группа "Первоклассник" (математика)
план-конспект занятия на тему

Толстоусова Елена Анатольевна

программа и занятия для подготовки детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1.doc428 КБ
Файл zanyatie_2.docx713.94 КБ
Файл zanyatie_3.docx148.42 КБ
Файл zanyatie_4.docx21.05 КБ
Файл zanyatie_5.docx197.81 КБ
Файл zanyatie_6.docx21.55 КБ
Файл zanyatie_7.docx21.59 КБ
Файл zanyatie_8.docx21.08 КБ
Файл zanyatie_9.docx19.52 КБ
Файл zanyatie_10.docx29.79 КБ
Файл zanyatie_11.docx27.92 КБ
Файл zanyatie_12.docx22.66 КБ
Файл zanyatie_13.docx21.25 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_14.doc37 КБ
Файл zanyatie_15.docx25.18 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_16.doc39.5 КБ
Файл planirovanie.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Тема: Счёт и сравнение предметов.

Цели: выявить  исходный уровень математических представлений будущих первоклассников, полученных до школы: выявить умения воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и вести счет предметов, умения сравнивать предметы (по цвету, размеру, форме, взаимному расположению) и сравнивать две группы предметов ("больше", "меньше", "столько же" или "поровну").

Содержание занятия:

  1. Орг. момент.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять.

Будем правильно считать.

  1. Актуализация внимания.

- Сегодня у нас первое занятие математики. А вы знаете, что изучает наука математика?

- Учёные говорят: математика – царица наук. На этих уроках вы будете считать, решать задачи, играть в математические игры. На уроках математики вы должны быть очень внимательными, чтобы научиться решать очень сложные задачи.

- Поднимите руки те, кто готов справиться со всеми трудностями.

- Молодцы! А сейчас сядьте правильно, мы отправляемся в гости к царице наук  - математике.

III. Объяснение нового материала.

  1. Количественный и порядковый счёт.(слайд 2)

Учитель показывает рисунки: пингвин, львёнок, зайчик, котёнок, белка.

- Кого вы видите на доске?

- Что вы можете сказать об этих картинках? Сколько их?(картинок 5.)

- Как догадались, что картинок 5?

- Проверим, так ли это.

Один из учеников приглашается к доске, показывает картинку указкой, остальные считают вслух.

- Каким по счёту стоит тигрёнок?

- Каким по счёту стоит зайчик?

- Можно ли сказать, что белка  первая в этом ряду? (Да, если считать с конца ряда.)

-  Какой по счёту с конца ряда стоит кот?

- Сосчитайте картинки, начиная с белки.

- Почему количество картинок не изменилось? (Мы не добавлял, и не убирали картинки.)

- Вывод: считать можно как угодно, количество не изменится.

- Посмотрите внимательно на этот ряд картинок. Кто пришёл первым к доктору Айболиту?

 - А последним?

 - Сколько всего пациентов пришло? Докажите.

 - Кто выше всех?

 - Кто самый низкий?

Физкультминутка.(слайд 3)

А сейчас мы отправимся на прогулку с утёнком. (музыка)

  1. Сравнение предметов.

- Какие фигуры видите на слайде? (слайд 4-5)

 -  Сравните их. Какие они по цвету? Форме? Размеру?

 - Как сравнить количество яблок? (предположения детей) (слайд 6)

 - Давайте найдём каждому пару.

- Как сравнить количество бабочек и рыбок?

- Давайте найдём каждому пару.

- Как сравнить количество грибов? (слайд 7)

- Давайте найдём каждому пару.

 - Как же можно сравнивать предметы? (по цвету, форме, размеру, найти пару)

IV. Первичное закрепление.

1) Работа (печатные листы)

- Выполните работу.

V. Итог урока.

- Какой предмет мы изучали?

- Чему учит математика?

- Что нового узнали?

 - Кому захочется проверить свои знания и умения дома, выполните задание на карточках.

VII. Рефлексия:

- Что вам сегодня понравилось на занятии?

- Кто остался доволен своей работой, пожалуйста, встаньте.



Предварительный просмотр:

Занятие 2.

   Тема: Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке. Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник)

Цель: развивать счетные умения дошкольников, умения соотносить количество предметов и соответствующую цифру, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать зрительно-пространственную ориентировку у детей. Развивать связную речь детей  посредством сочинения сюжета математических задач, закреплять умение грамотно использовать в речи математические термины, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности. Формировать положительную учебную мотивации

Содержание урока

I. Организационный момент.

Беритесь, ребята,
Скорей за работу -
Учитесь считать, 
Чтоб не сбиться со счёту!

II. Актуализация внимания.

  1. Посчитать количество предметов на рисунке.

- Какие правила счёта знаете?

  1. Признаки предметов.

  1. Исключи «лишнее»

  1. На какие группы можно разделить все фигуры?

  1. Сравнить количество предметов.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

 - Ребята, у нашей школы есть собственный сайт в сети Интернет. На сайте размещается разная информация из жизни учащихся школы, в том числе и об их успехах. А недавно выяснилось, что с сайта исчезли данные о результатах вашей готовности к учёбе в школе. Как быть? Можно решить эту проблему, как вы думаете?

 -  Да, дети, я тоже думаю, Что нужно выполнить задания.

Займите свои места за столами. Возьмите чистый лист и карандаш.

1. задание  Слушаем внимательно:

- в правом верхнем углу нарисуйте  синий треугольник;

- в левом нижнем углу нарисуйте    красный квадрат

- в правом нижнем  углу нарисуйте  жёлтый овал

- в верхнем левом углу нарисуйте – зелёный круг

- в середине нарисуйте  – прямоугольник, под прямоугольником нарисуйте грибок.

 - Давайте проверим.

2 задание с палочками 

Предлагаю детям выбрать себе любую цифру .

Будьте внимательны. Сейчас сложное задание. Направо пойдут те дети, у кого цифры >5. Налево пойдут те, у кого цифры <5. Давайте пройдём к столу: перед вами счётные палочки  -  из них необходимо построить фигуру.

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

Давайте проверим друг у друга .

Молодцы .

3 задание  

Вернёмся за парты. Скажите о чем надо помнить, когда мы занимаемся за столами.

Да, конечно, нужно помнить о своей осанке. Мы сами должны заботиться о своем здоровье, чтобы пойти в школу здоровыми и крепкими.

Конечно – народная мудрость гласит «Здоровье всего дороже», «Здоров будешь все добудешь»

 Возьмите листочек бумаги и карандаш. Математический диктант. Слушаем внимательно.

Узор по клеточкам. Графический диктант для дошкольников.

IV. Закрепление изученного.

Графический диктант для дошкольников. Рисунок машины по клеткам

Что у вас получилось? Если вы были  внимательны и соблюдали все правила, то у вас должна  получиться  машина  (показать карточку-ответ).

V. Итог

 Вам понравилось ребята занятие?

Что было интересно?   Какое задание было легко делать, а  какое        трудно? Вы молодцы!



Предварительный просмотр:

Занятие 3

   Тема: Знакомство с геометрическими фигурами

Цель: создать условия для восприятия учащимися различных геометрических фигур и выделения отличительных признаков  каждой из них; формировать умение называть геометрические фигуры, отличать их друг от друга по выделенным признакам; закрепить умение сравнивать группы предметов (понятия больше, меньше, столько же); развивать мыслительные операции: анализ, синтез,  сравнение.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Каким цветом вы бы его изобразили?

-Надеюсь, что на занятии вы не будете скучать, а ваше настроение улучшится! Приступаем к работе!

II. Актуализация внимания.

-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла белочка и принесла с собой свои запасы: орешки и грибы. Сколько запасов у белочки, посчитайте.

 - Она просит нас помочь ей разложить припасы по мешочкам: каких припасов больше – в синий мешочек, каких меньше – в красный. Поможем ей? (да)

-Ребята, каких припасов у белочки больше? Каких меньше? Раскладываем по мешочкам.

-Молодцы, помогли белочке, справились с заданием!

-Следующее наше задание - на доске. Кто мне может помочь его сформулировать? (нужно узнать, каких предметов больше, каких - меньше)

-Правильно, молодцы. Чего больше груш или яблок? Чего меньше? На сколько груш больше, чем яблок? На сколько яблок меньше, чем груш?

-Что вы можете сказать о количестве слив и яблок? (слив столько же, сколько яблок)

III. Изучение нового материала.

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с необычными фигурами, которые в математике называют геометрическими. Кто-нибудь уже знает, что это за фигуры?

-Первая фигура – это круг. (учитель демонстрирует круг из набора фигур).

 - Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

-Посмотрите внимательно на свои круги, что вы можете сказать об этой фигуре? (у круга нет углов)

-Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на круг?

-Следующая фигура – прямоугольник. (учитель демонстрирует прямоугольник  из набора фигур).

 - Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

-Посмотрите внимательно на свои прямоугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у прямоугольника углов? Сколько сторон?

-Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на прямоугольник?

-Еще одна фигура – квадрат. (учитель демонстрирует квадрат  из набора фигур).  

- Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

-Посмотрите внимательно на свои квадраты, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у квадрата углов? Сколько сторон?  Возьмите в одну руку квадрат, в другую – прямоугольник. Сравните их: чем они похожи, чем отличаются?

-Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на прямоугольник?

-Следующая фигура – треугольник. (учитель демонстрирует треугольник  из набора фигур).

 - Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

-Посмотрите внимательно на свои треугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у треугольника углов? Сколько сторон?  

-Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на треугольник? (аналогично производится знакомство с овалом)

Физминутка.

Хомка, Хомка, Хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает

Шейку моет, спинку трет

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре, пять

Хочет Хомка сильным стать.

IV. Первичное закрепление.

  1. загадки

Теперь я вам буду загадывать загадки про геометрические фигуры, а вы должны их отгадать и показать фигуру из счётного набора.

  1. Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо, на колесо.
    Кто же я такой, друзья?

                                     (круг)

2)Три вершины тут видны

Три угла, три стороны,-                                                              

Ну, пожалуй, и довольно!-        

Что ты видишь?

                                     (треугольник)

3)Не овал я и не круг,        
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня... 
                            (квадрат) 

4)Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...

                           (прямоугольник)

  1. Работа по карточкам.

-А сейчас, ребятки, поработаем по карточкам. Посмотрите на картинку вверху страницы, что это за фигуры здесь изображены?

 geometricheskie-figuryi-dlya-detey.jpg

-Молодцы, выполняем следующее задание. Кто уже знает, что необходимо выполнить?(нужно раскрасить фигуры)

http://www.coloring-pages-kids.com/coloring-pages/educational-coloring-pages/shapes-coloring-pages/shapes-coloring-pages-images/shape-coloring-page-17.gif

-Верно, но их нужно не просто раскрасить, а раскрасить так, чтобы все  круги были одного цвета, все квадраты – другого цвета, треугольники – третьего. Каким цветом будем красить круги? Квадраты? Треугольники? (выбираем вместе с детьми)

 

 V. Практическая часть.

Следующее задание. Нам потребуется счётный набор.

VI. Итог занятия. Рефлексия.

-Ребята, наше занятие подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо потрудились. Скажите, с какими фигурами мы сегодня познакомились? Чем отличается каждая фигура от всех остальных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?

-Какое у вас сейчас настроение? Какими красками вы бы его изобразили?



Предварительный просмотр:

Занятие 4

Тема: Число и цифра 1

Цель: формировать умение узнавать и называть цифру 1, обозначать один предмет цифрой 1, находить цифры в окружающей обстановке, объяснять их смысл. Закреплять умения устного счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке; развивать внимательность, творческое воображение, смекалку, умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?

II. Актуализация внимания.

1) счёт предметов.

 - Посчитайте предметы.

 

2) сравнение

- Чего больше? Меньше? Как определить?

- Какой отрезок длиннее? Короче?

3) Работа по карточке.

Найдите геометрические фигуры на рисунках.

4) Работа по иллюстрации к сказке «Репка»

 - Из какой сказки эти герои?

- Кто первый? Последний?

 - Кто стоит за……? Перед…….? Между……..?

III. Изучение нового материала.

1) формирование понятий «много – один».

- Ребята, а вы любите цирк?

 - А кто в цирке самый главный?

 - А самый весёлый?

 - К нам в гости пришёл клоун.  Что необычного в его внешности?

 - Почему он грустный?

 - А легко быть одному в этот мире?

 - Ну, что бы поднять немножко настроение нашему клоуну и вам, предлагаю отгадать загадки…

2) загадки

Один костёр весь мир согревает.

                                                (Солнце)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня…..

                           ( луной)

Кто один имеет рог?
Отгадайте….

                         (носорог)

- Что объединяет все эти загадки?

- Какое число есть в каждой загадке?

- А бывает два солнца, две луны?

- Число один – это тема сегодняшнего урока.

- Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного.

А вот как автор описывает единицу….

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

3) Показ написания цифры 1.

- Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.

- А теперь выложим из палочек.

- В воздухе попробуем написать эту цифру.

Физминутка.

- Нам предстоит писать цифру один в тетрадках.

Чтобы у нас получились красивые цифры, которые мы покажем Незнайке, нам нужно размять пальчики

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке 
Будут циферки писать.

(Различные движения ладонями)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)

4) написание цифры 1

- Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.

IV. Первичное закрепление.

  1. Работа по карточкам

V. Итог занятия. Рефлексия.

-Ребята, наше занятие подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо потрудились.

 - Скажите, что нового вы узнали?



Предварительный просмотр:

Занятие 5

Тема: Число и цифра 2

Цель: ввести число 2, написание цифры 2; рассмотреть числовые равенства вида 1 + 1 = 2; 2 – 1 = 1; отрабатывать понятия «сложение», «вычитание», устанавливать взаимосвязи между ними; развивать речь, память, внимание, ассоциативное мышление, логическое мышление, творческие способности, умение анализировать.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика сейчас.

II. Актуализация внимания.

  1. загадка о Чиполлино

Если вдруг семейством Вишен

Старый Тыква был обижен,

То спешил на помощь

Огородный овощ.

Он и мальчик, он и лук,

Беднякам надежный друг.

С перьевой прической длинной,

Этот мальчик - ...

                                 (Чиполлино)

-Чиполлино и его друзья попали в беду. Давайте поможем им, выполнив задания.

  1. Счёт (прямой и обратный). Натуральный ряд чисел.

– Счёт вперёд и обратно. Подумайте, какое число можно назвать лишним. Обоснуйте своё мнение.

– Назовите последующее число для 1, 5, 9.

– На сколько последующее число больше предыдущего?

– Назовите предыдущее число для 3, 6, 8.

– Какое число стоит между 3 и 5? справа от 7? слева от 2?

– Назовите соседей числа 2.

  1. Число потерялось.

  1. Перестановка элементов.

– На столе у Чиполлино лежали три большие конфеты в цветных фантиках. Он никак не мог решиться, какую подарить своей подруге Редиске.

– Конфета какого цвета лежит посередине, справа от этой конфеты, слева?

– Помогите рассмотреть все варианты перестановки конфет.

К – Ж – З            Ж – К – З            З – Ж – К

К – З – Ж            Ж – З – К            З – К – Ж

  1. Исключи «лишнее»

  1. Продолжи закономерность

III. Изучение нового материала.

1. Число и цифра 2. Пара.

 -  Чиполлино освободил отца и своих друзей… Им было холодно, и Чиполлино дал им по паре носков.

– Пара – это сколько?

– Для чего нужна пара варежек? Отгадайте загадку:

Две сестрицы-труженицы

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

                      (Руки, их две.)

– Что у человека насчитывается в количестве двух, или пары?

Определите тему сегодняшнего занятия.

– Какую цель  поставим для себя? (Как можно больше узнать о числе и цифре 2.)

2. Обозначение числа 2.

– На что похожа цифра 2?

Вид её как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи её – нет.

Ассоциации детей. Кто как видит эту цифру.

 3. Написание цифры 2.

П а л ь ч и к о в а я   г и м н а с т и к а

Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.

Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.

4. видеоролик о цифре 2

5. Натуральный ряд чисел. Место числа 2.

– На каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 2?

– На сколько число 2 больше предыдущего?

– На сколько число 2 меньше последующего?

– Как можно получить число 2? (нарисовать в тетрадь)

Учащиеся предлагают различные варианты.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Первичное закрепление.

  1. Работа по карточкам

V. Итог занятия. Рефлексия.

-Ребята, наше занятие подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо потрудились.

 - Скажите, что нового вы узнали?



Предварительный просмотр:

Занятие 6

Тема: Число и цифра3

Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   3; формировать понятия числа и цифры 3;  умение сравнивать числа; определение места числа в числовом ряду, написание цифры 3.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Начинается урок ,

Он пойдет, ребята, впрок.

Постарайтесь все понять

Про числа с цифрами узнать.

- Кто из вас готов отправиться за знаниями? (мы все).

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем новое и постараемся помочь друг другу, если в этом будет необходимость.

II. Актуализация внимания.

а) Игра «День-ночь» 

На доске картинки. Дети внимательно их рассматривают и запоминают. При слове «Ночь» дети закрывают глаза, учитель меняет картинки местами или убирает. При слове «День»- дети открывают глаза и говорят,  что изменилось - повторяется 2-3 раза.

б) Числовой ряд, счёт прямой и обратный, пространственные представления.

- Сегодня у нас урок необычный. К нам в гости пришли герои сказки. Кто их узнал? Из какой они сказки? Как их зовут?

-  Наф-Наф строил свой домик из кирпичей. Давайте поможем ему их сосчитать.

-  Сосчитайте в прямом и обратном порядке ( от 3 до 9, от 8 до 2)

-  Назови последующее число: 4, 8, 5.

-  Как получить последующее число, насколько оно будет больше?

-  Назови число предыдущее: 10,7,3.

-  Как получить предыдущее число, насколько оно будет меньше?

-  Какое число стоит между 7 и 8?  3 и 5?

-  Назови соседей числа 4, 6.

-  Найди ошибку, восстанови порядок (работа с карточками на  наборном полотне).

III. Изучение нового материала.

1) Отгадайте загадки. Продолжите стихотворение.

1. Чашки три и три постели,

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно…. (три).

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить… (опасно).

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как…(птичка).

Убежала? Молодец!

Значит сказке всей…(конец).

По слогам читает Федя:

Это сказка … «Три медведя»

2. Хрю-хрю-хрю – каких три братца

Больше волка не боятся,  

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный    

(Три поросенка) 

У него голов немало,

Языки в них, словно жало.

(Змей Горыныч)

- Сколько у него голов? Что общего у всех этих картинок? Правильно, это все сказочные герои и их по счету ровно три.

- Как вы думаете, с какой цифрой мы сегодня познакомимся?

- Молодцы, сегодня мы познакомимся с числом три, узнаем, сколько оно предметов обозначает и как правильно ее писать.

А сейчас наступает важный момент нашего урока. Мы научимся писать цифру 3.

2)  цифра 3 в жизни.

Ребята, а где вам приходилось в жизни встречаться с цифрой 3? На что она похожа?

А за двойкой, посмотри,                        Месяц светит в темноте,          

Выступает цифра три.                            Отражается в воде.

Тройка – третий из значков.                  Ах, как месяц тот хорош!          

Состоит из двух крючков.                      Он на цифру 3 похож.

3) Работа в тетрадях. Написание цифры 3.

Числа обозначают знаками – цифрами.

-Рассмотрите цифру 3.

-Из каких элементов состоит цифра?

Начинаем писать правее и чуть ниже середины верхней стороны клетки. Ведём линию вверх, плавно закругляя  в верхнем правом углу и не доводя до середины клетки, плавно закругляем.

 Пишем второй полуовал. Ведём линию вниз, не касаясь правой стороны клетки, плавно закругляем, касаясь нижней стороны клетки, и доводим чуть левее и ниже середины клетки.

Физминутка

4) Классификация. Составление числовых и буквенных равенств.         

- Ниф-Ниф любил лежать на полянке и рассматривать цветочки.

- Сколько всего цветочков увидел поросёнок? (3). 

 - На какие группы их можно разбить?

- Составьте равенство, разбив цветы на группы. Опираясь на первые равенства, составьте ещё по три.

- Давайте заменим буквенное выражение числовым.

- Что получилось?  (1+2=3, 2+1=3, 3-1=2, 3-2=1)

IV. Первичное закрепление.

  1. Работа по карточкам

V. Итог занятия. Рефлексия.

Закончи предложение:

- Сегодня на занятии я узнал …

- Сегодня на занятии я вспомнил …

- Сегодня на занятии я научился …

-  Сегодня на занятии мы делали …

- Мне это пригодится …

- Мне понравилось …



Предварительный просмотр:

Занятие 7

Тема: Число и цифра 4

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4, научить писать цифру 4, учить давать полные ответы, учить рассуждать и логически мыслить, воспитывать интерес к математике, развивать творческое воображение.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II. Актуализация внимания.

  1. Счёт от 1 до 10;

Обратный счёт с 10 до 1.

  1. Игра «Вы моё эхо» (повторение хлопков за учителем).

III. Изучение нового материала.

1) Отгадайте загадки. Продолжите стихотворение.

Загадки:

1) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. 
(Бабочка)

– Как вы догадались? Сколько у бабочки крыльев? Как они расположены?

2) Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. 
(Времена года)

– Назовите их.

3) Два мяча у Ани
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? 
(4)

– Как вы узнали? Где еще можно встретить число 4?

(У стола и стула по 4 ножки, у машины 4 колеса, на циферблате 4 часа, …)

У стола 4 ножки,
И у шкафа, и у кошки, –
Нам четверочка сказала,
Целый день она считала.
Молодцы!

2) Сообщение темы

– Сегодня мы знакомимся с числом 4!

– Посмотрите на натуральный ряд чисел.

* Назовите соседей числа 4. (3 и 5)

* Назовите числа, которые меньше, чем число 4.

* Назовите числа, которые больше, чем число 4.

* Сосчитай от 3 до 8.

* Сосчитай от 10 до 4.

Учитель: А что у нас в классе есть по 4. 
Ученики: У стульев 4 ножки, 4 окна и т.д. 


Учитель: Как назвать эти фигурки: 
Ученики: прямоугольник, квадрат 
Учитель: Почему я вам их показываю? 
Ученики: У этих фигур четыре стороны и четыре угла , а тема урока у нас число и цифра четыре. 
Учитель: Умнички! 

3) Практическая работа.

* Возьмите математические кораблики.

– Положите 3 красных круга. Добавьте столько синих кругов, чтобы получилось число 4.

– Сколько кругов добавили?

– Как получили 4?

* Возьмите 2 красных круга. Добавьте столько синих, чтобы получилось 4?

– Сколько кругов добавили?

– Как получили число 4?

– За каким числом стоит число 4?

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря. (
С.Маршак)

IV. Первичное закрепление.

Какую геометрическую фигуру можно построить из четырех палочек? (Квадрат.)

б) Постройте из 7 палочек два квадрата.

  1. Работа по карточкам

V. Итог занятия. Рефлексия.

Закончи предложение:

- Сегодня на занятии я узнал …

- Сегодня на занятии я вспомнил …

- Сегодня на занятии я научился …

-  Сегодня на занятии мы делали …

- Мне это пригодится …

- Мне понравилось …



Предварительный просмотр:

Занятие 8

Тема: Число и цифра 5

Цель: рассмотреть образование числа 5; формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3, 4, 5; соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов; научить писать цифру 5.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Всё внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

II. Актуализация внимания.

1. Счёт 1-10 и обратно

- Посчитайте до 10, обратно.(вместе)

- Посчитай от 3до 9, от 5 до10,

- Назови соседей числа 2, 7,   

 - Какое число стоит между числами 2 и 5, 7 и 9,

-Назови предыдущее числа 3, последующее числа 4,

- Назови число, следующее за числом 2, 4.

-Назови число, предшествующее числу 3,4.

2. соотнесение количества предметов  и числа

- Я буду показывать указкой на числовые карточки, а вы – поднимать нужные цифры. (Числовые карточки:  домашние животные)

3. решение примеров.

III. Изучение нового материала.

1) Сообщение темы

-Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра…

                                         (пять)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

 - Какова цель нашего урока?

2) Образование числа 5

 - Поставим число 5 в ряд натуральных чисел.

- За каким числом оно будет следовать?

3) физминутка

4) написание цифры 5

Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

-Давайте в воздухе пропишем цифру 5.

5) Практическая работа (состав числа 5)

- Ребята, отсчитайте 5 палочек и возьмите в 2 руки.

- Кто как взял?

 - Как можно получить число 5?

IV. Первичное закрепление.

  1. решение примеров на знание состава числа 5

  1. Работа по карточкам

V. Итог занятия. Рефлексия.

Закончи предложение:

- Сегодня на занятии я узнал …

- Сегодня на занятии я вспомнил …

- Сегодня на занятии я научился …

-  Сегодня на занятии мы делали …

- Мне это пригодится …

- Мне понравилось …



Предварительный просмотр:

Занятие 9

Тема: Число и цифра 6.

Цель: формировать умение  правильно писать цифру 6, соотносить цифру и число  предметов. Совершенствовать навыки счета предметов. Формировать умение работать по образцу. Развивать умение анализировать и сравнивать.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

-Ребята,  сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране математики. Посмотрите, все ли готовы к уроку? Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путь.

II. Актуализация внимания.

  1. Какие числа пропущены?

  1. Найди и покажи 8 лягушек на рисунке

  1. Игра «Разложи фрукты в вазу».

 Каждому ребенку называется определенное количество фруктов, которые он должен положить в свою вазу.

  1. Игра «Запомни количество овощей»

III. Изучение нового материала.

1) сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой 6, научимся записывать его, рассмотрим состав числа, а также закрепим умение прибавлять 1.

2)  образование числа 6

На доске 5 яблок. Положите столько палочек, сколько яблок на доске.

- Сколько положили палочек?

-Сделайте так, чтобы их стало 6.

-Которую по счету палочку положили?

-Сколько всего палочек стало?

3) Знакомство с цифрой 6

     Рогалик к бублику приклей,

     Да только есть его не смей.

     Не крендель это, чтобы есть.

     А просто -  цифра 6.

- На что похожа цифра 6?

Найди и обведи правильные цифры 6

4) Работа в тетрадях. Написание цифры 6.

Физминутка

5) состав числа 6 (игра «Помоги белочке разложить грибы в корзины»)

  - Раскладываем грибы в корзины и заселяем домик белочки цифрами.

IV. Первичное закрепление.

  1. Решение примеров

  1. Работа по карточкам

V. Итог занятия. Рефлексия.

Закончи предложение:

- Сегодня на занятии я узнал …

- Сегодня на занятии я вспомнил …

- Сегодня на занятии я научился …

-  Сегодня на занятии мы делали …

- Мне это пригодится …

- Мне понравилось …



Предварительный просмотр:

Занятие 10

Тема: Число и цифра 7

Цель: рассмотреть образование и состав числа 7, формировать умение писать цифру 7. Закреплять представления о составе чисел 2-6, закреплять порядковый и количественный счет в пределах 7.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Посмотри скорей, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Пенал, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация внимания.

 -  Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Математики. Злой Повелитель страны гномов рассердился на крепкую дружбу гномов с Белоснежкой и спрятал ее в замке.  (слайд 2)

 Мы обязательно должны помочь гномам выполнить все задания Повелителя гномов и дойти до замка.

  1. Мыслительная минутка «Сколько?» (слайд 3)

Гном Чихун 

  1. Сколько туфелек потеряла Золушка?
  2. Сколько хвостов у двух котов?
  3. Сколько месяцев между сентябрём и январём?
  4. Сколько углов у квадрата?
  5. Сколько пальцев на руке?
  6. Сколько дней в неделе?
  7. Сколько рогов у трёх коров?
  8. Сколько раз нужно отмерить, чтобы 1 раз отрезать?
  9. Сколько козлят хотел съесть злой волк?

  1. Устный счёт  (слайд 4)

Гном Ворчун

- Счет до 20 (прямой и обратный )

- Сосчитайте от 6 до 11, от 14 до 5.

- Назовите предыдущее число 8, 13. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Назовите последующее число 6, 19. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

- Какое число стоит между 3 и 5, 14 и 16?

- Какое число стоит справа от 17, слева от 11?

- Назовите соседей числа 13.

  1. Логические задачи
  • У бабушки Даши был внучок Паша, котик Пушок, собака Дружок. Сколько внучат у бабушки Даши?
  • Сколько ложек соли нужно положить в стакан с чаем, чтобы чай был сладким?

Это задача-ловушка.

Слайд 5

Три снегиря на ветках сидели.

Три снегиря ещё прилетели.

Наш снеговик сосчитал снегирей. 

Сколько всех птичек?

Ответь поскорей!

(слайд 6)

Ай да белка-мастерица!

Вяжет деткам рукавицы.

Извязала три клубка,

Два лежат ещё пока.

У кого ответ готов,

Сколько у неё клубков?

III. Изучение нового материала.

1) Сообщение темы

Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра…
                                         (семь)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

 - Какова цель нашего урока?

2) Постановка проблемы

(слайд 7)

Гном Простак

-Какое число потерялось?

1 2 3 4 5 6 8 9 10   7

- Догадались, какая тема занятия?

- Чему вы должны будете научиться?

 -Узнать подробнее все о числе 7, научиться писать цифру 7, выполнить различные задания…..и т.д.

3) Построение проекта выхода из затруднения.

- Как получить семь?

-Добавили к шести еще 1.

-На  каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 7?

-Число 7 стоит на седьмом месте в натуральном ряду чисел.

- Назовите соседей числа 7?

- 6 и 8.

- На сколько 7 меньше последующего числа 8?

-Меньше на 1.

- На сколько 7 больше предыдущего числа 6?

-Больше на 1.

- Как можно получить число 7?

- Дети предлагают свои варианты.

- Где вы встречались с числом 7?

-Дни недели, цифра на часах и т.д.

4) написание цифры 7

Гном Тихоня научит правильно писать цифру 7

Историческая справка. (слайд 8)

Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 чудес света в Древней Греции, счастливое число и т.д.)

(слайд 9-10)

-Где ещё встречается 7?

-Радуга, неделя

- Как обозначить число 7?

-С помощью цифры 7.

- Из каких элементов состоит цифра 7?

- На что похожа цифра 7?

(слайд 11)

Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.

Семь – точно острая коса. 

 Коси, коса, пока остра

(слайд 12)

- Давайте научимся красиво писать цифру 7. (Знакомство детей с написанием цифры 7)

Письмо цифры 7 в тетради по образцу .

- Найдите самую красивую цифру, дайте ей звание Мисс-цифра, нарисуйте корону

        (слайд 13)         Физминутка

Гном Весельчак

- Устали? Давайте отдохнём.

IV. Первичное закрепление.

  1. Работа по карточке.

2) работа  по слайдам

Гном Соня

а) работа над отрезками. (слайд 14)        

- Нашим гномам на пути встретились крутые горы, поможем их преодолеть.

- Что изображено на доске?

-Отрезки.

- Сколько отрезков?

- Назовите их.

-Отрезок 7 – это целое. Он разбит на части – на отрезки 6,1.

- Объясните равенство, записанное к чертежу.(6 + 1= 7)

-Если сложить части 6 и 1, то получится весь отрезок 7.

- Объясните другие равенства?

- Если сложить части в другом порядке, то все равно получим весь отрезок 7: 1+ 6 = 7

- Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1: 7-6=1

- Если из всего отрезка взять часть 1,то останется другая часть 6: 7-1=6

Работа с равенствами 5+2=7, 4+3=7 аналогична.

б) В порядке убывания(слайд 15)        

Гном Док

- Мы почти добрались. Но чтобы подойти к замку, надо пройти по дорожке между ёлочек в нужной последовательности.

Соедините фонарики в порядке убывания.

(слайд 16)        

 - Вот мы и помогли нашим героям.

V. Итог занятия. Рефлексия.

- Вот мы и добрались до нашей Белоснежки.

- Сколько гномов с нами путешествовали?

- Расскажите все, что вы узнали о числе 7?

- Какие задания вам понравились больше?

- Какие задания были непонятны?



Предварительный просмотр:

Занятие 11

Тема: Число и цифра 8.

Цель: Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 8). Развить умение распознавания цифры (в ряду цифр, букв и символов). Формировать умение  правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

- Всем, всем добрый день!

- Прочь с дороги нашей лень!

- Не мешай учиться, не мешай трудиться!

II. Актуализация внимания.

1) Числовой ряд

- Скажите, кто и в какой сказке своим подарком развеселил грустного именинника?(В сказке «Винни – Пух и все – все – все» Пятачок принёс ослику Иа-Иа на день рождения шарик и очень этим его обрадовал.)

- Сегодня к нам на урок пришёл Винни -Пух с различными заданиями, чтобы посмотреть, как вы учитесь, думаете, рассуждаете.

http://festival.1september.ru/articles/593114/01.gif

- Что изображено на шарах? (Числа.Числовой ряд)

- Сколько шариков на доске?

- Давайте их хором посчитаем.

- Рассмотрите внимательно ряд чисел. Что вы заметили? (Число 7 стоит не на своём месте. Числа 5 и 7 нужно поменять местами.)

2) Сравнение с помощью знаков “=” и “ <”,”>”

- Следующее задание Винни – Пуха – это индивидуальная работа.

 Винни – Пух спрашивает у вас, ребята:

- Что  изображено на рисунке? А мы можем их посчитать?

- Сколько фигур изображено в первом прямоугольнике?

- Сколько фигур во втором прямоугольнике?

- Теперь нужно поставить между ними знак « больше», « меньше» или «равно».

-Работать будем дружно, не забывая о взаимовыручке.

-Давайте откроем окошки и каждый проверит, правильно ли он выполнил задание.

- Как называется то, что мы с вами написали? (Неравенства)

3) Решить примеры, используя различные способы вычисления.

 Винни-Пух принёс вам примеры:( примеры на шарах)

3+2 = (5) 3+3= (6) 3+4=(7)

- Чему равна первая сумма?(5) Докажите. (Мы можем посчитать по числовому ряду)

- Что вы заметили интересного в ответах? (Числа идут в порядке возрастания)

- Что вы заметили интересного в равенствах?
(
Первое слагаемое всегда одинаковое, второе увеличивается на один, поэтому сумма увеличивается на один)

III. Изучение нового материала.

1) сообщение темы урока

-Винни - Пух путешествовал по лесу. Но на его пути встретился вот этот пример.

Помогите Винни – Пуху решить этот пример. ( У каждого на партах числовой ряд без числа 8)

- А Винни-Пух может так быстро решить пример?(Нет)

- С помощью чего он может решить пример?(С помощью числового ряда).

- Давайте решим  этот пример? Сколько получилось?(8)

- На числовом ряду есть это число?(Нет)

- Ребята, что нового мы узнаем на уроке?

2) Знакомство с цифрой 8

     У восьмёрки два кольца,
     Без начала и конца. (Слайд 8)

3) Работа в тетрадях. Написание цифры 8.

- Начинаю писать немного ниже и правее с середины верхней стороны клетки, веду линию вверх и вправо, закругляю, касаясь верхней и правой стороны клетки, затем веду руку вниз закругляя линию, касаясь нижней стороны клетки, далее закругляясь линия идёт вверх, идёт к начальной точке. (Слайд № 9)

Физминутка

4)соединить количество и цифру

5) состав числа 8

- Какое же задание Винни – Пух сейчас для нас подготовил?

-Расселите цифры по домикам и решите примеры.

- А теперь проверьте, правильно ли вы расселили цифры по домикам. (На табло появляются домики с ответами)

- Какой новый домик добавился нам, ребята? (Домик с числом 8)

IV. Первичное закрепление.

  1. Работа по карточкам

V. Итог занятия. Рефлексия.

- Пришла пора подвести итоги и попрощаться с Винни – Пухом.

- Что нового мы с вами на уроке?

-Какое задание вам особенно понравилось?

-А сейчас ребята, я попрошу вас изобразить свое настроение.



Предварительный просмотр:

Занятие 12

Тема: Число и цифра 9.

Цель: В ходе практической деятельности и наблюдений  сформировать представление о числе 9 , его составе.   Формировать умение писать цифру 9, рассмотреть состав числа 9, закрепить навыки счета в пределах 9; развивать логическое мышление, память, наблюдательность; воспитывать дружбу, стремление прийти на помощь товарищу, формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика сейчас.

II. Актуализация внимания.

1) «Самый внимательный»

  • Кого Колобок встретил вторым? (Слайд 4)
  • Сколько человек тянули репку? (Слайд 5)
  • Что лишнее: цветок, бабочка, жук (Слайд 6)

2) работа с числовым рядом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • счет до 10 и обратно;
  • сосчитайте от 9 до 6, от 1 до 8;
  • назовите последующее (за) число 8, 5;
  • назовите предыдущее (перед) число 10 ,7;
  • какое число стоит между 8 и 10, 6 и 8?
  • Какое число стоит слева от 10, справа от8?
  • Назовите соседей числа 8.

3) чётные и нечётные числа

4) обвести определённое количество предметов.

5) сосчитать количество кружочков на двух фишках.

III. Изучение нового материала.

1) сообщение темы урока

-Помогите мне  решить задачу:

Бараш собрал 8 грибов, а Лосяш только 1 гриб. Сколько всего грибов они собрали?

2) Знакомство с цифрой 9

- На что похожа цифра 9?
- Где мы встречаем цифру 9? (Номер, на часах, девятый месяц сентябрь, 9 мая - День Победы. А бывает 9-ый день недели? Почему?)
Цифра девять, иль девятка, -
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.

3) Работа в тетрадях. Написание цифры 9.

        Начинают писать немного ниже правого верхнего угла клетки. В правом верхнем углу клетки линию закругляют и ведут руку вниз, к центру клетки. Здесь линию вновь закругляют и ведут вверх к началу овала. Затем ведут руку вниз, закругляя у середины нижней стороны клетки.

Физминутка

4)соединить количество и цифру

5) состав числа 9

IV. Первичное закрепление.

  1. Работа по карточкам

V. Итог занятия. Рефлексия.

- Что нового мы с вами на уроке?

-Какое задание вам особенно понравилось?

-А сейчас ребята, я попрошу вас изобразить свое настроение.



Предварительный просмотр:

Занятие 13

Тема: Число и цифра 0.

Цель: выявить свойства нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении  и вычитании чисел; формировать умение писать цифру 0, соотносить цифру и число 0, совершенствовать  счет в пределах 10; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать группы предметов.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

   Громко прозвенел звонок –

   Начинается урок.

   Наши ушки на макушке,

   Глазки широко раскрыты –

   Слушаем, запоминаем,

   Ни минуты не теряем!

II. Актуализация внимания.

- Итак, выполняем зарядку для ума. И в этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на предыдущих занятиях математики.

1) работа по числовому лучу

-Посчитайте от 1 до10.

-Посчитайте от 10 до 1.

-Посчитайте от 4 до 9.

Назовите:

-число, следующее за числом 8;

-число, предыдущее числу 3;

-соседей числа 6.

2) исключить лишнее

3) обвести определённое количество предметов.

4) назови число

Физминутка

III. Изучение нового материала.

1) сообщение темы урока

Я хочу вам рассказать об одном мальчике. Вот послушайте, что с ним приключилось.

Повезло опять Егорке,

У реки он сел не зря:

Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но смотрите - у ведёрка

Появился хитрый кот,

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесёт? 

( Ничего не принесёт,  всё съест хитрый кот.)

2) Определение цели урока

- Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у Егорки? (числом 0)

- Как сказать по другому? (Ничего или ноль).

– По-моему, мы еще на занятиях не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?

- Кто догадался, какая тема нашего занятия сегодня?

3) число 0

Сколько дедушек учится в твоём классе?

Сколько говорящих собак ты знаешь?

Сколько знакомых тебе кошек умеют вышивать?

4) цифра 0

- На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Могу назвать его мячом,

А хочешь, дыркой назовем,

 А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его ни назовем,

Он называется нулем!

5) Работа в тетради. Письмо цифры 0

Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

IV. Закрепление изученного материла.

  1. работа по карточкам.

  1. Правила +0, -0 (работа со счётным материалом)

V. Итог урока.        

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цифру научились писать?

- Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?

– Что обозначает число 0?



Предварительный просмотр:

Занятие 14

Тема: Знаки >.<. =

Цель: рассмотреть значение знаков меньше «<», больше « >», равно «=» и записями вида 2<3, 3>2, 4=4, повторить геометрический материал, состав чисел; развитие коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку), воспитание чувства сопереживания, взаимопомощи.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Внимание, проверь дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Всёли на месте, всёли в порядке

 Книга, ручка и тетрадки?

 И цветные карандаши

 Ты на парту положи,

 И линейку не забудь

 В математику держим путь!

 А сейчас, ребята, поудобнее садитесь,

 Не шумите, не вертитесь,

 И внимательно считайте

 А спрошу вас – отвечайте.

 Вам условие понятно?

– Да!

Это слышать мне приятно

 Путешествие зовёт

Всех нас вместе  на урок!

II. Актуализация внимания.

 - А совершим мы с вами сегодня полёт в неизведанное космическое пространство. Сегодня мы будем не учениками, а исследователями космического пространства. А чтобы полёт прошёл удачно давайте вспомним, чем мы занимаемся на уроках математики?

 - Чтобы полёт прошёл удачно, необходимо быть:

  • Внимательными
  • Точно и правильно выполнять задания
  • Не допускать ошибок, иначе ракета может потерпеть аварию.

В расчётное время, стартуя с Земли,

 К загадочным звёздам

 Летят корабли

 Представим: чуть-чуть помечтали –

 И все космонавтами стали.

 -  Итак, повышенное внимание! До старта ракеты осталось 10 секунд, давайте немного посчитаем.

  1. Счёт цепочкой до 10.

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 пуск.

Мы в полёте!

2) Восстановление пропущенных  чисел в числовом ряду.

 - Ребята, посмотрите, наш пульт управления находится в аварийном состоянии. Запали кнопки, необходимо исправить пульт.

1*34**7*910

Какое число идёт при счёте за числом 3, 6, 9?

Какое число стоит перед числом 2, 5, 8, 10?

Назовите соседей числа 2, 7?

3) Восстановление пропущенных  знаков в примерах.

Но на пульте кроме цифр есть ещё различные знаки, они тоже стёрлись, давайте их восстановим

2 3=5                 4   2=2

5 1=4                 1+ =4

3+ =5                 5- =4

Молодцы! Пульт исправен.

4) сравнение предметов

5) игра «Сложи фигуру»

  - Пока наша ракета поднимается ввысь, поиграем в игру «Сложи фигуру».

 - Нужно из палочек сложить фигуру, состоящую из четырёх квадратов.

 - Посчитай сколько здесь квадратов? (фигура состоит из 4 квадратов)

 - Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 5 одинаковых квадратов.

Физминутка

III. Изучение нового материала.

1) сообщение темы урока

Хочу поделиться одной историей, которая произошла в стране Царицы математики.

  1. История 2-х птичек. Знаки >.<

А сейчас приготовьте свои квадраты. Положите в верхний ряд 2 зелёных квадрата, а в нижний 3 синих.

Каких квадратов меньше?

Какое число меньше 2 или 3?

В математике есть специальная запись. Это записывают так: 2<3

< – знак меньше

Каких квадратов больше? (синих)

Какое число больше? (3)

Кто догадался, как это записать? 3>2

> – знак больше

Знак ставится так, чтобы к большему числу «клювик» был открыт.

  1.  Работа со счётным материалом.

  1. Сравнение количества предметов.

-  Наша ракета стремительно несётся ввысь. Экипаж работает слаженно, чётко. Сейчас серьёзная работа, мы выходим в открытый космос. О, я вижу планету, от неё отделяется какой-то неожиданный летающий объект. Что это? Инопланетяне хотят уничтожить нашу ракету. Приготовьтесь к математическому сражению. А оружием будет ум и смелость.

Вам необходимо сравнить предметы и записать выражения  к ним.

9…6        4…. 7          3…3           5…. 6        1….0       7…4

  1. Написание знаков

– Мы победили, корабль удаляется. Заполним ботржурналы. Проверьте рабочее место, сядьте поудобнее, чтобы бортжурналы лежали правильно, записи были чёткими и аккуратными.

– Перед вами знаки. Как называется первый знак? (больше)

Как называется второй знак? (меньше)

Напишите знак по точкам, допишите до конца строки.

IV. Закрепление изученного материла.

 - Перед стартом ракеты я предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах карточки, нужно вставить недостающие знаки «больше» или «меньше».

Карточка.

2…3            5…7            8…5    

5…3            10…7          6…2    

3…9            7…1            4…4   

V. Итог урока.

Благодаря дружной работе наша ракета совершила мягкую посадку. Во время полёта мы провели большую работу.

– Скажите, что вы для себя узнали нового?

– Чем мы сегодня занимались?

– Что вам помогло хорошо работать на уроке?

Полёт завершён, всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Занятие 15

Тема: Присчитывание и отсчитывание по 1

Цель: формировать умение присчитывать и отсчитывать по 1; развивать память, мышление, речь, внимание, моторику рук, познавательный интерес учащихся; воспитывать у детей чувства товарищества, взаимопомощи, любовь к предмету.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощников весёлых.

II. Актуализация внимания.

  1. загадки.

- Что же это за помощники? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадки.

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!

                                        (котёнок)

У меня есть новый друг,

 Он обнюхал все вокруг

 Стол, диван, журнал и книжку

 Он еще совсем малышка.

 Лает громко как звонок,

 Ну конечно, он —…

                                         (щенок)

 - Кто может вспомнить. Как называется этот мультфильм?

 - Котёнок и щенок приглашают вас на весёлую прогулку. Хотите погулять с ними? Замечательно! Но знайте, что прогулка не простая. Друзья хотели бы проверить, как вы умеете считать, решать примеры, сравнивать числа, составлять математические рассказы.

  1. Счёт 1-10

  • Сосчитай, сколько на рисунке пчел.
  • Назовите соседей числа 8.
  • Сосчитай, сколько на рисунке  ромашек.
  • Назовите последующее число числу 5.
  • Сосчитай, сколько на рисунке  колокольчиков.
  • Назовите предыдущее число 7.
  • Молодцы, ребята, умеете считать предметы. А теперь веселые пчёлки хотят с вами посчитать в прямом и обратном порядке.
  • Что заметили в числовом ряду?
  • Какое число стоит между 1 и 3?
  • Какое число стоит справа от 5-ти?
  • Какое число стоит слева от 10-ти?
  • Посчитайте от 1 до 10; от 4 до 9; от 7 до 10.

  • Обратный счёт.
  • Посмотрите внимательно и скажите, каких цифр не хватает в ряду.
  • Посчитайте в обратном порядке от 8 до 3; от 9 до 5; от 6 до 1.

 3) сравнение чисел

-  Щенок научился считать. Ему нравиться считать всё, что он видит. Много ромашек на лугу. Сколько? Почему трудно сосчитать?

 - Выполним задание от бабочек, и тогда щенок сможет посчитать ромашки.

По завершении работы улетают последние бабочки и появляется задание «Сколько ромашек на полянке?».

  1. составление выражений по рисунку

 - Котёнок тоже резвиться на полянке вместе с бабочками. Понаблюдаем за ними.

 - Сколько бабочек вы видите на экране?

 - Что произошло?

 - Составьте равенство.

  • - Сколько бабочек вы видите на экране?

- Что произошло?

- Составьте равенство.

5) состав чисел

- Наши друзья очутились на берегу небольшой речки и встретили лягушку.

- Что вы видите на экране?

 - Запишем эти примеры и отгадаем эти цифры.

7+1=8

6-1=5

9+0=9

8-0=8

3+2=5

По щелчку мыши лягушки прыгают и дети проверяют вставленные цифры.

6) логическое задание

- А вот и дом наших друзей, нагулялись, наигрались. Но строгий кот стоит на пути. Он любит давать советы маленьким друзьям. А сегодня он приготовил очень трудную задачку на смекалку. Давайте поможем котёнку и щенку её решить. Может тогда кот пропустит их к дому.

Жираф, ёжик и бегемот жили в разных домиках.

Жираф жил не в зелёном и не в синем домике.

Ёжик   жил не  в зелёном и не в розовом.
В каких домиках жили звери?

- Молодцы! Вы справились! Теперь котёнок и щенок могут бежать домой. А мы продолжить наше занятие.

Физминутка

III. Изучение нового материала.

  1. сообщение темы урока

  1. присчитывание по 1
  • Скажите мне, какое сейчас время года? (весна)
  • Какие изменения происходят весной?
  • Посмотрите, сколько появилось цветов? (1)
  • А теперь,  сколько еще показалось?(1)
  • Сколько стало? (2)
  • Стало больше или меньше? (больше)
  • На сколько? (на 1)
  • Почему? (прибавили 1)
  • Потом еще показались, сколько цветов? (1)
  • Сколько стало? (3)
  • Стало больше или меньше? (больше)
  • Почему? (прибавили 1)
  • И т.д. до 10

  1. отсчитывание по 1

Ёжик нашёл грибы.

  • Сколько грибов он нашёл?
  • Если он  отнесёт 1 гриб домой, что станет с ними? (станет меньше)
  • Сколько останется? (9)
  • Стало больше или меньше? (меньше)
  • Почему? (унёс 1 гриб)
  • Уберем еще 1 гриб. Сколько осталось? (8) Стало больше или меньше? Почему?
  • И т.д. до 0.

  1. Правило +1, -1
  • Ребята, вспомните, куда должны  двигаться по числовому лучу, если мы прибавляем по 1? (вправо)
  • А если мы отбавляем по 1? (влево).

IV. Закрепление изученного материала.

  • Присчитывайте от 2 по 2.
  • Присчитывайте от 6 по 2.
  • Присчитывайте от 4 по 2.
  • Отсчитывайте от 10 по 2.
  • Отсчитывайте от 6 по 2.
  • Отсчитывайте от 8 по 2.

  1. Итог урока.
  • Что мы сегодня с вами делали?
  • Какие задания понравились?
  • Какова была тема нашего урока?
  • Если мы присчитываем по 2, то куда должен двигаться зайчик на  числовом луче?
  • А если отсчитываем?
  • Хорошо. Сегодня успешно работали…..



Предварительный просмотр:

Занятие 16

Тема: Год, месяц, дни недели, сутки.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени; сутки, неделя, месяц, год; учиться пользоваться табелем – календарём; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение  решать задачи по теме; умение рассуждать, наблюдать; развивать познавательный интерес, мышление учащихся; воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к предмету, бережное отношение ко времени.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!

– Как вы понимаете ломать голову?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:

«Незнающие  пусть научатся, а знающие  пусть вспомнят ещё раз».

Условия  успеха каждого ученика:

  • Быть внимательным, самостоятельным.
  • Не оставлять вопрос без ответа.
  • На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.

II. Актуализация внимания.

1.    Работа в группах.

Покажи умение и сноровку. Расшифруй математическую шифровку.

2. Задача на смекалку

В одном классе учатся 3 мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды Чернов сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Но я не рыжий». Какой цвет волос у каждого из мальчиков?

III. Изучение нового материала.

  1. сообщение темы урока

– А время движется вперёд, у нас продолжается учебный год.
– Какая единица времени прозвучала в строчках?
– Именно о времени, единицах измерения времени мы сегодня поговорим

– Тема нашего урока: Единицы времени – год.
– Когда начинается и заканчивается учебный год у школьников? 
(Сентябрь – май)
– Как долго он длится? 
(9 месяцев).
– А что такое год вообще? В этом нам поможет разобраться сказка В. Даля «Старик-годовик» и календарь.

  1. Изучение времён года, месяцев

– Что же такое год? (Работа по содержанию и с календарём).
– Какой секрет заключён в сказке – загадке? 
– На какие 4 временных промежутка можно разбить год? 
(4  времени года)
– Перечислите времена года

– Назовите по календарю зимние месяцы, весенние, летние, осенние? (Такое деление месяцев на сезоны условное, т.к. новое время года начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца)

– Назовите месяцы по порядку. 
– Вы, наверное, знаете, что каждый месяц содержит определённое количество дней, которые собираются в год.
– Посмотрите в календарь и скажите, сколько месяцев содержат 30 дней? 31 день?
– А какой месяц не имеет постоянного количества дней? 
(Февраль).
– А от чего это зависит? 
(От того високосный этот год или нет).

  • Определите, какое время года изображено на каждом рисунке.

- Закрасьте кружок рядом с картинкой в нужный цвет.

  1. Недели, сутки

– В обычной жизни мы чаще всего отсчитываем время неделями, т.е. люди 
придумали делить месяц на недели, а в каждую неделю включили 7 дней.
– А теперь  попробуйте разделить неделю на более мелкие единицы измерения? 
(Сутки)
– Вы слышали такую пословицу: «День да ночь – сутки прочь?»
– Что вы поняли о сутках из этой пословицы? 
(Сутки прошли, если прошли день и ночь)
– Но отсчитывать время днём и ночью можно только в жизненных ситуациях, а если речь идёт о математической точности, то здесь нужен специальный прибор, который измеряет время.
– Этот прибор мы называем… 
(часы)
– Существует много различных видов и разновидностей часов, но у всех одна задача: они отсчитывают время.

  • Угадайте, про какую часть суток стихотворение.

IV. Первичное закрепление

  1. Логическое задание

  1.  Это интересно

Из «Книги рекордов Гиннесса». Перевод именованных чисел.

Много интересных фактов занесено в «Книгу рекордов Гиннесса». Познакомьтесь с некоторыми из них. Переведите в другую единицу измерения времени выделенные именованные числа:

V. Итог урока.

– Скажите, что вы для себя узнали нового?

– Чем мы сегодня занимались?

– Что вам помогло хорошо работать на уроке?



Предварительный просмотр:

№ ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1

Доцифровой период

(7 ч)

Понятия «Больше, меньше, столько же»

2

Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже»

3-4

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке

5

Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник, круг)

6

Знакомство с геометрическими фигурами

7

Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник, прямоугольник, квадрат)

8-9

Цифровой

Число и цифра 1

10

период

(23 ч)

Число и цифра 2

11

Число и цифра 3

12

Число и цифра 4

13

Число и цифра 5

14-15

Закрепление состава чисел 1-5

16

Число и цифра 6

17-18

Число и цифра 7

19-20

Число и цифра 8

21-22

Число и цифра 9

23-24

Закрепление состава чисел 6-9

25-26

Число и цифра 0. Обратный счет.

27-28

Закрепление состава чисел 1-9

29

Год, месяц.

30

Дни недели, сутки

31

Сложение и вычитание чисел в пределах 10

(13 ч)

Смысл сложения.

32

Сложение вида +1

33

Сложение вида +2

35

Сложение вида +3

35

Сложение вида +4

36

Сложение в пределах 10

37

Смысл вычитания.

38

Вычитание вида -1

39

Вычитание вида -2

40

Вычитание вида -3

41

Вычитание вида -4

42

Вычитание в пределах 10

43

Сложение и вычитание в пределах 10

44-45

Простые задачи

(7 ч)

Решение простых задач с опорой на наглядность

46

Игра «В гостях у царицы Математики»

47

Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен.

48-49

Составление и решение простых задач

50

Игра «Путешествие в страну чисел»