Организация разновозрастного сотрудничества в начальной школе.
статья на тему

В данной статье представлен опыт работы по организации разновозрастного сотрудничества в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon episheva_e.yu_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация разновозрастного сотрудничества в начальной школе.

 

Одной из основных форм решения задач начальной ступени обучения является создание учебного сообщества – группы детей и взрослых, объединяющихся для совместного выполнения учебного задания. Деловое взаимодействие, согласование действий и мнений всех участников совместной работы гораздо эффективнее, чем сумма индивидуальных достижений.

Какие педагогические задачи призвано решать учебное сообщество? Во-первых, обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима чтобы взяться за рискованное дело: пробовать что-то новое, высказывать свои мысли о чем-то неизвестном. Во-вторых, сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебный процесс и не выпадать из него. В-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – это та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия. В-четвертых, сами навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием обучения как умения и навыки чтения, письма и счета. В-пятых, сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя “со стороны”, соотнести свое мнение и свои действия с действиями других и с общим результатом.

Педагог, строящий в классе учебное сообщество, в принципе не может занимать позицию учителя, ведущего фронтальное занятие: он не дает в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, но помогает детям выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Организовав групповое взаимодействие, учитель включается в работу группы лишь в случае, если дети сами вовлекают его.

Функции учителя, организующего учебное сотрудничество детей:

       демонстрировать культурные образцы взаимодействия, предоставляя детям варианты, равновозможные для выполнения конкретного задания;

       инициировать пробные действия детей с учебными заданиями и корректировать дальнейшую работу класса с опорой на возникающие по ее ходу индивидуальные варианты решений;

       искать способы включения каждого ученика в работу малых групп и в общеклассную дискуссию.

          Учебное сообщество необходимо строить с первого дня школьного обучения. Для того, чтобы учебное сообщество благополучно функционировало в начальной школе, а в основной школе развилось в индивидуальное умение учеников учиться, должны соблюдаться сопутствующие условия в виде:  

       внеучебных объединений младших школьников;

       учебно-общественных организаций в основной и старшей школе;

       учебно-профессионального сообщества учителей.

         Учебно-общественные организации основной и старшей школы являются для младших школьников образцом ближайшего шага взросления. Минимальный набор желательных "пространств" встречи и совместного действия учеников начальной и основной школы:

-           учебное пространство, например, разновозрастные уроки, когда старшие ученики выступают в позиции учителей младших школьников;

-           творческое пространство, например, школьный театр или оформление школьных коридоров, где ученики разных классов могут работать на равных;

-           социальное пространство, например деловая игра, которую старшие ученики проектируют вместе с учителями так, чтобы включить в нее младших как равноправных партнеров.

         Для реализации задачи создания учебного сообщества необходимо организовать постоянно действующий семинар учителей, на котором происходит:

·       Обсуждение вопросов, неизбежно встающих перед каждым педагогом, строящим учебное сообщество, и не имеющих однозначного решения.

·       Самообразование в форме изучения и обсуждений психолого-педагогической литературы по проблемам учебного сотрудничества и учебного общения; лекций; тренингов; совместного анализа и проектирования уроков, направленных на построение детского учебного сообщества.

·       Приобретение личного опыта совместного решения задач, уточнение собственных возможностей и ограничений в умении строить содержательное и бесконфликтное сотрудничество; поиск личных ресурсов и их опробование; тренинг всех социальных навыков, и в первую очередь – умения слушать и понимать собеседника.        

·       Самоопределение педагога, который, знакомясь с существующими точками зрения, полемизируя с коллегами, находит тот способ решения профессиональной задачи построения детско-взрослого учебного сообщества, который в наибольшей степени соответствует его индивидуальному стилю и личностным ценностям.

·       Образование учебно-профессионального сообщества учителей, призванного координировать усилия всех педагогов, решать вопросы согласованности, непротиворечивости целей, способов их достижения, критериев и методов оценки и самооценки педагогов, работающих с одни и теми же детьми. Речь идет, в частности, о стыковке требований начальной и средней школы, о создании "пространств" встречи и совместных действий учеников начальной и основной школы. Так как учебное сообщество детей не замыкается рамками класса или одновозрастной группы, то и сообщество учителей не может сводиться к согласованию действий педагогов, работающих в одной параллели.

Технология создания учебного сообщества в начальной школе

 

Для создания учебного сообщества учитель:

1.  формулирует ценность совместной работы: "Мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать другу другу, спорить друг с другом и находить общее решение";

2.  подтверждает делом декларируемую ценность:

         (а) подбирает задания, с необходимостью требующие прямого обращения детей друг к другу (например: “За одну минуту выучи имена двух девочек и двух мальчиков из нашего класса. Представь их классу”. “Расскажи,  что сегодня ел на завтрак твой сосед по парте... Какая его любимая книжка, игра?.. Что он любит рисовать?...”

         (б) вводит первые правила  совместной работы (например: “Когда я задаю вопрос, ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться”. “К доске можно выходить вдвоем или группой, если вы заранее договорились об ответе. Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись друг с другом”.)

         (в) вводит первые правила “этикета” совместной работы:  поворачиваться к говорящему и смотреть на собеседника, обращаться по имени, говорить “мы считаем” (а не “я считаю”)...

3. Постепенно наращивает число, длительность и сложность заданий, которые дети выполняют сообща.  В первую очередь это должны быть собственно учебные задания на уроках математики и родного языка.

4.  Постепенно переходит от работы вдвоем к работе в малых группах (4-6 учеников).

5. Постоянно наращивает навыки сотрудничества: учит детей, как можно узнать точку зрения другого человека, как соглашаться и не соглашаться друг с другом, как возражать, как просить о помощи, как предлагать помощь, как помогать, не унижая, как поддерживать хорошее настроение партнеров, как приглашать к сотрудничеству, как отказываться от сотрудничества...

6. Умение слушать и проверять свое понимание составляет основу человеческого общения и взаимодействия и должно воспитываться особо средствами всех учебных предметов.

Работа   по организации разновозрастного сотрудничества через решение проектных задач ведется в нашей школе с 2010 года.

Почему нами было выбрано это направление?

В уроки нового стандарта появились  следующие  составляющие:

  • Создание полезного общения на уроке.
  •  Развитие способности детей к сотрудничеству.
  •   Моделирование  ситуаций для самостоятельного прогнозирования и принятия решений в процессе обучения.
  •   Умение анализировать свои действия.

                                       

     Приоритетной целью школьного образования становится развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Для достижения этой цели мы используем метод решения проектных задач.

Проектная задача-это задача, в которой через систему или набор заданий формируется  система действий ребенка ,направленных на получение ещё никогда не существовавшего в его  практике результата-«продукта» (текст, схема ,алгоритм, карта, книга…..), и  в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит принципиально групповой характер. Итак, проектная задача-это система заданий(действий),направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта.

     Существует несколько видов проектных задач:

Предметные, межпредметные.

Разновозрастные, одновозрастные.

 Учебные.

Творческие.  

Конкретно-практические.

В чём же отличие проектной задачи от проекта?

1.Для решения задачи детям предлагаются все необходимые материалы.
2.Только групповая форма работы.
3.Выполнение заданий основаны на имеющиеся знания детей.
4.Обязательное условие-создание «продукта» деятельности.

Выделяют несколько этапов работы  над проектной задачи

1.Постановка задачи.
(создание проблемной ситуации)
2.Этап поиска способа её решения (через выполнение заданий).
3.Контроль и коррекция.
4.Оценивание результата. Рефлексия.

Ежегодно в нашей школе проходят Дни открытых дверей для воспитанников дошкольных учреждений. Второй год мы встречаем детей из студии «Любознайка» образовательной организации «Гермес».

С 2010 г. и  по настоящее время были проведены следующие занятия по организации разновозрастного сотрудничества:

-«Золотая осень» 3 «А»-макет

-«Нам на улице не страшно» 3 «Б»-коллаж

-«В гостях у сказки» 2 «А»-книга сказок

-«Все профессии важны» 4 «А»-

  -Набор иллюстрированных текстов

  -«Весна в лесу» 2 «Б»-карта-схема

   -«Веселая азбука» 3 «Б»-азбука для воспитанников ДОУ

  -«Подсолнухи» 2 «Г»- макет

  -«Азбука пешехода» 3 «В»-книга ПДД

  -«Россия-Родина моя» 4 «А»-  иллюстрированный альбом

  -«Весна в поэзии» 4 «В» -коллаж

     Перечисленные мероприятия был организованы в форме решения проектных задач - это образ проектной работы.

     При организации разновозрастного сотрудничества ,при решении проектных задач могут быть достигнуты следующие результаты:

-складываются отношения доверия: учитель-дети;

-у детей в классе должны  сложиться отношения учебного сотрудничества;

-дети могут стать инициативными: в поиске нужной информации  с помощью вопросов, в организации совместного действия;

-в области контроля и оценки своих действий.

       Таким образом, акцент в деятельности детей должен быть сделан на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на этапе начального образования будут активно овладевать предметным содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки разновозрастного сотрудничества в начальной школе

В статье рассказывается об одной из форм организации учебного сотрудничества – разновозрастном сотрудничестве младших и старших школьников, которое может решать ряд важных задач. А так же о типа...

"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"

Публикация знакомит  учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....

Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе

ТехнологияОбучение в сотрудничестве:организация групповой работыв начальной школе...

Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе

Большое внимание уделяется технологии сотрудничества, а именно, одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отно...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"

Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....