Главные вкладки

    программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»
    рабочая программа по теме

    Светлана Ивановна Богатырева

    Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podprogramma._1_klassdocx.docx31.66 КБ

    Предварительный просмотр:

     

     

                                                                                                                                           

          программа  

     

                           «Первоклассник»

                 Срок реализации 4 месяца

    Цикл коррекционных занятий

      по предупреждению  

      дезадаптации у первоклассников.

                               Автор-составитель : педагог – психолог  Богатырева С.И

                                                               

                                             г.Суворов 2012год.

    Пояснительная записка

     

    Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
                   При поступлении в  ( специальную) коррекционную  школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
                   Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
                    С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
    Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, в условиях ( специальной) коррекционной школы необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
     

    Цель программы:  является психологическая адаптация ребёнка к условиям  специальной (коррекционной) школы  и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

     

    Задачи: 

    1. формирование адекватного представления о школьной жизни;

    2. развитие  у  ребенка позиции школьника;


    3. выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
    4. повышение школьной мотивации

      Адресат: Подпрограмма предназначена для психокорекционной работы с детьми младшего школьного возраста в условиях( специальной) коррекционной школы.

    Основные этапы работы:

    1. Подготовительный этап:
    1. изучение психолого-педагогической литературы;
    2. поиск и выбор форм, методов и средств профилактики  дизадаптации.
    1. Диагностический этап:
    1. наблюдение:
    2. анкетирование;
    3. опросы.
    1. Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:
    1. Индивидуальные и групповые занятия.
    1. Аналитико-оценочный этап:
    1. анкетирование;
    2. опросы.

    Формы и методы работы:

    1. Индивидуальная работа:
    1. диагностика;
    2. консультирование.

    1.  Групповая работа:

    1.подвижные игры;

    2.упражнения в парах и малых группах;

    3.дискуссии;

    4.«мозговые штурмы»;

    5.ролевые игры;

    4.упражнения на самопознание;

    Структура  занятия( тренинга):

    1. Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
    2. Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
    3. Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
    4. Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

    Ритуал прощания.

    Методическое обеспечение:

    Эффективность занятий отслеживается на основе психодиагностических обследований. Примерный психодиагностический инструментарий включает в себя следующие методики: Программа исследования адаптации первоклассников состоит из пяти методик:

    1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

    2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

    3. Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

    4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

    5. Рисуночная методика «Рисунок человека»— позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.

    6. Анкета для учителя

    Методический комплекс включает следующие: магнитофон, диски, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры,  гуашь, кисти.

    Время, необходимое для реализации данной подпрограммы: 4 месяца, занятия  проводятся  систематически  и планомерно  один раз в неделю, продолжительностью  30  минут.

     

    Психокоррекционная подпрограмма состоит из двух блоков:

    1. Блок  1 «Коррекционно – развивающие занятия:

     

    Основное назначение данной блока: формирование адекватного представления о школьной жизни; развитие  у  ребенка позиции школьника;

     выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни; повышение школьной мотивации.

    1. Блок 2  « Просветительская, профилактическая  работа.»:

     подпрограммы представляет собой просветительскую, профилактическую работу с  классным руководителем, воспитателями, родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам

    школьной дезадаптации и связанные с ней трудности обучения.  Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителю, воспитателям, родителям  по вопросам профилактики дизадаптации.  

    Календарно – тематический план                         

    №п/п

               Название     занятия

    ЦЕЛЬ

    Реализация.

    1

    « Знакомство»

    помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность.

    2

    « Я и мое имя»

     Способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера

    3

    « Я и моя семья»

    знакомство с членами семьи, общими интересами, традициями.

    4

    « Урок и перемена»

    познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.

    5

    «Школа и школьные

    правила»

     Познакомить детей со школой, правилами для учащихся. 

     6

      «Учиться будем

     весело…»

    учить детей отвечать на поставленные вопросы, работать в коллективе, не перебивая друг друга и не выскакивая с места.
    формировать представления о цветовой гамме у учащихся- восприятие цвета.
    Закреплять знание времен года- развитие долговременной памяти.

    7

    « Путешествие в осенний лес.»

      Коррекция познавательных процессов учащихся, адаптация их к школе. Развитие воображения, мышления, памяти, восприятия учащихся с помощью игр и упражнений.  Научить детей с любовью относиться к родной природе, к растениям и жителям леса, расширить кругозор детей.

    8

    «УЧЕНЬЕ — свет,
    а неученье — тьма»

    укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.

    9

    «Когда всем весело,
    а одному грустно»

    учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.

    10

    « Волшебные слова»

    воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста

    11

    Зачем мне нужно ходить в школу.

    Содействовать осознанию позиции школьника. Способствовать формированию дружеских отношений в классе.

    12

    Мои друзья в классе

    Развивать уверенность в себе и в своих учебных возможностях.

    13

     Мои чувства ( Радость).

     Формирование положительного отношения к школе, одноклассникам, учителю. Первичное знакомство с эмоциями вне себя, чувством радости. Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие эмпатии, мимики, выразительных движений.

    14

    Мои чувства ( Грусть)

    Познакомить с чувством обиды и действиями, связанными с ним. Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды. Познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме.

    15

    Мои чувства ( Страх)

    Знакомство с чувством страха. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. Развитие эмпатии, умения сопереживать не только близким но и одноклассникам. Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма.

    16

    Мои чувства ( Удивление)

    Знакомство с чувством удивления. Закрепление мимических навыков. Развитие памяти, внимания, воображения Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма.

    17

    Закрепление знаний

    О чувствах и эмоциях которые сопровождают учащихся в школе и вне.

    Закрепление знаний о чувствах. Развитие эмпатии, памяти, речи, мышления, Обогащение словаря эмоций. Снять напряжение, усталость.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Викторина: "Что? Где? Когда?" по теме "Развитие вкусовых качеств" для учащихся 1 класса школы-интернат №6 VIII вида

    Данное занятие относится к предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". В игравой форме дети знакомятся с вкусовыми качествами....

    Интеллектуально-развлекательная викторина: Эрудит-кафе "Мозгодром" для учащихся начальных классов школы-интернат № 6 VIII вида

    Данное занятие содержит: разного вида кроссворды, загадки,загадки-шутки и ребусы направленные на коррекцию мыслительных операций, внимания, пополнение словарного запаса....

    Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

    Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

    Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

    1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.

    Очень лёгкий и удобный в использовании.Рекомендую....

    Программа по адаптации учащихся начальной школы к 1 классу.

    Помощь первоклассникам в адаптации к школьному обучению....