Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.
статья по теме

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.  Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.

    Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

 Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе к дошкольной подготовке. В организация адаптивной образовательной среды в МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» созданы условия  для преемственности дошкольного и начального образования.

 Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса».

 Мнение родителей и педагогов к уровню подготовки детей к школе различны.  Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это  будет залогом их успешной учебы.

Реализуя программу стандартов нового поколения,мы понимаем, что будущие первоклассники в течении учебного процесса должны овладеть  УУД ( компетентности : определенным набором знаний, уметь общаться и взаимодействовать в коллективе. Поэтому уже занимаясь с детьми в «Школе будущего первоклассника», в процессе подготовки  педагоги уделяют большое внимание на развитие не только познавательных и творческих способностей, но стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку и создать для него ситуацию успеха.  

Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества нашей школы и  «Детский сад № 1»  «Детский сад № 9». Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по реализации программы работы с будущими первоклассниками. Результатом таких деловых встреч является разработка модели  индивидуальной траектории развития каждого ребёнка, совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы.

       Организация  предшкольной  подготовки определяет следующие задачи:

  1. психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста и их родителей;
  2. выявление индивидуальных способностей детей для того, чтобы в дальнейшем сориентировать их родителей в выборе одной из реализуемых в школе образовательных программ: «Школа 2100» и «Школа России»;
  3. модифицирование содержания,методов и форм дошкольного образовательного процесса в условиях образовательного учреждения через создания групп кратковременного пребывания детей.

    Поступление ребёнка в первый класс – это сложное испытание и для него самого и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только радужные, светлые воспоминания. Что чувствует первоклассник, ступивший на порог школы? Гордость, ожидание чуда, тревогу … страх. Ведь страшно всё, что неизвестно, ново. И часто страх-то и становится причиной дезадаптации (и не только ребёнка, но и родителей). Организация предшкольной подготовки позволяет снять тревожность, чувство страха и неуверенности,  и одновременно повысить  желание стать учеником – первоклассником, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. 

Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:

  1. Интеллектуальная готовность.
  2. Личностная и социально-психологическая готовность.
  3. Эмоционально-волевая готовность. 
  4. Физическая готовность. 

 

 Как в дошкольном учреждении, так и в школе   процесс  обучения  подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

   Следовательно, работа по   программе  школы будущего первоклассника  позволяет  выстраивать процесс по индивидуальным маршрутам, направленных на:

* развитие любознательности;

*развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

*формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

* развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

 Процесс преемственности  мы рассматриваем с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой дальнейшего успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

 Основными идеями при организации работы  в рамках "Школы будущего первоклассника" с нашей точки зрения является:  

* создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

*создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

*развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

*формирование психологической готовности к школе;

*формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

*создание новых творческих мастерских и проектов.

 Коллектив педагогов, работающих с дошколятами  в своей работе опираются на 4 основных принципа:

  1. принцип деятельности (обеспечивает всестороннее развитие детей.Новый материал  не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков).
  1. принцип минимакса  (обеспечивает индивидуальный путь каждого ребёнка. Успешность обучения достигается за счёт формирования у ребёнка желания и умения преодолевать трудности.)
  1. принцип комфортности (обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей.Принцип является необходимой составляющей работы с детьми.)
  1. принцип непрерывности(обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.)                              

Развитие способностей ребенка осуществляется в различных видах деятельности:на занятиях конструированием, художественным и изобразительным творчеством. Ребята учатся  в различных ситуациях выявлять проблему, искать пути её решения, выслушивать мнения других, находить правильное решение. Большое внимание  уделяется  формированию норм социального и культурного поведения в группе.

 Результатами предшкольной подготовки отслеживаются по следующим показателям:  

  1.   сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психического);
  2. развитие творческих начал ребенка;
  1.  успехи в учебной деятельности.

Учителями  начальных классов, в которые поступали выпускники МДОУ «Детский сад № 1»,№ 9» отмечается, что воспитанники детского сада имеют достаточно высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к окружающей действительности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности.

  Анализируя учебную деятельность в процессе обучения 1 класса(  выполнения диагностических работ по четвертям, активное участие во внеурочной деятельноти, межличностные отношения в группе детей и классе уровень  сформированности культуры поведения, высокую мотивацию в учебной деятельности  свидетельствует о качественной предшкольной подготовке детей  основанной на тесном сотрудничестве детского сада  и школы.

 Наша практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены  контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

Литература

1.Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений.// журнал «Начальная школа» №1 2000 г.

2.Лебедева С.А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования.// журнал «Начальная школа» №11 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...

Преемственность между детским садом и школой

Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Дошкольное образование – это фундамент вс...

План работы по преемственности между детским садом и школой

Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...

Проблемы преемственности между детским садом и школой

Презентация на тему: проблемы преемственности между детским садом и школой...

выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.Главное выработа...