советы будущим родителям
материал на тему

в помощь родителям будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Советы родителям будущих первоклассников»

Скоро в школу.  Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог.  

В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный  фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут... », «Двойки будут ставить... », «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне... » должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями). Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

Учите ребенка чувствовать

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Успехов Вам и вашим детям...



Предварительный просмотр:

Портрет будущего первоклашки

Вашему ребенку пять лет. Вроде еще совсем кроха, а уже не за горами учеба…  

Этот последний предшкольный год – время родительских тревог. Будет ли ребенок к апрелю, когда проходят вступительные собеседования, соответствовать всем тем требованиям, которые современная школа предъявляет будущему первоклашке?
Однако, как показывает опыт, у мам и пап подчас довольно туманные представления о том, чего можно и нужно ждать от ребенка на пороге первого класса. И потому нередко при подготовке к школе акцент делается на вещах второстепенных и даже вредных. А то, что является гораздо более важным, подчас остается вовсе без внимания. 
Привести родительские ожидания в соответствие с реальностью и составить своего рода портрет будущего первоклашки нам поможет наш постоянный эксперт, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких.

Ожидания родителей: Моего ребенка спокойно можно отдавать в школу в шесть лет и даже раньше: он прекрасно развит, ему уже просто нечего делать в детском саду!

М. М. Безруких: Чтобы ребенок смог сосредоточенно работать в течение, как минимум, четырех уроков, он должен быть готов к школе не только интеллектуально, но и функционально. Показателем функциональной готовности является, во-первых, начало смены молочных зубов, а во-вторых, так называемый филиппинский тест, когда ребенок через голову должен дотянуться до мочки уха. Обратите внимание: за год до школы трудно прогнозировать, произойдет ли это до первого сентября – дети растут неравномерно, скачкообразно. Однако если к моменту начала учебы ребенку будет существенно меньше шести с половиной лет, будьте готовы к тому, что в школу он, возможно, отправится только через год.

Ожидания родителей: Мой ребенок очень спокойный и сосредоточенный: в шумные игры сверстников не ввязывается, возится один со своими игрушками. Я думаю, с таким характером он станет лучшим учеником.

М. М. Безруких: Социальная зрелость для будущего первоклашки не менее важна, чем физиологическая. Если к моменту поступления в школу у ребенка нет опыта общения со сверстниками, у него могут возникнуть серьезные проблемы:

·         он не представляет себе, что такое совместная работа, потому что не привык играть по правилам, которые устанавливает кто-то другой;

·         у него может быть очень завышена самооценка, потому что ему не приходилось сравнивать себя с другими детьми;

·         не имея опыта коммуникации в детском коллективе, он будет глубоко переживать конфликты и неурядицы, без которых невозможна школьная жизнь, и это также может помешать нормальной учебе. Если к пяти годам ребенок не научился общаться со сверстниками, если каждый контакт заканчивается ссорами и слезами, если он избегает детского общества, нужно уделить этому особое внимание.

Необходимо, чтобы ребенок научился взаимодействовать не только с детьми, но и с чужими взрослыми: не теряться, не стесняться, не прятаться за мамину юбку, но и держать дистанцию, отвечать на вопросы, выполнять инструкции.
Обратите внимание: детский сад – отнюдь не гарантия социального развития. Ведь и в саду ребенок может избегать контактов, копаясь в одиночестве в песочнице или катая в уголочке свою машинку. А «домашний» ребенок, в свою очередь, может обладать вполне достаточным социальным опытом, если он активно играет с другими детьми на площадке, на даче, ходит в кружок или студию, если у него, наконец, есть братья и сестры.

Ожидания родителей: У нашего ребенка великолепно развита координация движений: он отлично ездит на велосипеде, занимается фигурным катанием. Так что проблем с письмом у него быть не должно.

М. М. Безруких: Координация больших движений имеет очень косвенное отношение к мелкой моторике. Поэтому в период от 5 до 6 лет обязательны занятия с ребенком по развитию графических умений. Можно воспользоваться для этого подготовленным Институтом возрастной физиологии РАО пособием «10 простых шагов к красивому и правильному письму».
Обратите внимание: следует насторожиться, если к 5 годам ребенок не любит и отказывается рисовать, если его графические навыки не соответствуют возрастным нормам. В этом возрасте нужно точно копировать геометрические фигуры, соблюдая их пропорции, линии должны быть ровными, неразорванными, углы – четкими.

Ожидания родителей: За год до школы мы начали учить ребенка писать по прописям – так ему будет проще в 1-м классе.

М. М. Безруких: Научиться хорошо писать пятилетний ребенок по определению не может, он еще для этого не созрел, а переучить ребенка, когда у него уже сформировался неправильный почерк, практически невозможно. Кроме того, дети воспринимают задачу деятельности по формальным признакам, и вряд ли первоклашка заинтересуется написанием крючочков на уроке, если он уже знает, как пишется буква «а». Ребенок, скорее всего, решит: я уже это знаю, я это умею. А на самом деле это поверхностное знание и никакого умения. Не стоит специально заставлять ребенка учиться и чтению. Хотя, конечно, если он научился читать самостоятельно, запрещать тоже незачем. Нужно поддерживать, но продолжать ему читать вслух.

         Ожидания родителей: Мой ребенок прекрасно эрудирован, знает наизусть детскую физическую энциклопедию, помнит столицы всех государств. Он непременно будет отличником.

М. М. Безруких: Действительно, встречаются дети, которые держат в голове огромный запас информации. Но это нисколько не помогает им в учебе, поскольку они не умеют ее применять, выстраивать причинно-следственные связи. Подготовка к школе должна быть комплексной. Вместо того чтобы забивать голову ребенка ненужными сведениями, гораздо полезнее заниматься развитием речи, моторики, внимания, зрительно-пространственного восприятия. (Об этом см. материалы рубрики «Дошколенок» в №№ 10–12 за 2009 год, а также №№ 1–7 за 2010 год).
Главное – правильная организация! Чтобы любые школьные задачи были по плечу первоклашке, у него должна быть сформирована организация деятельности.

Автор статьи: Марьяна БЕЗРУКИХ. Журнал «Здоровье школьника», №10, 2010 год



Предварительный просмотр:

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

  • 15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
  • 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
  • 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать — если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
Их длительность не должна превышать 35 минут.
Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился…» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Советы психолога родителям будущих первоклассников"

Если ребёнок настроен против школы, если он спрашивает: "Зачем ходить в школу?"... Как правильно построить общение с ребёнком?...

Советы для родителей будущих первоклассников

Содержит полезные советы для родителей будущих первоклассников...

Советы психолога родителям будущих первоклассников

Советы психолога помогут вам и ребенку перестроится на новый жизненный этап - обучение в школе....

Советы для родителей будущих первоклассников.

Советы родителям будущих первоклассников, которые помогут в дальнейшей адаптации в школе....

«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.

В данном материале даны рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога для родителей будущих первоклассников и младших школьников....

Советы психолога родителям будущего первоклассника. О чем необходимо помнить родителям?

В статье даются советы родителям будущего первоклассника...

Советы будущим родителям первоклассников

Советы будущим родителям первоклассников...