Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по родам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме

«Изменение имён прилагательных по родам»

  1. Проверьте готовность к уроку. Орг. момент.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли.

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

- о каком времени года писал поэт А.К.Толстой?

- Как определили? Может быть о зиме, или об осени?

-Какие признаки весны?

-Назовите словосочетания.       Снег последний

                                        Тёплый пар

                                        Кувшинчик синий

- какая часть речи указывает на признак?

- Что мы уже знаем об имени прилагательном?                Часть речи

                                                                        Признак предмета

                                                                        Изменяется по числам

- Как вы думаете, а как ещё может изменяться имя прилагательное?

                                                        По родам

- Определите тему нашего урока

                                        Слайд

- Чему будем учиться?

                                        Слайд

Послушайте ещё стихотворение.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей

- Кто автор?                        

Слайд

В этом стихотворении о каком времени года говорится?

- Какое время года предшествовало весне?

- Вспомните зимние месяцы.                                Д.кабрь, .нварь. ф.враль 

- Кто к зиме меняет цвет шубки? Летом серый, зимой белый.                 За.ц

- Косолапый лесной житель.                                 М.дведь

  1. Чистописание.

- Записать пропущенные буквы, соединяя их элементом. …

Проверка.

- Какая орфограмма во всех этих словах?

- Что надо сделать, чтобы правильно писать такие слова?

  1. Повторение

- Какой частью речи являются данные слова?                         Существительное

- Вспомним , что мы знаем об имени существительном.

        - это..                                                                слайд

        - обозначает…

        - отвечает….

        - изменяется..

        - постоянный признак….

- Какая часть речи связана только с именем существительным?       Прилагательное

- Вспомним о прилагательном.

        -- это..                                                                слайд

        - обозначает…

        - отвечает….

        - связано с ….

        - изменяется..

4. Новый материал.

- Составьте с существительным медведь словосочетание.

- Запишите.

- Как будет звучать слово медведь в ж.роде?                медведица

- Используя то же прилагательное, составьте словосочетание со словом медведица.

- Запишите.

                                Косолапый медведь

                                Косолапая медведица

- Какие слова в словосочетаниях будут главными?                Медведь, медведица

-покажите схематически главное слово и смысловую связь.

- выделите основу у прилагательных. Назовите.

-изменилась ли основа?         Нет

- выделите окончание.

- изменилось ли окончание?         Да.

-почему изменилось окончание у прилагательного?         Изменился род

- изменяется ли прилагательное по родам?         Да

Работа с таблицей.


Погода ( ж.р.  )



тёплая



весенняя


Солнце ( ср.р.  )



тёплое



весеннее


Ветерок (  м.р.  )



тёплый



весенний

- выделите окончания у прилагательных.

- что произошло с именем прилагательным?                 Изменялось по родам

Продолжи:

-когда прилагательное изменяется по родам у него …        изменяется окончание

Какие же окончания имеют прилагательные ж.р., м.р., ср.р.?

Работа с таблицей

Ж. р.  (                     )

М.р. (                         )

Ср.р. (                     )

                    ………..

                    ………..


                      ………..

                       ………..


                        ………..

                      ………..

                        ………..

- подумаем: как можно по-разному определить орд прилагательного?

  1. По окончанию
  2. По вопросу
  3. По существительному.

  1. Работа по учебнику.

Стр.108 упр.№17.

     -прочитайте текст.

     - к какому типу текста можно отнести прочитанное?

     - можно ли сказать, что в текст включены элементы описания?

     - найдите в тексте словосочетания сущ. + прил.

     - запишите словосочетания, определите число и род прилагательного.

        Проверка.

     - в форме какого числа должно стоять прилагательное, чтобы мы смогли определить род?

     - о каком времени года шла речь в данном тексте?                Весна

     Стихи каких поэтов вы помните о весне?

     Маршак, Тютчев, Плещеев.

С Маршак

Апрель

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Федор Тютчев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

Алексей Плещеев

- во всех этих стихах поэты описывали приход весны. И Маршак, и Тютчев, и Плещеев, и Пушкин. Пушкин писал не только лирические стихи, но и …..

Упр. 19.

-прочитайте отрывок из произведения Пушкина.                слайд

- из какого произведения?

А что мы читали на уроках литературного чтения, какие произведения Александра Сергеевича?

- Что вы помните о Пушкине?

 Вспомним о поэте.

- Где учился Саша Пушкин?

- почему прочитанный отрывок сказочный? Докажите.

                Златая цепь на дубе, кот учёный

Задание:

- списать

- подчеркнуть прилагательные

- указать род.

Проверка.

Задание: составьте предложения, не изменяя форму прилагательного.                                                                                                                         слайд

Запишите.

Подчеркните грамматическую основу.

Дайте общую характеристику этим предложениям.

Определите род у прилагательного.

Измените прилагательные по родам. Устно.

- как определяем род прилагательного?

5.Закрепление изученного.

Тест.                                Слайд

             

Проверка.

        Б Б А А В А В Б В

        

6.Итог урока                слайд  

7.Самооценка.

- возьмите цветные карандаши. Оцените свои знания, как вы усвоили тему урока.

Оценки за урок.

8.Домашнее задание. Проанализируйте, что вы узнали сегодня на уроке и выучите родовые окончания прилагательных. В этом вам поможет таблица, которую заполнили на уроке.

Всем спасибо. Урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Открытый урок по русскому языку 4 класс на тему "Изменение личных местоимений 3 лица по падежам"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение имён прилагательных по родам и числам".

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Изменение имён прилагательных по родам и числам".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование предста...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение имён прилагательных по родам"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Изменение имён прилагательных по родам".Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся об измен...