Особенности обучения математике в рамках ФГОС
учебно-методический материал по теме

В начальной школе  математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_obucheniya_matematike_v_ramkah_fgos.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  обучения математике в рамках  ФГОС.

Докладчик: Севил Лариса Эрикчеевна,

 учитель начальных классов

МБОУ Кызыл-Сылдысская СОШ

  • Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования- основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.

  • В начальной школе  математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.
  • Изучение  математики  в  начальной   школе  направлено   на достижение   следующих    целей:
  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
  • Освоение  начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:

     - вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей,     оснований для упорядочивания, вариантов)

     - понимать значение величин и способов их измерения;

     - использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций;

     - работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений;

     - проявлять математическую готовность к прдолжению образования.

  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседненвной жизни.
  • В стандарте особое место отведено  деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

  •  Содержательный компонент программы  («Чему учить?) существенно не меняется. Он представлен разделами: «Числа и величины», «Арифметические  действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры.», «Геометрические величины». К перечисленному добавляется раздел «Работа с данными (информацией)» .

Выпускник научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять неложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научится:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;в разной форме ( таблицы и диаграммы);
  • распознавать одну и ту же информацию,  представленную в разной форме ( таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Итак, как учить?

«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата,» -- писал  Шота Руставели.

  • Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен для реализации нового социального заказа. Ясно также, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы в передаче молодому поколению системы культурных ценностей.

  • Технология «деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством к.п.н. профессора Людмилы Георгиевны Петерсон, получила наибольшее распространение. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовываетее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Объяснительно-иллюстративный и деятельностный способы обучения в организации учебного процесса.

Объяснительно-иллюстративный

Компоненты учебной деятельности

Деятельностный

Задается учителем.

Цель- предполагаемый результат.

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели.

Используются внешние мотивы.

Мотивы- побудители к деятельности.

Опора на внутренние мотивы.

Выбираются учителем.

Средства- способы осуществления деятельности.

Совместный с учащимися выбор.

Инвариантные, предесмотренные учителем.

Действия- основной элемент деятельности.

Вариативные, возможность индивидуального выбора.

Уровень усвоения знаний.

Результат- конечный продукт.

Позитивные внутренние личностные изменения.

Сравнение результативности с эталонами.

Оценка-критерий достижения цели.

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

  • Принцип деятельности предполагает, что новые понятия  и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной  учебной  деятельности.Как организовать такое обучение?

  • Очевидно, что любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск ими и «открытие» нового знания. Таким оброазом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

        Например, на уроке математики во 2 классе по теме «Умножение» учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (2+2+2+2+2=8). Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Солько пуговиц надо пришить на 860 рубашек? (практическое задание, не выполнимое вообще). Составляя выражени 9+9+9+9+..., ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации).

  • Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит 4 звена научного творчества.

Цель урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З

Н

А

Н

И

Я

В

В

Е

Д

Е

Н

И

Е

Постановка учебной проблемы- формулирование вопроса или темы урока.

Поиск решения- открытие субъективно нового знания.

ВОС

ПРО           ИЗ

   ВЕ

          ДЕ

         НИЕ

Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме

Реализация продукта- представление продукта учителю и классу

Структура урока по технологии деятельностного метода.

1. Самоопределение деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Первичное закрепление  во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний .

8. Рефлексия деятельности.

  • Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики.

  • Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формамибс величинами , с возможностями различных исходов событий и др).
  • Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения , операции и др).
  • Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация , сравнение (чисел, тел, форм ,объектов, закономерностей и тд).
  • Конструирование и создание (моделей,математических выражений, схем , несложных таблиц и диаграмм и тд.)
  • Ежедневный счет, вычисления, решение задач

  • Подготовка проблемного урока занятие непростое,но во многих образовательных моделях проблемная технология уже заложена. Яркий пример – комплект «Школа  России».

Учебник математики выстроен так, что обеспечивает открытие знаний учащихся. Методические рекомендации для учителей предполагают готовые разработки проблемных уроков. От педагога требуется точно понять и грамотно воплотить авторский замысел.

  • Основные  особенности курса.

1 .Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету.  (Задания типа: «придумай», «найди», «составь», «выбери», «нарисуй» , «сравни» и т.д).

  1. Связь   с практикой, с реальными проблемами  окружающего мира.
  • Математическое моделирование (от количества к цифре);
  • Внутремодельное исследование (сложение и вычитание однозначных чисел, таблица , сложение, операции над двузначными числами);
  • Приложение полученных результатов к реальному миру (решение , составление текстовых задач)

  1. Реализация приемственности содержания между дошкольной подготовкой, начальной и средней школой.
  2. Формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования электронных средств.
  • Расширению  и углублению математических представление учащихся начальной школы  способствует из участие во внеурочной деятельности  (кружки,  факультативы и проектная деятельность).

     

        Наиболее удачной с точки зрения поставленных целей формой  работы на занятиях и уроках является групповая работа , так как  она позволяет : 

А) детям:

  • Получить эмоциональную содержательную поддержку , без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров  портится характер;
  • Попробывать свои силы в ситуации , где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • Приобрести опыт выполнения важнейших функций , составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование;

Б) учителю:

  • Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
  • Сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»,  одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  •  Вести систематическое наблюдение  (мониторинг) за формирование учебного сотрудничества в классе.

Такую педагогическую задачу можно решать с помощью проектных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »

«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...

Статья "Особенности обучения математике в начальной школе в рамках ФГОС"

    В начальной школе  математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное о...

Особенности обучения математике в рамках ФГОС

     Автор статьи, рассматривая вопрос об особенностях обучения математики в рамках ФГОС, подчёркивает важность образования, полученного в начальной школе, в рамках которого мате...

Использование нестандартных задач в различных заданиях по математике в рамках ФГОС.

Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей, когда эти задания не обязательны для него?Интерес – это основной...

Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда.  В УМК дан матер...