С какого возраста с ребенком можно учить английский язык?
статья на тему

Шадрина Анна Павловна

С какого возраста с ребенком можно учить английский язык? 
Только что мне был в очередной раз задан этот вопрос, спешу поделиться по свежим следам. 
Тут есть разные мнения. Приверженцы раннего обучения говорят о том, что сензитивный период освоения речи наиболее благоприятен и для введения второго языка. Активность мозга в возрасте 3,5 лет выше, чем у взрослого человека, поэтому изучение всего нового происходит легко и с радостью. 
Другие же настаивают, что сначала нужно начать уверенно ориентироваться в родном языке, приобрести некоторые навыки самодисциплины и усидчивости, и лишь затем приступать к занятиям, т.е. не ранее старшего дошкольного возраста, а то и позже. 
Мое же мнение, что начинать можно в любом возрасте; главное, соблюдать некоторые условия и учитывать особенности восприятия в разном возрасте. Вот они.
1. Изучение иностранного языка параллельно с родным возможно, но вот на вопрос «Не будет ли путать ребенок русские и английские слова?» ответ однозначный: безусловно, будет. Поэтому в таких случаях желательно, чтобы разные языки использовались в разных ситуациях общения. Например, в случае билингвальной семьи, когда мама говорит по-русски, а папа по-английски. Довольно быстро ребенок научится разделять мамин и папин языки, выбирать необходимый по ситуации, как осваивает всякое другое поведение. Менее крайний вариант – приходящий преподаватель, который говорит только на иностранном языке (вспомните традицию нанимать иностранных гувернеров).
2. Способ еще более щадящий: просмотр, например, мультфильмов, где герои говорят по-английски. Дети, смотревшие Дашу-путешественницу на английском, уверенно демонстрируют знание английских слов. Только мультфильмы должны быть действительно качественными, никаких Хрюш и Степашек, выговаривающих нечто, отдаленно напоминающее английские звуки! Есть еще такой вариант: подменить русскую дорожку в мультфильме, хорошо знакомом вашему ребенку, на английскую. Он может даже ничего не заметить, ведь содержание ему уже известно. Восьмилетняя дочь моей коллеги, у которой англоговорящий папа, но с которой, по словам мамы, никто никогда не занимался и не говорил по-английски, на несколько голов опережает своих сверстников с тех пор, как они начали изучать язык в школе. А все потому, что все же она с братом с детства смотрела мультфильмы на английском (в том числе обучающие) и слушала, как разговаривают родители. И иногда – как мама ведет занятия. 
3. Даже если вы начинаете обучение чуть позже, с 4-5 лет, когда ребенок якобы готов к настоящим занятиям, помните о том, что они обязательно должны быть увлекательными и интересными. Никакого насилия! Если ребенок все время отвлекается и всячески демонстрирует отсутствие интереса, ваши попытки вернуть его к урокам принесут больше вреда, чем пользы. Если же для вас важно продолжать обучение – пересмотрите форму уроков или же педагогов/школу. Главное в этом возрасте – зародить интерес и не отбить желание учиться. Тогда вы с большой долей вероятности сформируете начальный словарный запас и освоите простые разговорные структуры. Если ребенок ходит в какой-то детский центр, где учат английскому языку, вы можете спросить, что нового он там узнал, но не спешите судить по ответу о качестве занятий. Знания в этом возрасте имеют свойства накапливаться, и не всегда он сможет сразу воспроизвести то, что было даже 5 минут назад. Главное – ему должно нравиться, тогда и результат рано или поздно вас порадует. 
4. Никаких объяснений грамматики и вообще теории до 8 лет! Только на практике и только в игровой форме. И еще: если вы хотите поправить ребенка, можете произнести ту же фразу правильно, несколько раз в разных контекстах. Но категорически запрещено концентрироваться на ошибке ребенка – это лучший способ заставить его замолчать и возненавидеть английский навсегда. Так формируется пресловутый языковой барьер. Хорошие педагоги об этом знают; вам лишь остается, опять же, следить за желанием ребенка идти на занятия. 
5. Что касается чтения и письма, тут мое твердое убеждение, что не стоит стремиться научить ребенка читать и писать на иностранном языке до тех пор, пока он не научится это делать по-русски. Да, можно учить буквы в игровой форме, но только тогда, когда он четко разделяет языки. И да, он все равно будет путать буквы, которые пишутся одинаково. Поэтому до школы достаточно лишь азов. Веселые песенки про алфавит, мультфильмы о буквах и звуках – среднестатистическому ребенку этого достаточно. Конечно, если в 4 года он у вас уже читает самостоятельно, то в 5 можно начать пытать складывать английские буквы в слова. Просто внимательно следите, где заканчивается интерес вашего ребенка и начинается ваше желание воспитать гения. 
Что всегда нелишне. Меня так радуют мамочки, думающие о всестороннем воспитании и развитии своих детей, мне самой эта тема не чужда. Только вот главное тут, как и у врачей, – не навредить. Все хорошее и надежное приобретается легко и с удовольствием, а вот через силу и со скрипом мало что вообще может проникнуть в наш мозг. Не забывайте об этом! 
Веры вам в гениальность ваших детей!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Какой папа нужен ребенку?"

Беседа с родителями о взаимоотношении отца с детьми ....

"Мы будем учить английский!" - презентация для начинающих изучать английский язык детей

В презентации детям предлагается обсудить проблему необходимости изучения английского языка, показываются перспективы их обучения, образцы работ учащихся. Они также знакомятся с английским алфавитом....

Презентация 2 кл английский язык "Зачем мы учим английский язык"

Интересная презентация для первого урока английского языка во 2м классе...

Что делать, если ребенок не хочет учить английский язык?

Советы родителям, чти дети не хотят учить английский язык...

Учим английский с ребенком: как вырастить полиглота?

https://corp.lingualeo.com/ru/2016/11/30/uchim-angliyskiy-s-rebenkom/ Мы, взрослые, учим английский язык долго и мучительно. Ищем подходящий способ, пытаемся уложить в голове правила иной лингвис...

Что можно представить, когда видишь ребенка над учебником английского языка?

Эмирова Э. Л. ПРОБЛЕМЫ С ИЗУЧЕНИЕМ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ. СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕММ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫЙ РАЗ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИЗУ...

Как и какими словами поощрять ребенка? Какими формами наказывать ребенка?

Методическая разработка: "Наказать нельзя, помиловать!"Надо ли хвалить ребенка?Поощрение и наказание ребенка в семье.Правила поощрения.Как и какими словами поощрять ребенка?Какими формами на...