Главные вкладки

    Методическая разработка (3 класс):
    Методическая разработка "Пластилиновые чудеса" для учащихся 3 класса

    Эстрина Любовь Семеновна

    Данная разработка предусматривает занятия по лепке из пластилина с детьми в возрасте 10-11 лет в объёме 34 академических часов в год.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская» Калининского района Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург

    2013 год








    Методическая разработка внеурочной деятельности

    «Пластилиновая сказка»



    Возраст детей: 10-11 лет

    Срок реализации: 1 год (34 часа)

    Составитель: воспитатель ГПД Эстрина Любовь Семеновна




    Содержание:

    1.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

    1.1        Введение.        

    1.2        Актуальность.        

    1.3        Цели.        

    1.4        Задачи.        

    1.5 Условия реализации программы.        

    1.6 Формы и методы проведения занятий.        

    2.        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        

    2.1 План работы.        

    2.2 Содержание программы.        

    3.        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        

    3.1 Ожидаемые образовательные результаты.        

    3.2        Ожидаемые воспитательные результаты .        

    3.3        Оценка результатов образовательной деятельности.        

    4.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        

    4.1 Методическое обеспечение.        

    4.2. Материально-техническое обеспечение        

    5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    1. Введение.

    Лепка – один из самых доступных и интересных вариантов для творчества. Одним из самых популярных материалов является пластилин.

    Но изначально люди научились лепить из глины. Как гласит предание, идея лепить различные емкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда он обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался.

    Пластилин был изобретен в Англии в 1897 году преподавателем школы искусств Вильямом Харбаттом. Он хотел обеспечить своих студентов материалом, который бы не высыхал в процессе создания скульптур и использовался многократно, ведь до этого для лепки использовалась только глина. Первый пластилин был серым. Но этот материал стал настолько популярен, что уже спустя несколько лет его начали производить на заводе и добавлять красящие пигменты. Само слово «Пластилин» (итал. Plastilina) произошло от древне-греческого πλαστός — лепной) — материал для лепки.

    Главное достоинство пластилина в том, что он не так сильно пачкает руки во время работы, а также в зависимости от температуры может приобретать различную степень мягкости и не теряет своих пластических свойств.

    1. Актуальность.

    Актуальностью программы является то, что искусство лепки из пластилина имеет неисчерпаемые возможности для развития мышления и психики детей. Лепка учит ребенка быть аккуратным и внимательным, развивает мелкую моторику и координацию пальцев, формирует абстрактное мышление, способствует развитию глазомера, чувства цвета, художественного вкуса и конструктивной мысли. Занятия лепкой заставляют работать фантазию, действуют успокаивающе, учат владеть собой, принимать взвешенные решения, вырабатывают усидчивость и просто развлекают.

    1. Цели.
    • программа «Пластилиновая сказка» направлена на формирование всесторонне развитой личности, развитие нравственной, трудовой и эстетической культуры ребенка;
    • учащиеся получают первоначальные представления о жизни, культуре, традициях и быте людей, об окружающем мире;
    • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса и расширение кругозора;
    • развитие у учащихся чувства красоты, пластики, гармонии, образного мышления;
    • Воспитание творческого восприятия предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательности и зрительной памяти, понимание материалов и их возможностей.
    1. Задачи.

    Обучающие:

    • сформировать навыки смешивания пластилина, знакомство с цветовой гаммой;
    • ознакомить с особенностями лепки;
    • расширить знания о свойствах используемых материалов и  способах работы с ними;
    • расширить словарный запас понятиями и терминами, принятыми в лепке;
    • сформировать систему знаний по объемной и плоскостной лепке
    • способствовать освоению сочетания пластилина и других вспомогательных материалов;
    • обучить применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, ИЗО, литературы;
    • Закрепить знания детей о разнообразии форм.

     Развивающие:

    • развить мелкую моторику рук, точную координацию движений;
    • развить память, речь внимание, конструктивное мышление, творческое воображение;
    • стимулировать творческую активность, развивать самоанализ.

    Воспитательные:

    • воспитать интерес к истории и культуре других народов, к декоративно-прикладному творчеству;
    • воспитать терпение, усидчивость, упорство в достижении цели, аккуратность;
    • формировать и развивать художественно-эстетический вкус;
    • воспитать коммуникативную культуру;
    • воспитать чувство взаимопомощи, товарищества;
    • воспитать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.

    1.5 Условия реализации программы.

    Программа рассчитана для учащихся 10 - 11 лет ( 3 класс). Занятия проводятся в группе по 10 человек 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего – 34 часа в год.

    1.6 Формы и методы проведения занятий.

    Методы:

    • словесные (устное объяснение, беседа);
    • наглядные (работа по примеру, аналогии);
    • объяснительно-иллюстративные;
    • репродуктивные (воспроизведение работы);

    Формы:

    • групповые;
    • индивидуально-групповые;

    Занятия строятся с учетом дидактических принципов: наглядности и объяснения. Обращается внимание на создание положительных эмоций у учащихся. Занятия доставляют удовлетворение и радость.

    Занятия строятся по принципу «от простого к сложному».



    1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    2.1 План работы.

    № п/п

    Наименование работ

    Количество часов

    теория

    практика

    всего

    1.

    Вводное занятие.

    1

    1

    2.

    Техника смешивания пластилина.

    1

    1

    3.

    Техника «мраморный эффект» из двух и трёх цветов.

    1

    1

    2

    4.

    Техника рисования пластилином.

    1

    4

    5

    5.

    Панно из плоских элементов.

    1

    4

    5

    6.

    Объёмные картинки.

    9

    9

    7.

    Объёмные фигурки.

    1

    8

    9

    8.

    Итоговое занятие.

    1

    1

    9.

    Оформление выставочных работ.

    1

    1

    ИТОГО:

    5

    29

    34


    2.2 Содержание программы.

    № п/п

    Тематическое планирование

    Деятельность учащихся

    Часы

    Вводное занятие.

    История лепки, её значимость в современном мире.

    1

    Техника смешивания пластилина.

    «Радуга»

    1

    Техника «мраморный эффект» из двух и трёх цветов.

    «Каучуковый мячик», «Глобус»

    2

    Техника рисования пластилином.

    «Яблоня», «Все цвета на картинке», «Лето»

    5

    Панно из плоских элементов.

    «Осенний ветерок», «Бабочка», «Блюдо»

    5

    Объёмные картинки.

    «Фрукты на блюде», «Зимний пейзаж», «Здравствуй, Новый Год!»

    9

    Объёмные фигурки.

    «Чайник», «Мухомор», «Мышка», «Черепашка», «Рыбка», «Динозаврик», «Ёжик», «Лиса», «Пенек».

    9

    Итоговое занятие.

    Самостоятельная работа

    1

    9.

    Оформление выставочных работ.

    1




    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    3.1 Ожидаемые образовательные результаты.

    К концу обучение учащиеся должны:

    знать

    уметь

    Свойства пластилина и назначение

    Работать с цветовой гаммой

    Понятие «простые и сложные формы»

    Использовать стеки по назначению

    Назначение различных стеков

    Делить пластилин на части

    Особенности, способы и приемы лепки из пластилина

    Уметь получать плоские и объёмные изделия

    Приёмы скатывания, раскатывания.

    Уметь пользоваться приёмами скатывания и раскатывания

    Правила гигиены, безопасности труда, правила организации рабочего места

    Применять приёмы прилепливания и налепа из отдельных частей и целого куска

    Способы закрепления деталей

    Выполнять доводку формы стеком и пальцами

    Приёмы деления пластилина

    Соединять и закреплять детали

    1. Ожидаемые воспитательные результаты .

    В процессе занятий лепкой у учащихся развиваются коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи – они помогают друг другу на занятиях. В отношениях с окружающими друг с другом проявляют внимание, дружелюбие, активно высказывают собственное мнение и положительно воспринимают чужое мнение, умеют сотрудничать в группе. У детей вырабатывается интерес к творческому процессу и мануальной работе. Дети учатся бережно относиться к пластилину, а так же экономить рабочий материал для последующих работ. В работе учащиеся проявляют организованность, аккуратность, упорство в достижении цели. Эмоционально отзывчивы на эстетическое и художественное своеобразие поделок.

    1. Оценка результатов образовательной деятельности.

    Программа предусматривает только одну итоговую выставку. Творческая же работа учащихся требует постоянного поощрения умений, навыков и стремления. Такое поощрение предполагается на каждом занятии.

    Параметры оценки результатов освоения обучающимися программы:

    1. Усвоение знаний.

    2. Овладение умениями и навыками.

    3. Познавательная активность.

     4. Художественный вкус.

     5. Мастерство исполнения.

     6. Аналитические умения.

    7. Мотивация творчества.

    8. Коммуникативная культура.

    9. Трудолюбие и работоспособность, ориентация на саморазвитие и самосовершенствование.


    1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    4.1 Методическое обеспечение.

    1. Наглядные пособия;
    2. Образцы вылепленных поделок;
    3. Литература по изготовлению поделок;
    4. Портфолио готовых изделий по темам планирования;

    4.2. Материально-техническое обеспечение

    Рабочее место каждого учащегося должно быть обеспечено цветным пластилином, стеками, ёмкостью для воды, доской для пластилина, клеенкой, фартуком, бумажными салфетками , скалкой для раскатывания пластилина, дополнитеьным материалом (природным, растительным, декоративным).


    5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1.  Учимся лепить и рисовать./коллектив – М.: Кристалл/ От простого к сложному, 1997  - 224с.
    2. Слепи свой остров. Азбука самоделок / И.Лыкова. – 6 изд. – М.: Карапуз/ Мастерилка, 2006. – 20с.
    3. Учимся лепить из пластилина/ Валерий КардСергей Петров – М.:  АСТСова/  В подарок, 2006. – 128с.
    4. Лепим из пластилина: Первые шаги/ Ткаченко Т.А. Стародуб К.И. – Феникс, 2003. – 160с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка конспекта урока для учащихся 3 класса с использованием элементов современных здоровьесберегающих технолгий К.К.Утробиной, А.Н.Стрельниковой, Н.Н.Нежкиной.

    Конспект урока  по физической культуре с использованием  элементов современных здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н, Стрельниковой, приёмов самомассажа К.К.Утробиной и ...

    Методическая разработка урока физкультуры по ФГОС, для учащихся 3 класса. Тема урока «Осанка – стройная спина».

    Конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса. Раздел "Гимнастика"...

    Методическая разработка "Страна Оригамия" для учащихся 3 класса

    Данная разработка расчитана на занятия оригами для учащихся в возрасте 10-11 лет в объёме 34 часа - 1 академический год....

    Методическая разработка урока английского языка по теме "Еда" для учащихся 3 класса

    ОписаниеМетодическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 3 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на развитие всех видов речевой деятельности: а...

    Методическая разработка открытого урока по гимнастике для учащихся 3 класса.

    Технологическая карта  урока  по теме "Гимнастика в жизни человека. Развитие координационных способностей" .Дидактическая цель: создать условия для повышения мотивации к занятиям различными ...