Главные вкладки

    Преемственность между детским садом и школой
    статья по теме

    Комова Ирина Викторовна

     «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

    Л. С. Выготский

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon preemstvennost_mezhdu_detskim_sadom_i_shkoloy.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимосвязь в работе педагогов-психологов

     детского сада и школы как фактор успешной адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной школы.

    Педагог-психолог

    ГОУ детский сад № 1855

    Орлова Наталья Анатольевна

    Педагог-психолог

    ГОУ СОШ №98

    Комова Ирина Викторовна

    «Школьное обучение никогда не
    начинается с пустого места, а всегда
    опирается на определённую стадию
    развития, проделанную ребёнком».

    Л. С. Выготский

    Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания.

    Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

    Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.

    Проблема взаимодействия детского сада и школы является одной из актуальных за последние годы. Одним из важных направлений сотрудничества является взаимосвязь некоторых специалистов, работающих с детьми, в данном случае педагогов-психологов.

    Это особенно важно для обеспечения успешной адаптации дошкольников коррекционных дошкольных учреждений к условиям массовой школы.

    Опираясь на опыт работы в коррекционном детском саду для детей с ЗПР, можно условно выделить четыре группы дошкольников-выпускников:

    1. Дети, готовые к школьному обучению по всем параметрам (уровень личностной, интеллектуальной, социально-психологической  готовности к школьному обучению соответствуют возрастной норме)

    2. Дети, интеллектуальное развитие которых находится в пределах возрастной нормы, однако, особенности развития эмоционально-волевой, личностной сферы могут оказать неблагоприятное влияние на учебный процесс. К этой группе можно отнести детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, слабым самоконтролем, соматически ослабленных.

    3. Дети, интеллектуальное развитие которых не позволяет обучаться в массовой школе.

    4. Дети, имеющие выраженные стойкие нарушения психического здоровья при относительно нормативных показателях интеллектуального развития.

    Первые две группы детей поступают в общеобразовательные школы. Вторую группу детей можно условно назвать «группой риска» по возникновению школьной дезадаптации.

    Дошкольники данной категории нуждаются в психологической поддержке с первого дня посещения школы. Однако, чаще всего, они попадают к психологу с выраженными признаками школьной дезадаптации. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, родители предпочитают не рассказывать о проблемах своих детей, надеятся, что в школе все будет иначе. Во-вторых, невозможно определить некоторые особенности развития ребенка при первичной диагностике. Некоторые нарушения требуют длительного системного динамического наблюдения. Поэтому  школьный психолог, как  правило, узнает о существующих проблемах ребенка от учителя по истечении определенного времени. К наиболее распространенным жалобам можно отнести следующие: не может высидеть урок, отвлекается, играет на уроках, не усваивает материал на последнем уроке и т.д. В этом случае упущено драгоценное время – у ребенка  вырабатывается определенный стереотип неконструктивного поведения (демонстративность, агрессивность как способ защиты). Коррекция таких проявлений – трудоемкий процесс. Родители меняют школу, обвиняют в своих трудностях педагога, а проблема остается.

            Дошкольники с задержкой психического развития – особая категория детей. Многие из них продолжают нуждаться в помощи психолога и после окончания детского сада. Таким детям свойственна низкая работоспособность, низкий уровень произвольности психических процессов, слабый самоконтроль, отсутствие учебного мотива деятельности, несформированность отношения к себе как к школьнику, эмоциональная нестабильность. Данные особенности развития у некоторых детей можно наблюдать и в семилетнем возрасте, и старше. Вышеперечисленные проявления, без сомнения, затрудняют процесс школьного обучения, дестабилизируют процесс адаптации в целом. Работа психолога с таким ребенком должна начинаться с начала учебного года и может включать в себя подробное диагностическое обследование, наблюдение за ребенком во время уроков, коррекционно-развивающие занятия, консультирование родителей и учителей. Зачастую  педагоги начальных классов не понимают причин поведения своих учеников. Школьный психолог может подсказать конкретные способы решения проблемы (посадить за первую парту, включить в урок несколько физкультминуток, хвалить ребенка, давать короткие четкие инструкции и т.д.) Психолог в данном случае обеспечивает плавный переход ребенка из дошкольного учреждения в школу, оказывая поддержку как ребенку и его семье, так и учителю.

    Таким образом, взаимосвязь в работе педагогов-психологов

    детского сада и школы является существенным фактором успешной адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной школы.

    Формы взаимодействия:

    - выступления на родительских собраниях

    - проведение круглых столов, семинаров с участием специалистов и учителей начальной школы

    - взаимопосещения

    - размещение стендовой информации

    -проведение диагностических обследований (методики, направленные на определение готовности к школьному обучению, наблюдение в различных видах деятельности)

    Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется  самоценность  ребёнка  и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

    Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

    Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...

    Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

    Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...

    Преемственность между детским садом и школой

    Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Дошкольное образование – это фундамент вс...

    Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

    Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

    План работы по преемственности между детским садом и школой

    Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...

    Проблемы преемственности между детским садом и школой

    Презентация на тему: проблемы преемственности между детским садом и школой...

    выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"

    Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.Главное выработа...