Главные вкладки

    «Подготовка ребенка к школе или как заранее предупредить возможные проблемы в школе».
    консультация по теме

    Шылык Светлана Григорьевна

    Родительское собрание в детском саду. Для Вас, дорогие мамы и папы!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_detskom_sadu.doc420.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Для  Вас,  дорогие  папы  и  мамы:

    «Подготовка ребенка к школе

    или

    как  заранее  предупредить  возможные  проблемы  в  школе».

    Выступление на Родительском собрании в ДОУ №

    Материал  подготовила  учитель начальных классов

    МБОУ СОШ №3 г. Вилючинска

    ШЫЛЫК  Светлана  Григорьевна

    январь 2011г.

    Часть I .  Немного теории…  

              Итак, в жизни вашей семьи наступил ответственный момент - последний год перед школой.

    Причем родители, как правило, больше переживают по этому поводу, чем сами дети. Школа не за горами, а ребенок еще ничего не умеет: ни читать, ни писать, мало знает стихов , его интересуют только игры, мультфильмы и вообще он дольше трех минут не может посидеть на месте.

            Что же делать родителям, чтобы преодолеть период поступления в школу с наименьшими потерями для семьи?

            Прежде всего, необходимо успокоиться, проанализировать ситуацию и определить тактику дальнейших действий.

    Во-первых, определите "сильные" и "слабые" стороны вашего ребенка. Что у него лучше развито, а что хуже: логическое мышление, фантазия, память, слуховое восприятие, и т.д.

    Цель номер один: найти "слабые стороны и подтянуть их".

    Во - вторых, необходимо сформировать у вашего ребенка общий положительный настрой на будущую учебу.

    Итак, что вам необходимо делать, чтобы поступление в школу и дальнейшая учеба были успешными?

    За год до школы  желательно  определить малыша на подготовительные курсы. Если  такой возможности нет, то обязательно  занимайтесь со своим ребенком дома как можно чаще. Не важно кому: маме, папе, бабушкам, всем вместе. Главное, это системность таких занятий и общая направленность. И не надо отнекиваться фразами "ребенка не тянет к занятиям", "он не слушается родных", "постоянно отвлекается на посторонние дела" и т.д. Все в ваших руках. Вы вполне сможете самостоятельно подготовить своего ребенка к школе или, по крайней мере, настроить его на нужный лад.

    Правило первое.

    Определите период наибольшей работоспособности ребенка.

    Вы наверняка знаете, что у вашего малыша (как, впрочем, и у всех детей) бывают "плохие" дни и даже часы. Насильно заставить его что-либо делать в это время (например, писать или читать) трудно, а порой и вообще не возможно. Настаивать - значит понапрасну губить и его, и свои нервные клетки.

    Учите ребенка самостоятельно контролировать свое настроение.

    Иногда периоды наибольшей работоспособности можно вычислить. Некоторые дети, особенно успешно занимаются по утрам. Значит, их не стоит мучить вечерами. Другие, наоборот, встают с трудом, зато вечером активны и  вполне могут писать, читать, решать примеры и т.д. Такие периоды активности можно определить  только методом проб и ошибок.  

    Правило второе.

    Четкий ритуал проведения занятия.

       Чтобы занятия проходили успешно, чтобы у вашего ребенка в голове существовало хоть какое-то внимание и хоть какая-то внутренняя дисциплина, ему, прежде всего, необходима дисциплина внешняя.

       Не относитесь к домашним занятиям как к баловству, иначе такое же отношение будет у ребенка и к обучению в школе. Никаких серьёзных занятий ( за исключением игр, см.ниже) на кухонном столе, пока мама стоит у плиты, никаких включенных телевизоров, магнитофонов, радио и т.д.

        Ребенку, готовящемуся к школе необходимо постоянное место проведения ежедневных занятий. Это место должно быть организовано правильно.  Стол и стул нужной высоты, свет слева (если ребенок левша, то свет справа), на столе ничего лишнего, сидя за столом, ребенок не должен смотреть в окно.

    Как правило, сами занятия - рисование палочек-крючочков - не вызывают у ребенка видимых трудностей. Главная задача родителей - не давать малышу отвлекаться. Причем делать это нужно без видимого нажима, без окриков и вообще повышения голоса. Все должно быть спокойно, тактично, уверенно.

    Надежда на то, что ребенок с первых же разов будет выполнять задания самостоятельно (особенно если это гиперактивный  ребенок) мала. В начале обучения с ним  придется "сидеть". Нудное рисование одних и тех же значков без контроля родителей приведет к совершеннейшему безобразию в тетради, которое, в первую очередь, будет расстраивать именно его, а также занижать его самооценку и в конечном итоге может привести к разочарованию в своей способности обучаться в целом.

    Правило третье.

    Отработка правильной последовательности выполнения заданий.

    Не  следует  начинать работу с самого сложного задания, постепенно переходя к более простым. Такой ритм подходит далеко не всем детям, столкнувшись сразу со сложностями в самом начале работы, ребенок, образно говоря, "опустит руки" и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность интерес и готовность к работе. Дети (особенно очень  подвижные ) любят делать то, что у них получается и слышать слова одобрения. Трудности способны стимулировать только взрослых, сформировавшихся личностей. Поэтому начинать выполнение заданий нужно с самого легкого (с точки зрения именно вашего ребенка), с такого, которое обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно в середине занятия. Заканчивать урок, в этом случае, вы будете также достаточно легким заданием. А в конце можно вообще повторить что-нибудь из уже пройденного материала. Таким образом, у ребенка останется ощущение успешности всего занятия в целом.

    Правило четвертое.

    При любых обстоятельствах исходите только из особенностей именно вашего ребенка.

    Дети всегда готовы к сотрудничеству. Подготовить ребенка с нормальным интеллектом к среднестатистической общеобразовательной школе можно практически всегда, но иногда приходится весьма причудливым образом учитывать индивидуальные особенности малыша. Никогда не навешивайте ярлыков ( « неумеха»,  «растяпа»,  « грязнуля» и т.д.) на своего ребенка. Не ломайте его психику. У него все получится.

    Готовность номер один.

    Учитывая все вышеперечисленные советы, не стремитесь однако напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребенка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальцев.

    Иными словами, родителям нужно:

    • развивать в ребенке способность слушать;

    • учить пониманию прочитанного;

    • развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;

    • решать с ним простые задачи;

    • вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.

    Все это необходимо для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:

    • слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;

    • осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;

    • оценивать свою работу;

    • владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше";

    • сравнивать самые простые предметы.

     Часть II.      А  теперь  практика!    

                                               Игры для развития речи, внимания, памяти  и  

                                                                  мышления  дошкольников.

                                                                ( рекомендации  родителям).                  

    Эти  игры  не  займут  много  времени. Их можно  выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

             Мы с вами знаем, насколько важны для "школьной судьбы" ребенка успехи или неудачи первых лет жизни. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки. Главное – он еще "учится учиться", взаимодействовать с детьми  и  взрослыми. Именно в этот период в нем закладывается отношение к себе как к будущему ученику.

            В последние годы идет усложнение школьных программ. Так, например, программа начальной школы уплотняется за счет дополнительных предметов (английского, информатики, основы светской этики  и др.). И ребенок, по тем или иным причинам не готовый к условиям "массового" общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. Довольно часто результатом этого является формирование у ребенка так называемой "ориентации на неуспех".

             Психологический анализ причин стойкой школьной неуспеваемости  показывает, что у достаточно большого числа детей вовремя не  сформирован  ряд психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения каждого ребенка (  фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе "глаз – рука", слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие).

         Мне бы хотелось обратить особое внимание родителей  на необходимость своевременного формирования этих психофизиологических функций еще при подготовке детей к школе. Также очень важным является раннее выявление именно этой зоны трудностей у неуспевающих детей с целью организации и проведения коррекционных занятий.

     

           Один из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: "Пожеваю и покладу на стол". Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания ("Какая собачка?", "Какой автобус?"). Ваша цель — приучить  своё  чадо  говорить много и правильно!

             Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как "светло-зеленый", "темно-зеленый", "изумрудный", "салатный", "болотный", "желто-зеленый". Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов — всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

         Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

           Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами — пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно — величаво-торжественное, другое — бесшабашно-веселое, третье — трагически грустное.

        Предложите  ребёнку    найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда ребёнок поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист тополя и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы найдете сходство:  оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае — "листья").

            Можно сыграть с ребенком в игру "Что на что похоже и почему?" Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы:  "Лист на что похож?  Чем?  На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?"  Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у детей  такое непосредственное творческое восприятие!

              Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если ребенок  сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: "Висит капля зеленая, как трава".

          Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

    • Ткач ткет ткани на платок Тане.
    • Около кола — колокола.
    • Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
    • Орел на горе, перо на орле.
    • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

          А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?

    • Милая моя, ты не спишь!
    • Милая моя, ты не спишь?
    • Милая моя, ты не спишь.

          Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

    Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость! Например:

    Четвертый лишний

               Для игры понадобятся  пять  картинок  с изображением предметов, четыре  из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка, вилка  и яблоко; медведь, лошадь, собака , кот и курица; ель, береза, осина, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

                Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например, "береза", "дуб", "липа", и "ель"). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.

    Где мы были, вам не скажем, что делали — покажем

                          Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, "чтение книги") и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, "проснулся — встал — умылся — позавтракал" и т.д.).

                 В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

    Найди тайник

            Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

             Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.

    Игры с буквами

               Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в "звуки". Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук "а" стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

    Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.

    Развитие памяти

                                                    Упражнения на развитие слухоречевой памяти

    1. В игровой форме предлагается ребёнку  прослушать цепочку звуков ( начните с гласных), а затем повторить её. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличивается .

    Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.

           Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.

    2. При подготовке к школе и на начальных этапах обучения можно рекомендовать упражнение "Говорим и пишем".

    Мама (папа) : « Ты уже знаешь все звуки и буквы, хорошо их проговариваешь, быстро находишь в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушай  внимательно, а затем по моей команде повтори. Но теперь, проговаривая звук, ты будешь рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто рисуешь  на листе белой бумаги".

              Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе "рисования" вы можете отследить не "зеркалит" ли ребенок при написании какой-либо буквы ,особенно если вы знаете, что он    левша.  

    3. Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

    ПА–НА–РА;

     ПА–НА–РА–КА;

    ПА–НА–РА–КА–ДА.

    В этой работе очень важна фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребёнку  можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".

    4. Усложненный вариант – упражнение    "Повтори наоборот".

    Ведущий: "Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или "задом-наперед". Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА."

    5. Выстраиваем цепочку слов. 3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.

    Первый вариант работы – даем два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка,

     курица – яйцо,

    стол – стул, ученик – школа,

     груша – компот, книга – страница,

    праздник – радость     и др.

              Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дизграфии  и дизлексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение, помимо механической , хорошо развивает и логическую память ребенка.

    Второй вариант. Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб...

    Ведущий: "Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори".

    В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение "Повтори наоборот".

         Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Дети   6 -7 лет могут "взять" цепочку из 6–7 слов.  

      Так как абстрактные образы детям дошкольного   возраста запоминать сложно, ребенок мысленно может создавать свою картинку, как бы иллюстрирует слово .

    6. Строим цепочку цифрового ряда. Здесь так же может быть несколько этапов работы:

    • последовательный числовой ряд, только четные, только нечетные, только делящиеся на 2 и т.д.;
    • числа идут в цепочке вперемешку;
    • (усложненный). Повторить данную цепочку, но наоборот.

    Еще раз повторю: главное – постепенное увеличение объема, иначе мы можем "испугать" ребенка обилием информации!

    Упражнения на развитие зрительной памяти 

    Потерявшаяся игрушка

             Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите ребенку запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите его  угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями.   Если ребёнок  справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).

             Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

    Упражнения на развитие слухоречевой памяти

                                                                                     Я   вам пишу…

              Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится  ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с   "письмо" , чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать  паять – шесть  простых слова, затем количество слов  увеличивается .

         Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.

              Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.

              Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите — а он пускай выберет сам.

               Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.

              Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.

              Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

                  Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление перед родителями будущих первоклассников "Психологическая подготовка ребенка к школе"

    Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяет...

    Подготовка ребенка к школе

    Три аспекта школьной зрелости. советы родителям будущих первоклассников....

    Система развития школьно-значимых функций при подготовке ребенка к школе.

    Система развития школьно – значимых функций при подготовке детей к школе.Целью подготовки дошкольников к школьному обучению является выявление индивидуальных особенностей детей, а также формирование у...

    Упражнения для подготовки ребенка к школе

    В презентации представлены некоторые виды работ, которые помогут сформировать у ребенка необходимые умения и навыки для успешного обучения....

    Подготовка ребенка к школе. Готова ли рука к письму? Нужно ли переучивать левшу.

    Поможет определить, готова ли рука ребенка к письму. Ответит на вопрос: нужно ли переучивать левшу?...