Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС
статья на тему

Можарова Ирина Анатольевна

В материале представлены формы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста при подготовке к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_preemstvennost_dou_i_shkoly.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 380

Красносельского района

Санкт-Петербурга

« ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС»,

«Школьное обучение никогда не начинается с

пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития, проделанную

ребенком».

Л.С. Выготский

Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности БДОУ, школы и родителей, выявить эффективные механизмы сотрудничества.

Задачи:

  1. Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
  2. Проанализировать результаты работы по преемственности в звене ДОУ, школа и родители будущих первоклассников. Выявить достижения и проблемы, определить возможные причины возникновения проблем, а так же наметить пути их решения.
  3. Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей и родителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия.

Участники: воспитатели МДОУ « Детский сад» № 7, учителя ГБОУ СОЛШ № 380 Красносельского района Талерчик Н. П. , Можарова И. А. , Лисицына Н. В..

Ход проведения:

  1. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.

- Актуальность проблемы. Что включает в себя понятие преемственность,  взгляд разных авторов на вопрос преемственности – Выступление  заведующей Покровской И. В,

Наличие  реализация преемственности ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило,  ребенок впервые включается  в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.

К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности. Это труды Ананьева Б.Г. . А.В.Запорожца, А.П. Усовой и др.

- Задание участникам круглого стола: Что вы понимаете под понятием преемственность между ДОУ и школой? (ответы участников)

- Задание: Предлагается перевернуть карточки,(этот же материал выводится на слайд) где есть несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать.

       2) Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном      

           школы.

           – В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие    

           всего образовательного процесса.

           – Задание всем, и слушателям в том числе: назовите, какой нормативно–правовой базой вы          

           пользуетесь, или попользовались при решении данного вопроса. На экран после ответов        

           выводится перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности.

         

           Федеральный уровень:

  • Закон об образовании (Вступит в силу с сентября 2013г.)
  • Семейный кодекс РФ
  • Конвенция о правах ребенка
  • Концепция модернизации Российского образования
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
  • Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
  • Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»

     Уровень БДОУ

  • Договор с родителями
  • Договор со школой
  • Образовательная программа

  1. Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и школы.

– Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.

Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе.

– Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.

– Выведение на экран нескольких причин.

  • Отсутствие государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании
  • Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования

В контексте данной причины хочется сказать об образовательной системе «Школа 2000…», разработанной под руководством Л.Г. Петерсон, в которой реализован деятельностный метод обучения. Данный метод предполагает, такой способ организации образовательного процесса, когда ребенок не получает новое знание в готовом виде, а добывает его сам в процессе собственной деятельности. Ведущая концептуальная идея программы «Мир открытий» состоит в практической реализации современных целей образования с позиции его непрерывности на всех ступенях жизни человека (начиная с рождения, в дошкольном детстве, затем в начальной и средней школе, педколледже и вузе, успешной самореализации в мире труда  и дальнейшего профессионального саморазвития), использовании общих законов организации и развития любой деятельности, которые выявлены и описаны в последние десятилетия в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.)

  • Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием
  • Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программ,  и реализация данных программ не требует жестких стандартов.
  • Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.

  1. Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы.

Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.  

-- Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки (приложение 1) и посмотреть, что входит в ту или иную готовность. Это для вас небольшие памятки – рекомендации.

 – Выведение на экран: что такое специальная готовность, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально – волевая, коммуникативная, физическая.

-- Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.

           -- анализ анкет родителей

-- просмотр видео с участием детей «Разговор о школе»

  1. – Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе.

– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.

С рекомендациями по преемственности выступит учителя:  Талерчик Наталья Петровна, Можарова Ирина Анатольевна, Лисицына Наталья Вячеславовна.

 

--Предложить задать вопросы, которые есть у воспитателей, родителей.

С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду.  Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению. Например, единственная программа, обеспечивающая преемственность от детского сада до школы «Школа 2000…», построена на игровых технологиях. Обобщение итогов круглого стола.

–   Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.

– Вывести на экран формы:

Работа с детьми:

  • Экскурсии в школу
  • Посещение школьной библиотеки, школьного музея
  • Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • Выставки рисунков и поделок;
  • Совместные праздники и соревнования.

Взаимодействие педагогов:

  • Совместные педагогические совет;
  • Семинары, мастер-классы, круглые столы;
  • Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • Проведение диагностики по определению готовности к школе.

Сотрудничество с родителями:

  • Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
  • Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
  • Встречи родителей с будущими учителями;
  • Дни открытых дверей;
  • Творческие мастерские;
  • Анкетирование и тестирование родителей.

Выводы-

1. В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГТ и ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.

2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.

3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок  успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.

4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику  организации деятельности друг друга,  обязательно привлекая родителей. 

Заключительное слово, настрой на дальнейшее позитивное сотрудничество.

     

Используемая литература:

  1. Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
  4. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
  5. Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
  6. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
  7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
  8. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
  9. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ

Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...

Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

Тема «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях Федеральных государственных образовательных и Федеральных государственных требований

Проблема  преемственности  между  дошкольным  и  начальным  образованием  актуальна  во  все  времена. Как  решить  проблему  пре...

Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС

В материале представлены основные методы и премы  преемственно между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС....

«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...

Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС

В материале представлены методы и приемы преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...