Главные вкладки

    Преемственность между детским садом и школой
    статья (1 класс) по теме

    Рожанская Марина Владимировна

     

    Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. 

    Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

    Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Преемственность между детским садом и школой

    Что такое предшкольное образование?

    Этот термин распространён во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. Нашим традициям ближе понятие "образование детей старшего дошкольного возраста".

    В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.

    Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.

    Главная задача, которую должно решать предшкольное образование -формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний .

    Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. 

    Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

    Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

    Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

    Проанализируем преемственность с позиции детского сада и с позиции школы.

    Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройдённое осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

    Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

    Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование

    личного и общественного поведения.

    Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к

    новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для

    детей психологическими трудностями.

    Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:

    1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

    2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

    3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания

    детей.

    Ребенок, поступающий в ДОУ, привыкает к определенному режиму дня, к обстановке в группе, ориентируется в размещении игрушек, вещей, пособий. Он усваивает навыки самообслуживания, гигиены. Переход в школу требует резкой смены многих привычных действий ребенка, смены уже сформировавшегося стереотипа.

    Исходя из сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности

    в работе ДОУ – это вопрос о сохранении элементов уже приобретенного стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в

    детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится все дальнейшее обучение и

    воспитание. Они помогают ребенку быстрее включиться в новые условия.

    В чем заключается подготовка детей к школе? Она предполагает:

    1) организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников;

    2) специальную подготовку детей к усвоению учебных параметров в начальной школе. Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

    Специальная готовность к школе является важным дополнением общей готовности. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык. Общая готовность имеет большее значение, чем специальная.

    В отечественной психологии установлено, что любые психические свойства и способности формируются лишь в той деятельности, для которой они необходимы. Значит, качества, необходимые для школы, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию. Считается, что преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное – сохраняет «радость детства».  С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.

    Какие же это направления?

    1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

    2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

    3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

    Через все перечисленные выше направления четко прослеживается:

    – методическая работа;

    – работа с детьми;

    – работа с родителями.

    Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:

     1) взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной

    школе;

    2) рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;

    3) анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;

    4) участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на

    базе школы;

    5) участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;

    6) совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной

    школы на базе ДОУ.

    Работа с детьми состоит из:

    – организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

    – организации выставок детских работ, вернисажей;

    – посещений театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;

    – совместных эколого-валеологических походов;

    – сбора сведений о выпускниках, продолжающих заниматься в «Школе

    искусств», детской музыкальной школе, в театральных студиях, кружках и секциях города;

    – посещения педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.

    Работа с родителями предполагает:

    – встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;

    – анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;

    – организацию работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;

    – организацию дня открытых дверей.

    Педагоги-«дошкольники» и учителя школы I ступени объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей.

    В заключение хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность между детским садом и школой

    «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...

    Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

    Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...

    Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

    Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...

    Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

    Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

    План работы по преемственности между детским садом и школой

    Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...

    Проблемы преемственности между детским садом и школой

    Презентация на тему: проблемы преемственности между детским садом и школой...

    выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"

    Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.Главное выработа...