Проект "Мир чудес"
рабочая программа по теме

Башаркина Оксана Валерьевна

Проект по гарденотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gardenoterapiya_proekt_basharkina.docx420.54 КБ

Предварительный просмотр:

\\Server1\d\Башаркина О.В\титульник программы1.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число детей с ограниченными возможностями здоровья в мире достигает 13%  от общего количества  рожденных (3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% с нарушениями в других органах и системах организма). Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер, средств и усилий, и разработка этих мер должна базироваться на знании закономерностей, задач, сущности социальной реабилитации.

Очень часто в индивидуальных программах реабилитации инвалида, ребенка-инвалида (ИПР) медико-санитарная экспертиза в рамках социально-культурной реабилитации рекомендует такое мероприятие, как гарденотерапия.

        Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапии в том числе, позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново, способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Этот комплекс позволяет развить у детей-инвалидов разнообразные жизненно важные познавательные навыки, навыки общения; повысить уровень самооценки; сформировать и развить активную жизненную позицию.

Гарденотерапия помогает человеку лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленный как на себя, так и на окружающие человека растения.

Гарденотерапия (в переводе садовая терапия), как комплексный способ реабилитации и социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет многовековую историю. Например, в Древнем Египте садовая терапия использовалась как терапия умственно отсталых людей. Известен также и зарубежный опыт успешного применения гарденотерапии – Американская ассоциация садовой терапии или гарденотерапия Великобритании.

Садовая терапия как социальный инструмент может пониматься в широком или узком смыслах. В широком понимании – это комплексное влияние на улучшение социальной адаптации, реабилитации, корректировки поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. В узком смысле – это метод лечения людей с физическими и психическими недостатками или проблемами. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия.

Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии.

           Технологий применения данного метода в работе с детьми с ограниченными возможностями нет. А реализация рекомендаций ИПР требует четко спланированной целенаправленной работы в данном направлении, с учетом принципов дидактики и социального обслуживания населения.

В связи с вышеизложенным был разработан проект по гарденотерапии «Мир чудес». Он рассчитан на то, чтобы с помощью технологии «гарденотерапия» помочь ребенку-инвалиду и ребенку с ограниченными возможностями использовать свои собственные скрытые ресурсы и улучшить качество жизни.

Целевая группа

Проект рассчитан на детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, имеющими нарушения интеллекта и поведения, нарушения работы органов и систем организма, посещающими отделение реабилитации в возрасте от 3 до 18 лет.

Цель: обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка с ограниченными возможностями по средствам гарденотерапии, как составной части комплекса социально-культурной реабилитации.

Задачи:

1.Создать условия для социальной адаптации ребенка с ОВ через активное участие в полезной деятельности.

2. Расширить и углубить знания детей о растениях, их роли в жизни человека.

3. Упражнять в умении сравнивать, делать выводы, обобщения.

4. Формировать элементарные трудовые навыки по уходу за растениями. 

5. Развивать эмоциональную отзывчивость к объектам флоры.

Формы работы 

Индивидуальные занятия при обучении детей практическим навыкам ухода за растениями.

Групповые занятия при проведении тематических викторин, игр, экскурсий в природу.

Методы работы:

1. Информационно-рецептивные;

2. Иллюстративно-наглядные;

3. Репродуктивные;

4. Коммуникативно-творческие;

5. Познавательно-рефлексивные.

Они включают в себя:

  • наблюдение на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
  • взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой.
  • совместные действия ребёнка и взрослого;
  • действия детей по образцу.

Гарденотерапия раскрывает дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащает социальный опыт ребёнка, развивает его эмоционально-волевую сферу.

Мероприятия гарденотерапии направлены на физическое развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют развитию и улучшению основных моторных навыков – мышечной координации и тренировки неиспользуемых мышц, хватательных навыков и гибкости пальцев.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Проект состоит из следующих этапов:

  1.  Подготовительный этап:
  • изучение опыта работы по данной методике;
  • разработка диагностических карт, для проведения первичного обследования и дальнейшей результативности применения гарденотерапии в реабилитации;
  • создание условий для реализации программы.
  • разработка блоков мероприятий по темам-циклам
  1. Основной этап:
  • проведение подгрупповых, индивидуальных занятий в соответствии с тематическим планом;
  • работа с родителями (консультирование по реализации проекта и применения детьми усвоенных знаний в домашних условиях);
  • освещение основных мероприятий по реализации проекта в средствах массовой информации.
  1. Заключительный этап:
  • проведение контрольно-диагностического обследования достигнутых детьми результатов;
  • анализ эффективности мероприятий программы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

  1. Мероприятия проекта направлены на интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:
  • улучшению навыков общения, развития разных видов памяти и словарного запаса;
  • улучшению способности проводить наблюдения за растениями и живой природой;
  • стимулированию чувственного восприятия;
  • получению новых трудовых навыков (размножение растений, уход за растениями).
  1. Мероприятия проекта направленные на социализацию детей с ограниченными возможностями способствуют:
  • взаимодействию внутри группы. Участники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества.
  1. Мероприятия проекта направленные на повышение эмоционального подъема детей с ограниченными возможностями способствуют:
  • усилению чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Для программы отбираются растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают. Чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, пришедшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Ребенок понимает, что от них зависят живые существа;

  • формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году. Например, важно наблюдение за открытием цветочных бутонов или прорастанием семян;
  • выражению положительной творческой энергии.

Занятия по гарденотерапии проводятся один раз в неделю по подгруппам, которые формируются на основе диагностик в начале реабилитационного периода с учетом возраста, сохранности интеллекта и рекомендации ИПР. Длительность занятия варьирует от 15 до 30 мин, также в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и видами деятельности.

Тематический план

Тема

Оборудование

Задачи

сентябрь

1.Диагностика.

Диагностические карты.

1.Определить навыки, умения и знания детей.

2. Знакомство с деревьями и кустарниками.

Фотографии растений и дидактический материал (иллюстрации)

2.Знакомство с основными элементами озеленения (по фотографиям):

- с деревьями:

-хвойные, лиственные (отличительные черты);

-высота, части дерева (ствол, крона, корни)

- с цветами, без цветов.

- с кустарниками

3.Экскурсия «Сбор природного материала для поделок»

3.Показать детям разнообразие растений, рассмотреть различную форму листьев.

Собрать природный материал для поделок.

октябрь

1.Знакомство с плодами и семенами растений.

Семена, плоды растений нашего района

.

1.Познакомить детей с различными видами плодов: боб, ягода, орех, семянка, коробочка, зерновка, костянка, крылатка.

2.Изготовление поделок из природного материала (2 занятия).

Природный материал, клей, бросовый материал

2. Развивать творческих способностей у  детей  по средствам художественного конструирования из природного материала.

.

3.Ознакомительное занятие с комнатными растениями. Часть 1 (Бальзамин, традесканция, монстера, хлорофитум).

Комнатные растения: Бальзамин, традесканция, монстера, хлорофитум

3.Сформировать у детей представление о разнообразии комнатных растений,  о потребностях растений в свете, влаге, тепле, почвенном питании.

1. Ознакомительное занятие с комнатными растениями. Часть 2 (колеус, маранта, сансевиерия, фиалка).

Комнатные растения: колеус, маранта, сансевиерия, фиалка.

1.Сформировать представление о том, что растения бывают светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых.

ноябрь

2.Полив комнатных растений.

Комнатные растения, лейки.

2. Познакомить с различными видами полива растений в зависимости от потребности и состояния растений.

3.Рыхление почвы.

Комнатные растения, инструменты из садовых наборов для рыхления почвы

3.Научить детей аккуратно рыхлить почву и дать преставление о пользе этого действия.

4.Мытье комнатных растений

Комнатные растения, губка, пульверизатор-тор, кисточка для пыли.

4.Формировать умения удалять загрязнения и пыль с растений.

декабрь

1.Уход за комнатными растениями.

Комнатные растения, приспособления и инструменты.

1. Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять его состояние и выявлять необходимые способы ухода.

2.Знакомство с лекарственными растениями.

Комнатные растения (алоэ,  каланхоэ, фикус, герань)

2.Познакомить детей с комнатными растениями, обладающими лечебными свойствами.

3«Мое любимое растение» творческая презентация детьми наиболее понравившегося  комнатного растения.

3.Воспитыать любовь к комнатным растениям.

Закрепить знания  о комнатных растениях, их названия, отличительные особенности.

январь

1.Диагностика.

Диагностические карты.

1.Определить навыки, умения и знания детей.

2.Викторина «Наши зеленые друзья»

2.Воспитыать любовь к комнатным растениям. Закрепить знания о комнатных растениях.

3.Изготовление и украшение горшков для комнатных растений своими руками

Бросовый материал, клей, пластилин.

3.Продолжать учить детей художественному конструированию из природного материала.

февраль

1.Пересадка комнатных растений. Виды размножения растений. Теория (определение необходимости пересадки).

Иллюстрации

1.Дать представление детям о том, что комнатным растениям необходима пересадка. Познакомить со способами пересадки и размножения растений (перевалка, разделение, черенкование,  т.д.)

2.Пересадка комнатных растений. Практическое занятие.

Растения, горшки для растений, клеенка, лейка, резиновые перчатки.

2.Формировать навыки по пересадке растений.

3.Размножение комнатных  растений. Практическое занятие.

3. Формировать умения  вегетативного размножения растений (черенки, усы, побеги)

4.Уход за пересаженными растениями, формирование кроны.

Растения, ножницы.

4.Закреплять навыки и умения детей ухаживать за комнатными растениями.

март

1.Посадка лука на зелень. Создание различных условий для эксперимента.

Луковицы, тара для посадки.

1.Вызвать познавательный интерес к процессу выращиванию лука в различных условиях.

2.Знакомство с бобовыми культурами. Проращивание гороха и фасоли.

Семена фасоли и гороха, вата, тара для выращивания.

2. Познакомить с бобовыми культурами, поместить бобы в субстрат для проращивания.

3.Знакомство с семенами однолетних цветущих растений. Посадка проросших бобов.

Семена бархатцев, космеи, настурции, календулы. Тара для посадки, грунт и др.

3.Дать представление о разнообразии  внешнего вида  однолетних растений (бархатцы, календула, космея, астра)

4.Посев семян. Наблюдение за ростками.

Семена бархатцев, космеи, настурции, календулы, тара для посадки, почва и др.

4. Вызвать познавательный интерес к посадке и выращиванию цветов.

апрель

1.Знакомство с луковичными цветущими растениями. Посадка луковиц (тюльпан, нарцисс).

Луковицы тюльпана, нарциссов, тара для посадки, грунт, клеенка, инструменты, лейка.

1.Расширить знания о луковичных растениях. Закрепить навыки посадки растений.

2.Уход за всходами однолетних растений (прополка, полив, рыхление почвы).

Лейка, садовый набор.

2.Закреплть навыки ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3.Пикировка саженцев.

Тара, для посадки, грунт, клеенка, лейка.

3. Познакомить детей с арго приёмом - пикировкой саженцев.

4.Уход за саженцами.

Лейка, садовый набор.

4.Отрабатывать навыки ухода за саженцами и растениями.

май

1.Основы фито дизайна.

Фотографии, иллюстрации, презентация.

1.Дать представление детям о фито дизайне. Познакомить с формами и правилами оформления цветников.

2.Создание мини клумбы.

Тара для создания мини клумбы, саженцы декоративных однолетних растений, грунт, инструменты.

2.Развивать творческие способности, вызвать интерес к составлению цветников.

3.Диагностика

Диагностические карты.

Определить уровень знаний, навыков, умений.


РЕСУРСЫ

Кадровые ресурсы

Должность

кол-во штатных единиц

Функции

воспитатель

2

Разработка конспектов групповых занятий. Подготовка и проведение групповых и индивидуальных занятий.

Материально - технические ресурсы

Смета

Наименование

Количество

Цена

Помещение для проведения теоретических и практических занятий.

1

Мебель:

- столы,

- стулья

2 шт.

10 шт.

Семена:

- декоративных однолетних культур (бархатцев, космеи, настурции, календулы),

- бобовых культур (горох, фасоль),

- луковичных растений,

4 уп. разных

по 2 уп.

10 луковиц

35руб. Х 16 шт. = 560 руб.

50 руб. Х 4 шт. = 200 руб.

50 руб. Х 10 шт. = 500 руб.

Комнатные растения:

- бальзамин,

- традесканция,

- монстера,

- хлорофитум,  

- колеус,

- маранта,

- сансевиерия,

- фиалка,

- алоэ,  

- каланхоэ,

- фикус,

- герань

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Садовые инструменты (набор)

4 шт.

Лейки

4 шт.

Грунт

3 уп.

100 руб. Х 3 шт. = 300 руб.

Цветочные горшки

10 шт.

50 руб. Х 10 шт. = 500 шт.

Тара под мини клумбу

2 шт.

200 руб. Х 2 шт. = 400 руб.

Клеенка

2 м

90 руб. Х 2 м. = 180 руб.

Клеенчатые фартуки для детей    

5 шт.

Резиновые перчатки

20 шт.

3,5 руб. Х 20 шт. = 70 руб.

Итого:

2.710 руб.

 Смета составлена из расчета количества детей, задействованных в проекте, требуемого оборудования, согласно плану и содержанию занятий.

Информационные ресурсы

Форма

Для кого

Консультация

Родители

Выступление на родительском собрании.

Родители

Доклад об эффективности использования гарденотерапии.

Реабилитационный совет

Отчет о проделанной работе по реализации проекта (открытое занятие)

Профессиональное сообщество учреждения

Методические ресурсы

  1. Методическая литература
  2. Профессиональные сайты в сети Интернет

Ожидаемые результаты программы

  1. Наличие у детей определенного уровня знаний о растениях, их жизнедеятельности и роли для человека
  2. Социальная адаптированность детей-инвалидов и детей с ОВ к обществу сверстников (сформированы коммуникативные навыки и умение работать в группе).
  3. Исполнение рекомендаций ИПР для детей-инвалидов.
  4. Наличие у детей-инвалидов и детей с ОВ элементарных трудовых навыков по уходу за растениями.
  5. Выражение детьми эмоциональной отзывчивости к объектам флоры

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Результаты реализации проекта оцениваются по объему освоенных детьми знаний, умений и навыков отдельно по вышеперечисленным пунктам (кроме пункта 3), следующим образом:

  • Высокий уровень – 65% – 100%  от суммы максимального количества баллов.
  • Средний уровень – 40 – 64% от суммы максимального количества баллов.
  • Низкий уровень – 0 – 39% от суммы максимального количества баллов.

Максимальное количество баллов пункта 1 и 2 определяется в соответствии с возрастной категорией.

Наличие у детей определенного уровня знаний о растениях, их жизнедеятельности (диагностическая карта 1).

Показатели

Баллы

 кол-во баллов для старшего возраста

 кол-во баллов для младшего возраста

1.

Знает, называет и показывает части растений:

3

2

- корень, корневище

1

- ствол, стебель

1

- крона, лист, цветок

1

2.

Отличает хвойные породы от лиственных пород

1

1

1

3.

Различает и называет виды плодов:

5

2

- боб

1

- ягода

1

- орех

1

- семянка

1

- зерновка

1

4.

Различает и называет комнатные растения:

12

5

- бальзамин

1

- традесканция

1

- монстера

1

- хлорофитум

1

- колеус

1

- маранта

1

- сансевиерия

1

- фиалка

1

- алоэ

1

- каланхоэ

1

- фикус

1

- герань

1

5.

Знает и перечисляет условия, необходимые растениям для жизнедеятельности:

2

1

- свет, влага, тепло

1

- питательные вещества

1

6.

Знает и называет способы вегетативного размножения:

3

1

- черенками

1

- делением куста и корневищ

1

- усами, отпрысками

1

7.

Знает что такое пикировка растений

3

3

-

8.

Знает что такое фито дизайн

3

3

-

9.

Умеет самостоятельно определять:

2

1

- по внешнему виду растений его состояние

1

- выявлять необходимые способы ухода

1

10.

Умеет определять нуждается ли растение в пересадке

1

1

1

11.

Знает какую роль в жизни человека играют растения:

5

3

- выделяют кислород

1

- поглощают углекислый газ

1

- используются в пищу

1

- обладают лечебными свойствами

1

- вызывают положительные эмоции

1

Максимальное количество баллов

40

17

Параметры сформированности коммуникативных навыков (диагностическая карта 2).

Показатели

Баллы

Максимальное кол-во баллов по показателям

1.

При выполнении групповых заданий не возникает конфликтных ситуаций.

1

1

2.

Охотно выполняет групповые задания

1

1

Максимальное количество баллов

2

Параметры сформированности трудовых навыков (диагностическая карта 3).

Показатели

Баллы

кол-во баллов по показателю  для ст. возраста

кол-во баллов по показателю для мл. возр

1.

Самостоятельно, аккуратно и правильно поливает растения

1

1

1

2.

Самостоятельно, аккуратно рыхлит почву

1

1

1

3.

Самостоятельно по инструкции взрослого может формировать крону растения.

1

1

-

4.

Может самостоятельно:

2

1

мыть растение

1

удалять сухие листья

1

5.

Умеет выполнять перевалку растения с незначительной помощью взрослого

1

1

-

6.

Может самостоятельно сажать луковичные растения

1

1

1

7.

Может самостоятельно

2

1

сажать семена

1

сажать проросшие бобы

1

8.

Умеет самостоятельно осуществлять уход за всходами и саженцами.

1

1

-

9.

Умеет с помощью воспитателя составить мини клумбу

1

1

-

Максимальное количество баллов

11

5

Параметры сформированности эмоционально-положительного отношения к объектам флоры (диагностическая карта 4).

Показатели

Баллы

Максимальное кол-во баллов по показателю

1.

Охотно выполняет действия и манипуляции с растениями

1

1

2.

Эмоционально воспринимает красоту окружающей природы

1

1

Максимальное количество баллов

2


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Мы. Программа экологического образования детей. С.-Пб.: Детство-пресс, 2000.
  3. Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. Садовая Терапия: Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Ирк. гос. ун-та, 2006.
  4. Цыбуля Н.В., Фершалова Т. Д. Фитонцидные растения в интерьере. Оздоравливание воздуха с помощью растений. – Новосибирск, 2000.
  5. Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания – М.: АСТ, 1998.
  6. Удаленный источник: [http://doshkolnik.ru/teatr/8167-chipollino.html]
  7. Удаленный источник: [http://dodex.ru/docs/1339/index-29999.html]
  8. Удаленный источник: [http://centerhelp26.ru/news/2013-12-10/gardenoterapiya]
  9. Удаленный источник: [http://oldbogard.isu.ru/hort_therapy.htm]

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семь чудес России"

Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....

Экологическая игра «Поле чудес»

Познавательная  игра подготовлена для учащихся 3  класса в качестве дополнительного материала к классному часу «День Земли», но может быть использована и на уроке окружающего мира и на...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Презентация "Чудеса из природного материала"

Презентация по технологии «Чудеса из природного материала» предназначена для учащихся  3 – 4 классов. Содержит 6 иллюстрированных уроков поэтапного выполнения  панно и объемных изделий из д...

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...