Адаптация первоклассников.
методическая разработка (1 класс) на тему

Начало школьного обучения кардинально меняет весь образ жизни шестилетнего ребёнка. Наступает жизнь, наполненная множеством требований, обязанностей и ограничений. Благодаря тому, что все дети посещали школу будущего первоклассника, большинство из них благополучно овладевают новой, непривычной ролью: «Я – ученик», осваивают новую деятельность (учебную), приняли нормы поведения в школе, в классном коллективе. Но есть дети, которые испытывают трудности в процессе адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников.

Адаптация – сложный, многофакторный процесс  включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив. Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе после летних каникул. Причём этот период длится достаточно долго. У пятиклассников 1,5 – 2 месяца, у учащихся остальных классов 2-3 недели. По данным некоторых научных исследований, 56% первоклассников адаптируются к школе в течение первых двух-трёх месяцев обучения; 30% детей имеют достаточно длительный период адаптации; у 14% социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями.

Начало школьного обучения кардинально меняет весь образ жизни шестилетнего ребёнка. Наступает жизнь, наполненная множеством требований, обязанностей и ограничений. Благодаря тому, что все дети посещали школу будущего первоклассника, большинство из них благополучно овладевают новой, непривычной ролью: «Я – ученик», осваивают новую деятельность (учебную), приняли нормы поведения в школе, в классном коллективе. Но есть дети, которые испытывают трудности в процессе адаптации.

Во-первых, это дети с синдромом дефицита внимания или гиперактивные дети. Тимур и  Максим – одной из специфичных их черт  являются чрезмерная активность, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём-либо.

Вторая группа, это медлительные дети.  Арина,  Ирина,  Ольга,  Олеся, Илья. Немалый опыт неуспехов и неудач, связанных с их медлительностью, эти дети приобрели ещё до школы. Поступление в школу создаёт для них дополнительные трудности: они самыми последними готовятся к уроку, не успевают выполнять весь объём классной работы, им не хватает времени, чтобы записать домашнее задание, они долго думают, медленно пишут, не могут быстро переключаться на новый вид работы.

Другая, наиболее трудная категория детей – это демонстративные дети. Надя,  Лена,  Юля отличаются повышенной потребностью во внимании окружающих. Эти дети эгоцентричны и стремятся в своей семье и в школе постоянно вызывать удивление, восхищение, сочувствие. Часто эти дети лгут, фантазируют, поскольку сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание.

Среди учеников класса выделяются дети с высокой и устойчивой тревожностью. Это -  Ира,  Александр и  Виолетта. Это связано с высоким уровнем притязаний, ожиданий родителей по отношению к ребёнку, с гиперопекой, когда тревожные родители воспроизводят это качество в своём ребёнке.

Ещё одна группа учащихся, о которой хочется сказать отдельно – это леворукие дети:  Илья,  Арина,  Алина. Конечно, леворукость – это не патология и не недостаток развития, но это очень важная индивидуальная особенность ребёнка. У них часто отмечается сниженная способность зрительно-двигательной координации. (Дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, с трудом удерживают строчку при письме и чтении). У них отмечаются недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений. (Зеркальность письма, смешение на письме близких по конфигурации букв: т-п, м-л). Им характерна слабость внимания, трудности переключения и концентрации, а так же речевые нарушения. Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом, в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности. Повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе на каждой ступени образования.

Отдельно  отмечу ребёнка, которому сейчас приходится особенно трудно – это  Женя. У мальчика низкий уровень функциональной готовности к обучению – так называемая школьная незрелость, т.е несоответствие степени созревания определённых мозговых структур, плохо развита мелкая моторика, слабо развита произвольная сфера (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, развитие произвольного внимания и памяти). Кроме всего ребёнок не выговаривает половину алфавита, да ещё и сильно заикается.

Чтобы облегчить таким разным детям учебно-психологическую адаптацию, я использую различные методы обучения, разнообразные по структуре уроки.

А для облегчения социально – психологической адаптации, использую различные формы работы учащихся на уроке. (Приобщение к новому коллективу через учебное сотрудничество: работа в группах, в парах; использование игровых форм деятельности, создание ситуаций как учебного, так и свободного общения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...