Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"
статья
Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sotrudnichestva.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя начальных классов
МБОУ «Ново-Ямская СОШ» Ивановой М.А.
Выступление по теме:
Применение технологии сотрудничества
на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Слайд 1
Уважаемые коллеги! Я рада возможности общения с вами и возможности поделиться своим опытом по использованию технологии сотрудничества на уроках в начальной школе.
Слайд 2
«Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле». (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
Выделение проблемы.
Какой же учитель нужен современной школе? Учитель не «транслятор» знаний, а организатор тщательно спланированной учебной деятельности, а для того чтобы быть организатором учебной деятельности, нам помогает групповая работа.
Слайд 3-4
Групповая форма работы – одна из любимых форм работ наших учеников… Почему?
Слайд 5
«Плюсы» Да, наверное, самое главное для них
– это преодоление страха ошибиться, - повышается учебная и познавательная мотивация - снижается уровень тревожности учащихся возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, т.е. - в группе выше обучаемость,
она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее и улучшается психологический климат в классе
Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков. «Минусы»
- групповой работе надо сначала научить
- организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
«Слабые» ученики могут «отсидеться»;
«ложное» товарищество – дают списать т.е. - некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
низкий уровень дисциплины, шум на уроке, мешающий другим
- а для некоторых детей разделение на группы – процесс болезнен
Таким образом, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.
Л.С. Выготский считал, что учащиеся способны работать на значительно более высоком интеллектуальном уровне, если их обучение протекает совместно в малых группах, нежели в тех случаях, когда они обучаются индивидуально.
Я часто использую работу в группах на разных уроках и на различных этапах урока.
Слайд 6
Использую работу в парах при проведении устного счёта.
Например, при изучении состава числа «8». «Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек, разделите их со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? как узнали? Значит, 8=4+4. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, сколько палочек у каждого. Значит, 8=3+5, 8=1+7, 8=2+6».
Содержание взаимодиктанта включает следующие задания:
1. Вариант 1: Запиши число 100, Вариант 2: Запиши число, предыдущее этому числу.
2. Вариант 1: Запиши число на 1 меньше, чем 60, Вариант 2: Запиши, сколько в полученном числе десятков и т.д.
Стараюсь подбирать такие задания, чтобы элементы групповой формы работы носили занимательный характер.
Например: «Дети, с Крошем и Ёжиком случилась беда. Крош держал в руке примеры с одинаковым ответом, а Ёжик- с разными. Они так спешили к нам на урок, что упали и все примеры рассыпали. Давайте им поможем!»
73-70 38+20 60-2 56+2 43+50 90-32 49-30 18+40
Организую работу детей и по группам. Каждой группе предлагаю отдельную задачу.
· Группа 1. « Для ремонта школьного двора в один день привезли 10 машин асфальта, а в другой день - на 4 машины меньше. Сколько машин асфальта привезли за эти два дня?»
· Группа 2. « За день в магазине продали 7 женских велосипедов, а мужских на 6 больше. Сколько всего велосипедов продали?»
· Группа 3. « В одной банке было 10 солёных огурцов, а в другой 6 огурцов. За обедом съели 4 огурца. Сколько всего огурцов осталось?»
Руковожу работой учащихся в группах: «прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос задачи.
Коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи.
Запишите краткое условие задачи, решите задачу самостоятельно.
Кто затрудняется при решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по группе. Обсудите свой ответ задачи с товарищами».
Данную работу я буду использовать завтра на открытом уроке.
Использую элементы групповой работы и при объяснении нового материала.
Так, при знакомстве с темой «Прибавление числа к сумме разными способами» работу над новым материалом строю следующим образом:
«Прочитайте выражение, записанное на доске: (4+3)+2.
Как называются числа при сложении? Изобразим наглядно числа, которые даны в примере. Ученики, сидящие слева, положите 4 треугольника
(первое слагаемое), ученики, сидящие справа,- 3 квадрата ( второе слагаемое), а посередине стола положите 2 кружка. Придвиньте к 4 треугольникам 3 квадрата. Посчитайте, сколько всего квадратов и треугольников. Придвиньте к ним 2 кружка. Сколько всего геометрических фигур? ( одновременно запись на доске: (4+2+3=6+3=9.) Объясните решение. Правильно. Прибавили число 2 к первому слагаемому и полученный результат сложили со вторым слагаемым».
Эффективно проходит повторение и закрепление учебного материала.
Готовлю дидактические карточки, причём обе карточки составляются так, что они дополняют друг друга, включая все вопросы повторения по изученной теме. Заканчиваю повторение фронтальной работой: вызываю любую пару к доске и выслушиваем их.
Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться.
Слайд 7
Конечно, при делении на группы следует учитывать психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности – всё для того, чтобы ребятам работалось комфортно, и они выполнили поставленную учителем задачу.
Деление на группы зависит от целей и задач, поставленных на уроке.
Обязательно нужно устанавливать для групп только реалистичные задачи.
Выработать подходящие для работы группы правила, которые должны дополнять правила поведения на уроке.
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов:
единую и дифференцированную.
При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.
1. По желанию.
Этот метод применяется в случаях, когда владеют навыками групповой работы и могут за короткий промежуток времени объединится по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
· Разделитесь на группы по ... человек.
· Разделитесь на ... равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, на соседних партах);
3. По определенному признаку.
Этот способ я использую чаще других, т.к. он требует определенных знаний по предмету. Перед уроком на парту каждому ученику кладется карточка. Например, при изучении величин дети объединяются, ориентируясь на то, единицы измерения какой величины написано на карточке (масса-т, ц, кг,г; длина-м,мм, см, дм). Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Слайд 8
Объединение в группы для решения проблемы.
Для того, чтобы дети почувствовали личную ответственность за то, как группа работает, необходимо распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Мы с ребятами используем следующие роли:
- Организатор – распределяет роли, контролирует время работы группы.
- Чтец- читает вслух;
- секретарь или писарь - записывает что-то от лица группы;
- спикер - у доски рассказывает, что решила группа.
Завтра на своём уроке я буду при организации групповой работы распределять роли для выполнения заданий.
Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.
Слайд 9
Прежде чем приступить к групповой работе, мы вместе с детьми установили подходящие для работы групп правила. У нас их минимальное количество, и они должны дополняют правила поведения на уроке
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говорить спокойно и ясно;
- говорить только по делу;
- не говорить всем сразу;
- возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
- обращаться друг к другу по имени.
Мы обязательно озвучиваем их перед тем, как они начнут работать в группах.
Методы групповой работы
Кроме этого я апробировала такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.
Слайд 10
Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.
Как руководить группами кооперативного обучения?
В 1-2 классе делю детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания.
Слайд 11
Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».
Слайд 12
Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.
Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
1.Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
2.Меняется характер взаимоотношений между детьми;
3.Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.
Слайд 13
Советы учителю.
В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Я считаю, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.
Слайд 14-15
На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается- двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов.
Групповые формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.
Выводы:
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным. Он помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главный на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Технологии построения сюжетных уроков математики."
Перед каждым учителем в начальной школе стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание уч...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".
Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Метапредметные технологии в проведении уроков в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов п...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенны...