Система работы педагога по формированию графо-моторного навыка у первоклассников
методическая разработка (1 класс) на тему

Моя работа посвящена изучению особенностей формирования графо-моторного навыка  у первоклассников и разработке основных направлений коррекционной помощи по формированию графо-моторного навыка. 

Я попыталась выявить специфические особенности в развитии графо-моторного навыка у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы; выяснить характер трудностей, возникающих у первоклассников в результате несформированности графо-моторного навыка и разработать основные направления коррекционно-логопедической помощи по формированию графо-моторного навыка у первоклассников.

Ожидаемые результаты состоят в предложении о том, что сформированность графо-моторного навыка у части детей младшего школьного возраста имеет свои особенности и не соответствует должному уровню его развития. Комплексное, поэтапное формирование графо-моторных навыков, осуществляемое дифференцированно, в зависимости от уровня его сформированности, позволит повысить эффективность педагогической коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему: «Система работы педагога по формированию графо-моторного навыка у первоклассников»

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнила: Соболева Ольга Николаевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Глушицкий

м. р. Большечерниговский

                                               Самара, 2014г.


                                  Оглавление

I. Вводная часть

1. Актуальность  (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)                                                            

2. Цель и задачи                                                                    

3. Ожидаемые результаты                                            

II. Основная часть                                                                                    

1. Основные направления работы по формированию графо-моторного навыка у учащихся 1 класса.

2.Задачи, этапы и основные направления работы по формированию графо-моторного навыка у первоклассников.                                                      

3.Содержание направлений коррекционной работы по формированию графо-моторного навыка у первоклассников                                                                        

III. Заключение

  1. Выводы                                                                                                

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

                                       

                                       

                                            Вводная часть

                                                                                                       

          Вопрос формирования графо-моторного навыка в последнее время является достаточно актуальным. Это связано с ежегодным увеличением процента детей, не готовых к обучению в школе. Одной из причин этого является незрелость мозговых структур, обеспечивающих развитие сенсомоторной координации движений, следствием чего может явиться недоразвитие графо-моторного навыка. А это отразится на письме в дальнейшем: несовершенство графо-моторного навыка может привести к невозможности графического моделирования слов и вызвать затруднения в  процессе овладения письменной речью.

    С одной стороны успешность обучения  грамоте и дальнейшее овладение  письменной речью первоклассника в значительной мере зависит от сформированности  графо-моторного навыка. Одной из задач дошкольных учреждений является формирование у детей такого уровня графо-моторного навыка, который будет обеспечивать успешность обучения в школе. С другой стороны, в силу некоторых причин, эти задачи решаются частично, или не решаются совсем, поэтому часть детей, поступающих в школу, имеют достаточно низкий уровень сформированности  графо-моторного навыка,  что является препятствием успешному овладению письменной речью, к  появлению специфических ошибок на письме, что в свою очередь приводит  к школьной  дизадаптации. Таким образом, выявляется проблема создания такой системы коррекционной работы с  первоклассниками, которая позволит повысить уровень сформированности графо-моторного навыка. 

 Исследованием вопроса формирования графо-моторного навыка занимались Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Левина Р.Е. Однако данные авторы лишь указывают на некоторые трудности, которые испытывают дети в процессе овладения навыком письма и указывают на связь степени выраженности нарушений данного навыка с уровнем речевого развития.

Изучение данных различных авторов указало на необходимость более детального изучения графо-моторного навыка у первоклассников общеобразовательной школы.

    На базе ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Глушицкий нами было проведено исследование уровня сформированности данного навыка.Результаты которого показали, что первоклассники имеют разнородный уровень сформированности графо-моторных навыков.)

       Цель: изучение особенностей формирования графо-моторного навыка  у первоклассников и разработка основных направлений коррекционной помощи по формированию графо-моторного навыка.

Задачи:

             1.Выявить специфические особенности в развитии графо-моторного навыка у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы.

 2.Выяснить характер трудностей, возникающих у первоклассников в результате несформированности графо-моторного навыка.

       3.Разработать основные направления коррекционно-логопедической помощи по формированию графо-моторного навыка у первоклассников.

Ожидаемые результаты состоят в предложении о том, что сформированность графо-моторного навыка у части детей младшего школьного возраста имеет свои особенности и не соответствует должному уровню его развития. Комплексное, поэтапное формирование графо-моторных навыков, осуществляемое дифференцированно, в зависимости от уровня его сформированности, позволит повысить эффективность педагогической коррекции.

                                   

                                   

                                        Основная часть

 ГЛАВА  1. Основные направления работы по формированию графо-моторного навыка у учащихся 1 класса

Правильно сформированный графический навык позволяет писать чётко, красиво, разборчиво и  быстро. «Неправильно сформированный детский навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп». При этом переделать неправильно сформированный навык очень сложно, а в ряде случаев невозможно. Это свидетельствует о необходимости как можно более раннего выявления трудностей и своевременном начале коррекционно – логопедической  работы.

Большинство детей поступивших в 1 класс не подготовлены к овладению графическим навыком письма. Часто у детей очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация

движения руки, низок уровень зрительно-моторных координаций и пространственного восприятия. Большинство из них не умеют правильно держать ручку и карандаш, правильно сидеть, не знают,  как расположить  бумагу. Это делает невозможным  успешное формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

Как правило, у детей с нарушением в развитии моторных функций, очень трудно идет процесс освоения конфигурации букв, они никак не могут менять соотношение частей, их расположение на строке. Пишут эти дети с большим напряжением, и почерк резко ухудшается, даже при незначительном увеличении скорости письма. Эти дети плохо владеют ножницами, «не любят» лепить и рисовать. Если не проводить целенаправленную работу по формированию у ребенка техники письма, он не научится  правильной посадке при письме, самостоятельно не сможет выбрать наиболее удобный вариант удержания ручки, а  работа пальцев рук, кисти, предплечья и плеча при письме так и останутся недостаточно точной, нескоординированной.

Очень важно в ходе формирования у первоклассников графо-моторного навыка специально учить их управлять своими движениями, планировать, контролировать и корригировать их.

Учитывая специфику развития  детей с нарушением в развитии  моторных функций, нами была разработана система коррекционной работы по формированию  графо-моторного навыка. Предлагаемая коррекционно – развивающая система базируется на следующих основополагающих принципах:

-принцип ранней коррекционно – профилактической работы;

-онтогенетический принцип;  

-принцип поэтапного формирования навыка;

-принцип комплексного подхода;  

          -принцип системности в коррекционной работе;

-принцип дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

-принцип учета ведущего вида деятельности;      

            - принцип преемственности .    

Необходимо проводить своевременную коррекционно-развивающую работу. Формировать правильный графо-моторный навык нужно именно в первый год обучения детей в школе, так как именно в этом возрасте начинается целенаправленное обучение детей письму. Неправильно сформированный графо-моторный навык  может привести к нарушению почерка (небрежный, неаккуратный почерк), к возникновению дисграфических  ошибок (оптические ошибки при несформированных пространственных представлениях и зрительном восприятии, кинетические ошибки) и, как следствие, явиться одной из причин школьной неуспеваемости.

С целью уменьшения вероятности возникновения подобных проблем необходимо своевременно проводить работу по формированию графо-моторного навыка и предупреждению возможных трудностей в обучении.

   

   

 1.1. ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФО-МОТОРНОГО  НАВЫКА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

              На основе вышеуказанных принципов нами была разработана система коррекционной работы по формированию графо-моторного навыка у первоклассников. В основу данной программы положена методика Безруких М.М. по формированию графических навыков у детей. Мы считаем целесообразным, начинать формирование данного навыка с элементарных упражнений, так как правильный навык можно сформировать, соблюдая последовательность совершенствования различного рода достижений – «пошагово» т. е. начинать коррекционно-развивающую работу с элементарных упражнений, постепенно переходя к выполнению более сложных заданий, а результатом работы должно стать письмо букв, слов, предложений в соответствии с графическими нормами письма.

Цель коррекционной работы:  - формирование правильного графо-моторного навыка у детей с нарушением развития моторных функций.

Сформированный графо-моторный навык  позволит перейти к более сложным операциям, составляющим письмо. То есть от письма отдельных элементов прописных букв к письму букв, их соединений, к письму слов, словосочетаний, предложений и текстов.

    З а д а ч и           коррекционно-развивающего обучения:

1. Сформировать базовые предпосылки для овладения графо-моторным навыком (развить зрительное восприятие, зрительное внимание и память, пространственные представления и зрительно-моторную координацию).

2. Формировать приёмы необходимые для письма:

             - научить владеть инструментом письма;

- научить правильно располагать тетрадь и продвигать её во время письма;

- научить соблюдать правильную позу, посадку при письме;

- научить продвигать руку вдоль строки при письме.

3. Сформировать у детей приёмы письма:

- научить детей приёмам написания букв, их элементов;

- научить детей сопоставлять буквы по высоте на строке;

- познакомить и учить соблюдать правила красивого письма.

             В соответствии с поставленными задачами мы обозначили следующие направления работы по формированию графо-моторного навыка:

1. Совершенствование общей моторики:

- формирование правильной осанки;

- развитие ручной ловкости;

- обучение правильной посадке при письме.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук:

- развитие координации движений пальцев рук;

- формирование умений владеть инструментами письма;

- формирование навыка продвижения руки вдоль строки при письме.

3. Развитие высших психических функций (ВПФ):

- развитие зрительного восприятия;

- развитие произвольного внимания;

- развитие зрительной памяти;

- формирование пространственных представлений.

4. Формирование графического навыка.

Разработанная нами система коррекционно-логопедической работы по формированию графо-моторного навыка рассчитана на проведение  51 занятия (такого количества занятий должно быть достаточно для показания эффективности разработанной нами программы). Продолжительность каждого занятия 10-15 минут. Ряд заданий рекомендовано проводить учителям: по физической культуре (упражнения на формирование правильной осанки, общие физические упражнения на развитие ручной ловкости, для развития зрительно-моторной  координации); по изобразительному искусству и ручному труду (задание на развитие ручной умелости).

Разработанная  коррекционно-развивающая программа включает в себя 3 этапа работы:

  1. Этап – подготовительный.

ЦЕЛЬ – создание функциональной базы для формирования графо-моторного навыка.

Направление работы:

  1. Совершенствование общей моторики:

- формирование правильной осанки;

- развитие ручной ловкости;

- обучение правильной посадке при письме.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие координации движений пальцев рук;

- формирование умений владеть инструментами письма.

3. Развитие высших психических функций (ВПФ):

-  развитие зрительного восприятия;

- развитие произвольного внимания;

-  развитие зрительной памяти.

4. Развитие зрительно-моторной координации.

2 этап – формирующий..

ЦЕЛЬ: формирование правильных графических  умений.

Направление работы:

1.Совершенствование общей моторики:

- формирование правильной осанки;

- развитие ручной ловкости;

- обучение правильной посадке при письме;

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук:

-  развитие координации движений пальцев рук;

- формирование умений владеть инструментами письма;

- формирование навыка продвижения руки вдоль строки при письме.

3. Развитие высших психических функций (ВПФ):

- развитие зрительного восприятия;

- развитие произвольного внимания;

- развитие зрительной памяти;

- формирование пространственной координации.

4. Развитие зрительно-моторной координации.

5. Формирование графического навыка.

3 этап – заключительный.

ЦЕЛЬ:    автоматизация сформированного графо-моторного навыка.

Направление работы:   автоматизация графо-моторного навыка на материале слов, словосочетаний и предложений

 Все вышеуказанные   направления работы (совершенствование общей и мелкой моторики, развитие ВПФ и зрительно-моторной координации) могут осуществляться на занятиях по физической культуре, изобразительному искусству, в также в ходе психологических занятий.

Преимуществом  разработанной нами программы формирования графо-моторного навыка является то, что в ней систематизированы уже имеющиеся сведения по проблеме формирования графо-моторного навыка. Значительное место в предложенной системе отводится на формирование базовых предпосылок, без которых невозможно сформировать правильный графо-моторный навык. Программа имеет особенности реализации в зависимости от степени выраженности речевого нарушения  (работа проводится с учетом принципа дифференцированного и индивидуального подхода). Весь процесс обучения разделен на этапы, отличающиеся своими целями и задачами, что позволяет вести работу более целенаправленно и эффективно.

ГЛАВА 3.СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ  КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФО – МОТОРНОГО НАВЫКА.

   Рассмотрим  более подробно содержание каждого из вышеуказанных направлений работы.

    Прежде чем начать формировать у детей графо-моторный навык, необходимо сформировать у них мотивацию к выполнению «неинтересных», на первый взгляд, заданий. Для этого нужно посвятить хотя бы одно занятие беседе о необходимости «красивого письма». Красивый разборчивый почерк – это жизненная необходимость, возможность точно и быстро передать то сообщение, которое пишущий  желает довести до внимания других людей. Чтобы сформировать такой почерк, научиться правильно и красиво писать, нужно приложить собственные усилия. Для наглядности можно предложить детям сравнить 2 письма: одно написано неразборчиво, неаккуратно, а другое  - каллиграфическим правильным почерком. В каком случае  содержание письма будет более понятно?

     Подобные задания способствуют пониманию необходимости «писать красиво», вызывают у детей желание  работать.

                          Совершенствование общей моторики.

1. Формирование правильной осанки.        

    В начальной школе осанка ребёнка ещё продолжает активно формироваться , и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям.

     Под  осанкой  ребёнка понимается привычная поза, свойственная ему в непринуждённом положении. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетке, взаимным расположением головы, туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитие мускулатуры. С физиологической точки зрения, осанка является своеобразным навыком, сочетание условных рефлексов,  обеспечивающих сокращения обычного положения тела.

     Осанка развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания.  У ребенка может быть предрасположенность к определенному виду нарушения осанки. Но в то же время, условие физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребёнка, но и исправить, создать новый её вариант.

     Правильная осанка способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.

     При выполнении упражнений, способствующих формированию правильной осанки, очень важно добиваться от детей осмысленности их выполнения. Только в этом случае возможен положительный результат

     Формировать правильную осанку у детей младшего школьного возраста необходимо, ориентируясь на позу, как выразительную характеристику положения тела в пространстве. С этой целью можно использовать игровые упражнения: «Стоп – кадр» (имитация фотографических изображений), «Лошадка перед прыжком», «Скульптор и глина»  ( один ребёнок создаёт скульптуру из первоначально неоформленной «глины», которую  изображает другой ребенок), имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз-перевёртышей («Собака на заборе», «Пассажир в чемодане») и др. Наряду с этим творчески развивающий характер должны носить и собственно упражнения для формирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных животных – медведя, слона, бабочки, зайчика и т.д.)

     Данные упражнения можно выполнять с детьми во время перемен и на уроках физической культуры.

2.Развитие ручной ловкости (развитие мышц плеча, предплечья, кисти руки).

   Плавность и координированность движений при письме во многом зависит не только от мелкой мускулатуры пальцев, но и от мышц всей руки в целом: плеча, предплечья и кисти.

    Недостаточно развитая ручная ловкость значительно затрудняет овладение графо-моторным навыком. Очень важно развивать ручную ловкость именно в начальной школе, когда данный навык (графо-моторный) только формируется.

    Для развития ручной ловкости можно использовать следующие упражнения и игры:

( см. Приложение 1) 

                        Развитие мелкой моторики пальцев рук.  

   У детей с ОНР часто отмечаются затруднения в координации пальцев рук .(Спирова Л.Ф., Токарева О.А.). Поэтому тренировка  мелкой моторики пальцев рук играет важную роль в процессе овладения графо-моторным навыком.

   Для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать следующие виды работы:

  1. Пальчиковые игры и упражнения.
  2. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  3. Изобразительная деятельность
  4. Развитие ручной умелости.

  1.   Пальчиковые игры и упражнения.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «право», «лево», «верх», «низ». Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики пальцев рук: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение графо-моторным навыком.

   Постепенно (в зависимости от успешности коррекционной работы с каждым ребёнком) дети начинают сопровождать свои действия речью. (См. Приложение 2)

       

   Упражнения «пальчиковой гимнастики» желательно выполнять перед письменными упражнениями. Они способствуют притоку крови к кистям и пальцам рук и помогают включению в процесс работы, или же в середине занятия. «Динамическая пауза» поможет расслабить кисти и пальцы рук (замена вида деятельности), что способствует предупреждению возникновения  переутомления. Подобные упраженения полезно включать также на занятиях по письму для снятия напряжения с пальцев рук. Профессор М.М.Кольцова в своих трудах, исходя из величины проекции кисти руки в двигательной области коры мозга и её близости к моторной речевой зоне, теоретически обосновала связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук. Обращая внимание на то, что в традиционной культуре издавна существовало множество пальцевых игр и потешек, она настоятельно рекомендовала педагогам обратиться к ним. Однако «запас» пальцевых народных игр, известных в то время, был невелик. Возродить пальцевые традиционные игры, вернуть их современным детям  - это и стало главной задачей программы «Пальчиковый игротренинг». Последние несколько лет с помощью этнографов, фольклористов и просто энтузиастов формируется игротека. Помимо народных игр, в неё входят некоторые игры современной детской субкультуры, элементы тренинга актёров кукольного театра, адаптированная профессиональная гимнастика музыкантов  и машинистов.

        Рассматривая привычный набор занятий для развития мелкой моторики, используемый в детских образовательных учреждениях (лепка, плетение, шнуровка, нанизывание на штырьки бусин и колец, вырезание, вырисовывание узоров и др.), можно отметить два факта.

                             Самомассаж кистей и пальцев рук.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж. Он положительно действует на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга  с мышцами и сосудами. Массаж  оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

       Детей необходимо  обучить следующим приёмам самомассажа: поглаживание, растирание, разминание.

      Движения необходимо сочетать со стихотворными текстами, приближёнными по содержанию и ритму к характеру самого движения.

      Для развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи Галкиной В.П., Хомутовой Н.Ю. (2000 г.) были разработаны три комплекса упражнений самомассажа:

1.Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

2.Самомассаж ладоней.

3.Самомассаж пальцев рук.

                                Развитие тактильных ощущений.

    Работа по развитию тактильных ощущений является составной частью развития мелкой моторики рук. Активное развитие тактильных ощущений происходит не только в специально организованных играх детей, но и в других видах деятельности ребенка: в познавательном развитии, при формировании математических понятий, в изобразительной деятельности и художественном труде.

     Развивая тактильные ощущения ребенок на практике не только знакомится с различными предметами окружающего мира, но и осознанно выполняет и активизирует свой словарь, и в первую очередь – словарь признаков.

      В процессе специальных мероприятий по развитию тактильных ощущений ребенок знакомится с различными объектами в следующей последовательности: (Приложение 3)

     Изобразительная деятельность и художественое развитие.

    Очень эффективным занятием для развития мелкой моторики пальцев рук является  изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, на котором развиваются и совершенствуются художественные способности детей, а также это могут быть занятия с использованием бисера, ниток и другого материала. (Приложение 4)

                    Развитие ручной умелости (ручной труд).   

    Развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют занятия по ручному труду. Наиболее полезны для детей занятия с конструктором, работа с пластилином, работа с бумагой (резание ножницами, выполнение операций и различных плетений из ковриков). Очень полезны на занятиях по ручному труду выполнение приёмов плетения макраме.

   Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Для этого можно использовать следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация; а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок. Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции – аппликации.

    Особую роль в развитии мелкой моторики пальцев рук играет рукоделие: вышивание, вязание, шитьё. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. Постепенно от занятия к занятию учатся использовать различные швы в одном узоре.

    Точность и координация движений развивается у ребенка в процессе перешивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, учатся  пришивать пуговицы с двумя отверстиями, а затем с четырьмя.

Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, а затем действуют с иголкой и ниткой.

Также на занятиях по ручному труду можно использовать  простейшие виды вязания крючком и на спицах.

Для развития ручной умелости на занятиях по ручному труду можно выполнять различные поделки из бумаги: вырезать и клеить закладки, выполнять фигурки из бумаги («оригами»), вырезать и склеивать игрушки из бумаги и картона.

Два последних приёма работы целесообразно реализовывать на специально отведенных уроках по труду и изобразительной деятельности.

Развитие высших психических функций (зрительного восприятия, произвольного внимания, зрительной памяти, пространственных представлений.

Зрительно – пространственное восприятие, произвольное внимание и зрительная память – значимые и взаимосвязанные компоненты функционального развития ребёнка. Это определяет необходимость проведения специальной работы по компенсации этих особенностей уже на начальном этапе обучения в школе. Работу в данном направлении необходимо вести с первых занятий с детьми и продолжать в процессе всего коррекционного обучения.

    Начинать коррекционную работу по развитию ВПФ необходимо с развития  зрительного восприятия,  которое необходимо для формирования графо-моторного навыка и навыка письма.

     Безруких М.М. предлагает ряд заданий для развития зрительного восприятия (см. Приложение 5)

     Формирование графических навыков.

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические требования.

     Прежде чем формировать у детей графо-моторный навык необходимо научить их соблюдать правильную позу при рисовании и письме; научить их правильно держать ручку, координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча. Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют  сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит сделать письмо удобным, четким, быстрым.

      Правильная посадка при письме.

    Парта, стол и стул, за которым сидит ребёнок, должны соответствовать его росту. Передняя правая ножка стула должна находиться на одной линии с краем стола. Левая же должна отстоять на 7-10 см от линии края стола.  Туловище следует держать прямо, не опуская плечи. Оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и коленях, опираются всей стопой на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30 см от тетради (бумаги). Локти пишущего ребёнка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушение зрения и осанки, делает письмо удобным.

    Крышка парты (стола) во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны зрения и снижения утомления мышц шеи и спины.

    При формировании навыка письма важно правильное расположение тетради.  От этого зависит чёткость почерка и возможность сидеть правильно. Для того, чтобы избрать правильное расстояние от тетради до пишущего, ребенку необходимо опустить ладони на стол (парту), опустив по краю большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев. Её следует сдвинуть чуть вправо  и опустить левый край, чтобы нижний левый угол тетради (листа бумаги) находился на уровне середины груди или был сдвинут немного правее. Наклонное положение тетради способствует наклонному начертанию букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы тетрадь перемещается вверх, левая рука поддерживает её сверху.

     Свободное движение пишущей руки обеспечивается, прежде всего тем, как человек держит ручку. Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

    Ручку надо держать свободно, не зажимая её слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребёнок быстро устаёт, а темп письма снижается.

     Расстояние от кончика стержня до  указательного пальца должно быть около двух сантиметров. Цвет пасты должен быть тёмно-синим, тёмно-фиолетовым. Оптимальная длина ручки – 15 см. Очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Слишком твёрдый стержень , толщина «не по руке» (более 7мм), ребристые грани, требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

     Процесс формирования графо-моторного навыка достаточно сложен. Последовательность заданий, направленных на его формирование, строится в соответствии с закономерностями формирования графо-моторного навыка как двигательного акта. Для этого в начале необходимо научить детей рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные в определенном направлении. Сначала длина линии произвольная, а затем ограничена условным знаком. Далее учим детей штриховать различные фигуры (проводить прямые и наклонные параллельные линии). Затем дети учатся рисовать полуовалы (верхние и нижние), круги и овалы. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы такие графические задания, как «раскрути» спираль, «закрути» спираль.

      В моторный компонент графической способности входит подготовка мышц руки и формирование моторного образа графического действия. Это означает, что уже до школы ребенок должен научиться правильно держать карандаш или ручку и хорошо владеть ими, соизмеряя графические действия с многими факторами: текстурой бумаги, твердостью – мягкостью карандаша, пространством графического действия, образом изображаемой фигуры. Для отработки моторного компонента графической способности можно использовать следующие упражнения: (см. Приложение 6)

      Следующий этап в формировании графических умений – рисование линий, зигзагов, полуовалов и овалов определенной величины. Для этого вводится ограничительная линейка – строка. Задания необходимо подбирать так, чтобы дети переходили от широкой линейки к более узкой.

    Для того, чтобы детям было интересно выполнять учебные задания, их можно предлагать в игровой форме.

     Следующий этап формирования графических умений – освоение написания элементов письменных букв и письмо прописных букв. Очень важно посвятить достаточное количество занятий закреплению навыка письма элементов письменных букв. От того, насколько прочно будет усвоено написание элементов букв и самих букв, во многом будет зависеть правильность формирования графо-моторного навыка.

   Заключительный этап работы – письмо слов, словосочетаний и предложений. Очень важно давать детям достаточное количество времени для выполнения графических заданий.  Спешка при написании может привести к понижению графических  элементов и цель коррекционно-логопедической работы не будет достигнута.

     Таким образом, предложенная нами схема коррекционной работы предполагает поэтапное, «пошаговое» формирование графо-моторного навыка. Осуществлять данную программу необходимо во всех выше указанных направлениях в зависимости от этапа работы. Конечным результатом применения программы должен быть достаточно высокий уровень сформированности  графо-моторного навыка.

                                            З А К Л Ю Ч ЕН И Е

С учетом полученных результатов исследования, нами была разработана система коррекционной помощи по формированию графо-моторного навыка у детей. Преимуществом разработанной нами программы формирования графо-моторного навыка является то, что в ней систематизированы уже имеющиеся сведения по проблеме формирования графо-моторного навыка. Значительное место в предложенной  системе  работы отводится на формирование базовых предпосылок, без которых невозможно сформировать правильный графо-моторный навык. Программа имеет особенности реализации в зависимости от степени выраженности речевого нарушения  (работа проводится с учетом принципа дифференцированного и индивидуального подхода). Весь процесс обучения разделен  на этапы, отличающиеся своими целями и задачами, что позволяет вести работу более целенаправленно и эффективно.

Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения поставленной проблемы. Методы и приемы работы могут быть рекомендован  учителям начальных классов в коррекционной работе по формированию графо-моторных навыков

                               Информационное обеспечение

Нормативные документы

       

  1. Закон РФ об образовании
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
  5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  7. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
  8. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
  9. План действий по модернизации общего образования, направленных на  реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
  10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
  12. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
  13. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  14. ФГОС  полного общего образования.
  15. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  16. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
  17. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
  18. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
  19.  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
  20. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области

       Дополнительные источники

               

1. Баренцова Н.  Готовим руку к письму  // Дошкольное воспитание. – 1996.- №2.- С.84.

2. Безруких М.М.  Еще раз о письме и почерке  //Советская педагогика.- 1987.- №5.- С. 32.

3. Безруких М.М., Ефмимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющих трудности при обучении письму. Библиотека «Гувернер», (Пособие №2) – М.: АУРИС: Айсберг, 1991. – 106 с.

4. Бородич А.М. Методика развития моторного навыка у детей. М.: Просвещение, 1981.- 22 с.

5. Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Союз, 2001.- 224 с.

 6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи.  АПН РСФСР. М.: 1961.- 311 с.

7. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. //Начальная школа.- 1994.-  №8.- С.24-26

 8. Мирхайдарова Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики руки. //Начальная школа.- 1996.- №2.- С.56-59.

9. Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПБ: МиМ, 1998.- 76 -82 с.

 10. Садовникова И.М. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие. М.: Владос, 1995. -14-15 с.

11. Синицына Е.В. Умные пальчики. М.: Просвещение, 1998.- 45 с.

12. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М.: Арктик, 2000.


                                                                                  Приложение 1.

Гимнастика для рук.

1. И.п. – руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.

2. И.п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево,  

    пальцы правой – вправо.

3. И.п. – то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая – вправо и наоборот.

 4. И.п. – то же. Вращая кистями рук, как в упражнении 3, поднять и опустить руки до исходного положения.

5. И.п. – то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой, к себе и  от себя.

6. И.п. – руки с сомкнутыми пальцами ладонями вперед. Отвести большие пальцы рук в сторону и поочередно к ним, начиная с указательного пальца, присоединить все остальные. Далее отвести в сторону мизинцы и поочереди присоединить к ним все остальные пальцы.

7. И.п. – пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, потянуться ладонями вперед.

8. И.п. – руки вытянуты вперед, ладони в сторону. Сцепить пальцы рук в «замок»,     повернуть руки к себе, вернуться в исходное положение.

9. И.п. – пальцы рук сцеплены в «замок». Свободное движение пальцев в «замке».

10.Расслабить кисти рук, встряхнуть ими в такт музыки или произвольно.

                                                                                             Приложение 2.

Пальчиковые игры      

  Пальчиковые игры условно разделяют на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

         1 группа упражнений – пальчиковые игры без предметов;

         2  - пальчиковые игры с использованием атрибутики;

         3 – пальчиковые игры с предметами.

         Рассмотрим каждую  группу упражнений  в отдельности.  

         Пальчиковые игры  без предметов:

   в игровых упражнениях данной группы особо важное значение  имеет игровая мотивация, т.к. только она и является тем привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождая действия пальчиков стихами, содержание которых содержит указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются при непосредственном участии педагогов (взрослых).

         Пальчиковые игры с использованием атрибутики.  Для повышения интереса к пальчиковым играм второй группы педагогам рекомендуется  использовать в своей работе перчатки (лучше детские). На каждом пальчике вышивваются глазки, носик, ротик. Наряду с перчатками можно использовать пробки от флаконов  с приклеенными или нарисованными лицами, мордочками животных.

         Пальчиковые игры с предметами.   Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами. Пальчиковые игры с предметами отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в первых играх – необходимы, без них невозможно провести игру или упражнения. Атрибутика во вторых играх – желательный компонент, но не обязательный; эти игры вполне можно провести и без атрибутики.

                                                                                                 Приложение 3.

Упражнения на развитие тактильных ощущений

1. Ребенок берет в руки предмет (объект), внимательно его осматривает и исследует. В процессе визуального и тактильного контроля ребенок:

     - знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которого они изготовлены (резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т.п.):

     - учится различать предметы по форме (крупный, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный);

     - определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) – только в сравнении с другими предметами таким образом дети исследуют 3-5 предметов.

2. Ребенок упражняется в тактильном распознавании предмета (объекта) – игра «Чудесный мешочек».

      Дидактическая игра «Чудесный мешочек» в контексте поставленной задачи – развитие тактильных ощущений – имеет несколько различных по степени сложности.

1 вариант. Перед началом игры педагог предлагает детям посмотреть и потрогать те предметы, которые будут использованы в игре. Затем эти предметы  прячут в чудесный мешочек, педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек и:

- найти предмет, который назвал педагог;

- исследовать один из предметов, назвать его; после этого достать предмет и показать другим детям.

   Педагог может назвать предмет - (шишка, пуговица и т.п.);  - назвать только качество (достань деревянный предмет и т.п.);  - назвать только форму (достань круглый предмет и т.п.); - назвать величину (набор одинаковых предметов, но разных по величине).

2 вариант (более сложный).  Перед началом игры педагог предлагает детям только рассмотреть те предметы, которые будут использоваться в игре (предметы в руки детям не даются). Затем все проигрывается как в 1 варианте игры.

В последующем  предметы для игры «Чудесный мешочек» меняются по мере их изучения детьми. Количество предметов при этом не меняется – до 5 предметов. Обновляя содержимое мешочка, педагог за-

-меняет предметы по одному (т.е. 4 предмета – из предыдущего набора, 1 – новый). Постепенно все количество предметов обновляется. А в течение учебного года – не один раз.

Приложение 4.

Применение  ниткописи, бисерографии.

Один из приёмов работы – ниткопись (выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены или вырезаны на бархатной бумаге). Применение ниткописи кроме совершенствования мелкой моторики пальцев рук способствует развитию у детей внимания, глазомера, зрительной памяти, усидчивости, аккуратности, фантазии и образного мышления. Для занятий по ниткописи детям понадобятся: ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага. Для лучшего восприятия изображения, нитки и бархатная бумага должны быть контрастных цветов.

        Дети кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нить, слегка прижимая её пальчиками по длине. При вертикальном положении листа нитка сохраняет своё положение, она не падает. Ворсистая нитка легко прикрепляется к бархатной бумаге, также легко она отделяется от её поверхности. Это позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь хороших результатов.

         Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур и т.п. В последующем, когда дети освоят технику ниткописи, им можно предлагать выкладывать сюжетные картинки.

          В дальнейшем ниткопись можно использовать на занятиях грамоты при изучении  букв.

          Как один из примеров работы по развитию мелкой моторики пальцев рук на занятиях по изобразительной деятельности можно использовать бисерографию – выкладывание изображения предмета с помощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков. Данный прием работы способствует развитию у детей мелкой моторики, качественно корригирует мышцы пальцев рук, воспитывает в детях усидчивость и внимание. Бисерография развивает щепоть руки ребенка, качественно корригирует мышцы пальцев рук, воспитывает в ребенке усидчивость, внимание. Бисерография – трудный прием развития мелкой моторики рук, требующий определенной подготовки. Сначала ребенку дают крупную бусинку и предлагают выполнить упражнения с ней (по аналогии с упражнением «Горошина»). Размер бусинки следует постепенно уменьшать (до размера пшеничного зернышка).

     Детям предлагается выкладывание контура изображений предметов с помощью бисера собранного на нить. Для этого педагог на каждого ребенка делает заготовки из глины, наносит на заготовки контуры различных изображений. Педагоги нанизывают бисер на нитки разной длины.

      Детям раздаются глиняные заготовки с изображением различных несложных предметов и по одной нитке бисера. Педагог предлагает детям аккуратно выложить нитку бисера по контуру изображения, слегка придавливая ей. Если ребенок вышел за контур изображения, то его промах легко исправить. Достаточно потянуть за нитку, и она отойдет от поверхности глиняной заготовки.

        Также детям можно предложить нанизывать бисер на нитки самостоятельно (под контролем взрослых: педагогов или родителей). Это зависит от степени развития мелкой моторики пальцев рук ребенка.  

Приложение 5.

   

 Упражнение на развитие ВПФ.

Для развития   зрительной памяти  можно предложить детям запомнить изображение фигуры, предъявляемое на 3-5 секунд, а затем самостоятельно воспроизвести на листе  бумаги. Также можно предложить детям запомнить изображение фигуры, а затем попросить дорисовать недостающие детали по  запомненному образцу.

     Однако для развития графо-моторного навыка не достаточно иметь хорошо развитое зрительное восприятие и отлично развитые двигательные функции. Для успешного и эффективного формирования навыка письма необходимо обладать способностью к глазодвигательным (зрительно-моторным) координациям.

     Для развития зрительно-моторной координации  можно использовать упражнения на копирование пересекающихся линий, геометрических фигур, сочетания различных фигур, задания на дорисовывание фигур. Этот компонент  графической способности имеет существенное значение для зрительной коррекции графического действия, зрительного планирования действия, копирования действия по образцу.

       Формирование зрительно-двигательной координации протекает в три этапа. Первый этап – копирование графических движений. Ребенок на этом этапе не обращает ещё внимания на результаты своих движений, увлекаясь самими движениями. Как правило, дети спонтанно совершают кругообразные или чиркающие движения, хотя могут, повторяя за взрослыми, рисовать прямую линию («ниточку», «дорожку»), замкнутый круг («шарик», «мячик»), произвольно выбирать вслед за взрослым направление движения («квадрат», «домик»).

«Попадание в точку». Поставить на листе бумаги точку, отвести руку ребенка с карандашом вверх на расстояние 10-15 см от листа, а затем предложить попасть кончиком карандаша в точку. В задании внимание ребенка обращается на точность выполнения задания, не регламентируя скорость движения.

    «Обведение квадрата». Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. «Соскальзывание» карандаша с края трафарета говорит о плохой зрительно-двигательной координации.

    «Дорога». Ребенку дают лист бумаги с нарисованным контуром дороги, идущей к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге «машину» до дома так, чтобы она «ехала» точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.

      «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин).

Учитель раздает детям разлинованные в клетку листы бумаги, на которых в центре листа предварительно ставится точка. Детям предлагается из этой точки провести линию вправо (две клетки), затем от того места, где окончилась линия, провести линию вверх (две клетки), затем продолжить линию вправо (одна клетка), затем диагонально вправо и вниз (две клетки) и т.п. После завершения диктовки учитель спрашивает, какую фигуру или предмет дети нарисовали.

  Размещение геометрических фигур (С.И.Волкова).    

На листе бумаги нарисованы в ряд квадрат и треугольник. Учитель предлагает детям нарисовать овал слева от треугольника, но справа от квадрата.

На нелинованном листе бумаги расположены 10-15 точек и звездочек. Дети должны не отрывая карандаша от листа бумаги, соединить линией все звездочки и все точки. Усложняя задание, можно ввести дополнительное условие, чтобы каждая линия между звездочками пересекала линию между точками (М.М. Безруких, С.П. Ефимова).

Большой трудностью является для многих детей запоминание взаимного расположения элементов фигуры. Многие пишут русское И  как  N,  путают написание букв Е и З и т.п.

      «Узор из спичек».

Учитель у себя на столе выкладывает из спичек какой – либо узор (лучше     несимметричный). Дети, подойдя, смотрят до тех пор, пока  не запомнят конфигурацию элементов. Затем они идут к своим партам и выкладывают такой же узор. Чтобы узор на столе учителя был не виден ученикам с места, на учительский стол ставится экранчик. Впоследствии из спичек можно выкладывать буквы или сочетания из 2-х или 3-х букв.

     Помочь сформировать способность к запоминанию взаимного расположения элементов может и упражнение «Живая скульптура». Для проведения этого упражнения нужна сюжетная картина с несколькими персонажами. Учитель на некоторое время вывешивает картину перед классом, затем убирает её. Из детей выбираются «скульптуры» и те, кто хочет изобразить персонажей картины. «Скульптуры» должны расставить каждый персонаж на свое место и помочь найти правильную позу. По окончании творческого процесса все сравнивают полученную скульптурную группу с оригиналом.

 «Конструирование  букв с использованием шнурка».

Используя цветной шнурок, дети по памяти выкладывают прописные буквы: А,Б,В т т.д.  (М.М. Безруких, С.П.Ефимова)

 

                                                                                                       Приложение 6.

Упражнения для формирования графических навыков

1. Работа с наборным полотном.

    На наборном полотне изображен цветок или бабочка. Дети, продевая цветную тесьму в дырки наборного полотна, могут сделать контур предмета разноцветным.

2. Нанизывание пуговиц на шнурок (М.М.Безруких, С.П.Ефимова).

3. Штриховка.

    При штриховке первоначально внимание ребенка обращается только на то, чтобы линии не пересекали линии контура. На втором этапе урока учитель следит за плотностью штриховки, указывая на «рыхлость» штриховки и незаштрихованные места. На третьем этапе отрабатывается навык выдерживания направления штриховки: горизонтальный, вертикальный и наклонный.

4. «Раскручивание» спирали слева и справа с условием удержания равного расстояния между кольцами спирали. Выполняется на чистом нелинованном листе бумаги. Спираль «раскручивается» от точки в центре листа. (М.М. Безруких, С.П.Ефимова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для работы Школьного методического объединения по теме: "Система работы педагога над темой самообразования"

Презентация начинается с высказывания Дисверга: "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать  других тот, кто не является сам развиты...

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материал для учителей русского языка в начальной школе...

Презентация ,подготовленная к лекторию для родителей по теме: "Учимся писать красиво! Формирование графо-моторных навыков. "

Почерк- наша визитная карточка.Он может рассказать о своём хозяине очень многое.Связь между особенностями почерка и эмоциональным состоянием пишущего, обусловлена тем, что моторные движения руки управ...

Письменное представление системы работы по теме: «Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников» учителя начальных классов Гладыш Ольги Юрьевны

Письменное представление системы работы по теме:«Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»учителя начальных классов Гладыш Ольги Юрьевны...

Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов

Навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями. Известно, что письмо представляет собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком предполагает вза...

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостьюучитель-дефектолог -Харламова С.В.Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностя...

«Формирование графо-моторных функций у леворуких детей»

laquo;Формирование графо-моторных функций у леворуких детей»...