программа "Школы будущего первоклассника"
методическая разработка по теме

Карелина Анастасия Александровна

Предложенная программа работы "Школы будущего первоклассника" расчитана на детей 6-7 лет, готовящихся пойти в школу. Занятия проводятся по четырем направлениям: математика, развитие речи, умение общаться, развитие мелкой моторики и творческих качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shbp_karelinoy.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Ключи

Программа

школы будущего первоклассника

«Четыре ступени»

Автор программы:

учитель начальных классов

Карелина

Анастасия Александровна

2014 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основная цель программы

Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

4

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе

5

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическую и символическую пропедевтику.

6

Сроки реализации программы

2014-2015г.

7

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.      Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Новое явление всегда вызывает множество вопросов, а особенно в такой области, как образование, - ведь это то, что непосредственно касается каждой семьи. Любым родителям приходится решать вопрос о том, куда отдать учиться своего ребенка, тем более что сейчас выбор школы одновременно означает выбор учебников и педагогического подхода, который они реализуют.

В настоящее время в разных школах при приеме детей в первые классы используются разнообразные методы и формы отбора: собеседование с детьми по поводу их знаний (как ребенок читает, пишет, считает), самый широкий спектр психологического тестирования (рассматривается уровень актуального развития по  отдельным психическим функциям: памяти, мышлению, воображению и т.п.), конкурсные «экзамены». Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе (п.3 ст. Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Мы занимаем другую позицию. Дети должны переступить порог школы только тогда, когда они уже являются учениками данной  школы. Они должны приходить знакомиться со школой. Ведь каким психологическим стрессам подвергаются шести - семилетние дети, когда родители водят их по разным школам, где они становятся объектом  разных испытаний. В этом возрасте ребенок оценивает себя целиком. В одну школу родители привели ребенка – не приняли, в другую – не приняли. В конце концов,  у ребенка еще до поступления в школу формируется комплекс – «я плохой, я никому не нужен».

Поэтому главной целью школы будущего первоклассника является всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей  6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
  • Развитие слуховой и зрительной памяти и восприятия
  • Развитие мышления и речи
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Совершенствование коммуникативных навыков
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
  • Совершенствование навыков монологической речи
  • Совершенствование навыков диалогической речи
  • Развитие мимики и пантомимики
  • Развитие фантазии и воображения
  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению
  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
  • Развитие творческих способностей
  • Формирование эмоционально-волевой сферы
  • Формирование этических представлений
  • Повышение уверенности в себе
  • Научить принимать решения

Работа с детьми

Название курса

Количество часов

«Занимательная математика»

10

«Основы грамоты»

10

«Учусь общаться»

10

«Умелые ручки»

5

ВСЕГО

35

В игровой занимательной форме педагог проводит занятия для ребят по программам четырех курсов: «Занимательная математика» - 10 часов

          «Основы грамоты»-10 часов

          «Умелые ручки» - 5 часов

          «Учусь общаться» - 10 часов.

Будущие первоклассники на занятиях курса «Занимательная математика» путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают новые подвижные игры с математическими заданиями.

Большая роль на занятиях курса «Основы грамоты» отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Целью курса «Умелые руки» является расширение трудового опыта детей, познание окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя, развитие трудовых умений, умения планировать и организовывать свою работу, сформировать увлеченность трудом, развить у детей самостоятельное творчество, аккуратность.

Предлагаемый курс «Учусь общаться» вводится с целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков детей. Курс включает в себя занятия, направленные на развитие навыков общения и сплочения группы, мелкой и крупной моторики, внимания, мышления, памяти, восприятия, упражнения, направленные на развитие умения работать по правилам.

Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Тематический план занятий  курса

 «Занимательная математика»

                                                                             

№п\п

Тема занятия

Цель занятия

1

Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

Выражать в речи сходства и различия  отдельных предметов и совокупностей

2

Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

Объединять группы предметов,

Выделять и   устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

3

Представления об элементарных геометрических фигурах

Знать  названия геом. фигур и уметь их отличать

4

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное  ориентирование по клеткам

5

Установление последовательности событий.  Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени

6

Сравнение количества предметов на наглядной основе

Соотношение количества предметов  между двумя группами

7

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет

8

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу

9

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами

10

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества

Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»

Тема занятия

Цель занятия

1

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки

2

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых-коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

3

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

4

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

5

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

6

Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

Развитие пространственного представления на линованной бумаге

7

Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

8

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

9

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

10

СЛОВО. СЕМЬЯ

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

 Тематический план занятий

«Умелые ручки»

Тема занятия

Цель занятия

1

«Радуга над полянкой», «Бабочка»

Использование красок, технику складывания листа пополам

2

Аппликация по шаблону «Грибок»

Работа по шаблону и образцу

3

Конструирование  «Домик у  дороги»

Аппликация из геометрических фигур

4

Рисование Медвежонка на поляне

 Развитие творческой инициативы

5

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе

Тематический план занятий

«Учусь общаться»

Тема занятия

Цель занятия

1

Знакомство. Правила знакомства.

Создание эмоционально благоприятной среды.

2

Добрые слова.

Обучение конструированию и моделированию в сфере общения

3

Комплименты.

Обучение проявлению эмпатии, формирование умения общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции

4

Что такое дружба?

Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться чужим неудачам.

5

Правила дружбы.

Формировать культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»

6

Мы вместе.

Знакомство с традициями и обычаями общения различных поколений и народов

7

Как помочь товарищу?

Развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям

8

Составление рассказа по плану

Развитие речевой культуры

9

Игра «Пойми меня»

Формирование умения отстаивать свою нравственную позицию

10

Игра «Найди клад»

Создание условий для равного проявления ребятами своих индивидуальных способностей

Работа с родителями

Содержание деятельности, цель

Ожидаемый результат

1.Организационное собрание.

Цель: дать общее представление о системе работы школы будущего первоклассника.

2.Основные положения системы традиционного обучения.

Цель: Обозначить принципиальное отличие развивающего и традиционного обучения.

3.Содержание обучения русского языка и литературы.

4.Содержание обучения математики.

5. Система контроля и оценки

Цель: Познакомить родителей с системой контроля.

6.Психологическая готовность детей к школьному обучению.

7.Роль родителей в учебном процессе ребенка.

Осознанный выбор школы;

понимание трудностей, возникающих у ребенка;

знание способов поддержки и помощи ребенка

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 -  190с.
  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992,  № 4 - с.4-6
  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 -  с.11-19
  4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
  5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -  89с.
  6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 -  208с.
  7.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.
  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки  - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 187с.
  9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
  10.  Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
  11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
  12. Дубровина Н.В., Акимова  и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников

Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....