Социально – педагогическая помощь детям, поступившим в первый класс.
учебно-методический материал на тему

Гаврилова Татьяна Владимировна
Все дети – разные: у них разный темп развития, разные склонности и возможности, разные проблемы. Это знают все, но когда речь заходит о школе, о ее требованиях, о возможностях ребенка следовать им, о возникающих школьных проблемах, понимание того, что очень редко ребенок бывает таким, как хочется взрослым, исчезает. Чаще всего «вина» за школьные неудачи ложится на плечи ребенка, его обвиняют в «лени», «нежелании постараться», «неорганизованности», «безответственности» и прочих грехах. Но это только создает дополнительные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально – педагогическая помощь детям, поступившим в первый класс

Выполнила:

учитель начальных классов

Гаврилова Татьяна Владимировна

Москва - 2012

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава I. Истоки школьных проблем………………………………………………5

1.1. Школьная зрелость и прогнозирование школьных трудностей……………………………………………………………………5

1.2. Причины школьных трудностей и возможные пути их преодоления………………………………………………………………....10

Глава II Опытно – практическая работа с детьми по выявлению трудностей и оказанию помощи детям, поступившим в первый класс………………………..21

2.1. Анализ психолого – педагогической карты ребенка, поступившего в первый класс…………………………………………………………………21

2.2. Организация помощи ребенку, поступившему в первый класс……….....................................................................................................25

Заключение…………………………………………………………………………29

Список литературы ………………………………………………………………..30

Введение

Все дети – разные: у них разный темп развития,  разные склонности и возможности, разные проблемы. Это знают все, но когда речь заходит о школе, о ее требованиях, о возможностях ребенка следовать им, о возникающих школьных проблемах, понимание того, что очень редко ребенок бывает таким, как хочется взрослым, исчезает. Чаще всего «вина» за школьные неудачи ложится на плечи ребенка, его обвиняют в «лени», «нежелании постараться», «неорганизованности», «безответственности» и прочих грехах. Но это только создает дополнительные проблемы.

К сожалению, не всегда попытка изменить ситуацию начинается со всестороннего анализа проблемы, с изучения ребенка « во всех отношениях».

Необходимо понимание того, что школьные трудности – это не неспособность учиться хорошо, и они не сводятся к неуспеваемости. Неспособность и неуспеваемость – чаще всего результат невнимания, безразличия взрослых – педагогов и родителей – или неверной тактики помощи: использование наказаний и следование старой заповеди: «Терпение и труд все перетрут». Опыт показывает: если трудности замечены вовремя, если используется правильная тактика помощи, ребенок может справиться с проблемами и нормально учиться. Это позволяет сохранить его физическое и психическое здоровье, снять тревожность, страхи. Поэтому социально- педагогическая помощь необходима детям при поступлении в первый класс.

Цель исследования: обосновать необходимость социально – педагогической помощи детям, поступившим в первый класс.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть сущность школьной зрелости;
  2. определить причины школьных трудностей;
  3. выявить уровень школьной зрелости у младших школьников;
  4. организовать помощь школьникам, поступившим в первый класс.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы в количестве 11 штук. Объем работы 31 лист.

Глава I. Истоки школьных проблем

I.1. Школьная зрелость и прогнозирование школьных трудностей

Давно известно, что школьные проблемы начинаются задолго до школы. Их истоки – в раннем развитии ребенка, в том, как протекали беременность  и роды, как развивался ребенок на первом году жизни, не было ли тяжелых заболеваний, травм и т.п. Важно все: как спал и ел ребенок, как реагировал на звук и свет, как общался со взрослыми. Важно даже часто ли улыбался ребенок, так как специальные исследования показали, что неулыбчивые в раннем детстве дети чаще имеют школьные проблемы. Как правило, в школе родители забывают о сложностях этого этапа, даже считают, что так и должно быть. Но учителю важно знать обо всех проблемах развития и понимать, что «вдруг» появившееся утомление или раздражительность, лень или невнимательность имеют свои причины, можно их предвидеть и учесть.

В развитии ребенка – дошкольника можно выделить три основные вехи: от рождения до года, от года до трех лет и от трех до шести – семи лет. Дошкольным детством называется период от трех лет до шести – семи лет. Следует отметить, что на всех этапах развитие ребенка определяется не только биологическими факторами (наследственностью, здоровьем), но и социальными условиями его жизни, контактами со взрослыми, и прежде всего с матерью, формами и стилем этого общения, эмоциями. Позитивные положительные контакты помогают развитию, негативные могут привести к нарушениям развития.

В дошкольном детстве постепенно увеличивается потребность детей в контактах со сверстниками. Они необходимы, и никакой взрослый не может их заменить. Контакты со сверстниками определяют формирование личности ребенка, его самооценку, осознание себя.

Одним из периодов интенсивного развития ребенка является дошкольный возраст от трех до шести – семи лет. Именно в это время начинается подготовка к школе, а затем и систематическое обучение.

Итак, на протяжении дошкольного детства происходят существенные изменения в развитии организма ребенка, в его психологическом и социальном развитии. В конце этого периода к шести – семи годам ребенок достигает такого уровня развития, который принято называть «школьной зрелостью».

Педагоги и родители часто задают вопрос: «Что должен уметь и знать ребенок шести – семи лет?». На такой вопрос ответить очень сложно, так как варианты развития могут быть разными, а главное – ребенок ничего не «должен». Правда, он многое может, на многое способен, но при одном условии – ему необходимо внимание взрослых на всех этапах дошкольного развития.

Можно выделить следующие основные черты развития ребенка шести – семи лет:

  • Ребенок способен к произвольной регуляции поведения, способен проявить настойчивость, преодолеть трудности, однако произвольная регуляция наиболее эффективна, если задача, стоящая перед ребенком, соответствует его возможностям, доступна и эмоционально значима.
  • Ребенок способен организовать свою деятельность – воспринять инструкцию (задание) и по инструкции выполнить задание. Если понятно сформулированы цель и задача действия, он может планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок. Однако алгоритм сложного последовательного действия ребенок еще не способен выработать самостоятельно. Время сосредоточенного внимания и работы без отвлечений по инструкции составляет 10 – 15 минут. Дифференцированная оценка качества по определенным критериям еще трудна, но дети шести – семи лет способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности, если есть помощь взрослых.

Устойчивость и объем внимания еще не велики – 10 – 15 минут и не более 1 – 2 двух объектов одновременно. В этом возрасте затруднено быстрое и четкое переключение с одного объекта, вида деятельности на другой, затруднено и очень быстрое включение в деятельность.

Определяющими мотивами поведения являются интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожим на них, к установлению и сохранению положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Значимы в этом возрасте мотивы личных достижений, признания, самоутверждения, а так же мотивы, связанные с познавательными интересами.

Определенный уровень личностного развития (самосознания и самооценки) позволяет детям сознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Дети стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся  к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют.  В то же время самооценка детей шести – семи лет в разных видах деятельности может существенно отличаться. Это во многом зависит от успехов в деятельности и от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителей). Сами дети еще не способны к адекватной самооценке.

К шести – семи годам дети уже имеют опыт социального общения, знают основные правила общения, могут хорошо ориентироваться не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке. Они способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы). У них сильно стремление быть хорошими, первыми, они очень огорчаются при неудаче, чутко реагируя на изменение отношения и настроения взрослых.

Интеллектуальное развитие детей шести – семи лет в значительной степени определяется тем, как рос и развивался ребенок на всех этапах дошкольного развития, в каких социокультурных условиях жил. Интеллектуальное развитие – это не только запас сведений об окружающем мире, быте, жизни, которые накопил ребенок, это способность к систематизации и классификации предметов, процессов, явлений, способность анализировать простейшие причинно – следственные связи, самостоятельный интерес к новому, наблюдательность, способность задавать вопросы.

В шесть – семь лет еще преобладает непроизвольная память, продуктивность которой резко повышается при активном восприятии. Возможно в этом возрасте и произвольное запоминание (умение принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу, проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала, однако значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные рассуждения). Дети шести – семи лет способны овладеть приемами логического запоминания ( смысловое соотнесение и смысловая группировка).

Речевое развитие характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка, способностью к простейшему звуковому анализу слов, хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тыс. слов), грамматически правильным построением предложения, умением самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам. Дети шести – семи лет способны свободно общаться со взрослыми и сверстниками ( отвечают на вопросы, сами их задают, умеют выразить свою мысль), использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения, а так же передавать интонацией различные чувства.

Уровень развития движений у детей шести – семи лет достаточно высок. Они уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений, способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, осваивают и правильно выполняют сложно координированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т.п., способны выполнять сложно координированные гимнастические упражнения, осуществляют координированные движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании, а также выполняют простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Определенный уровень развития зрительно – пространственного восприятия позволяет детям шести – семи лет различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над – под, на – за, перед – возле, сверху – снизу, справа – слева и т.п.), различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т.п.) и сочетание фигур; обусловливает их способность к классификации фигур по форме, величине, цвету. Дети шести – семи лет способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Развитие зрительно – моторных координаций определяет способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. К шести – семи годам большая часть детей проходит так называемый «полуростовой скачок» - резкое увеличение роста тела в длину, при котором конечности растут быстрее, чем туловище. Ребенок, прошедший полуростовой скачок, без труда поднимает одну руку над головой и может коснуться рукой противоположного уха. Это задание и есть знаменитый филиппинский тест, который показывает уровень биологической зрелости ребенка.

Еще один показатель биологической зрелости – начало смены молочных зубов. К моменту завершения полуростового скачка усложняется система связей нейронов коры головного мозга, формируется мозолистое тело, соединяющее оба полушария,  что обеспечивает сложную и интегративную деятельность мозга и всех нервной системы. В этом возрасте происходят существенные изменения в организации зрительного восприятия, создается возможность восприятия сложных объектов, выделения признаков, их различения, и все это расширяет возможности познавательной деятельности, ознакомления ребенка с окружающим миром.

У шести – семи годам формируются механизмы адаптации ребенка к интеллектуальным и физическим нагрузкам, растет работоспособность и устойчивость к разным видам нагрузок, но неадекватные требования и чрезмерные нагрузки очень быстро приводят к срыву адаптации, напряжению и утомлению.

Мы дали лишь основные характеристики социального, психологического и физиологического развития детей шести – семи лет, выделив те, которые наиболее значимы для обучения. Еще раз подчеркнем – не все дети развиты одинаково, и это зависит от того, в каких условиях рос и развивался ребенок, чему и как учили его в дошкольном возрасте.

Школьная зрелость – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение и т.п. Это и определенный уровень развития тех познавательных функций, без которых обучение невозможно или затруднено (организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно – моторных координаций и др.). Готовность – это и определенный уровень личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. Нельзя не учитывать при определении готовности состояние здоровья ребенка и особенности раннего этапа развития.

Итак, школьная зрелость – это такой уровень физического, личностного, социального и познавательного развития ребенка, который позволит ему успешно учиться и не скажется отрицательно на его психическом здоровье.

I.2. Причины школьных трудностей и возможные пути их преодоления

В нашем представлении понятие «трудности в обучении» и «неуспеваемость» не равнозначны, так как не всегда и не у всех детей трудности при обучении приводят к неуспеваемости. Большая часть трудностей, связанных с возрастной несформированностью ряда познавательных функций (речи, моторики, зрительно – моторных координаций и др.), успешно поддается компенсации и коррекции при своевременной и систематической помощи. Кроме того, хорошая успеваемость в первом классе не гарантирует, что школьные проблемы не возникнут на дальнейших этапах обучения. Совсем не редко успехи ребенка в начальной школе связаны со значительным функциональным напряжением, снижением здоровья, что может резко снизить эффективность обучения и даже привести к школьным проблемам.

Под школьными трудностями мы понимаем весь комплекс учебных и неучебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребенка в школе и приводят:

  • к отклонениям в физическом и психическом здоровье;
  • к нарушениям социально – психологической адаптации;
  • к снижению успеваемости.

Успешность или неуспешность обучения – лишь одно из проявлений того комплекса школьных трудностей, которые могут возникать у ребенка в процессе обучения.

Какими же должны быть условия обучения для того, чтобы школа не была «зоной риска», создающей или усугубляющей проблемы ребенка? Для того чтобы понять это и подробно рассмотреть необходимые условия, следует разобраться в реалиях существующей школы, в организации учебного процесса, условиях обучения, сопоставить их с особенностями организации познавательной деятельности на разных этапах развития. Педагог должен не просто знать, но и хорошо представлять себе, насколько сильным может быть влияние организации учебного процесса, используемых методов обучения, всей системы требований школы на успешность обучения, развитие, здоровье и эмоциональное состояние ребенка.

Жизнь школы, конечно, хорошо знакома любому педагогу, но порой то, что кажется повседневным и неизменяемым, не значимым и не очень важным, оказывает существенное влияние на функциональное состояние ребенка, его здоровье, успехи или неудачи. В жизни школы, вернее, в жизни ребенка в школе, нет мелочей. Дети действительно проводят в школе большую часть активной жизни в течение 10 – 11 лет. Доказано, что 70% времени бодрствования ребенка – это школа и учебные занятия.

Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привели к росту числа детей со школьными проблемами, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. По данным Института  возрастной физиологии РАО, трудности а обучении отмечаются у 15 – 40% школьников.

Схема 1

Факторы, определяющие возникновение и развитие школьных трудностей

Экзогенные факторы:

  • социокультурные условия жизни и развития (социальная депривация, неадекватность требований);
  • экологические;
  • педагогические: стрессовая тактика педагогических воздействий, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения, нерациональная организация учебного процесса.

Эндогенные факторы:

  • генетические;
  • преперинатальная патология;
  • отклонения в физическом и психическом здоровье;
  • нарушение нейросенсорного развития;
  • несформированность коры и регуляторных структур мозга;
  • возрастная несформированность школьно – значимых познавательных функций.

В ряде случаев выделяются так называемые «смешанные» факторы, сочетающие влияние внешних и внутренних факторов.

Как же помочь ребенку? Нужно как можно раньше составить прогноз школьных трудностей. Прогноз трудностей в начале обучения позволяет:

  • выбрать методику и тактику обучения с учетом особенностей развития ребенка;
  • своевременно начать работу по развитию недостаточно сформированных функций;
  • определить методику и тактику работы специалистов психолога, логопеда) и выработать единую программу помощи;
  • организовать эффективное взаимодействие с родителями, определить их участие в комплексной помощи детям.

Главное преимущество раннего прогнозирования школьных трудностей – это возможность предотвращения  многих школьных проблем, повышение успешности обучения и сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Для прогнозирования школьных трудностей мы предлагаем специальную таблицу, разработанную Безруких М.М., в которой рассмотрим социальное и личностное развитие.

Таблица 1

Прогноз школьных трудностей в развитии ребенка

Факторы

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры помощи

Социальное развитие

Трудности установления контактов со сверстниками

Формирование негативного отношения к детям, школе;

возникновение затяжных конфликтов;

снижение мотивации учения;

нежелание идти в школу

Оказывать повышенное внимание с первого дня (посадить ближе);

познакомить с детьми;

определить общее дело и совместную работу с фиксированным результатом или дело, за которое ребенок отвечает вместе с другими (поливать цветы);

стимулировать ситуативное и внеситуативное общение со сверстниками;

поддерживать, подбадривать, хвалить

Трудности установления контактов со взрослыми

Страхи (боязнь школьного учителя, школы);

снижение мотивации учения;

комплексные трудности;

возникновение затяжных конфликтов

Спокойное и доброжелательное отношение в сложных ситуациях;

возможен специальный психологический тренинг коммуникативных умений;

поддерживать, подбадривать

Непонимание дистанции между собой и взрослыми – инфантильность или социальная неадекватность;

грубость, агрессивность в общении со сверстниками

Нарушение поведения;

затяжные конфликты;

комплексные трудности обучения;

нарушения психического здоровья (страхи, неадекватные реакции, навязчивые движения и т.п.)

Необходима консультация врача – психоневролога и строгое следование его советам;

спокойное, доброжелательное отношение, строгость, но не грубость, требовательность, но не злость;

проанализировать и учесть семейную ситуацию, отношение родителей к ребенку;

возможен специальный психологический тренинг коммуникативных умений;

постоянный контакт с родителями, определение тактики совместных действий

Трудности адаптации к новой обстановке

Сложность периода адаптации в школе;

комплексные трудности

Внимание, поддержка;

спокойное, доброжелательное отношение;

создание условий для взаимодействия со сверстниками

Личностное развитие

Завышена самооценка, есть проблемы в осознании своего положения в общении со сверстниками и взрослыми, необъективно относится к результатам своей деятельности;

возможны конфликты со сверстниками и учителем (слезы, обиды, злость);

отсутствует активный познавательный интерес

Может активно привлекать внимание учителя к себе, сердится, если что не получается;

возможны «выходки» для привлечения внимания;

боится отвечать, входить к доске, не уверен, даже когда все хорошо знает;

старается уйти от общения со сверстниками, трудна совместная работа;

возможно снижение мотивации и успешности обучения;

занижена самооценка (замкнут, неуверен, боится новых контактов, ситуаций);

привык работать только под контролем взрослых, не умеет самостоятельно выбрать занятие, дело;

низкая учебная мотивация;

отсутствие интереса, активности на уроках, нежелание выполнять домашние задания;

комплексные трудности, снижение успешности обучения

Тактичное, спокойное, доброжелательное объяснение ситуаций, не фиксировать внимание на «выходках» - отвлечение, переключение на другой вид деятельности;

включать в совместные игры с другими детьми;

поддерживать (взглядом, жестом, словом);

включать в совместную работу с другими детьми;

фиксировать, отмечать и поощрять любые удачи при всех;

определение тактики родителей (поддержка, подбадривание, отсутствие негативных оценок);

поощрять активность;

вовлекать в совместную деятельность с другими детьми;

использовать индивидуальные задания с заранее запланированным успешным результатом;

постоянный контакт с родителями, определение тактики совместных действий

Проблемы социального и личностного развития наиболее остры на начальных этапах адаптации к школе. При правильной тактике педагога и совместной работе с психологом эти проблемы можно сгладить уже в первые месяцы обучения, не допуская затяжных конфликтов.

Общение с родителями, их помощь в решении этих проблем имеют большое значении. «Жалобы» на ребенка, «отчитывание» родителей за плохое воспитание дают негативный эффект.

Также могут возникнуть трудности в организации деятельности, когда у ребенка возникают такие трудности как: трудности концентрации внимания и включения в работу, трудности сосредоточенной работы без отвлечений, неумение планировать деятельность, хаотичная работа методом проб и ошибок, неумение завершить работу. В таких случаях рекомендуется:

  • не торопить, создать условия для работы в медленном темпе,
  • максимально индивидуализировать работу, особенно формулировку задания, объяснить ход выполнения, сложную задачу разделить на этапы,
  • контролировать ход выполнения задания,
  • все поправки, замечания, объяснения не должны иметь оттенки раздражения, недовольства,
  • не рекомендовать родителям длительные дополнительные занятия дома,
  • не требовать переписывания,
  • любое задание, объяснение и выполнение действия (например, написание буквы) должны быть осознанными; механическое «копирование» малоэффективно,
  • возможна специальная работа с психологом по развитию произвольности и формированию структуры организации деятельности.

Все показатели организации деятельности связаны между собой, и даже если один из показателей нарушения организации деятельности не очень выражен, следует использовать все рекомендуемые меры помощи.

Если нарушения деятельности сильно выражены, необходима консультация врача психоневролога.

Тактика работы разных педагогов, работающих с ребенком, должна быть согласована: необходимо согласовывать методы и формы работы ребенка с родителями дома, объяснить правила выполнения домашних заданий, методику объяснения ребенку того, что он не усвоил в классе; рекомендуется строгое соблюдение режима дня, отсутствии дополнительных нагрузок в течение первого года обучения.

При ухудшении состояния (болезнь, эмоциональный стресс, напряжение, перегрузки) организация деятельности ухудшается. Резкое увеличение объема и интенсивности работы, а также волнение, боязнь неудачи нарушают организацию деятельности.

Что делать при трудностях в общем развитии? К ним относят трудности решения простейших логических задач, неумение делать выводы о причинно – следственных связях, неумение высказать собственную мысль, предложить собственный ход даже в самой простой ситуации, элементарный запас знания об окружающем мире недостаточен для решения учебных задач. Помощь следует оказать в следующем:

  • использовать индивидуальные варианты работы,
  • подробно объяснять то, что нужно сделать, что и как должно получиться,
  • стимулировать обсуждения, размышления, анализ в простейших игровых ситуациях,
  • использовать наглядно – образные формы работы, конструктивную деятельность, реальные действия с предметами,
  • поддерживать, подбадривать при выполнении  заданий,
  • организовывать развивающие занятия с психологом (или элементарные дома),
  • рекомендовать родителям любые развивающие игры с ребенком, чтение книг, обсуждение, разговор,
  • исключить дополнительные нагрузки.

В тех случаях, когда отмечается дефицит развития всех качеств и знаний ребенка, включенных в этот блок, и углубленное тестирование дает неудовлетворительные результаты, необходима консультация специалиста.

Необходимо спланировать совместную работу педагога, психолога, родителей. Упражнения развивающих занятий можно повторять дома. Объяснение учителя должно быть подробным, с разъяснением всего, что не понятно.

Выводы к первой главе:

  • Школьная зрелость – это такой уровень физического, личностного, социального и познавательного развития ребенка, который позволит ему успешно учиться и не скажется отрицательно на его психическом здоровье.
  • Школьные трудности приводят к:  
  • к отклонениям в физическом и психическом здоровье;
  • к нарушениям социально – психологической адаптации;
  • к снижению успеваемости.
  • Прогноз школьных трудностей позволяет:
  • выбрать методику и тактику обучения с учетом особенностей развития ребенка;
  • своевременно начать работу по развитию недостаточно сформированных функций;
  • определить методику и тактику работы специалистов психолога, логопеда) и выработать единую программу помощи;
  • организовать эффективное взаимодействие с родителями, определить их участие в комплексной помощи детям.

Глава II. Опытно – практическая работа с детьми по выявлению трудностей и оказанию помощи детям, поступившим в первый класс

В данной главе мы изучали состояние работы по проблеме оказания помощи детям, поступившим в первый класс при наличии трудностей. Мы осуществляли поиск эффективных путей, способствующих реализации намеченных целей и задач.

Опытно экспериментальная работа с детьми осуществлялась в школе МБОУ «Лицей №2» в 1 г классе. В эксперименте участвовали 2 человека: Кирилл П. и Леша Ч.

II.1. Анализ психолого – педагогической карты ребенка, поступившего в первый класс

Для реализации намеченной цели были определены задачи:

  1. Составить и изучить психолого – педагогическую карту ребенка, поступившего в 1 класс.
  2. На основе полученных результатов разработать и осуществить помощь ребенку.

Таблица №1

Результаты психолого – педагогической карты ребенка, поступившего в первый класс

Кирилл П.

Леша Ч.

1. Навыки организации учебной деятельности

1.1. Планирование (возможность организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью)

Низкий уровень – действия ребенка не соответствуют поставленной цели.

Средний уровень – действия ребенка частично соответствуют поставленной цели.

1.2. Контроль (умение сопоставлять результаты своих действий с поставленной целью)

Средний уровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (как правило, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие).

Средний уровень

1.3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства  предметов, находить закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их)

Средний уровень – стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения.

Средний уровень

2. Психологическая и социальная готовность к школе

2.1. Желание учиться в школе

Ребенок хочет идти в школу

Ребенок хочет идти в школу

2.2. Учебная мотивация

Ребенок осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают для него самостоятельную привлекательность.

Ребенок осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают для него самостоятельную привлекательность.

2.3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

Ребенок достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не сосем адекватны.

2.4. Организованность поведения

Поведение недостаточно организованное.

Поведение недостаточно организованное.

3. Развитие школьно – значимых психофизических функций

3.1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

В фонематическом строе речи и звукопроизношении ребенка есть заметные нарушения.

В фонематическом строе речи и звукопроизношении ребенка есть заметные нарушения.

3.2. Мелкие мышцы руки

Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами.

Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами.

3.3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость

У ребенка отмечаются отдельные признаки недоразвития умений по ориентации в пространстве, координации движений, недостаточная ловкость.

У ребенка отмечаются отдельные признаки недоразвития умений по ориентации в пространстве, координации движений, недостаточная ловкость.

3.4. Координация в системе «глаз – рука»

При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, ребенок допускает грубые искажения.

Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, ребенок переносит в тетрадь с незначительными искажениями.

3.5. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках – нелепицах, картинках с множеством контурных линий)

Соответствует средним показателям возрастной группы.

Соответствует средним показателям возрастной группы.

4. Развитие познавательной деятельности

4.1. Кругозор

Представления ребенка достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

Представления ребенка достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

4.2. Развитие речи

Ребенок затрудняется в подборе слов, в выражении мыслей, в его речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.

Ребенок затрудняется в подборе слов, в выражении мыслей, в его речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.

4.3. Развитие познавательной активности, самостоятельности

Ребенок недостаточно активен и самостоятельно, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

Ребенок недостаточно активен и самостоятельно, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

4.4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

Ребенок выполняет задания с организующей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, ребенок выполняет с консультационной помощью взрослого.

4.5. Произвольность деятельности

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает план,  выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке взрослого.

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает план,  выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке взрослого.

4.6. Темп деятельности

Нижу средних показателей возрастной группы.

Соответствует средним показателям возрастной группы.

5. Состояние здоровья

I группа здоровья.

Имеется инвалидность.

6. Возможные трудности школьной адаптации

6.1. Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья

Чрезмерная невнимательность, заторможенность.

Обидчивость, плаксивость, упрямство.

6.2. Жалобы со стороны родителей

Отсутствуют.

Отсутствуют.

II.2. Организация помощи ребенку, поступившему в первый класс

Составив карту ребенка, мы проанализировали и составили план работы для учителя и родителей. У обоих ребят схожие нарушения, но все же пожелания для учителя нужно составлять с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Кирилл П.

Леша Ч.

Навыки организации учебной деятельности

Максимально индивидуализировать работу, особенно формулировку задания, объяснить ход выполнения задания, контролировать ход выполнения задания, любое задание должно выполняться осознанно.

Не торопить, создать условия в медленном темпе, все поправки, замечания, объяснения не должны иметь оттенка раздражения, недовольства.

Психологическая и социальная готовность к школе

Определить общее дело и совместную работу с фиксированным результатом, или дело, за которое ребенок отвечает вместе с другими.

Стимулировать ситуативное и внеситуативное общение со сверстниками, поддерживать, подбадривать.

Развитие школьно – значимых психофизиологических функций

Задание повторять отдельно, зафиксировать внимание на ходе выполнения, если задание сложное, разбить на части, повысить эмоциональную значимость запоминаемого материала – сделать его увлекательным и интересным.

Возможен специальный психологический тренинг, необходимо постоянное повторение пройденного, при письме букв, цифр важно выделить точку начала движения, траекторию движения и точку окончания движения, необходима специальная работа по развитию зрительно – пространственного восприятия и зрительной памяти.

Развитие познавательной деятельности

Необходимо дополнительное разъяснение любого задания (смысл всех слов должен быть понятен ребенку), запрещено форсирование темпа письма, рекомендуется использование поэтапного формирования умственных действий для формирования любой деятельности.

При объяснении нового наряду с речевой инструкцией обязателен показ действия, необходимы занятия с логопедом, комплексная, системная работа по развитию речи.

Также предлагаем общие рекомендации для родителей. Родители очень часто допускают ошибки, из-за которых могут появляться или увеличиваться школьные трудности. Вот несколько советов, чтобы этого не произошло.

        Делайте:

  1. Радуйтесь Вашему ребенку, принимайте его таким, какой он есть.
  2. Будьте терпеливы.
  3. Чаще хвалите Вашего ребенка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний и сами верьте, что Ваш ребенок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите искренне словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
  4. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Отвечайте на каждый вопрос ребенка, тогда его познавательный интерес не иссякнет.
  5. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравиться делать ребенку.
  6. Почаще говорите с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.
  7. Научите ребенка делиться своими проблемами. Для этого – обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми, но не допытывайтесь; искренне интересуйтесь его мнением.
  8. Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка. Спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», а не «Какую сегодня получил оценку?». Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
  9. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении. Содержательная помощь (решение с ребенком задач и т.п.) нежелательна. Основная функция - помочь обнаружить и зафиксировать трудность в тетради для того, чтобы обсудить ее на следующий день на уроке. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к учению.
  10. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка не на бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли по-другому?».
  11. Дома нельзя дублировать школу, родитель не должен становиться учителем. Основная функция - эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению школьных правил.
  12. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца.

Не делайте:

  1. Не перебивайте ребенка.
  2. Не критикуйте вашего ребенка в присутствии других детей.
  3. Не используйте формулу «опять ты НЕ…» (Это верный способ выращивания неудачника).
  4. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  5. Не употребляйте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  6. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
  7. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Объясняйте ребенку причины, доводы Ваших требований. Если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

Выводы ко второй главе:

  • Данные психолого – педагогической карты ребенка, поступившего в первый класс подтвердили необходимость социально – педагогической помощи.
  • В связи с выявленными трудностями были составлены рекомендации для учителя и родителей.
  • Необходима организация  эффективного взаимодействия родителей и учителя для достижения поставленных целей.

Заключение

Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.

Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.

Без поддержки взрослых, без их помощи и уверенности, без ощущения удачи в других (внешкольных) делах ребенок не сможет преодолеть себя, свой страх, неуверенность, свои неудачи. Преодоление страха ошибки – первый шаг к удаче, к преодолению школьных трудностей.

Рассмотренные трудности обучения детей не исчерпывают всех проблем. Успешно решить эти проблемы непросто. Неповторимость каждого ребенка, различие характера и специфики трудностей не дают возможности обеспечить педагога готовыми рецептами.

Во всех исследованиях трудностей обучения подчеркивается, что ключ к успеху – не какая-то общая «хорошая» методика, а комплексность, систематичность и целенаправленность усилий педагога, специалистов и родителей в помощи ребенку.

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. – 374 с.
  2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе : Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М. : Эксмо, 2009. – 464 с. – (Растим первоклашку).
  3. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе /И. Ермакова //Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.140-147
  4. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе /И. Ермакова //Народное образование.-2008.- №5.-С.157-165 Сабодах, Р.В. Проблема адаптации детей к обучению в школе /Р.В. Сабодах //Начальная школа плюс до и после.- 2008.-№2.-С.66-68
  5. Калашникова, О.А. Особенности адаптации первоклассников /О.А. Калашникова //Начальная школа.- 2009.- №8.-С.73-75
  6. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками : учеб. пособие для студ. учреждений  высш. проф. образования / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.
  7. Котькова, Г. Е. Адаптивная модель сопровождения развития детей /Г.Е. Котькова //Начальная школа плюс до и после.- 2009.-№7.-С.65-71
  8. Мацько, Е. Н. Умения и упражнения: Чтобы адаптационный период в школе приносил ребенку радости /Е.Н. Мацько //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- №1.-С.3-5
  9. Сабельникова, С.И. Блоки – модули – форма организации деятельности детей в период адаптации к школе /С.И. Сабельникова //Управление начальной школой.-2011.- №8.-С.24-31
  10. Соловьева, Д. Программа исследования адаптации первоклассников /Д. Соловьева // Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2008.-№19.-С.15-25
  11. Шкуричева, Н.А. Методическая работа учителей по формированию позитивных межличностных отношений первоклассников /Н.А. Шкуричева //Начальная школа.- 2010.- №7.-С.12-15