Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования
статья по теме

Жаркова Виктория Владимировна

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ В ДОУ И ФГОС ОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

          Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям ее реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

    ФГТ оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

     На современном этапе (в связи с введением ФГТ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способность ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

     Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия;
  • имеющий первичные представления о себе, обществе, мире, природе;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками.

       На протяжении многих лет педагоги нашей школы сотрудничают с  воспитателями ДОУ №2. В первые классы в 2011-2012 учебном году поступило 62 человека. Психолого-педагогическое обследование перед обучением  прошли 36 человек (воспитанники МДОУ №2), 45 первоклассников прошли подготовительные занятия к школе. Посещали дошкольные учреждения 48 человек. Неорганизованных детей 14 человек.

  На основе наблюдений за детьми и анкет службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области был составлен следующий портрет первоклассника школы.

        Параметры

Итого

%

1.

Выполняет требования учителя

50

81

2.

Понимает объяснения учителя на уроке

31

50

3.

Принимает учебную задачу от взрослого, удерживает цель деятельности, выбирает адекватные средства достижения данной цели

34

55

4.

Замечает и исправляет допущенную ошибку

31

50

5.

Редко отвлекается на уроке

33

53

6.

Способен управлять своим поведением, достаточно дисциплинирован

38

61

7.

С желанием пошел в школу

54

87

8.

Демонстрирует эмоциональную привязанность к учителю

49

79

9.

Охотно взаимодействует с одноклассниками

60

97

10.

В устных высказываниях отсутствуют серьезные ошибки

36

58

11.

Может самостоятельно изложить или пересказать текс на заданную тему

33

53

12.

Лексический запас соответствует возрасту

41

66

13.

Развита зрительно-двигательная координация

53

85

14.

Мелкая моторика достаточно развита

40

65

15.

Имеет достаточный уровень подготовки по чтению

31

50

16.

Имеет достаточный уровень подготовки по письму

24

39

17.

Имеет достаточный уровень подготовки по счету

24

39

18.

Посещал ДОУ

48

77

     Наблюдения за обучающимися  в адаптационный период показало, что с высоким уровнем школьной зрелости (по результатам обследований психолога школы) поступило 18 обучающихся (29%), со средним – 36 человек (58%), низкий имеют 8 (13%) обучающихся.

     В результате, по данным педагогического обследования, мы видим,  что многие дети не понимают объяснения учителя, не могут принимать учебную задачу от взрослого, удерживать цель деятельности, выбирать адекватные средства достижения цели.

     

   

       

     Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путем достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

   Нами составлен совместный план работы по реализации преемственности. Организация работы по преемственности нашей школы и ДОУ №2 осуществляется по трем основным направлениям.

  • взаимодействие педагогов (клуб педагогического общения (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»), изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы, тренинги коммуникативного общения, педагогическая лаборатория «Первые шаги ребенка в школе» социально-психологическая адаптация первоклассника к школе (тестирование, диагностика, взаимопосещение уроков в 1-х классах и занятий в подготовительных группах, круглый стол «Результаты обучения первоклассников», консультационные пункты; занятия в школе будущих первоклассников, психологическая служба)
  • работа с детьми ( совместные праздники -праздник 1 сентября «Здравствуй, школа», развлечение «Правил дорожных на свете не мало», праздник «В гостях у азбуки», «Книжкина неделя», «Посвящение в первоклассники»; экскурсии в школу, спортивные соревнования дошкольников и первоклассников, ролевые игры
  • сотрудничество  с родителями (групповые родительские собрания с приглашением педагога-психолога, учителя-логопеда, родительские собрания «задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД», «Поступление в школу – важное событие в жизни семьи»,  мастер-класс «Как подготовить ребенка к школе», консультационный пункт для родителей будущих первоклассников, просвещение родителей через школьный сайт)

          Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).

Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

Презентация портфолиоПортфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста   в рамках внедрения ФГОС

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста  в рамках внедрения ФГОС...

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС

Портфолио - в переводе с французского означает "собрание листов", с итальянского "портфель", с английского - "папка с документами"....

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО .

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:— созд...