Знакомство со звуками [Г], [Г’], буквой Гг
план-конспект урока (1 класс) на тему

Конспект

открытого урока обучения грамоте (чтение),

проведенного в 1 классе по программе «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukami_g_g_bukvoy_gg.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1905

Конспект

открытого урока обучения грамоте (чтение),

проведенного в 1 классе по программе «Школа России»

по теме: «Знакомство со звуками [Г], [Г’], буквой Гг»

Учитель начальных классов: Гришина Марина Анатольевна

Тема урока:  Знакомство со звуками [Г], [Г’], буквой Гг.

Цель урока:

-познакомить с буквой Гг, обозначающей звуки [Г], [Г’].

Задачи урока

Образовательная:

- Помочь детям открыть новые знания о букве Гг и звуках [Г], [Г’].;

- Формировать навык правильного осознанного чтения

Развивающая:

-Развивать  фонематический слух, внимание, речь, память

-Расширять словарный запас, кругозор.

- Учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к родному языку, чтению, любознательность

Оборудование:        

  Компьютер, проектор, таблицы, презентация, карточки, веер сигналов.

     Литература:

Учебник «Азбука» Горецкий В.Г., методические рекомендации

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Мотивация к учебной деятельности

Я рада вас видеть на уроке.

С каким настроением вы вошли в класс? (Сигналы «Настроение»)

Я надеюсь, что хорошее настроение сохраниться у вас до конца урока.

Улыбнитесь друг другу.

У нас в классе сегодня гости. Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

-Мы продолжаем путешествовать по страницам нашей любимой азбуки.

-И сегодня мы обязательно откроем еще одно новое знание.

-Как вы будете это делать? (Выясним что мы не знаем, Слайд 1, и сами откроем новое знание, Слайд 2.)

- Какой еще эталон вы видите на доске? (эталон «терпение») Слайд 3. «Кластер».

-О чем говорит этот эталон? (Надо быть терпеливым в учебе)

-Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (чтобы добиваться успеха в учебе и уметь слушать других)

-Желаю вам успешной работы!

- Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (надо повторить все, что будет нужно для открытия нового знания)

- Вспомним, как произносятся и обозначаются на схеме согласные звуки?

- Какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие)

- Назовите буквы, которые обозначают парные согласные звуки. Слайд 4. «Лента букв».

- Почему они образуют пары?

- Назовите звонкие согласные.

- Почему они так называются?

- А теперь давайте вспомним буквы, которые обозначают глухие согласные.  

- Чем отличается согласный звук от гласного?

- Поговорим о согласных звуках, которые мы еще не изучали.

-Что изображено на рисунке? Слайд 5.

-Произнесем первые звуки в этих словах.

- Изучали мы эти звуки раньше?

- Какова цель нашей деятельности, что мы сегодня должны узнать? (Знакомство с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки)

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований для  сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Прогнозирование(при анализе пробного действия перед его выполнением).

3.Выявление места и причины затруднения

- Произнесем и послушаем эти звуки.

- Как мы произносим эти звуки? (воздух во рту встречает преграду)

- Какое знание надо использовать чтобы определить гласный это звук или согласный. (гласнын – воздух свободно проходит, согласные – препятствие)

- Какой вывод мы можем сделать (это согласные звуки)

- Одинаково ли произносятся эти звуки? Чем они отличаются? (один – мягкий, второй - твердый)

- Какое еще знание мы можем использовать, чтобы дать характеристику этим звукам? (мы должны определить, звонкий этот звук или глухой)

- Что нам для этого надо сделать? (понять используем ли мы голос для произнесения этого звука)

- Давайте положим руку на голосовые связки и послушаем работают они у нас или нет? (Работают)

- Какой вывод вы можете сделать (Этот звук звонкий)

- Есть ли такой звук, который мы произносим точно также, но не используем голосовые связки? (Да, звук к)

- Что же мы выяснили об этих звуках? (Что эти звуки согласные, звонкие, имеют пару по глухости и могут быть мягкими и твердыми)

- Составим звуковые модели к этим словам.

- Повторим алгоритм построения звуковой схемы слова.

- Выполните работу самостоятельно используя пеналы со звуковыми схемами.

- Вместе рассмотрим правильность составления схем. Слайд 6, 7. (Дети у доски составляют звуковые модели слов.)

- Кто согласен с учеником?

- Нет ли расхождения с эталоном на доске?

- Кто внес изменения по ходу проверки?

(Работа с «Сигналами»).

Отработаем правильное произношение этих звуков. Игра на внимание.

Повторяйте последний слог каждой строчи три раза.

Физминутка. Если слог с мягким согласным – прыгаем, а если с твердым – шагаем

Гена, маме помоги,

ги-ги-ги, ги-ги-ги

У меня болит нога,

га-га-га, га-га-га

Мыть посуду не могу.

гу-гу-гу, гу-гу-гу

Не гуляй из-за ноги

ги-ги-ги, ги-ги-ги

Вот гулять-то я могу

гу-гу-гу, гу-гу-гу

Не  болит уже нога

га-га-га, га-га-га

 

- Честно ли поступил Гена? (Он обманул)

- Я надеюсь, что у нас таких учеников в классе нет.

Познавательные:

Умение структурировать знания;

Постановка и формулирование проблемы;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4.Поиск выхода из затруднения

- Со звуками в схемах мы разобрались. Слайд 8.1

- Давайте теперь обозначим буквами эти слова.

- Какие знания нам потребуются? (Какой буквой обозначаются эти звуки)

- Все ли буквы в этих словах мы с вами изучили?

Какие звуки вы не смогли обозначить буквой?

-Почему вы испытали затруднения?

(мы не знаем написания всех букв обозначающих согласные звуки)

- Какой шаг учебной деятельности выполнили?

(мы выяснили  что знаем, что не знаем)

- Какова же цель нашей деятельности? Что же мы сегодня должны узнать? (Знакомство с новой буквой)

Домысливание

-Правильно. Мы должны узнать о новой букве обозначающей согласные звуки и уметь сопоставлять звуки и букву.

- Предлагаю вам посмотреть на картинки на доске. Слайд 9. Что изображено на картинках . Есть ли в их названиях звуки г и г’. Как вы думаете, могут ли быть похожи изображения на картинках на букву, обозначающую эти звуки?

- Правильно, ребята.  Я открою вам секрет, эти картинки похожи на букву, которую мы сегодня изучаем. Имя этой буквы «Гэ».

(Тема урока на доске)

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи,планирование, прогнозирование.

Познавательные:

Общеучебные: знаково-символические-моделирование.

5.Реализация поставленной задачи

- На что еще похожа эта буква?

Физминутка.

- Играем в игру. Море волнуется раз, два ,три. Буква Г замри.

А теперь ученики А,Б, В, покажут нам свои буквы.

- Посмотрите на эталон на доске и скажите, чем отличается заглавная буква от строчной? (размером)

- Когда мы используем заглавную букву, а когда строчную?

- Ну что мы можем закончить наше первое задание? (Да)

- Какое новое знание мы сможем использовать? (Мы используем букву Г)

- Посмотрите, как эта буква пишется. Слайд 10.

- Напечатайте в тетради один раз букву Г – заглавную и срочную.

- А теперь сверьте с эталоном на доске и напечатайте еще раз с учетом всех своих ошибок.

- Мы можем использовать новое знание для того, чтобы записать слова буквами?

- Запишите самостоятельно слова.

- Прочтем эти слова на доске. Слайд 11. 

- Сверим с эталоном.

Познавательные:

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем:

 Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

6. Включение в систему знаний

- Дети подготовили для вас загадки в стихах, отгадки произносите хором.

- Что общего у отгадок?

- Догадайтесь, какие слова спрятались за звуками? Слайд 12-18.

- Прочтем эти слова на доске. Слайд 19.1

- Найдите лишнее слово. Слайд 19.2

- На столах по одному конверту.

- Что это значит? (Работа в парах)

- Вспомним правила работы в парах.

- Достаньте из конверта карточки с этими словами и разложите их на три группы.

- По какому принципу можно разделить слова на карточках? (По количеству слогов).

- Теперь пожалуйста прочтем хором (первый ряд, второй и третий последовательно) Слайд 20.

- Понравилось ли работать в парах?

- Какой эталон нам помог? Слайд 21.

Физминутка. Имитация звуков.

Гуси, собака, голуби.

(Дети выполняют движения и произносят звуки).

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

7. Первичное закрепление во внешней речи

- Посмотрите на доску. Слайд 22.

- Пожалуйста, составьте предложение по картинке с использованием как можно больше слов со звуками г, г’.

- А теперь обратимся к эталону на стр. 119 учебника и прочитаем представленный там текст. (Читают по одному предложению).

- Это отдельные предложения или рассказ? (Это рассказ, потому что все предложения связаны между собой по смыслу).

- Что не хватает у этого рассказа (названия).

- Давайте его придумаем с использованием слов со звуками г, г’.

Коммунитивные: Умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

8. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке? Слайд 23. 

- Место буквы на ленте букв и характеристика звуков, которые обозначает эта буква.

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

- У вас на партах лежат «Сигналы»:

Зеленый- означает- положительный ответ –да;

Желтый – сомнение;

Красный- отрицательный ответ – нет.

- Я буду говорить утверждения, а вы поднимаете карточки согласия, сомнения или несогласия:

- я знаю какой буквой обозначаются звуки г, г

-в самостоятельной работе у меня все получалось.

- я сегодня доволен своей работой на уроке.

- Удалось ли вам сохранить хорошее настроение к концу урока? («Сигналы настроения»).

Молодцы!

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли.

Регулятивные:волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуками [г],[г]. Буква Г,г.

Подробный и методически верный конспект урока "Обучение грамоте". 1 класс....

конспект урока в 1 классе Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П, п»

анализ и конспект урока в 1 ом классе по обучению грамоте   Буквы П, п...

Знакомство со звуком [a] и буквой А

Урок разработан в соответсвии с ФГО...

Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П, п»

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.Задачи:•    образовательные: формирование предста...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуками [О], [У], буквами О, У. Закрепление понятия гласный звук. Знакомство со свойствами предметов (цвет, форма, размер)

Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуками  [О], [У], буквами О, У. Закрепление понятия гласный звук. Знакомство со свойствами предметов (цвет, форма, размер)...