Методическая разработка "Пластилиновые чудеса" для учащихся 3 класса
методическая разработка (3 класс)

Эстрина Любовь Семеновна

Данная разработка предусматривает занятия по лепке из пластилина с детьми в возрасте 10-11 лет в объёме 34 академических часов в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская» Калининского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2013 год








Методическая разработка внеурочной деятельности

«Пластилиновая сказка»



Возраст детей: 10-11 лет

Срок реализации: 1 год (34 часа)

Составитель: воспитатель ГПД Эстрина Любовь Семеновна




Содержание:

1.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

1.1        Введение.        

1.2        Актуальность.        

1.3        Цели.        

1.4        Задачи.        

1.5 Условия реализации программы.        

1.6 Формы и методы проведения занятий.        

2.        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        

2.1 План работы.        

2.2 Содержание программы.        

3.        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        

3.1 Ожидаемые образовательные результаты.        

3.2        Ожидаемые воспитательные результаты .        

3.3        Оценка результатов образовательной деятельности.        

4.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        

4.1 Методическое обеспечение.        

4.2. Материально-техническое обеспечение        

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Введение.

Лепка – один из самых доступных и интересных вариантов для творчества. Одним из самых популярных материалов является пластилин.

Но изначально люди научились лепить из глины. Как гласит предание, идея лепить различные емкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда он обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался.

Пластилин был изобретен в Англии в 1897 году преподавателем школы искусств Вильямом Харбаттом. Он хотел обеспечить своих студентов материалом, который бы не высыхал в процессе создания скульптур и использовался многократно, ведь до этого для лепки использовалась только глина. Первый пластилин был серым. Но этот материал стал настолько популярен, что уже спустя несколько лет его начали производить на заводе и добавлять красящие пигменты. Само слово «Пластилин» (итал. Plastilina) произошло от древне-греческого πλαστός — лепной) — материал для лепки.

Главное достоинство пластилина в том, что он не так сильно пачкает руки во время работы, а также в зависимости от температуры может приобретать различную степень мягкости и не теряет своих пластических свойств.

  1. Актуальность.

Актуальностью программы является то, что искусство лепки из пластилина имеет неисчерпаемые возможности для развития мышления и психики детей. Лепка учит ребенка быть аккуратным и внимательным, развивает мелкую моторику и координацию пальцев, формирует абстрактное мышление, способствует развитию глазомера, чувства цвета, художественного вкуса и конструктивной мысли. Занятия лепкой заставляют работать фантазию, действуют успокаивающе, учат владеть собой, принимать взвешенные решения, вырабатывают усидчивость и просто развлекают.

  1. Цели.
  • программа «Пластилиновая сказка» направлена на формирование всесторонне развитой личности, развитие нравственной, трудовой и эстетической культуры ребенка;
  • учащиеся получают первоначальные представления о жизни, культуре, традициях и быте людей, об окружающем мире;
  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса и расширение кругозора;
  • развитие у учащихся чувства красоты, пластики, гармонии, образного мышления;
  • Воспитание творческого восприятия предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательности и зрительной памяти, понимание материалов и их возможностей.
  1. Задачи.

Обучающие:

  • сформировать навыки смешивания пластилина, знакомство с цветовой гаммой;
  • ознакомить с особенностями лепки;
  • расширить знания о свойствах используемых материалов и  способах работы с ними;
  • расширить словарный запас понятиями и терминами, принятыми в лепке;
  • сформировать систему знаний по объемной и плоскостной лепке
  • способствовать освоению сочетания пластилина и других вспомогательных материалов;
  • обучить применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, ИЗО, литературы;
  • Закрепить знания детей о разнообразии форм.

 Развивающие:

  • развить мелкую моторику рук, точную координацию движений;
  • развить память, речь внимание, конструктивное мышление, творческое воображение;
  • стимулировать творческую активность, развивать самоанализ.

Воспитательные:

  • воспитать интерес к истории и культуре других народов, к декоративно-прикладному творчеству;
  • воспитать терпение, усидчивость, упорство в достижении цели, аккуратность;
  • формировать и развивать художественно-эстетический вкус;
  • воспитать коммуникативную культуру;
  • воспитать чувство взаимопомощи, товарищества;
  • воспитать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.

1.5 Условия реализации программы.

Программа рассчитана для учащихся 10 - 11 лет ( 3 класс). Занятия проводятся в группе по 10 человек 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего – 34 часа в год.

1.6 Формы и методы проведения занятий.

Методы:

  • словесные (устное объяснение, беседа);
  • наглядные (работа по примеру, аналогии);
  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные (воспроизведение работы);

Формы:

  • групповые;
  • индивидуально-групповые;

Занятия строятся с учетом дидактических принципов: наглядности и объяснения. Обращается внимание на создание положительных эмоций у учащихся. Занятия доставляют удовлетворение и радость.

Занятия строятся по принципу «от простого к сложному».



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1 План работы.

№ п/п

Наименование работ

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Техника смешивания пластилина.

1

1

3.

Техника «мраморный эффект» из двух и трёх цветов.

1

1

2

4.

Техника рисования пластилином.

1

4

5

5.

Панно из плоских элементов.

1

4

5

6.

Объёмные картинки.

9

9

7.

Объёмные фигурки.

1

8

9

8.

Итоговое занятие.

1

1

9.

Оформление выставочных работ.

1

1

ИТОГО:

5

29

34


2.2 Содержание программы.

№ п/п

Тематическое планирование

Деятельность учащихся

Часы

Вводное занятие.

История лепки, её значимость в современном мире.

1

Техника смешивания пластилина.

«Радуга»

1

Техника «мраморный эффект» из двух и трёх цветов.

«Каучуковый мячик», «Глобус»

2

Техника рисования пластилином.

«Яблоня», «Все цвета на картинке», «Лето»

5

Панно из плоских элементов.

«Осенний ветерок», «Бабочка», «Блюдо»

5

Объёмные картинки.

«Фрукты на блюде», «Зимний пейзаж», «Здравствуй, Новый Год!»

9

Объёмные фигурки.

«Чайник», «Мухомор», «Мышка», «Черепашка», «Рыбка», «Динозаврик», «Ёжик», «Лиса», «Пенек».

9

Итоговое занятие.

Самостоятельная работа

1

9.

Оформление выставочных работ.

1




  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1 Ожидаемые образовательные результаты.

К концу обучение учащиеся должны:

знать

уметь

Свойства пластилина и назначение

Работать с цветовой гаммой

Понятие «простые и сложные формы»

Использовать стеки по назначению

Назначение различных стеков

Делить пластилин на части

Особенности, способы и приемы лепки из пластилина

Уметь получать плоские и объёмные изделия

Приёмы скатывания, раскатывания.

Уметь пользоваться приёмами скатывания и раскатывания

Правила гигиены, безопасности труда, правила организации рабочего места

Применять приёмы прилепливания и налепа из отдельных частей и целого куска

Способы закрепления деталей

Выполнять доводку формы стеком и пальцами

Приёмы деления пластилина

Соединять и закреплять детали

  1. Ожидаемые воспитательные результаты .

В процессе занятий лепкой у учащихся развиваются коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи – они помогают друг другу на занятиях. В отношениях с окружающими друг с другом проявляют внимание, дружелюбие, активно высказывают собственное мнение и положительно воспринимают чужое мнение, умеют сотрудничать в группе. У детей вырабатывается интерес к творческому процессу и мануальной работе. Дети учатся бережно относиться к пластилину, а так же экономить рабочий материал для последующих работ. В работе учащиеся проявляют организованность, аккуратность, упорство в достижении цели. Эмоционально отзывчивы на эстетическое и художественное своеобразие поделок.

  1. Оценка результатов образовательной деятельности.

Программа предусматривает только одну итоговую выставку. Творческая же работа учащихся требует постоянного поощрения умений, навыков и стремления. Такое поощрение предполагается на каждом занятии.

Параметры оценки результатов освоения обучающимися программы:

1. Усвоение знаний.

2. Овладение умениями и навыками.

3. Познавательная активность.

 4. Художественный вкус.

 5. Мастерство исполнения.

 6. Аналитические умения.

7. Мотивация творчества.

8. Коммуникативная культура.

9. Трудолюбие и работоспособность, ориентация на саморазвитие и самосовершенствование.


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1 Методическое обеспечение.

  1. Наглядные пособия;
  2. Образцы вылепленных поделок;
  3. Литература по изготовлению поделок;
  4. Портфолио готовых изделий по темам планирования;

4.2. Материально-техническое обеспечение

Рабочее место каждого учащегося должно быть обеспечено цветным пластилином, стеками, ёмкостью для воды, доской для пластилина, клеенкой, фартуком, бумажными салфетками , скалкой для раскатывания пластилина, дополнитеьным материалом (природным, растительным, декоративным).


5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Учимся лепить и рисовать./коллектив – М.: Кристалл/ От простого к сложному, 1997  - 224с.
  2. Слепи свой остров. Азбука самоделок / И.Лыкова. – 6 изд. – М.: Карапуз/ Мастерилка, 2006. – 20с.
  3. Учимся лепить из пластилина/ Валерий КардСергей Петров – М.:  АСТСова/  В подарок, 2006. – 128с.
  4. Лепим из пластилина: Первые шаги/ Ткаченко Т.А. Стародуб К.И. – Феникс, 2003. – 160с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для учащихся начальных классов "Про кошек и собак".

Дидактический материал для учащихся начальных классов.Урок проводится во втором классе по предмету "Окружающий мир".Презентация помогает детям расширить знания по уходу за домашними животными-кошками ...

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

Тема: Безударные гласные в корне слова вызывает наибольшую трудность у учащихся начальных классов. В учебнике русского языка мало материалов по этой теме. Многие учащиеся не могут осмыслить правила. П...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Тема "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения"

В данной работе рассмотрены причины снижения мотивации учащихся  и предложены пути повышения, которые продуктивны на современном этапе развития образования....

Методическая разработка для учащихся начальных классов "Креатив - бой

Методическая разработка "Креатив бой для учащихся начальных классов"...