МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Тема: Безударные гласные в корне слова вызывает наибольшую трудность у учащихся начальных классов. В учебнике русского языка мало материалов по этой теме. Многие учащиеся не могут осмыслить правила. После многократных выполнений таких упражнений учащиеся как-будто усваивают правила, но это лишь кажущееся впечатление стоит дать другие слова, не вошедшие в состав упражнений, и ученики пишут их с ошибками.

Из неоднократных бесед выяснилось, что дети пишут слова с безударными гласными по памяти запоминая их правописание, но не применяя правил.

Разнообразные способы подбора проверочных слов с трудом запоминаются по той причине, что все они мало знакомы учащимся: понятие числа, предмета, признака, действия еще недостаточно усвоено и идет в основном практическим путем, поэтому применение правила существенно осложняется.

В предлагаемом дидактическом материале подобраны слова различных грамматических категорий: имена существительные, прилагательные, глаголы с разными безударными гласными.

Упражнения даются в нескольких сериях различной степени трудности. Так, в первую серию включены проверочные слова в готовом виде, а ученику следует сориентироваться лишь в нахождении нужной орфограммы; вторая серия включает два слова, из которых одно проверочное, другое нет. Учащиеся должны выбрать и записать то, которое является проверочным, по отношению к проверяемому.

Третья и четвертая серия требует  в большей степени самостоятельности в практическом применении правила. Детям приходится использовать для проверки различные способы подбора проверочных слов. В пятой серии ученики находят значение данного слова в словаре, придумывают словосочетания с данным словом, составляют предложение и подбирают проверочные слова.

С целью активизации выполнения предложенных заданий ученикам можно дать карточки для справок с образцами всех способов подбора проверочных слов.

используя маленькую таблицу в качестве справочника, ученик сможет выполнить предложенные задания самостоятельно.

 

№ п/п

Способы подбора проверочных слов

Примеры

1

Один предмет или много предметов

гора - горы

2

Слово, обозначающее маленький предмет

река- речка

3

Слово, обозначающее признак предмета

темнота - темный

4

Слово, обозначающее предмет

цветной - цвет

5

Слово, обозначающее действие предмета

писал - пишет

На протяжении многолетней работы мы пронаблюдали, что данный  дидактический материал дает хорошие результаты в написании слов с безударными гласными в корне слова.

ПЕРВАЯ СЕРИЯ

 

В проверочном слове поставь ударение, вставь пропущенную букву.

1.

козочка

-

к_за

2.

грач

-

гр_чи

3.

повозка

-

в_зы

 

кончик

-

к_нец

 

земли

-

з_мля

 

доски

-

д_щечка

 

лес

-

л_сник

 

головы

-

г_лова

 

зернышко

-

з_рно

 

гриб

-

гр_бок

 

яйца

-

_ичный

 

голодный

-

гол_д

 

гололед

-

л_дяной

 

дерево

-

д_ревья

 

вождь

-

в_жатый

 

походка

-

х_дить

 

писк

-

п_щать

 

ходить

-

перех_дил

 

защита

-

защ_щать

 

гнал

-

выгн_л

 

молча

-

зам_лчал

 

вышагивал

-

пош_гал

 

поспешно

-

засп_шил

 

загадка

-

отг_дать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

свечи

-

св_ча

5.

половодье

-

в_да

6.

порядок

-

р_ды

 

численник

-

ч_сло

 

сторона

-

ст_ронка

 

ведро

-

в_дерочко

 

слово

-

сл_варь

 

чижик

-

ч_жи

 

сестрин

-

с_стрица

 

ежик

-

_жи

 

сельди

-

с_ледка

 

озеро

-

_зера

 

центр

-

ц_нтральный

 

тонет

-

пот_нул

 

уносит

-

н_сить

 

лежа

-

л_жать

 

нарядный

-

нар_дить

 

шалость

-

наш_лил

 

мирный

-

м_рить

 

гладя

-

погл_дел

 

гости

-

уг_стил

 

седенький

-

пос_деть

 

ослеп

-

сл_пой

 

скрип

-

скр_петь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

море

-

м_оря

8.

носик

-

н_сы

9.

норка

-

н_ра

 

мостик

-

м_стовая

 

столик

-

ст_ляр

 

весны

-

в_сна

 

стрелка

-

стр_лок

 

девушка

-

д_вица

 

петелька

-

п_тля

 

бедность

-

б_дняк

 

черви

-

ч_рвяк

 

галки

-

г_лчата

 

часики

-

ч_совой

 

треск

-

Тр_скучий

 

счастье

-

сч_стливый

 

брос

-

бр_сать

 

повозка

-

в_зить

 

больно

-

б_леть

 

лежа

-

пол_жать

 

починка

-

поч_нить

 

плата

-

упл_тить

 

указка

-

ук_зать

 

цепи

-

приц_пил

 

помог

-

пом_гать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

избы

-

_збушка

11.

строчка

-

стр_ка

12.

полюшко

-

п_лянка

 

окна

-

_кошечко

 

звери

-

зв_рьки

 

ядрышко

-

_дро

 

бревнышко

-

бр_вно

 

скворушка

-

скв_речник

 

травушка

-

тр_ва

 

весла

-

в_сло

 

снежный

-

сн_говик

 

свист

-

св_сток

 

польза

-

п_лезный

 

качка

-

к_чели

 

мед

-

м_довые

 

заварка

-

в_рить

 

держит

-

д_ржал

 

черный

-

ч_рнеть

 

возик

-

отв_зить

 

разгром

-

разгр_мить

 

чистка

-

выч_стить

 

смена

 

-

отм_нить

 

полз

-

уп_лзать

 

узнали

-

узн_вать

 

ВТОРАЯ СЕРИЯ

Из двух слов выбери проверочное слово с пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

1.     Стеклышко, застеклили- ст_кло

Ледяной, лед – л_едок

Снег, снеговик – сн_жинка

Котята, котик-к_теночек

Говорил, говор – разг_вор

Пляска, расплясался – пл_сать

Заварка, заварить – св_рить

Следом, следы – насл_дил

2.     Бобовый, боб – б_бы

Сторож, сторожит – ст_рожка

Кольца, колечко –к_льцо

Дешевый, дешево – д_шевле

Рябенький, рябина –р_бой

Ночлег, ноченька – н_чевать

Стойка, стоять – п_стоять

Тянут, тянучка – пот_нули

 

 

3.     Дров, дровяной – др_ва

Лисонька, лисята – л_сенок

Бельевой, побелка – б_лье

Сталь, сталевар – ст_льной

Топить, растопка – раст_пил

Крикнул, крикун – закр_чал

Обманщик, обманул –обм_нуть

Часики, часовщик – ч_сы

4.     Дождик, дожди- д_ждинка

Столик, столовая – ст_ляр

Беляк, беленький- б_льевой

Поселок, селение- с_ло

Посоли, солоно- с_леный

Подарок, подари- д_рить

Насорил, насорено – зас_рить

Посадка, садовник – зас_дить

 

 

5.     Пастушок, пас- п_стух

Поделка, деловой- д_ла

Михайлович, Миша- М_хаил

Тепленький, тепло – пот_плело

Зелень, зеленоватый- з_леный

Кормушка, накормит – к_ рмить

Скрипы, скрипучий-  заскр_пел

Читатель, прочитанный- поч_тать

6.     Мостовая, мостик- м_сты

Сосенка, сосновый- с_сна

Деревянный, деревья- дер_во

Старенький, старик- ст_рушка

Колосится, колосок- к_лосья

Сердечко, сердце – с_рдечный

Завинтил, винтик- подв_нтить

Просьба, проситель – попр_сить

 

 

7.     Совиный, совушка – с_венок

Отчим, отчество- _тец

Овечий, овцы-  _вечка

Подводный, водяной- в_дица

Домище, домик- д_машний

Охрана, сохранить- охр_нять

Каток, покатый – пок_тать

Откачка, качать – раск_чали

8.     Задание, задано – з_дача

Колко, наколоть – к_лючка

Голуби, голубчик – г_лубятня

Кончать, окончил – нак_нечник

Лошадь, лошадка- л_шадиный

Парит, парник- п_рниковый

Волнение, волны – в_лновать

Потерпишь, терпение – пот_рпеть

Давление, давит – разд_вить

 

 

9.     Певчий, запевала – п_вунья

Пчелка, пчелиный – пч_ла

Корень, корешок- к_ренья

Морщинки, морщит- м_рщины

Дальше, далеко- д_лекий

Закопал,, копка – к_пать

Пестренький, запестрел -  п_стреть

Сказать, сказка – подск_зать

10.                       Телята, телка- т_леночек

Земли, земляк – з_мляной

Кройка, скроить – выкр_йка

Скалы, скалистый – ск_ла

Бобры, бобрик- б_бровый

Выгон, гонки – заг_нять

Потеря, терять- раст_рял

Долг, одолжен- зад_лжал

 

 

11.                       Ученье, ученик- уч_ница

Росинка, росы- р_систый

Рядок, подряд- р_довой

Дождик, дожди -  д_ждевой

Город, загородка – ог_родить

Выяснил, ясный – объ_снил

Висели, повис-  в_сеть

Тяжко, тажелее – т_желый

12.                       Свиньи, свинина – св_нья

Небо, небесный – неб_са

Конюшня, конский – к_неводство

Молодой, молодость – м_лодежь

Падать, западня – п_дение

Вредный, вредить – навр_дил

Ловушка, ловля – нал_вил

Сидя, сидел – пос_дел

Мирить, мирно – пом_рилсь

 

ТРЕТЬЯ СЕРИЯ

Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву

 

1.

-

с_дло

2.

-

ст_лбы

3.

-

ст_на

 

 

-

с_довник

 

 

-

ц_на

 

 

-

л_цо

 

 

-

б_рега

 

 

-

пл_тина

 

 

-

хол_д

 

 

-

в_дяной

 

 

-

с_рпы

 

 

-

кл_довая

 

 

-

цв_тут

 

 

-

пл_хой

 

 

-

пч_линый

 

 

-

пол_вать

 

 

-

_грать

 

 

-

з_ливать

 

 

-

отп_лить

 

 

-

прил_тел

 

 

-

ост_влять

 

 

 

 

 

 

-

 выр_зать

 

 

-

зав_дить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

-

к_фейник

5.

-

ч_рника

6.

-

стр_жи

 

 

-

к_зленок

 

 

-

гн_здо

 

 

-

п_чник

 

 

-

к_вер

 

 

-

п_ловица

 

 

-

д_ление

 

 

-

к_мочек

 

 

-

площ_дь

 

 

-

_гонь

 

 

-

кр_вой

 

 

-

т_желый

 

 

-

ч_рвивый

 

 

-

см_ялся

 

 

-

кр_чать

 

 

-

д_вать

 

 

-

закр_нил

 

 

-

нак_сить

 

 

-

подн_сти

 

 

-

пос_нел

 

 

-

зап_щал

 

 

-

хв_лить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

-

пл_ды

8.

-

к_ра

9.

-

фл_жок

 

 

-

зерк_ло

 

 

-

тр_стник

 

 

-

в_ртушка

 

 

-

фабр_ка

 

 

-

п_чтовый

 

 

-

м_стовая

 

 

-

пл_та

 

 

-

ос_нь

 

 

-

_сел

 

 

-

гр_зовая

 

 

-

кл_новый

 

 

-

г_лодный

 

 

-

пл_тить

 

 

-

сп_шить

 

 

-

в_дить

 

 

-

зап_сать

 

 

-

пот_мнело

 

 

-

пот_чить

 

 

-

пост_ять

 

 

-

посм_трел

 

 

-

ск_льзить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

-

м_стик

11.

-

стр_на

12.

-

ст_лица

 

 

-

л_дник

 

 

-

д_бро

 

 

-

п_ченье

 

 

-

В_силий

 

 

-

т_рговля

 

 

-

с_мья

 

 

-

к_лючий

 

 

-

м_рской

 

 

-

к_сель

 

 

-

б_нтовать

 

 

-

п_стреть

 

 

-

в_енный

 

 

-

разл_новать

 

 

-

пощ_дить

 

 

-

сл_мать

 

 

-

торм_зить

 

 

-

оп_здать

 

 

-

осл_бел

 

 

-

рас_есать

 

 

-

пригр_зить

 

 

-

пож_лел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕТВЕРТАЯ СЕРИЯ

К слову с безударной гласной подбери по два проверочных слова, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

 

1.

н_га

-

2.

р_ка

-

3.

гл_за

-

 

стр_лок

-

 

 

зв_зда

-

 

 

т_пло

-

 

 

в_йна

-

 

 

отт_пель

-

 

 

п_терка

-

 

 

н_чной

-

 

 

ж_льцы

-

 

 

н_мецкий

-

 

 

подм_тал

-

 

 

обв_зать

-

 

 

р_вел

-

 

 

р_бро

-

 

 

пок_лоть

-

 

 

посв_тить

-

 

 

м_сты

-

 

 

распр_мить

-

 

 

ост_влять

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

л_сты

-

5.

хв_сты

-

6.

к_сари

-

 

б_глец

-

 

 

гр_да

-

 

 

в_лчата

-

 

 

л_сточек

-

 

 

зм_я

-

 

 

в_ренье

-

 

 

ур_нить

-

 

 

п_стреть

-

 

 

пл_чо

-

 

 

м_нять

-

 

 

г_ристый

-

 

 

гл_деть

-

 

 

ск_кал

-

 

 

л_скать

-

 

 

обл_вать

-

 

 

поч_нить

-

 

 

позв_нил

-

 

 

расск_зать

-

 

 

отст_вать

-

 

 

изв_стить

-

 

 

поб_дить

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

н_жи

-

8.

с_лач

-

9.

г_рчица

-

 

б_лянка

-

 

 

сн_гурочка

-

 

 

т_шина

-

 

 

хл_ба

-

 

 

ч_рнила

-

 

 

окт_бренок

-

 

 

б_нты

-

 

 

х_лодный

-

 

 

согр_вать

-

 

 

б_леть

-

 

 

в_зти

-

 

 

зд_ровый

-

 

 

дес_ть

-

 

 

забр_сать

-

 

 

зар_зить

-

 

 

нар_дит

-

 

 

л_тят

-

 

 

пок_лоть

-

 

 

затр_щать

-

 

 

зав_рять

-

 

 

побл_днеть

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

с_стра

-

11.

к_тята

-

12.

р_га

-

 

тр_па

-

 

 

р_дной

-

 

 

ст_ловая

-

 

 

пр_строй

-

 

 

п_рник

-

 

 

л_карство

-

 

 

т_нуть

-

 

 

т_нистый

-

 

 

б_льница

-

 

 

выч_стить

-

 

 

л_вить

-

 

 

с_дой

-

 

 

отк_рмить

-

 

 

заб_жал

-

 

 

х_дить

-

 

 

ош_баться

-

 

 

од_вать

-

 

 

попр_сить

-

 

 

кр_сильня

-

 

 

г_рчица

-

 

 

нап_лить

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЯТАЯ СЕРИЯ

Найди значение данного слова в словаре, придумай словосочетания с данным словом, составь предложение, подбери проверочное слово.

 

1.

к_рм_вой

2.

зап_стреть

3.

стр_дать

 

к_ротенький

 

к_пнить

 

щ_дрота

 

обт_чить

 

накр_шить

 

в_рсистый

 

огр_жденный

 

прод_лбить

 

зап_ченный

 

од_ревенеть

 

р_бой

 

кн_жна

 

озл_бление

 

раздр_жение

 

запл_мбировать

 

отр_хнуть

 

св_щенник

 

нагр_дной

 

повр_теть

 

с_мволика

 

напр_сти

 

поздр_ вление

 

см_рение

 

обл_ниться

 

покр_шить

 

тв_рдеть

 

сл_стена

 

посв_щение

 

угн_здиться

 

сум_рки

 

пох_р_нить

 

уд_черенная

 

м_лководный

 

рагр_ничить

 

б_р_датый

 

загрим_рованный

 

р_диться

 

в_л_синка

 

захл_стать

 

с_дой

 

загл_дение

 

к_рмящий

 

сумр_чный

 

зач_рованный

 

общ_пать

 

угн_тение

 

кл_енка

 

окр_вавленный

 

ул_вить

 

к_рпусной

 

перем_нить

 

у_звленный

 

н_сатый

 

поб_режье

 

хл_потливый

 

осн_щение

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

подг_в_ренный

5.

настр_чить

6.

за_вить

 

подк_ситься

 

пов_дырь

 

к_тобой

 

поз_лотить

 

пок_яние

 

нак_вальня

 

растр_пать

 

обр_тение

 

напр_вление

 

др_хлеть

 

осл_пить

 

непредск_зуемый

 

ед_ничный

 

прит_гательный

 

оп_лчение

 

ж_леза

 

отр_виться

 

осл_жнение

 

зап_вала

 

скр_пление

 

забл_кировать

 

изв_яние

 

оч_нить

 

зав_зь

 

к_шевар

 

содр_гнуться

 

к_товый

 

л_кторий

 

подл_вить

 

м_тодика

 

м_ролюбивый

 

б_сой

 

обд_лить

 

обгл_дать

 

прок_птиться

 

разд_валка

 

разм_гчить

 

за_стренный

 

ув_дание

 

спл_нировать

 

зас_риться

 

р_птание

 

кл_пать

 

ск_блить

 

хв_статый

 

л_ктевой

 

ук_р_тить

 

_довитый

 

нам_лоть

 

накр_ниться

 

ут_щить

 

 

 

одр_хлеть

 

упр_щенный

 

 

 

опр_вдаться

 

хв_стунишка

 

 

 

переем_ститься

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка для 2 класса по теме "Безударная гласная в корне слова"

Урок-закрепление. Выработка орфографического навыка написания безударной гласной в корне слова осуществляется на основе использования межпредметных связей. Обучающиеся получат возможность научиться по...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Безударные гласные в корне слова".

Цели:Формировать умение подбирать проверочные слова.Развивать устную связную речь, орфографическую зоркость, творческое мышление, внимание.Воспитывать трудолюбие, дружбуФормировать нравственные чувств...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Безударные гласные в корне слова"

Материал для урока русского языка в 3 классе по системе "Школа России"....

открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему "Безударные гласные в корне слова"

Данный урок соответствует ФГОС .На данном уроке учащиеся сами определили тему урока, использовались разнооуровневые задания в виде карточек, учащиеся работали в парах, самостоятельно.Особенно интересн...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Тренажёр по русскому языку для 3 класса по теме:"Безударная гласная в корне слова."

Данный материа можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме "Безударная гласная"....

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...