программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»
рабочая программа по теме

Светлана Ивановна Богатырева

Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podprogramma._1_klassdocx.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

                                                                                                                                       

      программа  

 

                       «Первоклассник»

             Срок реализации 4 месяца

Цикл коррекционных занятий

  по предупреждению  

  дезадаптации у первоклассников.

                           Автор-составитель : педагог – психолог  Богатырева С.И

                                                           

                                         г.Суворов 2012год.

Пояснительная записка

 

Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
               При поступлении в  ( специальную) коррекционную  школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
               Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
                С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, в условиях ( специальной) коррекционной школы необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
 

Цель программы:  является психологическая адаптация ребёнка к условиям  специальной (коррекционной) школы  и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

 

Задачи: 

1. формирование адекватного представления о школьной жизни;

2. развитие  у  ребенка позиции школьника;


3. выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
4. повышение школьной мотивации

  Адресат: Подпрограмма предназначена для психокорекционной работы с детьми младшего школьного возраста в условиях( специальной) коррекционной школы.

Основные этапы работы:

  1. Подготовительный этап:
  1. изучение психолого-педагогической литературы;
  2. поиск и выбор форм, методов и средств профилактики  дизадаптации.
  1. Диагностический этап:
  1. наблюдение:
  2. анкетирование;
  3. опросы.
  1. Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:
  1. Индивидуальные и групповые занятия.
  1. Аналитико-оценочный этап:
  1. анкетирование;
  2. опросы.

Формы и методы работы:

  1. Индивидуальная работа:
  1. диагностика;
  2. консультирование.

  1.  Групповая работа:

1.подвижные игры;

2.упражнения в парах и малых группах;

3.дискуссии;

4.«мозговые штурмы»;

5.ролевые игры;

4.упражнения на самопознание;

Структура  занятия( тренинга):

  1. Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
  2. Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
  3. Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
  4. Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

Ритуал прощания.

Методическое обеспечение:

Эффективность занятий отслеживается на основе психодиагностических обследований. Примерный психодиагностический инструментарий включает в себя следующие методики: Программа исследования адаптации первоклассников состоит из пяти методик:

1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

3. Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

5. Рисуночная методика «Рисунок человека»— позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.

6. Анкета для учителя

Методический комплекс включает следующие: магнитофон, диски, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры,  гуашь, кисти.

Время, необходимое для реализации данной подпрограммы: 4 месяца, занятия  проводятся  систематически  и планомерно  один раз в неделю, продолжительностью  30  минут.

 

Психокоррекционная подпрограмма состоит из двух блоков:

  1. Блок  1 «Коррекционно – развивающие занятия:

 

Основное назначение данной блока: формирование адекватного представления о школьной жизни; развитие  у  ребенка позиции школьника;

 выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни; повышение школьной мотивации.

  1. Блок 2  « Просветительская, профилактическая  работа.»:

 подпрограммы представляет собой просветительскую, профилактическую работу с  классным руководителем, воспитателями, родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам

школьной дезадаптации и связанные с ней трудности обучения.  Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителю, воспитателям, родителям  по вопросам профилактики дизадаптации.  

Календарно – тематический план                         

№п/п

           Название     занятия

ЦЕЛЬ

Реализация.

1

« Знакомство»

помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность.

2

« Я и мое имя»

 Способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера

3

« Я и моя семья»

знакомство с членами семьи, общими интересами, традициями.

4

« Урок и перемена»

познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.

5

«Школа и школьные

правила»

 Познакомить детей со школой, правилами для учащихся. 

 6

  «Учиться будем

 весело…»

учить детей отвечать на поставленные вопросы, работать в коллективе, не перебивая друг друга и не выскакивая с места.
формировать представления о цветовой гамме у учащихся- восприятие цвета.
Закреплять знание времен года- развитие долговременной памяти.

7

« Путешествие в осенний лес.»

  Коррекция познавательных процессов учащихся, адаптация их к школе. Развитие воображения, мышления, памяти, восприятия учащихся с помощью игр и упражнений.  Научить детей с любовью относиться к родной природе, к растениям и жителям леса, расширить кругозор детей.

8

«УЧЕНЬЕ — свет,
а неученье — тьма»

укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.

9

«Когда всем весело,
а одному грустно»

учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.

10

« Волшебные слова»

воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста

11

Зачем мне нужно ходить в школу.

Содействовать осознанию позиции школьника. Способствовать формированию дружеских отношений в классе.

12

Мои друзья в классе

Развивать уверенность в себе и в своих учебных возможностях.

13

 Мои чувства ( Радость).

 Формирование положительного отношения к школе, одноклассникам, учителю. Первичное знакомство с эмоциями вне себя, чувством радости. Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие эмпатии, мимики, выразительных движений.

14

Мои чувства ( Грусть)

Познакомить с чувством обиды и действиями, связанными с ним. Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды. Познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме.

15

Мои чувства ( Страх)

Знакомство с чувством страха. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. Развитие эмпатии, умения сопереживать не только близким но и одноклассникам. Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма.

16

Мои чувства ( Удивление)

Знакомство с чувством удивления. Закрепление мимических навыков. Развитие памяти, внимания, воображения Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма.

17

Закрепление знаний

О чувствах и эмоциях которые сопровождают учащихся в школе и вне.

Закрепление знаний о чувствах. Развитие эмпатии, памяти, речи, мышления, Обогащение словаря эмоций. Снять напряжение, усталость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина: "Что? Где? Когда?" по теме "Развитие вкусовых качеств" для учащихся 1 класса школы-интернат №6 VIII вида

Данное занятие относится к предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". В игравой форме дети знакомятся с вкусовыми качествами....

Интеллектуально-развлекательная викторина: Эрудит-кафе "Мозгодром" для учащихся начальных классов школы-интернат № 6 VIII вида

Данное занятие содержит: разного вида кроссворды, загадки,загадки-шутки и ребусы направленные на коррекцию мыслительных операций, внимания, пополнение словарного запаса....

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...

Программа по адаптации учащихся начальной школы к 1 классу.

Помощь первоклассникам в адаптации к школьному обучению....

Особенности и техники психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, в том числе школьников с ограниченными возможностями здоровья

Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем общества. В статье описываются упражнения, игры, техники для психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, ...