Главные вкладки

    Урок русского языка 3 класс по теме " Изменение имён прилагательных по родам"
    план-конспект урока (3 класс) на тему

    Красавина  Светлана Николаевна

    Разработка урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Изменение имен прилагательных по родам.

    Класс: 3-й.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Цель урока: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.

    Задачи урока:

    Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного.

    Развивающая: развивать аналитическое мышление, внимание обучающихся, устную и письменную речь.

    Воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к предмету.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    Внимание на доску. (В записи даты пропущены подчеркнутые буквы.)

    Два…цат…  вт…рое    янв…ря
    Классная работа.

    - На какие орфограммы у меня пропущены буквы?

    Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    II. Минутка чистописания

    - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы, которые являются начальными в названии части речи, обозначающий признак предмета.

    - Какие это буквы?

    Ип ипп иип

    - Какое соединение вы видите в сочетании этих букв?

    - Напишите эти соединения в тетрадь.

    - Кто мне напомнит, каким должно быть письмо? (Безотрывным, безнажимным, аккуратным.)

    - Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.

    III. Словарная работа

    - А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

    (Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)

    1. Неказиста шишковата,

     А придет на стол она,

     Скажут весело ребята:

     «Ну, рассыпчата, вкусна».

    (Картофель)

    2. Я румяную матрешку

     От подруг не оторву,

     Подожду, пока Матрешка

     Упадет сама в траву.

    (Яблоко)

    3. Не живая, а идет,

     Неподвижна, а ведет.

    (Дорога)

    4. Как на нашей грядке

     Выросли загадки –

     Сочные да крупные

     Вот такие круглые.

     Летом зеленеют,

     К осени краснеют.

    (Помидоры)

    5. Что за дерево стоит –

     Ветра нет, а лист дрожит?

    (Осина)

    6. В два ряда дома стоят –

     Десять, двадцать, сто подряд,

     И квадратными глазами

     Друг на друга глядят.

    (Улица)

    7. Что за дорога?

     Кто по ней идет, -

     Тот хромает?

    (Лестница)

    8. Я в любое время года

     И в любую непогоду.

     Очень часто, в час любой

     Провезу вас под землей.

    (Метро)

    9. Днем спит на ней подушка,

     А по ночам –

     Андрюшка.

    (Кровать)

    - Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

    IV. Изучение нового материала

    На доске сделана запись
    лес                 большая                 зимняя                  

    дорога                 большое                 зимнее                  

    озеро                 большой                 зимний                 суровый

    - Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи.

    (В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.)

    - Какого рода данные имена существительные? (Сущ. «лес» мужского рода, сущ. «дорога» женского рода, сущ. «озеро» среднего рода.)

    - Подберите к существительному «лес» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Лес» какой? большой зимний суровый.)

    - Подберите к существительному «дорога» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Дорога» какая? большая, зимняя.)

    - Сделайте такую же работу в отношении существительного «озеро». Запишите словосочетание. («Озеро» какое? большое зимнее.)

    - Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное. Определите род прилагательных, которые относятся к существительному «лес», и обоснуйте  вой ответ. (Прилагательные «большой», «зимний», «суровый» м.р., так как они относятся к существительному мужского рода «лес».)

    - Определите род прилагательных, связанных с сущ. «дорога». (Прилагательные «большая» «зимняя» женского рода, потому что они связаны с сущ. женского рода дорога.)

    - Определите род прилагательных «большое», «зимнее». (Прилагательные «большое» «зимнее» среднего рода, так как они относятся к сущ. «озеро», которое ср. рода.)

    - На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода? (Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой, -ий, -ый.)

    - Назовите вопрос и окончание имен прилагательных женского рода. (Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.)

    - На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода, (женского рода и среднего рода).

    - Итак, как изменяется имя прилагательное?

    - Как определяется род имени прилагательного?

    (Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос  какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое, -ее.)

    Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

      -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

                       Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа

        -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

    Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

    А сейчас по этой таблице расскажите все, что вы узнали про изменение имен прилагательных по родам.

    Изменение имен прилагательных по родам

    мужской род              женский род        средний род

    какой?                                какая?                          какое?

    -ой, -ий, -ый                -ая, -яя                          -ое, -ее

    V. Первичное закрепление изученного материала
    1. К трём прилагательным каждого ряда подберите подходящие по смыслу  существительные. Определите род прилагательного и существительного, к которому оно относится. Найдите орфограммы
    1)зелёный  продолговатый  сочный…
    2)маленькая  серенькая   пугливая …
    3) новая интересная  библиотечная  ….
    4) красное  спелое  душистое…

    2.Вместо точек вставьте подходящие по смыслу  слова.

    ….полезный, а  табак…
    ….хитрая, а осёл…
    ….белый, а уголь…
    …юный, а дедушка…

     Напишите, подчеркните известные орфограммы. Определите род существительных и прилагательных.
    - Что можно сказать о смысле прилагательных в каждом предложении?
    - Что такое антонимы?

    VI Физминутка
    Учитель называет словосочетания. Если это ж.р. – приседают девочки, если мужской – приседают мальчики, а если средний – все  стоят и хлопают в ладоши.
    Белая берёза, солнечный зайчик, яркое солнце, морозное утро, холодный ветер, сильная буря, хитрая лиса, высокий дом, хорошее здоровье.

    3.Прочитайте словосочетания. К каждому подберите словосочетание с противоположным значением. Определите род прилагательных и существительных.
    лёгкая ноша -  ?                       свежий хлеб  -  ?
    лёгкая задача -  ?                    свежий ветер  -  ?
    лёгкий ветерок -  ?                  свежая рубашка  - ?

    - Почему антонимы разные, а слова первого столбика одинаковые?
    - Что можно сказать о таких словах?
    -Что такое многозначные слова?
    -Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Напишите, ориентируясь на таблицу.

    1.Доброе  дело само себя хвалит.
    2.Пустая  п..суда   звенит  больше  всего.
    3.Х…рошая  книга – лучший  дру….
    4. Ч..жой   хле…   горек.

    род

    1

    Пр. + сущ.  м. р.

    2

    Пр. + сущ.   ж.р.

    3

    Пр. + сущ. ср. р.

    4

    Пр. + сущ  ж.р. и м. р.

    4.Посмотрите на текст на доске. Я вам прочитаю его, а вы подумайте, почему этот текст так назван.

                                                                      Лесн… аптека

    Аптечн… ромашка, полев… хвощ, болотн… багульник, горьк… полынь, болотн… сушеница – ценные лекарственные растения. Школьники – активные участники сбора этих растений. Каждый год они ведут заготовку цветов, трав и плодов.

    Знаете ли вы другие лекарственные (растения) травы?

    - Кто видел эти растения?

    - Какие из этих трав растут на территории Северного Казахстана?

    - Кто знает, в какое время их собирают?

    - Но, к сожалению, в последнее время этих трав стало меньше. Как вы думайте от чего?

    - «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. И эти сокровища мы должны охранять и беречь. Охранить природу – значит охранять Родину».

    - А вот при каких болезнях используются эти травы, вы можете прочитать в библиотеке.

    - Посмотрите на текст. Что вы интересного заметили? Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями?

    - А теперь внимательно послушайте задание, которое вам нужно будет выполнить. Списать текст, вставляя пропущенные окончания.

    - Но, для того, чтобы не допустить ошибок при выполнении упражнения, ответьте на мой вопрос. Как правильно определить, какое написать окончание в прилагательном? Что нужно для этого сделать?
    (1. найти сущ., задать вопрос к прилагательному;
    2. определить род имени существительного;
    3. узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.)
    При выполнении этого упражнения вам поможет таблица.

    Проверка выполняется при помощи сигнальных карточек.

    - А сейчас разбираем слово заготовку по составу. Молодцы!

    Творческая работа

    Написать зимнюю зарисовку в 2-х предложениях со следующими словосочетаниями:

    - искрящийся  снег

    - яркое солнышко

     -зимний морозец.

    VII. Домашнее задание

    Составить по два словосочетания прил. + сущ. каждого рода.

    VIII. Итог урока

    - Как изменяется имя прилагательное?

     - Как определяется род имени прилагательного?

     - На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?

     - Какие имеет окончания?

     - На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?

     - Какие имеет окончания?

     - На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?

     - Какие имеет окончания?

    - Спасибо всем за работу

            

     

     2) Связь имён прилагательных с существительными.

        -Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.

    Вот уж снег последний в поле тает,

    Тёплый пар восходит от земли,

    И кувшинчик синий расцветает,

    И зовут друг друга журавли.

    Юный лес, в зелёный дым одетый,

    Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

    Всё весны дыханием согрето,

    Всё кругом и любит и поёт;

        Работа по учебнику. Упражнение 18 (стр.107)

    а) выразительное чтение

    б) разбор стихотворения по вопросам

    -Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?

    в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради. ( Слайд №13)

    снег (какой?) последний

    пар (какой?) тёплый

    кувшинчик (какой?) синий

    лес (какой?) юный

    дым (какой?) зелёный

    гроз (каких?) летних ( Слайд № 14)

    !!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

        -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

         Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

        -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

    !!!Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным. (Слайд №15)

    3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

        -Давайте понаблюдаем. (Слайд №16)

         -Подберите к нашему   слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

    Проверим (Слайд №17)

          тёплый… день (м.р., ед.ч.)

          тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)

         тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

          тёплые …лучи (мн.ч.) !!! У прилагательных множественного числа род не определяем.

    У прилагательных выделить окончание и основу. Что  заметили?

    !!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

     Физкультминутка. (Слайд №18)

    Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

    Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

    Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

    Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

    Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

    Бабочка кружит и вьётся. (покружится)

    7. Первичное закрепление.

    1)Упражнение 20.

     Определите  род  и  число  имён  прилагательных? (Слайд № 19)

    Проверка. (Слайд №20)

    2) Чтение правила (с.108)

    Так как же  определить род и число имени прилагательного?                      (Слайд №21)

    3) Дополнительное задание.

    Весна приготовила для нас ещё одно задание.(Слайд №22)

    Тест. (слайд № 23,24  и проверка №25)

     8. Рефлексия. Итог урока. Оценки. ( Слайд №26)

       -Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались  к вам  вопросы.

    Понравился  вам  урок?

    Научились ли вы  чему- то  новому?

     Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

    Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

    Что  нового  вы  узнали  об  имени   прилагательном? (изменяются по  родам  и  числам).

    9. Домашнее задание: ( Слайд №27) Спасибо


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ы , т в , о, и , т р , у, д , з , ь , я

    Слайд 2

    т ы в, о, и, т р , у, д , з , ь , я

    Слайд 3

    т ы твои р , у, д , з , ь , я

    Слайд 4

    Ты твои друзья

    Слайд 5

    Ты и твои друзья

    Слайд 6

    Дружба- это понимание друг друга

    Слайд 7

    Правила дружбы 1. Учись понимать друга

    Слайд 8

    Кого можно назвать настоящими друзьями?

    Слайд 9

    Можно ли их назвать настоящими друзьями?

    Слайд 10

    Кого можно назвать настоящими друзьями?

    Слайд 11

    Правила дружбы 1. Учись понимать друга 2. Помогай другу

    Слайд 12

    Правила дружбы 1. Учись понимать друга 2. Помогай другу 3. Называй друга по имени

    Слайд 13

    Работа по учебнику

    Слайд 14

    Разговаривай с любым человеком так, как бы ты хотел, чтобы разговаривали с тобой

    Слайд 15

    здравствуйте извини спасибо пожалуйста до свидания прости меня

    Слайд 16

    Правила дружбы 1. Учись понимать друга 2. Помогай другу 3. Называй друга по имени 4. Будь вежлив

    Слайд 17

    Отец и сыновья

    Слайд 18

    Правила дружбы 1. Учись понимать друга 2. Помогай другу 3. Называй друга по имени 4. Будь вежлив 5 . Живи в согласии с другом. Если поссорился – помирись.

    Слайд 21

    Работа по учебнику с. 88

    Слайд 22

    Н. А. Назарбаев

    Слайд 23

    наурыз

    Слайд 24

    наурыз

    Слайд 25

    1. Учись понимать друга 2. Помогай другу 3. Называй друга по имени 4. Будь вежлив 5 . Живи в согласии с другом. Если поссорился – помирись.

    Слайд 26

    Тест 1.Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоего друга нет денег на билет. Как ты поступишь? А) Пойдёшь в кино один ( одна) Б) Останешься дома вместе с приятелем В) Найдёшь богатенького приятеля, который бы смог сходить с тобой в кино

    Слайд 27

    2.Ты хочешь пригласить подругу ( друга) провести вместе вечер, но она ( он) уже обещал(а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь? А) Проведёшь вечер одна ( один) Б) Поможешь ему ( ей). В) Позвонишь другой ( другому) подружке ( другу)

    Слайд 28

    3.Ты идёшь по улице и видишь, что шайка хулиганов пристаёт к твоей подруге ( другу). Как ты поступишь? А) Сделаешь вид, что ничего не замечаешь и поспешишь скрыться Б)Бросишься на помощь подруге ( другу) В)Расскажешь об этом её ( его) отцу… когда увидишь его

    Слайд 29

    4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг ( один из друзей) обнаружил, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь? А)Скажешь ему (ей) , чтобы в следующий раз он ( она) лучше собирался в поездку Б) Поделишься своим обедом В)Скажешь об этом учителю, чтобы он что – нибудь придумал

    Слайд 32

    Нам без дружбы не прожить, Дружбой надо дорожить!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён прилагательных по родам"

    Урок разработан с учётом требований ФГОС. Выдержаны все этапы урока....

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён прилагательных по родам".

    Урок русского языка в  3 классе. УМК "Школа России". Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Тип урока: проблемный.Проблема урока: почему имена прилагательные изменяются по родам?...

    Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам

    Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам" Цель: развивать умения точно употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать их родовые ок...

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

    Актуализация знаний (предложение из цветных слов)Ребята, на экране предложение. Я уверена, что если кому-то из вас до сих пор грустно, оно вам точно поднимет настроение  (Надену красную шляпу, ор...