преодолении дефекта являются:

               Развитие фонематического анализа и синтеза;

               Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слог, слов

предложения и текста;

               Формирование и развитие грамматически правильной речи;

               Формирование и развитие выразительной, связной речи;

               Обогащение словарного запаса;

               Развитие фонематического восприятия;

               Уточнение фонем близких по месту и способу образования;

               Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

               Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,

          зрительного   и кинестетического.

         
       
 •            Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительной памяти.

На формирование письменной речи влияет и внутренняя позиция учащегося, его способность к волевому напряжению, сознательному управлению своим поведением. Большое значение имеет повышенная мотивация к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Ребенок должен ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.

Для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне и достаточно развитой речью, ребенку необходимо:

  - различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

   - определять ударные и безударные гласные, согласные

     (по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости);

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- определять в словах место и последовательность звука; гласных

   и согласных       звуков;

- определять количество звуков и слогов в словах

- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов

- восстанавливать предложения с заданными звуками.

Если у ребенка дошкольного возраста имело место быть общее недоразвитие речи, т. е. отставали от развития все компоненты речи (лексика, грамматика, фонетика, слоговая структура слова), или была задержка речевого развития разной этиологии, то такому ребенку прежде чем идти в первый класс, необходима коррекционная программа по предупреждению дисграфии и дислексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упрямство. Как его предупредить?

Маленькие дети в своем поведении руководствуются потребностями и целями, не задумываясь, возможно ли их удовлетворение и достижение под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний, с...

Памятка "Как предупредить детскую агрессию".

Памятка поможет родителям предупредить детскую агрессию....

Беседа-диалог "Лучше предупредить, чем лечить"

Формирование представлений детей о здоровье, как главной ценности человеческой жизни....

Открытое занятие по правилам пожарной безопасности «Легче чем пожар тушить, нам его предупредить!»

Занятие учит детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Данное занятие является обобщающим....

Родительское собрание на тему "Дисграфия и дисслексия: как предупредить"

На данном родительском собрании учитель знакомит родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия», а также предложены наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислекси...

«Подготовка ребенка к школе или как заранее предупредить возможные проблемы в школе».

Родительское собрание в детском саду. Для Вас, дорогие мамы и папы!...

"Как предупредить грипп"

воспитательный час по ЗОЖ...