Графозанятия дома.
материал по теме

Дмитриева Татьяна Александровна

Материал для дополнительных занятий дома с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon podgotovka_k_shkole-obuchenie_pismu.pdf1.67 МБ
Файл melkaya_motorika.rar1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Графозанятия дома с детьми.

Что такое мелкая моторика?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Родители способны помочь своему ребенку в развитии мелких мышц пальцев и кистей рук. В домашних условиях это могут быть игры и действия с игрушками и предметами: выкладывание и раскладывание мозаики, паззлы; шнуровки, застежки, раскладывание палочек, желудей и т.д., нанизывание бус, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц  и т.д.; изобразительная деятельность: лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование карандашами и красками, работа с ножницами, поделки из природного материала и т.д.

 Для достижения наиболее значимых результатов рекомендуется  пальчиковая гимнастика. Упражнения  желательно проводить систематически по 3 – 5 минут ежедневно. Они прорабатываются постепенно, сначала выполняются с помощью взрослого, а затем, по мере усвоения, дети переходят к самостоятельному выполнению. Пальчиковая гимнастика может и предварять выполнение письменного домашнего задания, и служить определенной разрядкой при его выполнении.      Цель занятий — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

  Для детей это очень важно, так как развитая моторика необходима для усвоения школьной программы. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом:  быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладывается в общий темп работы. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны. Отсюда, плохая речь, мыслительные операции развиты ниже среднего. Такие дети с трудом пересказывают, не улавливают главную мысль, слабо составляют рассказ по картинкам.

Предложенные задания выполняются простым карандашом или ручкой (они не должны быть слишком тяжелыми или толстыми). Занятие должно длиться не более 15-20 минут. Ребенок должен быть заинтересован и выполнять задания с удовольствием. От крупных рисунков постепенно переходите к более мелким.

Обращайте внимание на движения рук ребенка, тренируйте точность движений всей руки, укрепляйте силу  кисти и пальцев.

Ошибки и правила:

1) Неправильное положение ручки. Дети неправильно держат пишущий инструмент: излишне сжимают, неправильно ставят пальцы, изгибают их, выкручивают кисть. В результате в пальцах и кисти возникает избыточное напряжение, которое вызывает онемение и боль, ребенок быстро устает, скорость письма снижается и портится почерк. Неправильная манера письма может даже способствовать возникновению такого серьезного заболевания, как писчий спазм.

Как правильно держать ручку? Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

2) Учите соблюдать правильную посадку: прямая спина, ровные плечи опущены вниз, голова немного наклонена на нужном отдалении от тетрадки. Грудь не должна соприкасаться со столом - такая поза затрудняет дыхание.

3) Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

ЗАДАНИЯ:

Задания на оттачивание точных движений:

1. Очень полезно предлагать ребенку прописывать «в воздухе» перед собой карандашом большие буквы, рисовать фигуры, линии и так далее.

2. Если есть готовые трафареты, - предложите ребенку обводить их, составлять из них узоры или картинки. Если трафаретов нет, изготовьте их сами, - вырежьте из картона фигурки животных, фруктов, облака, домики, - все, что придет в голову. Ребенок с удовольствием будет обводить эти трафареты.  

3. Предлагайте ребенку заштриховывать нарисованные предметы. Нарисуйте мяч и попросите заштриховать его ровными параллельными линиями. Другую фигурку попробуйте заштриховать волнистой линией, «галочками» или точками. Но, помните о правилах штриховки: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, не сближать штрихи.

4. Ребенок может соединять по точкам с числами контур рисунка. Если нужна ваша помощь, будьте рядом.

5. Полезно обводить сначала крупные, а потом более мелкие рисунки по пунктиру. Это вырабатывает точность движений.

6. Пусть ребенок раскрашивает раскраски. Начинайте с несложных крупных картинок, переходя на более мелкие, с множеством деталей.

7. Предлагайте ребенку выполнять различные задания с линейкой, - чертить линии (прямые, ломаные). Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и так далее.

8. Если у вас по счастливой случайности завалялась копировальная бумага (из детства), - научите ребенка ею пользоваться. Малыш будет в восторге (проверено) от «волшебной» бумаги.

9. Нарисуйте вверху листа воздушные шарики, внизу - человечков. Предложите ребенку проводить прямые линии (ниточки) от шариков к человечкам.

Тренируем наблюдательность, развиваем внимание к деталям и способность точно воспроизводить нужные элементы.

1. Если сможете найти, купите ребенку книжку, в которой объясняется, как рисовать животных или еще что-то. Там на каждой иллюстрации к рисунку добавляется новая деталь. Пусть малыш рассматривает эти картинки и пытается рисовать так же, поэтапно предложенные объекты.

2. Хорошо развивает внимание к деталям игра «Что появилось?». Для этой игры возьмите чистый лист, просите ребенка закрывать глаза, а вы дорисовывайте одну деталь за один раз на картинке. Например, рисуем домик, добавляем трубу, дым, солнышко, дорогу, облако, цветочек, птичку и так далее. Малыш должен находить и называть, что появилось на рисунке.

Детям нравится, когда в этой игре вы меняется «ролями», и теперь уже вы находите, что дорисовал ребенок.

3. Игра «Повтори за мной». Рисуйте любой узор, букет цветов или другую картинку. Пусть ребенок наблюдает, какую деталь вы добавляете и повторяет на своем листе то же самое. Хвалите ребенка, если ему удается точно повторить рисунок за вами. Если то, что рисует ребенок не похоже на ваш «оригинал», уточняйте, что именно не соответствует.

4. «Рисуем парочки». В этом задании взрослый просит малыша нарисовать два животных, предмета, растения и т. п., имеющих отличия. Это помогает ребенку сравнивать детали. Задания могут быть такими: нарисуй толстую змею и тонкую, нарисуй дом с одним окном, а другой – с двумя окнами нарисуй большой арбуз и маленький, нарисуй длинный шарф и короткий и так далее.

Выполнение подобных заданий научит ребенка концентрировать внимание и поможет малышу научиться в будущем правильно писать буквы и цифры.

Учим ребенка ориентироваться на листе.

Ребенок, который берет в руки тетрадь, должен уметь свободно ориентироваться на листе, понимать такие термины, как «поля», «стока», «клетка»  и другие.

1. Покажите малышу в тетради поля. Расскажите ребенку историю, о том, что за полями живет вредная крыса, которая всех кусает. Объясните малышу, что если его буковки попадут за поля, крыса их погрызет. Так, в игровой форме, ребенок быстро запомнит, что за полями ничто не должно оказаться.

2. Строки в тетради «в косую» можно сравнить с мостом над речкой (вспомогательными строками). Расскажите малышу, что буквы могут ходить только по мостику, если они попадут на следующую строку, они упаду с моста в воду. Для наглядности, первый раз закрасьте вспомогательные строки голубым карандашом.

3. Очень полезно рисовать на листах в клетку узоры различной сложности, «печатать» буквы, рисовать несложные фигуры, повторять фигуры как бы в зеркальном отображении и так далее.

4. Работаем с клеткой. Просите ребенка закрашивать или обводить по одной клетке. Объясняйте, что значат выражения «в каждой клетке, через клетку, отступить две клетки». Хорошо помогает в знакомстве с тетрадями в клетку игра, где малыш должен рисовать «дорогу» по диктовку. Вы говорите: три клетки вверх, две клетки вправо, пять клеток вниз, а ребенок «прокладывает дорогу» на листе «согласно инструкции» (так называемые графические диктанты, см. ниже).    

Как работать с данными графическими диктантами:

Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Диктанты для детей 6,5 – 7 лет рассчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.  Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Также для занятий можно взять материал из книги О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой «Ускоренный курс для подготовки детей к школе» (некоторые задания вам для распечатки представлены в отдельном файле).

ПОМНИТЕ о снисходительном отношение к вашему ребенку, ведь от начинающего ученика требуется терпение и аккуратность. Не забывайте о том, что усталость к малышу может прийти после пятиминутного занятия каллиграфией. При этом ребенок, жалующийся на усталость руки, показывает даже не столько на мятые и затекшие пальчики, сколько на мышцы предплечья. В этом случае руку необходимо обязательно размять. Лучше всего поможет массаж. Письменные работы первое время необходимо выполнять вместе с ребенком, без суеты и спешки.

Принцип «Лучше меньше да лучше» особенно уместен в чистописании. Поверьте, результативность от такой методики намного выше, чем неаккуратное многократное повторение «для галочки».

СОВЕТ НА БУДУЩЕЕ: Есть еще одна небольшая хитрость, как научить ребенка красиво писать. Как правило, в современные прописи для первого класса вкладывают листочек кальки. Этот листочек очень полезен для тренировки написания красивых букв. Как обычно первоклашки пишут в прописи? Сначала тренируются на "черновике", а только потом пишут в "чистовик". К тому моменту, когда нужно писать в "чистовике", ребенок уже изрядно устал, да и не всегда все гладко получается. Чем хороша калька? Она избавляет от изнурительной работы в "черновике".  Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. На кальке по печатной основе прописываем два-три раза необходимую букву или элемент, потом следующий один раз в прописи. Снова кладем кальку: два раза пишем на кальке, третий раз в прописи. В следующей строке можно писать по одной букве на кальке и в прописи. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не устает.

Если в первом классе возникают трудности, можно использовать в работе с ребенком упражнения графотерапии (много материала в Интернете).

 Уважаемые родители, старайтесь, чтобы ваши занятия приносили ребенку радость, и не допускайте  скуки и переутомления на занятиях!

Используемая литература:

1.      200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей и педагогов.

 2.     Безруких  М. Пишу красиво и правильно. Как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности: Учебники для родителей.

3.         Узорова О. В, Нефедовой Е. А. Ускоренный курс для подготовки детей к школе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО для З класса (по программе Неменского), «Труд художника для твоего дома», Раздел:"Искусство в твоем доме", тема "Витраж"

Мной разработан цикл уроков по теме «Витраж». Разработка проводилась на основе программы М.Б.Неменскрго, которая принята как рабочая программа в нашей школе. Предметная линия учебник...

Урок ОБЖ в 1-м классе тема "Безопасность в доме. Какие опасности нас подстерегают в доме"

Цель урока.1. Научить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей, рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средств...

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)

План-конспект урока по теме "Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)" для 3 класса, УМК "Школа-2100"...

Конспект урока по технологии Тема урока: "Конструирование. Модель дома". Изделие: макет дома по шаблону, 4 класс

Цели деятельности учителя: закреплять умение конструировать из бумаги, соблюдать последовательность технологических операций; развивать мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью ...

Сценарий празднования дня рождения Детского дома «Под крышей дома своего»

Сценарий празднования дня рождения Детского дома «Под крышей дома своего»...

Конспект открытого урока изобразительного искусства (4 класс): «Образ мира во внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре дома».

Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта. На уроке мы узнаем о крестьянском доме как художественном образе...