Педагогический проект "Мы уже большие"
проект по теме

Яковенко Крестина Владимировна

Педагогический проект "Мы уже большие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Мы уже большие»

«Культурно-гигиенические навыки, как часть общей культуры человека»                                                                                                            

Автор проекта: Прозорова Крестина Владимировна

Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского сада №8

Участники проекта:

Воспитанники младшей группы;

                                      Родители.

База реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 города Каменск-Шахтинский (МБДОУ детский сад №8)

Вид проекта: педагогический

Срок реализации проекта: 2011-2012 г.г.

Актуальность проекта

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Многие годы дошкольное воспитание в стране уделяло большое внимание воспитанию у детей культуры поведения за столом. Воспитатели систематически проводят занятия, специалисты успешно интегрируют содержание деятельности с изобразительной, театрализованной деятельностью, физическим воспитанием. К работе по воспитанию культуры поведения у детей за столом подключены и их родители. Однако всего перечисленного, на мой взгляд, не достаточно для высокой эффективности работы в этом направлении. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребёнка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретённые навыки необходимо закреплять и расширять.  Но как просто и ненавязчиво объяснить ребёнку те правила, которые должен знать каждый?

Мы пришли к выводу, что эту проблему могут решать занятия по  воспитанию культуры поведения у детей младшего возраста, которые способствуют культурному поведению, речевому развитию, развивает культурно-гигиенические навыки детей.

Проблема: дети дошкольного возраста имеют некоторые недостатки в соблюдении правил культурного поведения, увеличивающиеся с каждым годом. Это привело к созданию данного проекта с поиском решения этих проблем.

Цель проекта: создание условий для воспитания культуры поведения за столом, правильное пользование столовыми приборами, условий правильного приема гостей.

Задачи проекта:

  • Учить сохранять правильную осанку во время еды;
  • Приучать пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой;
  • Учить тому, что, чем и как едят;
  • Познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая); учить сервировать стол к обеду;
  • Привлекать внимание к заданному взрослым образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей);
  • Обращать внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик;
  • Воспитать культурно-гигиенические навыки.

Подготовительный этап (сентябрь)

1.Анкетирование родителей.

С целью выявления  мнения родителей по соблюдению культурно-гигиенических навыков у их детей.

2.Диагностика детей.

Проверить приобретенные умения, полученные дома, использовать полученную информацию при составлении перспективного плана занятий.

Основной этап

Октябрь

1.Игровая ситуация «Мы умеем делать правильно»

Рассказать детям о некоторых правилах, их значении, сформировать навыки правильного поведения в отношении с детьми и взрослыми.

2. Аппликация с элементами рисования «Моем ручки»

Вызвать интерес детей к мытью рук, через аппликацию. Развивать мелкую моторику.

Ноябрь

1.Беседа с использованием презентации «Уроки вежливости и этикета».

Учить детей правилам поведения с помощью показа презентации, рассказ о соблюдении культурного поведения, вежливости.

2.Аппликация «Сиди за столом спокойно»

Вызвать интерес детей к соблюдению правил поведения через создание композиции.

Декабрь

1.Беседа «Посуда и столовые приборы»

Познакомить детей со столовыми приборами необходимыми  в использовании, Расширить знания детей о столовом этикете.

2.Рисование «Чудо-посуда»

Закрепить знания о посуде, учить детей украшать посуду, используя приём – примакивание, рисование кругов и раскрашивание  одним цветом.

Январь

1.Беседа «Научим Хрюшу правильно и красиво сервировать стол»

Закреплять название предметов посуды. Учить правильно и красиво сервировать стол. Учить координировать речь с движением, развивать чувство ритма, зрительное внимание, закреплять знание цветов.

2. Беседа «Знакомство с правилами поведения за столом».

Познакомить детей с правилами поведения за столом, как правильно нужно сидеть за столом, что необходимо сделать, перед тем как сесть за стол.

3.Игра «Мой день рождения»

Знакомить детей с правилом поведения за столом  в общественных местах.

Февраль

1.Беседа «Для чего нужна салфетка?»

Рассказать детям о салфетках, какие бывают, для чего предназначены.

2. Рисование «Волшебная салфетка»

Вызвать интерес детей к созданию своей волшебной салфетки с помощью кисти, создать условия для самостоятельного выбора рисунка на салфетке. Упражняться в рисовании кистью. Развивать чувство формы и цвета.

Март

1.Обрывная аппликация «Чудо-салфеточки»

Вызвать интерес детей к созданию пушистой салфетки в технике обрывной аппликации. Уточнить у детей видение своей салфетки. Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику.

2. Беседа «Мы едим»

Воспитывать умение самостоятельно и опрятно кушать, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды; есть с широкого края, бесшумно.

Апрель

1.Беседа «Не попить ли нам чайку?»

Закрепить знания о чайной посуде и ее сервировке на столе;

2.Дидактическая игра «Что изменилось?»

Закрепить знания сервировки стола, через игру.

3. Игровая ситуация «В гостях у друзей»

Обобщить знания о сервировке стола, учить правильному поведению за столом в гостях.

Май

1.Беседа «В гости к трем медведям»

Повторение сказки «Три медведя», познакомить детей как правильно принимать гостей.

Заключительный этап

Занятие –спектакль «В этом доме ждут гостей»

Мероприятие-развлечение, подводящее итог всей работе и демонстрирование успехов в знании сервировки стола, этикета во время еды за столом.

Итоговая диагностика

При проведении занятия – спектакля выявили познавательную динамику овладения  детьми культурно-гигиенических навыков.

 Дети смогли показать свои знания при сервировке стола в спектакле, на котором можно увидеть  успехи  так же и в этикете во время еды за столом. Уроки вежливости в общении друг с другом и взрослыми.

В  начале года продолжили приучать детей следить за своим внешним видом, учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Сформировали  элементарные навыки поведения за столом; правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

В конце проекта дети овладели простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Культурно-гигиенические навыки

В начале проекта

В конце проекта

Правильное пользование мылом

63%

100%

Правильное мытье рук, лица

52%

100%

Вешать полотенце на место

100%

100%

Поведение за столом

79%

95%

Пользование столовыми приборами (ложкой, вилкой)

100%

100%

Умение правильно держать столовые приборы

52%

79%

Из табличных расчетов видно, что данный проект улучшил результат и показал, над чем необходимо продолжать  работать.

Список литературы

1.Беседа «Не попить ли нам чайку?»[электронный ресурс].-Режим доступа.- http://www.moi-detsad.ru/zanatia434.html  .

2.Дидактическая игра [электронный ресурс].-Режим доступа.-  http://www.ivalex.vistcom.ru/igry39.html.

3.Для чего нужна салфетка? [электронный ресурс].-Режим доступа.-  http://www.supercook.org/silverserves_ru/etiquette_01_ru.asp  .

4. Занятие- спектакль [электронный ресурс].-Режим доступа.-  http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia183.htm  .

5. Знакомство с правилами поведения за столом [электронный ресурс].-Режим доступа.-  http://www.kinderstrana.ru/ru/pitanie/373-the-correct-formula.html?start=5.

6.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- М.:Просвещение,1991.

7.Уроки вежливости и этикета [электронный ресурс].-Режим доступа.- http://900igr.net/prezentatsii/religii-i-etika/Igry-po-etiketu/001-Uroki-vezhlivosti-i-etiket.html .

8. С.В.Петерина Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/книга для воспитателя детского сада.-М.:Просвещение,1986.


Приложения

Приложение №1

Беседа  на тему: «Научим Хрюшу правильно и красиво  сервировать стол»

Цель: Закреплять названия предметов посуды. Учить правильно и красиво сервировать стол. Учить координировать речь с движением, развивать чувство ритма, зрительное внимание, закреплять знание цветов.

 Материал:  Посуда-чайник, сахарница, чашки, блюдца, ложки, салфетница с салфетками, скатерть. Кукла Маша и Хрюша.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом. Стук в дверь, входит Хрюша.

Воспитатель: Здравствуй, Хрюша!

Хрюша: Здравствуйте!

В.: Дети, посмотрите, что-то наш Хрюша унылый, грустит. Хрюша, что с тобой? Почему ты такой печальный?

Х.: Сегодня у куклы Маши День рождения. Я хотел сделать Маше сюрприз, накрыть стол для праздничного чаепития. Но вот не знаю, как красиво и правильно накрыть стол.

В.: Дети, давайте мы с вами поможем Хрюше. Что сначала нужно постелить на стол?

Дети: Скатерть!

В.:  Помогите Хрюше расстелить скатерть. Как красиво вы расстелили скатерть: ровно, гладко, без складочек. А что теперь надо сделать?

Д.: Надо поставить на стол салфетки.

В. : Правильно, ставим салфетки. А в чем стоят салфетки?

Д.: В салфетнице.

В.: Куда надо ставить салфетницу?

Д.: На середину стола.

В.: Хрюша, поставь салфетницу на стол. Получилось у Хрюши дети?

Д.: Да!

В.: Какая посуда нам понадобится для чаепития?

Д.: Чашка с блюдцем, ложки, сахарница, чайник.

В.: Дети, давайте поставим на стол чашку с блюдцем

Игра «Подбери чашку к блюдце».

В.: Дети, а что еще нужно положить рядом с блюдцем?

Д.: Ложку

В.: Какую ложку, ты Хрюша знаешь?

Х.: Чайную.

Хрюша раскладывает ложки.

В.: Посмотрите дети, все ли Хрюша сделал правильно? Кто заметил?

Д.: Ложку надо положить рядом с блюдцем с правой стороны. Ты понял, Хрюша?

В.: А для чего нам нужна ложка? Хрюша ты знаешь?

Х.: Чтобы пить чай?

В.: Нет, чтобы добавлять сахар в чай и размешивать, есть тортики. Дети, Хрюша не знает в чем подать сахар на стол?

Д.: В сахарнице.

Х.: А угощенья?

А давайте, мы расскажем Хрюше, как мы с вами готовим угощенья!

Физкультминутка

Из сметаны и муки,

Испекли мы пироги.

Кекс и плюшку с крендельком

Чтоб поздравить с праздником!

Х.: А вот и угощения!

В.: А теперь надо принести чай? А в чем заваривают чай?

Д.: В чайнике.

В.: Хрюша, помоги поставить чайник на стол.

В.: Посмотрите, какой красивый стол мы накрыли.

«Дзинь» - звенит звонок в прихожей.

Это кто же, кто же, кто же?

Кукла Маша к нам пришла.

То-то рада детвора!

В.: Здравствуй, Маша! Какая ты сегодня нарядная.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем Машу поздравлять!

Милую, любимую,

Самую красивую.

И подарки и цветы

Дарим Маше я и ты.

В.: Маша, Хрюша и ребята накрыли для тебя праздничный стол

Х.: Маша, проходи к столу, садись.

Маша: Спасибо! Какой красивый стол накрыли! Спасибо вам за сюрприз! Мне очень понравилось.

Я вам тоже принесла угощения!

Приложение №2

Игровая ситуация «Мы умеем делать правильно»

Задачи: рассказать детям о некоторых правилах, их значении, сформировать навыки правильного поведения в отношениях с детьми и взрослыми.

Словарь: здороваться, прощаться, спасибо, пожалуйста, нельзя, можно. 

Дидактический материал: кукла, заяц.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка: поздороваться друг с другом, с воспитателем, называя всех по имени (воспитателя по имени и отчеству).

Дети сидят на стульчиках. Молча входит кукла и, пройдя мимо детей, садится на стульчик.

Педагог. Дети, вы знаете, кто к нам пришел? Как нам узнать? Спросите…

Дети. Как тебя зовут, девочка-кукла?

Кукла. Меня зовут Катя.

Педагог. Что, дети, неправильно сделала Катя?

Дети. Не поздоровалась, не спросила, можно ли с нами позаниматься.

Педагог. Покажите Кате, как надо было войти.

Дети проигрывают ситуацию.

Ребятки, смотрите: Катя села за стол, решила пообедать. А что надо обязательно сделать? Конечно, руки вымыть, молодцы. Скажите Кате, что надо сделать перед едой?

Кукла. Я хочу карандаш, дайте мне карандаш!

Педагог. Дети, правильно ведет себя Катя? Как правильно надо обращаться к взрослому?

Дети показывают.

(Кукле.) Катя, ты видишь, наши дети умеют правильно себя вести: здороваются, просят вежливо, руки моют. А ты что-нибудь умеешь правильно делать?

Кукла. Да, я ничего не бросаю и не ломаю. Показать вам, что в моей сумочке? (Достает из сумочки маленькую расческу, платочек и куколку или зверюшку.)

У вас есть расчески и платочки? Всегда? А игрушки вы бережете? Можно их посмотреть? Как много вы умеете. Мне у вас очень понравилось. Но надо уходить. Как прощаются, когда уходят? До свидания.

Приложение №3

Тема: « Посуда и столовые приборы»

Текст для беседы с детьми.

        Сервировка стола – искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием поможет взрослым накрыть стол. Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и по назначению. Есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая), даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда.

        В одной посуде мы готовим еду. Это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки. Из другой – едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.

        Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.

        Мелкие тарелки тоже различны по размерам, и каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая – столовая – для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.

        В тарелку поменьше – закусочную – кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.

        Для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая никогда не попадут на скатерть.

        Для холодных жидкостей – воды, сока, киселя, компота – удобны бокалы и стаканы.

        Какая еще посуда есть в вашем доме? Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла – масленка, для сыра – сырница. А для чего нужны салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники? Все это для того, чтобы удобно было есть и пить.

        Но одной посуды недостаточно – нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них – столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок – закусочные нож и вилка размером поменьше столовых. Рыбными ножом и вилкой едят рыбу. Чтобы отделить рыбу от косточек, на кончике ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками – углубление. Чтобы не разрезать тонкие рыбные кости, рыбный нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные или фруктовые столовые приборы. Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши; для бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше – десертная; для чая и кофе – чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья – все эти приборы, в нужный момент оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй – соли, горчицы и перца – и к ним маленькие ложечки. На праздничный стол не ставят солонку с дырочками: вытрясать соль из такой солонки не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.

Воспитателю. Прочтите сказку К.Чуковского «Федорино горе», организуйте игры: настольное лото «Посуда», «Разрезные картинки» и др.


Приложение №4

Тема: «Поведение за столом»

Текст для беседы с  детьми.

        Приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета.

        Одно из них – красиво сесть за стол. Мужчины и мальчики помогают дамам. Кавалер, ухаживающий за дамой, легко и красиво отодвигает стул от стола. Надо взять стул за спинку, приподнять его и передвинуть. Чтобы стул не выскользнул из рук, следует браться не за верхнюю часть спинки, а за боковины, большие пальцы рук – с внешней стороны. Дама встает между стулом и столом, как можно ближе к столу, чуть сгибая ноги в коленках. Кавалер придвигает стул к ее ногам. Она садится и обязательно словами и улыбкой благодарит его за помощь.

        Следующее правило – уметь пользоваться салфеткой. Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени, чтобы она защищала костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно лишь промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка лежит на коленях. Выходим из-за стола, кладем ее аккуратно сложенной между пирожковой и закусочной (столовой) тарелками. Когда совсем закончили трапезу, положим салфетку на пирожковую тарелку. Эта салфетка во время всего застолья не меняется. Если она упала на пол, ее надо поднять, отряхнуть и снова положить себе на колени.

        Бумажные салфетки меняют со сменой блюд и по мере надобности. Промокнув губы, сложите салфетку так, чтобы следы губ оказались внутри ее, и положите салфетку под закусочную тарелку. Закончив есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки (а не наоборот) и положите ее на использованную тарелку. Новое блюдо на новой тарелке едим новыми приборами и пользуемся новой бумажной салфеткой.

        Важное правило – пользоваться ножом и вилкой. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, ветчину, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши. Владея этими столовыми приборами, мы легко нарежем удобные для еды кусочки, ломтики и дольки. Тогда зубам будет значительно легче раскусить, а желудку перемолоть и переварить пищу. А на человека, пытающегося прожевать большие куски, смотреть неприятно.

        В правой руке держат нож, лезвием вниз, в левой – вилку, зубчиками вниз, если пищу (мясо, колбасу, сыр) надо прокалывать, или зубчиками вверх, если кладем на вилку гарнир. Следует правильно держать нож и вилку: ручки (черенки) приборов находятся в ладонях, придерживаем их большими и средними пальцами, а кончики указательных опираются на них. Оба прибора одновременно либо в руке, либо на тарелке. Положим нож и вилку на тарелку, возьмем в руки кусок хлеба или бокал с водой. Когда мы прожевываем пищу или что-то рассказываем, нож и вилку держим в руках так, чтобы кончики приборов лежали на краю тарелки.

         Во время перерыва в еде кладем приборы на тарелку так: нож лезвием к центру тарелки ручкой вправо – к правой руке, вилку зубчиками вниз ручкой влево – к левой руке. Когда закончили есть, нож кладем так же, а вилку – слева от ножа, зубчиками вверх.

        Не следует разрезать мясо на несколько кусочков, а затем, отложив нож, есть только вилкой: мясо быстро остынет и станет невкусным. Отрезаем кусочек, съедаем, отрезаем следующий. Вот несколько простых, но важных советов:

  • чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя;
  • вилку держим крепко, чтобы кусок не выскользнул, и под небольшим наклоном;
  • нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать;
  • если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку; проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту.

Нож не только разрезает пищу, он помогает положить гарнир на вилку. Двигая по тарелке вилку зубчиками вверх, набираем на нее гарнир, а нож придерживает его, словно заборчик. Никогда не следует накладывать гарнир на вилку ножом.

        Ко рту подносим только вилку, а не нож. Если вас попросили подать столовые приборы. Протяните правой рукой нож или вилку ручкой к попросившему. Держите прибор в том месте, где его ручка соединяется с лезвием.

        То, что можно легко разделать вилкой, едим без ножа: вареную картошку, котлеты, омлет. Вилку держим в правой руке, а левой придерживаем тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные – под краем.

        Как есть суп. Левой рукой придерживаем суповую тарелку. Столовая ложка в правой руке: ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный ее придерживают. Ко рту ложку подносим чуть наискось, не захватываем ее губами, а сливаем содержимое в рот. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока он немного остынет. Наклонять или нет тарелку, чтобы собрать из нее остатки супа? В гостях мы не доедаем суп, а дома можно осторожно, чтобы не испачкать скатерть, наклонить тарелку от себя. Чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, ведем ложку в тарелке не к себе, а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Если еще едим, ложка лежит углублением вниз, закончили есть – положим углублением вверх. Ее ручка направлена к правой руке.

        Как есть бульон. Бульон подают в чашке с блюдцем. На блюдце под ручкой чашки лежит десертная ложка. Иногда хозяйки кладут десертную ложку не на блюдце, а на стол, справа от чашки. Во время еды чашку поворачиваем ручкой влево и придерживаем ее левой рукой. Удобнее поворачивать чашку рукой к себе, а не от себя (по часовой стрелке).

        Десертной ложкой едим бульон из чашки. Как суп, его остатки можно допить. Для этого повернет чашку ручкой вправо и правой рукой поднесем ее ко тру, левой же придерживаем блюдце. Есть специальный бульонные чашки – с двумя ручками: их не надо поворачивать, но и допивать из них не следует.

        Как есть хлеб. Кусок хлеба берем из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладем на свою пирожковую тарелку. Левой рукой отламываем от куска небольшой кусочек и съедаем. Если нет хлебной тарелки, заменим ее бумажной салфеткой. Пирожок к бульону тоже лежит на этой тарелке, но мы его не разламываем, а подносим левой рукой ко рту и откусываем.

        Не рекомендуется с помощью хлеба класть еду на вилку – для этого используют нож. Только совсем маленькие дети так поступают. Нельзя играть хлебом: делать из него шарики и катать по столу.

         У каждого из нас может случайно разбиться бокал, пролиться вода, салат попасть на скатерть. В таком случае обязательно скажите хозяйке дома: «Простите меня, я это сделал нечаянно». Но не привлекайте к своей ошибке большого внимания, т. Е. не хмурьте брови, не плачьте, не жалуйтесь. Чтобы не произошло подобных неприятностей, не протягивайте руки через стол к блюду, стоящему от вас далеко, а попросите передать или положить вам на тарелку угощение. Не кладите на тарелку более двух закусок, например, колбасу, ветчину, шпроты, огурец, помидор и др. Съешьте одно – положите другое.

        За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Но разговариваем негромко, немного и со свободным от пищи ртом. Как вы думаете, можно ли сказать так: «Ой, опять гороховый суп. Я его не люблю»; «Как плохо пахнет. Это невкусно»; «Посмотрите, макароны, как червяки». Объясните почему? Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение.

        Уважая сидящих рядом, мы не поворачиваемся к ним спиной: сидим прямо, поворачивая только голову. Из-за стола выходить не спешим. Взрослые всегда подскажут, когда это удобнее сделать .но есть правило: первой садится за стол и выходит из-за стола хозяйка дома.

        Существует много правил поведения за столом, но они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, они помогают нам хорошо выглядеть во время застолья и создают добрые отношения между людьми.

Воспитателю. Побеседуйте с детьми, о том какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять. Предложите детям закончить фразы:

  • Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
  • Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);
  • На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);
  • Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);
  • Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);
  • За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);
  • Если во тру пища, воду…(не пьют);
  • Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);
  • Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;
  • Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);
  • Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;
  • Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).

Приложение №5

Тема: «Чаепитие друзей»

Текст для беседы с детьми

    Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней – блюдце. Ручка чашки сморит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки – пирожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.

        На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные – каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар – в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, - на тарелке.

        Для торта кладется специальная лопаточка, для сахара – щипцы, для лимона – маленькая вилочка. Этими приборами мы пользуемся, когда берем угощение с общего блюда, если в сахарнице нет щипцов, берем сахар рукой, стараясь не касаться других кусочков. Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин.

        На столе стоят два фарфоровых чайника: большой – для кипятка, маленький – для заварки. Чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато на столе может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай.

Воспитателю. Организуйте игру «Кукольное чаепитие»


Приложение№6

Тема: Друзья у меня в гостях.

Гости в доме – это праздник, потому что собираются друзья. Прежде чем приглашать гостей, надо подумать, зачем это делается: вместе поиграть – это одна ситуация, а отметить свой день рождения – другая. И подготовка к приему гостей будет другой, основательной. Пригласить в гости можно друзе, детей из группы. Братьев и сестер, тех, с кем интересно и весело. Желательно, чтобы в компании были мальчики и девочки. Для них можно нарисовать пригласительные открытки.

  Накануне праздника следует чисто убрать квартиру, посколько в неубранный дом приглашать нельзя. Как же надо готовиться? Хорошо бы подготовить сувениры, т.е. небольшие памятные подарки для гостей и призы для победителей и пр. Следует обдумать игры, конкурсы, развлечения. В этом помогут взрослые они же возьмут на себя приготовление угощений. Накрывать стол и подавать угощение гостям должен виновник праздника.

   Каждого гостя надо встретить и, когда все соберутся, пригласить к столу. За столом мальчиков и девочек лучше рассадить вперемежку. Мальчики будут ухаживать за девочками, а хозяин праздника – за всеми гостями.

  Для развлечения можно приготовить лотерею с призами, аттракционы, детский концерт. Главным сюрпризом дня рождения может быть праздничный пирог со свечами.

Можно ли кричать, плакать, злиться на своих гостей? Конечно, нет. Гостям должно быть хорошо и уютно в вашем доме.

А что можно хозяину праздника? Веселиться со всеми, говорить комплементы, добрые и приятные слова, угощать их. В конце праздника он должен поблагодарить своих гостей за отличный праздник. Можно сказать : «Спасибо вам! Мы так весело провели время» или « Я так рад, что у меня такие веселые и замечательные гости».

  Когда гости разойдутся, надо помочь маме убрать дом после праздника. Вместе и убирать веселее, и быстро управишься с посудой.

    Теперь повторим правила этикета, которые надо соблюдать, принимая гостей:

- В доме должно быть чисто и красиво.

- Нарядные хозяева встречают гостей.

- Для гостей готовится вкусное угощение.

- У входной двери гостя встречает хозяин праздника.

- Надо уделить внимание каждому гостю.

- За подарки обязательно говорят «спасибо».

- Гостям можно подарить небольшие сувениры.

- Провожая гостей, надо их поблагодарить за то, что пришли и радовались вместе с хозяевами дома.

Для воспитателя. Организуйте сюжетную игру «В гости»; Прочтите сказку «Лиса и журавль»; сказку С.Маршака «Кошкин дом».


Приложение №7

Сценарий занятия-спектакля - «В этом доме ждут гостей»

Картина первая.

Семья: бабушка, мама, папа, сын и дочка стоят произвольно в центре комнаты. У папы в руках газета, у сына – машина, у мамы – полотенце.

Дочка Рита:
Начнем представление
Всем гостям на удивление!
Познакомьтесь, вот моя семья: (показывает)
Мама, папа, брат и я.
А это – самая любимая бабушка моя. (обнимает бабушку)
Бабушка:
У Риты, внученьки моей,
Сегодня день рождения.
Конечно же, мы ждем гостей,
Подарков и веселья.
Мама:
Что ж, веселье хорошо
И подарки тоже.
Кто же скатерть постелить
Мне из вас поможет?
Папа, обращаясь к сыну:
Мы поможем,
Скатерть, сын, скорей неси
И на стол ее стели.
Все подходят к столу, надевают фартуки. Сын теллит скатерть, папа ему помогает.
Мама:
-Что ж теперь на стол поставим?
Бабушка:
-Хлеб:
Сын:
В хлебнице.
Бабушка:
Конфеты:
Дочка:
-В конфетнице.
Бабушка:
-Сухари:
Мама:
-В сухарнице.
Бабушка:
-Молоко:
Сын:
-В молочнике.
Бабушка:
Масло:
Дочка:
-В масленке.
Бабушка:
-Пирожки:
Мама:
-На пирожковой тарелке.

Угощение ставится на стол.

Папа:
-А сюда мы что должны аккуратно так поставить? (показывает)
Мама:
-Блюдца, чашки, чайник, ложки с правой стороны.
Бабушка:
-Про салфетки не забудь, их под скатерти стели.

Расставляют чайную посуду, раскладывают салфетки.

Бабушка:
-К чаю можем мы подать
Бутерброды, сыр, омлет (ставят на стол).
Папа:
И любой украсит стол этот праздничный букет (ставит цветы).
Сын:
-Для тех, кто замарается,
Салфетки расставляются. (ставит салфетки)

Осматривают стол.

Мама:
-Стол накрыт,
Мы ждем гостей,
Приходите поскорей! (снимают фартуки)
Бабушка:
В гости, милые друзья,
Ходят, без сомнения
Лишь по приглашению!

Приложение №8

Анкета для родителей

(Нужные ответы подчеркнуть).

1. Как Вы считаете, умеет ли Ваш ребенок правильно вести себя за столом?  ("Да"; "не всегда"; "не умеет").

2. Есть ли у Вашего ребенка постоянное место за обеденным столом? ("Да"; "нет").

3. Существует ли в Вашем доме традиция семейных обедов? ("Да"; "нет"; "семья собирается вместе за столом только по праздникам".)

4. Какой посудой,  какими столовыми приборами пользуется Ваш ребенок во время еды: тарелка для первого блюда, тарелка для второго блюда, тарелка для хлеба, ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, чайная ложка (при необходимости дополнить).

5. Пользуется ли Ваш ребенок салфеткой во время еды? ("Часто"; "иногда"; "никогда".)

6. Часто ли Ваш ребенок спрашивает, как правильно вести себя за столом? ("Часто"; "иногда"; "никогда".)

7. Кому из близких он задает такие вопросы?

8. Есть ли дома книги по вопросам этикета? ("Да", "нет".) Укажите, пожалуйста, какие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Большому кораблю - большое плавание"(из опыта работы)

Процесс учения и воспитания в начальных классах сродни плаванию на парусном корабле. Учитель-капитан, и ему нужно так организовать учебную и воспитательную работу, чтобы курс был правильным, а р...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок по русскому языку "Большая буква в именах собственных"

Цели урока:·     систематизировать знания о собственных именах и оформлении их в предложениях на письме;·     формировать навык письма;·...

"Родина - слово большое, большое!"

Урок гражданственности...

Родина - слово большое, большое

Родина - слово большое большое!...

Педагогический проект "Маленькие герои большой войны"

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию для разновозрастной группы...

Педагогическое эссе: ИКТ - большое плавание.

Размышления об использовании компьютерных технологий на уроках в начальной школе....