Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
статья (1 класс) на тему

Мухина Елена Борисовна

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополнительного образования (внеурочной деятельности) детей, как способа социализации. личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_adaptatsii_pervoklassnikov.docx947.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы адаптации первоклассников

 на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

                                                           Мухина Елена Борисовна, воспитатель

МБОУ «Лицей №87 им.Л.И. Новиковой»,

г.Нижний Новгород

Рисунок 1

В воспитательном пространстве нашего лицея  в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития  и программой развития лицея как интеллектуальной организации мы используем определение воспитания как управление процессом развития личности через создание для этого необходимых условий. (рис.1) Но прежде, чем создавать воспитательное пространство класса, необходимо определиться, что же такое личность человека как такового. По данным российских ученых Холдинга «НИИ Здоровьесберегающих технологий» под руководством д.т.н., профессора, академика АТН РФ и РАЕН, Маслова Л.И., человек является открытой энерго-информационной системой, активно обменивающейся энергией и информацией с окружающей средой. В результате изучения клетки крови  человека ученые пришли к выводу, что кровь, как и вода, есть информационный жидкий кристалл, за счет которого в организме и происходит обмен информацией по законам физического резонанса, что создает и регулирует целостную работу организма человека. Отсюда можно сделать вывод, что если преобладающий информационный фон окружающего пространства не попадает в резонанс с информационным фоном личности человека (т.е. ее духовно-нравственной составляющей), то организм человека теряет внутреннюю гармонию, что приводит к разбалансировке работы всех органов и систем организма. В нашем организме существует механизм защиты для поддержания устойчивости генетического аппарата и здоровья организма в целом. Этот механизм называется адаптацией,  действующей на основе иммунных и резервных сил организма. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. (рис.2)

Рисунок 2

На уровне клетки приспособление идет за счет управления на основе обратной связи. (рис.3)

Рисунок  3

Подобным образом  механизм адаптации действует и на уровне личности, где функцию обратной связи выполняют процессы образования и воспитания. Решающую роль в успешности адаптации к изменяющимся условиям играет готовность личности адекватно реагировать на поступающую информацию, а значит, изменять собственный вектор развития.

Итак, мы видим, что адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

Биологический аспект - общий для человека и животных - включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся физическим условиям внешней среды. У человека также обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. У первоклассников – это, прежде всего, способность к регуляции выделительной функции организма и двигательной активности в рамках урока.

Психологический аспект (частично перекрывается понятием Адаптации социальной) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению – в нашем случае, классу). Основные проявления социальной А. – информационно-энергетическое взаимодействие (в т.ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. И , как было сказано выше, важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации является общее образование и воспитание.

Поэтому особой заботой воспитания является ребенок как личность, его самоопределение и социализация,  развитие его духовных качеств как формирование его энерго-информационной структуры на базе принятия ценностных отношений к миру, к себе и к окружающим людям. Отношение к миру я бы выделила здесь как основополагающую ценность для младшего школьника. Ребенок, примеряющий новую для себя социальную роль ученика, должен разобраться, какой мир его окружает, что ожидают от него значимые взрослые, какие качества личности здесь востребованы и приветствуются. Создавая для ребенка воспитывающую среду, мы помогаем ему найти ответы на эти вопросы. Сам процесс воспитания должен быть познавательным, увлекательным и доверительным. Необходимо использовать такие виды и формы деятельности, которые затронут все чувства ребенка: заставят его радоваться и плакать, гордиться и сопереживать, которые активизируют его интеллект: будут побуждать к исследованиям и размышлениям и  которые будут формировать его духовные качества в стремлении соответствовать заявленным идеалам..

Особая роль в реализации идей духовно-нравственного воспитания на практике отводится семье, вовлечении родителей в жизнь детей, развитию общих интересов в совместной  деятельности.

Всем очевидно, что каждая семья имеет свое информационно-энергетическое пространство и вольно или невольно выстраивает свою систему воспитания личности ребенка. Воспитание в семье – одна из древнейших форм социализации детей. Именно семья является важнейшим базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, нравственно-психологического климата в нем, во  многом зависит формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к нравственной созидательной жизни.  К тому же в современных условиях основными социальными заказчиками образовательного учреждения наряду с государством теперь считаются и родители обучающихся. Мы стараемся моделировать ситуацию так, чтобы родители - заказчики образовательных услуг, стали нашими союзниками, партнерами и помощниками в адаптации первоклассников к новым условиям жизнедеятельности.

Надо сказать, что сами родители в это время тоже переживают адаптационный период и нуждаются в педагогическом сопровождении. Для этого мы оказываем поддержку воспитательных усилий семьи, проводим индивидуальные консультации, привлекаем родителей к вопросам воспитания и организуем взаимодействие и сотрудничество с семьей каждого ученика класса. Практически все дети и родители охвачены теми или иными формами внеурочной деятельности, акценты в которой сделаны на  создание благоприятной информационной среды, позволяющей детско-родительскому коллективу наиболее полно проявить свои адаптационные возможности.

Для этого в начале учебного года проводится родительское собрание, на котором семьи обучающихся знакомятся с Уставом лицея, режимом работы, программой обучения и направлениями внеурочной деятельности, реализуемыми в начальной школе согласно ФГОС. Затем через анкетирование выявляются направления ВД, которым родители отдали предпочтение.

Анализ опыта работы прошлых лет показал, что прежние родительские коллективы больше интересовало познавательное направление ВД. Предпочтение отдавалось  различным интеллектуальным курсам («Юным умникам и умницам» О.Холодовой, «Интеллектика» А.Зака), занятиям по информатике и английскому языку. Современные родители наряду со склонностью к интеллектуальной деятельности  проявили заинтересованность в занятиях по духовно-нравственному воспитанию детей и в исследовательской деятельности. Это вполне соответствовало как моим  внутренним устремлениям, так как при повышенной учебной нагрузке делало процесс воспитания личности более гармоничным, так  и ценностным ориентирам воспитательной системы школы.

Созданная мной программа развития классного коллектива «Знайка» позволила объединить все выбранные направления ВД, сделав при этом родителей непосредственными заинтересованными участниками воспитательного процесса. (рис.4)

Рисунок 4

Программа реализуется поэтапно и рассчитана на четыре учебных года. Каждый этап подразумевает комплексное решение основных задач в соответствии с возрастными, психофизическими особенностями воспитанников, а текущие задачи коррелируются в зависимости от результатов проведенной воспитательной работы.

Структура программы выстроена следующим образом: каждый класс – это модуль  или этап, несущий определенную смысловую и ценностную нагрузку.

1 класс – модуль-этап «Дорога в загадочный город».(рис. 5)

Рисунок 5

Первоклассники – это особенные люди. Они приходят в школу с еще не раскрытым потенциалом познавательной активности и огромным запасом доверия к тому человеку, очень значимому для них, который  знает правила этого загадочного для них взрослого мира и должен научить их  в нем жить. От того как  и насколько продуктивно пройдет этот период вхождения в школьную жизнь зависит подчас будущая успешность юного человека. Ведь неправильная модель поведения как более простая закрепляется  очень быстро, а для исправления ее нужны дополнительные душевные и волевые усилия не только самого ребенка, но и родителей, учителей.  Одной из важных предпосылок успешной адаптации вновь поступивших ребят является комплексный показатель готовности к школьному обучению, который учитывает разностороннее развитие личности ребенка.

Поэтому в первом полугодии особое внимание уделяется исследовательской работе по определению стартового комплексного показателя развития детей, а так же изучению их интересов и особенностей, знакомству с семейным укладом учащихся, составлению характеристики нарождающегося детского коллектива.

Особенно важно как пройдет первое полугодие школьной жизни. Именно в этот период (первые 3–6 месяцев 1-го класса) вчерашние дошкольники сталкиваются с новыми правилами и нормами, ценностями и мировоззрением, структурой и программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и начать развиваться. Существуют разные подходы к тому, как и каким образом можно и нужно им помогать. В рамках  предлагаемого программного модуля «Дорога в загадочный город» для обеспечения максимально безболезненного процесса адаптации детей   к новым условиям жизнедеятельности в начальной школе лицея предполагается: учет  психофизических особенностей  каждого ребенка, создание условий для его полноценного развития, личностного становления,  формирования индивидуальности; оказание консультационной помощи родителям учащихся в организации оптимального режима труда и отдыха детей.

Основная цель программы - сопровождение и поддержка адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности.

Системообразующими на I этапе являются два взаимосвязанных и взаимодополняющих компонента программного модуля: системная коллективная игра «Дорога в загадочный город» и познавательная деятельность

Цель игры:

-  социализация детей через освоение и применение новых знаний, норм, правил, требований, предъявляемых школой;

Задачи игры:

- объединить детей единой целью (совместное продвижение вперед и, в конце путешествия, создание радуги – символа красоты, гармонии, счастья)

-  развивать духовно-нравственную сферу учащихся на основе принятия ими общечеловеческих ценностей

- развивать и укреплять мотивационную и регулятивную составляющие школьной готовности

-  способствовать снятию тревожности и  негативных эмоциональных состояний

-  способствовать открытию ребенком в себе качеств личности, помогающих прийти к успеху (аккуратность, внимание, ответственность, взаимовыручка, самоконтроль, терпение и др.)

-  поддерживать и повышать самооценку неуверенных в себе ребят путем выявления их сильных сторон (не умеет быстро читать, зато умеет содержать в порядке свое рабочее место и т.п.) и создания на этом фоне ситуации успеха

- создавать атмосферу  эмоциональной насыщенности для возникновения позитивных  эмоциональных переживаний у детей в ходе игры.

 Введение в игру происходит 1 сентября на  первом уроке, где дети и родители узнают о цели совместного путешествия в загадочный город– создании дружной классной семьи, где каждого ценят и уважают, где интересно и не скучно жить, где всем уютно и комфортно, где умеют трудиться не только для себя, но и для других.

В ходе игры, которая длится несколько месяцев (в идеале – целый учебный год), участники включаются в совместную деятельность по созданию пазла-Дороги, контур которой размещен на классном стенде. Основной смысл заключается в том, что очередной пазл-кирпичик выдается ученику при подведении итогов недели на классном часе «Идем дорогой трудной» за его успехи и достижения в урочной и внеурочной деятельности.

Вместе с ребятами в путешествие отправляются герои сказки-повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», каждый из которых является информационным носителем определенных ценностей, присвоение которых является необходимым условием продвижения к цели.

  • Элли – символ дружбы, сотрудничества, умения работать в команде. Отражает целевые ориентации социального направления ВД  -  формирование образа класса как дружелюбной и толерантной общности детей, родителей и педагогов, имеющей единое целеполагание и взаимную ответственность друг перед другом; Реализуется на занятии «Гостиная Элли», при работе в группах на уроках и во ВД.

Во втором полугодии будет задействована при становлении органов классного самоуправления через структуру    общественных поручений;

  • Страшила Мудрый – познавательный интерес, смекалка, интеллект. Представляет обще интеллектуальное  направление ВД –  изучение и развитие познавательных способностей и познавательной активности учащихся. Реализуется в учебной деятельности, на занятиях курсов «Мир загадки», «Юн.умницам и умникам», «Сложи узор» и др. интеллектуальной деятельности.
  • Смелый Лев – преодоление трудностей, общественно-полезный труд, спорт. Спортивно-оздоровительное направление - содействие  сохранению и укреплению здоровья учащихся, их осознанному позитивному отношению к здоровому образу жизни. Реализуется на занятиях «Тропой Смелого льва»
  • Железный Дровосек – доброта, взаимопомощь, милосердие. Символ духовно-нравственного направления ВД  - создание информационного пространства для приобретения нравственно-этического опыта взаимодействия каждого ребенка с окружающими и соблюдения правил поведения в лицее и социуме на основе воспитания у детей  позитивного мировоззрения и принятия ими таких ценностей как  Мир, Семья, Знания, Дружба, Доброта, Любовь, Здоровье. Реализуется на занятиях цикла «Мастер-класс Железного Дровосека».
  • Тотошка – игры, развлечения, праздники, организация культурного досуга. Общекультурное направление - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Такая система-игра позволяет  детям лучше адаптироваться к школе, так как концентрирует их внимание на овладении новой социальной ролью — ученика, развивает их коммуникативные и духовно-нравственные качества, дает опыт преодоления трудностей и испытания себя. Первоклассник берет на себя личную ответственность за свою новую позицию, свое поведение, за общий успех игры,  что формирует его самоосознание. Это во многом может являться профилактикой дезадаптивного поведения детей в дальнейшем.

Для примера приведу одно из занятий цикла «Мастер-класс Железного Дровосека». (рис.6)

 

 Рисунок 6

Этот цикл занятий выполняет роль обратной связи в механизме социальной адаптации первоклассников, т.к. призван формировать информационное воспитательное пространство, способствующее коррекции возможных адаптационных проблем.

Опорными точками цикла являются 4 установочных занятия, по одному на каждую четверть, которые задают определенное направление в формировании личной осознанности ребенка.(рис.7)

Рисунок 7

  1. Целое и часть, 2 – Связанные одной нитью, 3 – Мир вокруг нас, 4 – Подобное притягивает подобное  (стимуляция позитивного мышления, осознание причинно-следственных связей)

Цель 1 занятия – формирование установки «Я – часть мира, и мне присущи его лучшие качества».

Задачи – дать понятие «духовное качество», определить его значимость для жизни человека; показать возможность присвоения лучших духовных ценностей, таких как Любовь, Доброта, Здоровье, Порядок, Счастье.

Основная идея: «Наш мир состоит из материи, того что мы можем увидеть и потрогать, и духа, того, что мы не видим. Мы можем потрогать дождь, положить в карман яблоко, погладить щенка, пожать руку другу, но никто еще не смог дотронуться до мечты или положить в карман дружбу.

 Дух присутствует повсюду и находится в каждом из нас. И каждый из нас – это маленькая частица духа. Вот почему мы все обладаем такими замечательными духовными качествами как дружелюбие, радость, разум, сила воли и сила духа. Несмотря на то, что мы все разные и по-разному поступаем, в каждом из нас есть качества, присущие духовной части мира.  Однако,  в некоторых людях эти качества могут быть скрыты очень глубоко, и эти люди даже не подозревают, что они у них есть. Мы можем помочь таким людям обнаружить эти качества в себе, ведь мы знаем, что они есть у каждой частицы нашего мира».

В конце 1 полугодия прошлого года школьным психологом было проведено исследование характера адаптации учащихся  1 класса к условиям школьного обучения, что безусловно является критерием успешности и эффективности воспитания, а так же выявлены показатели  сформированности внутренней позиции школьника, уровня учебной мотивации, эмоционального состояния, школьной  тревожности и уровню развития самооценки. Получены следующие результаты:

1)        Адаптация учащихся к условиям обучения в школе проходит успешно, детей с низким уровнем адаптации не обнаружено. У 79.3% учеников адаптационные процессы проходят благополучно.

2)        У  73.4% учеников выявлен средний уровень учебной мотивации, у 20% - высокий. У всех учащихся присутствует выбор учебного мотива.

3)        Эмоциональное состояние у 86% учащихся в норме либо преобладают позитивные эмоции.

4) У 51.8% детей школьной тревожности не обнаружено, у 41.3% - уровень нормальный.

5)        Внутренняя позиция школьника сформирована полностью у 50% учащихся, средне – у 43.4%.

6)        По уровню развития самооценки не выявлены учащиеся с заниженными показателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.

Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем ...

программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»

Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Доклад по самообразованию по воспитательной работеТема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....

Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Выступление по самообразованию по воспитательной работеТема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....

Психолого-педагогический аспект адаптации обучающихся 1 –х классов к новым условиям обучения.

В данной статье отражена теория о школьной адаптации и работа школы-интерната №1 ст. Елизаветинской в этом направлении....