Методическая розработка урока в 1 классе по русскому языку "Текст и предложение".
методическая разработка (1 класс) по теме

Гандзюк Татьяна Викторовна

урок по русскому языку в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_1_kl.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  СОШ  № 270

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

_______________________________________________________________________________________

     

      

Урок русского языка

в 1 классе

Тема: Текст и предложение.

                              Урок  подготовлен и проведен

                               учителем начальных классов

Гандзюк Татьяной Викторовной

2014 г.

                             

                                                                                      

Урок русского языка в 1 классе

УМК «Школа России»

Тема урока: «Текст и предложение».

Цели урока:  

- формировать представление о тексте и предложении как                                                                                         единицах речи;

- актуализировать знания по изученным темам;

- проверить знания детей о правилах оформления                                   предложений на письме.

 Планируемые результаты:

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению темы;
  • осознавать собственные достижения при изучении темы.

Метапредметные:

- познавательные:

  • уметь распознавать текст, отдельные предложения.

- регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • соотносить изученные понятия с примерами;
  • выполнять самопроверку, вносить коррективы.

Коммуникативные:

  • формулировать высказывания, понятные сверстникам;
  • согласовывать позиции, находить общее решение.

Предметные:

  • научатся различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту;
  • находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание;
  • уметь составлять текст из деформированных предложений.

Использованные современные образовательные технологии

  • технология развития информационно-интеллектуальной компетентности
  • игровые технологии
  • здоровьесберегающие технологии
  • обучение в сотрудничестве (работа в парах)

           

Оборудование: - проектор, экран, презентация к уроку, электронное приложение к      

                                учебнику, карточки;

                                - тетрадь, учебник.

                                       

   

                                                                                                                                                                                          Ход урока:

  1. Организационный момент.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

- У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся, садитесь!

  1. Актуализация знаний.

-Жили мужик да баба, у них была дочка да сынок маленький. Однажды получает семья телеграмму от бабушки: Приезжайте. Приболела. Нужна Ваша помощь. Собираются родители в дорогу и наказывают дочке, будь умна, береги братца, не ходи со двора. Старшие ушли, а дочка забыла, что ей наказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Горько плачет девочка, переживает и просит Вашей помощи в поисках братца.

(За каждое верно выполненное задание Вы будете получать часть ключа от избушки Бабы Яги)

- Скажите, для чего нужна речь? (чтобы общаться, говорить)

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Как мы используем устную речь? (устную речь мы слышим и произносим)

- Какой письменной или устной речью является телеграмма, которую прислала бабушка? (письменной речью)

- Молодцы! На вопросы ответили правильно.

- Посмотрите, когда улетали гуси-лебеди, они в воздухе оставили следы. Что они вам напоминают? (букву В)

- Сейчас мы с вами как и гуси-лебеди в воздухе оставим следы.

- Давайте, чтобы получить первую часть ключа в ваших тетрадях красиво напишем букву Вв.(прописать 5 раз)

- Что вы можете рассказать о звуках, которые обозначает буква В.

- Молодцы! ( поменяйтесь с соседом тетрадями, найдите самую красивую букву и обведите её в кружок)

-Получаем с вами первую часть ключа.

- Растаяли на небе следы, и побежала девочка искать братца. Бежала, бежала, стоит печка. Просит девочка помощи у печки. Но чтобы печка помогла нам надо выполнить ее задание.(разгадать загадки)

Эту птицу каждый знает,                                          
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит

(Ответ: воробей)

- Что вы знаете об этих птицах? (ответы детей)

Электронное приложение к уроку о птицах

- Поработаем в парах. Возьмите карточки жёлтого цвета. Как вы думаете, если хотят сказать, что очень маленький, крохотный какое можно использовать выражение. Посовещайтесь с соседом и покажите карточку. (с воробьиный нос)

- Какое ещё выражение у вас осталось на карточках?(стреляный воробей) Как вы думаете, что оно обозначает?(опытный, бывалый человек)

- Запишите слово воробей в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в этом слове. Запомните в этом слове сочетание ОРО.

-А что это за птица?

Носит серенький жилет,

Но у крыльев  - черный цвет.

Видишь – кружат двадцать пар

И кричат:

- Карр! Карр! Карр! (Ворона)

Электронное приложение к уроку о птицах

- Объясните, как вы понимаете выражение.

«Ворон считать» (ротозейничать, зевать, бездействовать)

- Запишите слово ворона в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в этом слове. Запомните в этом слове сочетание ОРО.(один ученик у доски)

- Девочки  придумывают предложение со словом ворона, а мальчики со словом воробей. (Выслушиваются ответы детей.)

- Молодцы! Вы составляли предложения, а что это такое?( на доске открывается алгоритм)

- Вы справились с этим заданием, и печка отдает вам еще одну часть ключа.

  1. Целеполагание. Сообщение темы.

Бежит девочка дальше, стоит яблоня.  Просит девочка помощи у яблони. А яблонька подготовила вам задание.  ФИЗМИНУТКА. (во время физмин. с доски падает одно яблоко) (На яблоке написано: Откройте учебник на стр. 10)

- Прочитайте тему. (Текст и предложение.)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Узнаем, чем отличается текст от  группы предложений.)

 - Яблонька просит вас выполнить упражнение № 1.

- Прочитайте предложения про себя. А теперь послушайте чтение диктора. Электронное приложение к уроку упражнение.

Взять вопросы из упражнения.

АЛГОРИТМ.

  1. Состоит из предложений.
  2. Предложения связаны между собой.
  3. Можно озаглавить.

Чтение правила

- Давайте озаглавим этот текст. Какой заголовок может подойти к тексту? («Первый весенний денек.», «Скоро весна.», «Весна пришла.»)

- Вспомните словарные слова, которые мы с вами записали. Найдите в тексте предложение о той птичке, которую я вам показываю. Что это за птичка?

- Запишите это предложение к себе в тетрадь. Кто затрудняется, поднимите руку я подойду. (Весело зачирикали воробьи. Проверка.)

- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Яблонька отдает вам часть ключа.

ФИЗМИНУТКА (ЛЕСНАЯ)

  1. Первичное осмысление и закрепление.

Дальше бежит девочка. Течет молочная река, кисельные берега. Самое сложное задание предлагает речка. Без помощи друга не обойтись. (Работа в парах.)

- У вас на партах лежат карточки с предложениями. Вам необходимо расположить эти предложения так, чтобы получился текст. (Обратить внимание на алгоритм.)

        Еж.

Миша гуляет по лесу. По тропе бежит еж. У него на иголках лист.

(Первая справившееся пара работает у доски.)

- Записываем  текст в тетрадь.

Получаем от  речки последнюю часть ключа.

- Давайте соберем ключ, попросим ежа проводить нас к избушке Бабы Яги.

                                                             

5. Закрепление.

Чтобы наши герои вернулись домой нам нужно еще раз вспомнить, что такое текст и предложение?

АЛГОРИТМ.

10. Самооценка и рефлексия.

Чтобы вы никогда не попадали в ловушки Бабы Яги, наши герои приготовили для вас волшебные ключи.  Для этого раскрасьте  ключи, выбрав нужный цвет.

  • Если у вас всё получилось, было легко и понятно – жёлтым.
  • Если возникали затруднения, требовалась помощь – оранжевым.
  • Если было сложно, непонятно – красным.

                                           

 

Карточки с заданиями:

                                       

Ёж.

По тропе бежит ёж.

Миша гуляет по лесу.

У него на иголках  лист.

Ёж.

По тропе бежит ёж.

Миша гуляет по лесу.

У него на иголках  лист.

Ёж.

По тропе бежит ёж.

Миша гуляет по лесу.

У него на иголках  лист.

Ёж.

По тропе бежит ёж.

Миша гуляет по лесу.

У него на иголках  лист.

Ёж.

По тропе бежит ёж.

Миша гуляет по лесу.

У него на иголках  лист.

Ёж.

По тропе бежит ёж.

Миша гуляет по лесу.

У него на иголках  лист.

с воробьиный нос

стреляный воробей

с воробьиный нос

стреляный воробей

с воробьиный нос

стреляный воробей

с воробьиный нос

стреляный воробей

с воробьиный нос

стреляный воробей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ИЗО "Национальный русский костюм" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского народа, его культурой и традициями на примере русского народного костюма. На уроке используются различные ИКТ (интерактивная пристака, про...

Методическая разработка урока "Обычаи и обряды русского народа" (ОРКСЭ)

Знакомство и  приобщение детей к  русской  культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол обеспечивает преемственность традиций, сохранение  и  преумножение...

Методическая разработка урока к предметной неделе русского языка и чтения в начальных классах

Данный материал содержит план проведения недели русского языка и литературы в начальной школе....

Методическая разработка урока "Что такое обращение". Русский язык. 3 класс УМК "Школа России"

Предмет: Русский языкКласс: 3Учитель: Манько Елена ВикторовнаТема: "Что такое обращение ?"Тип урока: "Урок знакомства с новым материалом."Учебник: Учебник «Русский язык...

Методическая разработка урока музыки по теме: «Русские народные инструменты», 2 класс (по программе Е. Д. Критской).

Урок нацелен на ознакомление учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской. Урок способствует формированию умения самостоятельно получать информацию, воспитывае...

Методическая разработка урока по литературному чтению «Русская сказка «Морозко». Характеристика героев»

В данном материале представлена технологическая карта урока, посвященного описанию и рассмотрению характеристик героев русской сказки. Применение данной технологической карты позволяет ее использовать...