Главные вкладки

    Проблемы преемственности между детским садом и школой
    учебно-методический материал на тему

    Презентация на тему: проблемы преемственности между детским садом и школой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon problemy_preemstvennosti.ppt296.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ Руководитель ШМО, учитель начальных классов МБОУ ЦО №16 г. Тулы Егорова Г.В.

    Слайд 2

    Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

    Слайд 3

    Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.

    Слайд 4

    Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

    Слайд 5

    С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера

    Слайд 6

    1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

    Слайд 7

    Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения.

    Слайд 8

    Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку.

    Слайд 9

    Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

    Слайд 10

    2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

    Слайд 11

    Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

    Слайд 12

    3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

    Слайд 13

    Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

    Слайд 14

    4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива.

    Слайд 15

    Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.

    Слайд 16

    5. Отсутствие коллективных средств обучения.

    Слайд 17

    Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности.

    Слайд 18

    6. Наличие большей свободы и самостоятельности.

    Слайд 19

    При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек.

    Слайд 20

    Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

    Слайд 21

    7. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

    Слайд 22

    Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей.

    Слайд 23

    8. Личностный контакт с учителями.

    Слайд 24

    Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет.

    Слайд 25

    В данном перечне обозначены далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в основную школу сопутствуют лишь проблемы и препятствия.

    Слайд 26

    Основные пути реализации преемственности в учебно-воспитательной работе Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-ов; Посещение уроков в 4 классе учителями-предметниками; Открытые уроки учителей 4-х классов (письмо и развитие речи, математика, развитие устной речи); Разработка психологической игры «Впереди у нас – 5-ый класс» для учащихся; Посещение будущим классным руководителем уроков; Соблюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся; Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений; Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков; Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе.

    Слайд 27

    Адаптационная программа Администрация учащиеся родители учителя Социально-психологическа служба 1. Провести общее собрание родителей учеников 4 классов и учителей предметников с целью ознакомления с требованиями учителей средней школы, учебниками, программами. 2. Заранее определить классного руководителя в 5 классы с учётом стиля руководства учителя начальных классов. 1.Изучение кабинетной системы. 2.Выполнение правил для учащихся. 3.Выполнение требований учителей- предметников. 1.Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей. 2. Тесная связь с учителями и классным руководителем. 3. Поддержка требований школы. 4.Помощь кл. руководителю во внеклассных делах. 1.Изучение методов работы учителей нач. классов и средней школы. 2. Выполнение единых требований к учащимся (ЕОР, правила поведения, нормы выставления оценок.) 3.Не ставить отрицательных оценок в течение месяца. 4.Не превышать объём д/з 5.Учителю нач. классов, передающих детей в 5 класс, давать подробную характеристику каждого ученика. 6.Новому классному руководителю ознакомить учителей с особенностями класса. 7.Кл. руководителю 5-го класса держать под дополнительной опекой детей девиантного поведения (детей группы риска). 1 Изучить психологические особенности детей 4 классов. 2. Ознакомить учителей предметников с психологическими особенностями пятиклассников. 3. Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 классов. 4. Помощь в ликвидации проблем адаптации. 5. Помощь кл. руководителю в работе с «трудными детьми и семьями».

    Слайд 28

    ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ 1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников. 2. Уделять особое внимание организации учебного процесса. 3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать уроки со звонком; готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске. 4. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку. 5. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений. 6. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями. 7. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом. 8. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. 9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.

    Слайд 29

    Рекомендации для родителей пятиклассников . Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

    Слайд 30

    Правила подготовки ребенка к самостоятельной жизни. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться. Не дерись без причины. Зовут играть - иди, не зовут, - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Играй честно, не подводи своих товарищей. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. Старайся быть аккуратным. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

    Слайд 31

    Правильно организованная работа по преемственности – залог успеха обучения детей в основной школе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность между детским садом и школой

    «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...

    Проблемы преемственности между деским садом и школой.

    Данный материал раскрывает все положительные стороны подготовки малышей к школе на базе детского сада преподавателями школы....

    Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

    Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...

    Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

    Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...

    Преемственность между детским садом и школой

    Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Дошкольное образование – это фундамент вс...

    Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

    Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

    План работы по преемственности между детским садом и школой

    Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...