выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"
статья на тему

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.

Главное выработать в сознании ребёнка мотивацию «хочу учиться». Однако на практике получается,  что многие дети, так рвавшиеся в августе в школу,  уже к концу сентября испытывают разочарование в школьной жизни. Ребёнок попадает   в новую социальную ситуацию. Несовпадение внутренних и внешних условий существования ребёнка  в данный период является причиной  обострения  кризиса  седьмого года жизни.

Поэтому для  обеспечения успешности этого перехода  необходима  система усилий педагогов детского сада и начальной школы  через организацию работы с детьми подготовительных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой.

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.

Главное выработать в сознании ребёнка мотивацию «хочу учиться». Однако на практике получается,  что многие дети, так рвавшиеся в августе в школу,  уже к концу сентября испытывают разочарование в школьной жизни. Ребёнок попадает   в новую социальную ситуацию. Несовпадение внутренних и внешних условий существования ребёнка  в данный период является причиной  обострения  кризиса  седьмого года жизни.

Поэтому для  обеспечения успешности этого перехода  необходима  система усилий педагогов детского сада и начальной школы  через организацию работы с детьми подготовительных групп.

Цель:  создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Задачи:  

1.увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание  учиться в школе.

2. организовать взаимодействие  учеников начальных классов и воспитанников подготовительных групп.

3. учитывать индивидуальные особенности ребёнка при переходе из детского сада в школу.

4.формировать творческие способности, инициативу  старших дошкольников и учеников начальных классов.

Формы работы с детьми  по осуществлению преемственности могут быть разнообразными и их выбор  обусловлен  степенью взаимосвязи, стилем, содержанием  взаимоотношений  образовательных учреждений.

Для удобства мы разделили их на следующие разделы:

1.Экскурсии в школу.

2.Посещение дошкольниками адаптационного курса  занятий, организованных при школе.

3.Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы

4. Участие в совместной образовательной деятельности,  проектах и акциях

 5. Выставки рисунков и поделок

6. Совместные праздники  и спортивные соревнования  дошкольников и учеников начальных классов.

7. Совместное  участие в концертах и конкурсах.

Остановимся на этих формах подробнее.

1. Экскурсия по школе

Цель: Обогащение знаний дошкольников о школе, формирование мотивации  учиться в школе.

Экскурсия планируется в школьные каникулы и проходит в форме квест-игры  по школе.  Сначала детей знакомят с классным кабинетом и его отличием от группы д\с, проводится небольшая викторина по теме «Что вы знаете о школе?», затем проходит экскурсия по школе с посещением учительской,  библиотеки, спортивного зала, кабинетов химии, физики, технологии, где ребятам  учителя- предметники показывают различные опыты, пишут формулы,  которые они увидят в скором будущем. Заканчивается это мероприятие чаепитием в школьной столовой со сладкими пирогами.

 2. Посещение дошкольниками адаптационного курса  занятий

Цель: выявление  уровня подготовленности будущих первоклассников для дальнейшей квалифицированной помощи ребёнку в учебном процессе.

В знакомой обстановке будущему школьнику гораздо проще раскрыться. На основе педагогических наблюдений учитель составляет первичную диагностическую карту класса с указанием индивидуальных особенностей будущих учащихся.

Такая диагностика позволяет предупредить дезадаптацию к школе у будущих первоклассников, определить для себя детей, требующих особого внимания,  гиперактивных детей, детей с синдромом дефицита внимания, леворуких детей, с низким уровнем готовности к школьному обучению.

3.Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы

Цель: обучение взаимодействию детей разного возраста

Школьники проводили в д/с различные викторины, такие, как «В гостях у сказки», «По страницам книг К.И. Чуковского». Ребятам из школы очень нравятся такие мероприятия - они чувствуют особую ответственность при подготовке и проведении их, всегда с удовольствием идут на такие встречи.

Детям очень  нравятся подвижные, театрализованные игры. Дети-выпускники д/с в свободное время прибегают в садик, чтобы поиграть, похвастаться или даже пожаловаться своим воспитателям.

Изучение детского портфолио, которое собирают дети в подготовительной группе. Дети с гордостью представляют свои достижения и умения.  

4. Участие в совместной образовательной деятельности,  проектах

Цель: участие в социально значимых акциях и проектах

Акции  «Покормите птиц зимой », « Овощи польза или вред»,

Школьники делают кормушки, готовят выступление, рассказывают о зимующих птицах, загадывают загадки, читают стихи. Затем вместе с детьми развешивают кормушки на участках  д/с и кладут корм.

Проект «За чистый город».

Результат реализации    - совместное  одноимённое мероприятие. Его мы проводили и в д/с, и в школе.  Дети проходили испытания, которые им давала Грязнючка,   оформляли коробки для сбора мусора, учились сортировать мусор, закрепляли правила поведения на улице. Результатом этого занятия было составление коллажа из ладошек, на котором ребята писали,  что они сделают для того, чтобы наш город стал чище.  

5. Выставки рисунков и поделок

Цель: развитие творческих способностей  обучающихся

Совместное творчество увлекает, помогает   решать многие образовательные задачи.  Чаще всего мы проводим выставки детского творчества, такие как:

« Книжки своими руками», «Символ нового года»,  «Лучший костюм из бросового материала».

6.  Совместные праздники  и спортивные соревнования  дошкольников и учеников начальных классов.

Чаще всего проводим спортивные праздники, в которых участвуют не только  первоклассники и воспитанники подготовительных групп, но и  дети 2-3-4-х классов. В проведении спортивных праздников  принимают участие  воспитатель по физической культуре, учитель физкультуры.

Темы спортивных праздников разные: «Папа, мама, я - спортивная семья»      (роли папы и мамы исполняют школьники, а в роли детей - дошкольники), «Весёлые старты»-сборные команды дошкольников и школьников 1 классов.  

Особенностью этих соревнований является то, что дети  представляют и разучивают  свои любимые игры, физкультминутки, даже танцы.

Летом наше взаимодействие продолжается. Школьники,  посещающие пришкольный лагерь, участвуют и проводят такой летний праздник, как

« Бал цветов». Он проходит очень ярко, дети участвуют в играх, конкурсах и готовят свое выступление.

7. Совместное  участие в концертах и конкурсах

Данная форма работы появилась в этом году.  Талантливые  выпускники детского сада, а теперь ученики начальных классов   и дети подготовительной группы,  в составе Семейного театра костюма   совместно участвуют в показе коллекций. Совсем недавно, 17 ноября, на Межрегиональном конкурсе «Кутюрье -2017» завевали призовые места в номинациях «Мода семейная» и «Мода на русское».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...

Преемственность между детским садом и школой

Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Дошкольное образование – это фундамент вс...

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

План работы по преемственности между детским садом и школой

Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации к школьному обучению

В статье отражен опыт работы учителя начальных классов Е.Н.Потаповой по преемственности в обучении на уровнях дошкольного и начального общего образования...