Методическая разработка "Страна Оригамия" для учащихся 3 класса
методическая разработка (3 класс)

Эстрина Любовь Семеновна

Данная разработка расчитана на занятия оригами для учащихся в возрасте 10-11 лет в объёме 34 часа - 1 академический год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская» Калининского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2014 год









Методическая разработка внеурочной деятельности

«Страна Оригамия»



Возраст детей: 10-11 лет

Срок реализации: 1 год (34 часа)

Составитель: воспитатель ГПД Эстрина Любовь Семеновна




Содержание:

1.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

1.1        Введение.        

1.2        Актуальность.        

1.3        Цели.        

1.4        Задачи.        

1.5 Условия реализации программы        

1.6  Формы и методы проведения занятий        

2.        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        

2.1 План работы.        

2.2 Содержание программы.        

3.        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        

3.1 Ожидаемые образовательные результаты.        

3.2        Ожидаемые воспитательные результаты .        

3.3        Оценка результатов образовательной деятельности.        

4.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        

4.1 Методическое обеспечение.        

4.2. Материально-техническое обеспечение        


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Введение.

Оригами – искусство изготовления бумажных фигурок путём складывания бумаги.

Оригами возникло в Японии в 7 веке и завоевало популярность во всём мире. Несмотря на то, что оригами является культурным наследием японского народа, начало оно берет в Китае, где была изобретена технология изготовления бумаги.

Слово «оригами» состоит из двух частей: «ори» - сложенное, «ками» - бумага.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, самостоятельными, инициативными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы.

При освоении техники складывания бумажных фигурок главное – это обладать терпением и усидчивостью.

  1. Актуальность.

Актуальностью программы является то, что искусство оригами имеет неисчерпаемые возможности для развития мышления и психики детей. Складывание из бумаги благотворно влияет на мелкую моторику рук, координацию движений, формирует абстрактное мышление, умение ориентироваться в пространстве, способствует развитию глазомера, чувства цвета, художественного вкуса и конструктивной мысли. Занятия оригами действуют успокаивающе, учат владеть собой, принимать взвешенные решения, вырабатывают усидчивость.

  1. Цели.
  • программа «Страна Оригамия» направлена на формирование всесторонне развитой личности, развитие нравственной, трудовой и эстетической культуры ребенка;
  • учащиеся получают первоначальные представления о жизни, культуре, традициях и быте людей, об окружающем мире;
  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса и расширение кругозора.
  1. Задачи.

Обучающие:

  • сформировать навыки складывания бумаги, знакомство с базовыми формами;
  • ознакомить с особенностями оригами;
  • расширить знания о свойствах используемых материалов и  способах их обработки;
  • расширить словарный запас понятиями и терминами, принятыми в оригами;
  • сформировать навыки в чтении схем и умении пользоваться условными обозначениями;
  • обучить складыванию моделей разной степени сложности и из разных видов бумаги;
  • обучить складыванию статичных и подвижных моделей;
  • обучить правилам и способам модульного оригами;
  • способствовать освоению сочетания оригами аппликацией и рисованием;
  • обучить применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, ИЗО;
  • Закрепить знания детей о геометрических понятиях.

 Развивающие:

  • развить мелкую моторику рук, точную координацию движений;
  • развить память, внимание, конструктивное мышление, творческое воображение;
  • стимулировать творческую активность, развивать самоанализ.

Воспитательные:

  • воспитать интерес к истории и культуре других народов, к искусству оригами и декоративно-прикладному творчеству;
  • воспитать терпение, усидчивость, упорство в достижении цели;
  • формировать и развивать художественно-эстетический вкус;
  • воспитать коммуникативную культуру;
  • воспитать чувство взаимопомощи, товарищества;
  • воспитать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.

1.5 Условия реализации программы.

Программа рассчитана для учащихся 10 - 11 лет ( 3 класс). Занятия проводятся в группе по 10 человек 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего – 34 часа в год.

1.6 Формы и методы проведения занятий.

Методы:

  • словесные (устное объяснение, беседа);
  • наглядные (работа по образцу, примеру, аналогии);
  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные (воспроизведение работы);

Формы:

  • групповые;
  • индивидуально-групповые;

Занятия строятся с учетом дидактических принципов: наглядности и объяснения. Обращается внимание на создание положительных эмоций у учащихся. Занятия доставляют удовлетворение и радость.

Занятия строятся по принципу «от простого к сложному».



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1 План работы.

№ п/п

Наименование работ

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Ознакомление с условными обозначениями, терминами приемами складывания бумаги.

2

2

3.

Базовая форма «квадрат».

5

5

4.

Базовая форма  «треугольник».

5

5

5.

Базовая форма «двойной треугольник».

2

2

6.

Базовая форма  «дверь».

2

2

7.

Модульное оригами.

1

4

5

8.

Модели из нескольких деталей.

2

2

9.

Модели на основе прямоугольников и тругольников.

1

3

4

10.

Базовая форма: «книжка».

1

2

3

11.

Итоговое занятие.

1

1

2

12.

Оформление выставочных работ.

1

1

ИТОГО:

5

29

34


2.2 Содержание программы.

№ п/п

Тематическое планирование

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Часы

Вводное занятие.

История развития искусства оригами. Техника безопасности.

Познавательные:

 - формулирование;

- поиск и выделение информации.

Личностные:

- мотивация учения.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний.

Регулятивные:

- целеполагание;

- прогнозирование.

1

Ознакомление с условными обозначениями, терминами.

Приёмы складывания бумаги

Познавательные:

 - формулирование;

- поиск и выделение информации.

Личностные:

- мотивация учения.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний.

Регулятивные:

- целеполагание;

- прогнозирование.

2

Базовая форма «квадрат»

Предметы быта: коробочка; корзинка.

Животные:

щенок афганской борзой; котёнок; заяц.

Познавательные:

 - формулирование;

- поиск и выделение информации.

Личностные:

- мотивация учения.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний.

Регулятивные:

- целеполагание;

- прогнозирование.

5

Базовая форма «треугольник»

Животные:

золотая рыбка; голубь мира; летучая мышь; чайка; муха.

Познавательные:

 - формулирование;

- поиск и выделение информации.

Личностные:

- мотивация учения.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний.

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Регулятивные:

- целеполагание.

5

Базовая форма «двойной треугольник»

Животные:

Прыгающая лягушка; голубь.

Познавательные:

 - формулирование;

- поиск и выделение информации.

Личностные:

- мотивация учения.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний.

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Регулятивные:

- целеполагание

2

Базовая форма «дверь»

Предметы быта:

кошелек, коробка

Познавательные:

 - формулирование;

- поиск и выделение информации.

Личностные:

- мотивация учения.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний.

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Регулятивные:

- целеполагание

2

Модульное оригами

Подушечка, кусудама, кубик, сертабор

Познавательные:

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- моделирование;

- знаково – символические.

Личностные:

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний.

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Регулятивные:

- целеполагание;

- контроль и коррекция;

- волевая саморегуляция.

5

Модели из нескольких деталий

Снегурочка, мальчик Новый Год

Познавательные:

 - формулирование;

- поиск и выделение информации.

Личностные:

- мотивация учения.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний.

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Регулятивные:

- целеполагание

2

9.

Модели на основе прямоугольников и треугольников

Сердечко, валентинка на подставке, письмо

Познавательные:

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого  и поискового характера;

- анализ и синтез.

Личностные:

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний, вопросов.

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Регулятивные:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование.

4

Базовая форма «книжка»

Гвоздика, сердечко на чашку

Познавательные:

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез.

Личностные:

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний, вопросов.

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Регулятивные:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование.

Итоговое занятие

Самостоятельная работа

Познавательные:

 - формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений.

Личностные:

- самоопределение.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

- целеполагание;

- оценка.

2

12.

Оформление выставочных работ

Оформление тематических выставок: «В мире животных», «Новый год», «8 марта»

Познавательные:

 - формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений.

Личностные:

- самоопределение.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

- целеполагание;

- оценка.

1




  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1 Ожидаемые образовательные результаты.

К концу обучение учащиеся должны:

знать

уметь

Виды бумаги и её свойства

Выбирать нужный вид бумаги; работать с цветовой гаммой

Различать понятия: заготовка, деталь, условные обозначения, схематический рисунок, плоскость, объём, модель, сгиб, перегиб, диагональ, пунктир, сплошная прямая

Изготавливать базовые формы

Графические изображения: схема, чертеж

Читать схемы, чертежи

Условные обозначения: линии контура, линии сгиба, перегиба, углы, повороты

Отгибать и изгибать заготовки, надрезать, разрезать, отрезать

Способы разметки

Размечать, различать оборотную и лицевую стороны

Понятие модульного оригами и приёмы его изготовления

Изготавливать различные модули, собирать отдельные модули в единую модель

Правила безопасной работы и требования гигиены в работе с ножницами и клеем

Выбирать инструменты для работы, пользоваться ножницами и клеем

Способы закрепления деталей

Соединять и закреплять детали

  1. Ожидаемые воспитательные результаты .

В процессе занятий оригами у учащихся развиваются коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи – они помогают друг другу на занятиях. В отношениях с окружающими друг с другом проявляют внимание, дружелюбие, активно высказывают собственное мнение и положительно воспринимают чужое мнение, умеют сотрудничать в группе. У детей вырабатывается интерес к творческому процессу и мануальной работе. Дети учатся бережно относиться к бумаге, а так же экономить рабочий материал для последующих работ. В работе учащиеся проявляют организованность, аккуратность, упорство в достижении цели. Эмоционально отзывчивы на эстетическое и художественное своеобразие моделей.

  1. Оценка результатов образовательной деятельности.

Программа предусматривает только одну итоговую выставку. Творческая же работа учащихся требует постоянного поощрения умений, навыков и стремления. Такое поощрение предполагается на каждом занятии.

Параметры оценки результатов освоения обучающимися программы:

1. Усвоение знаний.

2. Овладение умениями и навыками.

3. Познавательная активность.

 4. Художественный вкус.

 5. Мастерство исполнения.

 6. Аналитические умения.

7. Мотивация творчества.

8. Коммуникативная культура.

9. Трудолюбие и работоспособность, ориентация на саморазвитие и самосовершенствование.


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1 Методическое обеспечение.

  1. Таблицы с условными обозначениями;
  2. Таблицы с обозначением базовых форм на каждого ребёнка;
  3. Карты складывания моделей по каждой теме;
  4. Литература по изготовлению моделей;
  5. Портфолио готовых изделий по темам планирования;

4.2. Материально-техническое обеспечение

Рабочее место каждого учащегося должно быть обеспечено бумагой, простым карандашом, ножницами, клеем, линейкой, ластиком, а так же цветными карандашами и фломастерами.


  1. Список используемой литературы
  1. Острун Н.Д. Оригами. Веселый зоопарк / Нина Острун, Алексей Лев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144с.
  2. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами / Т.Б. Сержантова. – 6 изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с.
  3. Сержантова Т.Б. Оригами – лучшие модели – М.: Айрис-пресс, 2004. – 144с.
  4. Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества / Светлана Соколова; ил. С Шикина. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007. – 688с.
  5. Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2007. – 224с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для учащихся начальных классов "Про кошек и собак".

Дидактический материал для учащихся начальных классов.Урок проводится во втором классе по предмету "Окружающий мир".Презентация помогает детям расширить знания по уходу за домашними животными-кошками ...

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

Тема: Безударные гласные в корне слова вызывает наибольшую трудность у учащихся начальных классов. В учебнике русского языка мало материалов по этой теме. Многие учащиеся не могут осмыслить правила. П...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Тема "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения"

В данной работе рассмотрены причины снижения мотивации учащихся  и предложены пути повышения, которые продуктивны на современном этапе развития образования....

Методическая разработка для учащихся начальных классов "Креатив - бой

Методическая разработка "Креатив бой для учащихся начальных классов"...